Философия, её роль в жизни человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, её роль в жизни человека.



Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.

Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.

Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.

Значение философии:

1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.

3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.

4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:

- экономическую;

- естественно научную;

- правовую;

Виды мировоззрений:

1. Научное и ненаучное;

2. Прогрессивное и реакционное;

3. Оптимистическое и пессимистическое.

Типы мировоззрений:

1. Мифологическое (фантазия, вымысел);

2. Религиозное (сверхъестественная сила);

3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);

4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).

Формула мировоззрения:

Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.

Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.

Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.

 

4. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.

Философы в древности стремились понять, какой вопрос в философии основной, главный.

Камю: Основной вопрос философии в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого.

Кант: Основной вопрос философии складывается из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высшая ценность и высшая цель человека – человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его.

Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию. Решения того, что является первичным: сознание или природа, материя.

В решении этого вопроса существует два подхода:

1. Монистический – когда за первооснову мира берут что-то одно.

2. Дуалистический – когда первоосновой мира считают две основы и материю и сознание.

В зависимости от решения основного вопроса философии, философы разделились на два лагеря:

1. Философский материализм или демакрический.

Эти философы считают, первоосновой мира является материя, а сознание вторично, т.к. оно возникло в результате совершенствования материи.

За 2,5 тыс. лет в существовании философии в ней выделили 3 формы материализма:

1) Наивный материализм. Древняя Греция VI-I века до нашей эры. Представители – Фалес, Гераклит, Демокрит. Философы объясняли мир, исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

2) Механистический материализм – XVII век (Спиноза, Бэкон). Особенность – объясняли явления окружающего мира с позиции более развитой науки механики.

3) Диалектический материализм – 40-е года XIX века (Маркс, Энгельс). Считали, что первооснователем мира является материя, которая всё время изменяется.

2. Философский идеализм.

Эти философы утверждают, что дух существовал прежде материи (Платон, Кант).

В философском идеализме развивалось два направления:

1) Объективный идеализм;

2) Субъективный идеализм.

Сходства их в том, что первоосновой мира, они считают идею, а не материю. Различия их в том, что объективные идеалисты считают, что идея находится независимо от человека (Бог, разум); субъективные идеалисты считают, что идея находится в человеке.

У основного вопроса философии есть и вторая сторона, которая заключается в том, познали ли мы окружающий мир.

Два мнения:

Диалектико-материалистический. Заключается в том, что окружающий нас мир понять можно, но нельзя познать мир до конца т.к. он всё время изменяется.

Агностицизм – доказывает, что окружающий нас мир непознаваем. Н: Кант утверждал, что человек может познать только явление вещи, а суть вещи скрыта от человека.

 

 

5. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.


Каждая наука имеет свой метод. Философский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы др. наук, он берёт начало в практической деятельности людей и в своём истоке явл. отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Гераклит в своём учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, прежде всего на диалектику вещей, на объективную диалектику. Идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Идёт речь о диалектике понятий, о субъективной диалектике. Диалектика совместима как с материализмом (Маркс, Энгельс), так и с идеализмом. Она выступает как материалистическая диалектика, и как идеалистическая диалектика (Гегель). Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Её особенностью явл тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метофизический метод характеризуется тем,что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет, либо белое, либо чёрное, либо друг, либо враг. При рассмотрения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей.

 

7. Философия Древнего Востока.Китай.

 

VI – III век до н. э. – золотой век древнекитайской философии. Время соперничества 100 философских школ, в результате которого осталось только 6 школ. К этим школам относятся: Конфуцианство, Даосизм, Моизм, Школа Закона, Школа Имён, Натуральная философия.

Основной школой философии Древнего Китая является Конфуцианство. Основатель школы – Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Основной труд Конфуция – «Беседы и высказывания». Эту книгу знал наизусть всякий образованный китаец.

Разделы «Беседы и высказывания»

1. Небо и Духи.

Небо – высшая сила, оно следит за справедливостью на земле.

2. Общество.

Конфуций преклоняется перед людьми прошлого за то, что они не обращали внимание на мелочи, отличались прямотой, учились, совершенствуя себя. Конфуций критикует современников за то, что они учатся ради известности, занимаются обманом, срывают свой гнев на других.

Общество представляет собой одну большую семью, где император – это глава семьи. Все отношения в обществе должны строиться как в хорошей семье.

3. Этика.

Конфуций пишет, что основными понятиями во взаимоотношениях людей являются: человеколюбие, взаимопонимание, золотая середина. Эти понятия составляют правильный путь человека в жизни или Дао (умение человека жить в равном согласии с окружающим миром, не противостоять ему). Этим путём должен идти всякий, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми и с самим мирозданием.

4. Управление.

Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован и одарён. Правитель призван быть знающим, мудрым и нравственным. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственности примера вышестоящих и нижестоящих.

5. Знание.

Знать – значит знать людей. Познание природы Конфуция не интересует. Учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным. Слушаю много, выбираю лучшее и следую ему.

Школа Закона противопоставлена Конфуцианству. Характерные черты Школы Закона:

1. Законники отказались от мотивов убеждения, как от нравственного убеждения. Главное воспитание – это наказание.

2. Государство – это не большая семья, а безумный механизм. Правитель – не отец, а деспот. В IV в. н. э. идеолог Шан Янг изложил нормы нравственности. Доброта и человеколюбие – мать преступников. Призывал карать жестоко, внушая трепет.

3. Разобщать людей взаимной подозрительности слежкой, доносительством. Всё это помогает навести порядок.

Философия Древнего Востока.Индия.

На развитие древнеиндийской философии оказало влияние деление общества на касты. Становление индийской философии произошло в VI-V в. до н. э. под влиянием мифологии и религии. Всего 4 касты: жрецы, войны, земледельцы, шудры. Первым литературным памятником философии были «Веды» (10 тыс. стихов, гимнов и т.п.). Рассуждения о человеке: человек – это творение богов, часть живой природы; различия между человеком, животными и растениями непринципиальны, ибо люди подобно животным и растениям имеют тело и душу. Тело смертно, а душа – вечна. После гибели тела душа переселяется в другое тело. Причём переселение души в то или иное тело зависит от того, кем её обладатель был в прошлой жизни.

Основной школой древнеиндийской философии – Буддизм. Основатель школы – принц Гаутама (563-483 гг. до н. э.). Четыре истины Буддизма:

1. Жизнь – это страдание (рождение, старость, разлука с приятным, смерть). Кем бы не был человек, он обречён на страдание.

2. О происхождении страдания: корень страдания – в жажде жизни, в жажде существования.

3. Страдание имеет причину, а значит его можно прекратить путём прекращения этой жажды.

4. О пути освобождения от страданий. Истины:

1) Правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь в соответствии с условленными истинами).

2) Правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубости).

3) Правильные действия (не причинение зла живому, воздержание от воровства, жить честным трудом, отказ от пьянства).

4) Правильные усилия (борьба с соблазнами и дурными мыслями)

Итогом этого сложного пути должно стать состояние полной невозможности, безразличия – Nirvana.

Школа Джайданы.

Секты:

1. Одетые в белое - закрывают рот белой повязкой.

2. Одетые в пространство – три ступени:

I ступень – оставить семью, остричь волосы, жить на подаяние при храме;

II ступень – только набедренная повязка, есть рис с ладони один раз в день;

III ступень – всегда обнажён, есть рис через день.

Главная цель в жизни человека – преодоление власти внешнего мира и обретение собственного совершенства. Джайданы считают, что можно освободиться от влияния злой кармы с помощью добрых дел и скромного образа жизни.

Джайн всегда придерживается четырёх принципов:

1) Прощение и смирение;

2) Честность и правдивость;

3) Воздержание и строгость к себе;

4) Непривязанность к внешнему миру.

Индийская философия обладает сильной стороной в том, что она обращена к душе человека, его сложным психическим состоянием и содержит призыв к человеку обрести.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.033 с.)