ТОП 10:

Революция 1905—1907 гг.: причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги



Основные даты и события: 9 января 1905 г. — «Кровавое воскресе­нье»; июнь 1905 г. — восстание на броненосце «Потемкин»; ок­тябрь 1905 г. — Всероссийская политическая стачка; 17 октября 1905 г.— Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»; декабрь 1905 г. — вооруженное восстание в Москве.

Исторические деятели: Николай II; П. Н. Милюков; А. И. Гуч­ков; С. Ю. Витте; П. П. Шмидт.

Основные термины и понятия: революция; манифест; стачка; восстание.

План ответа: 1) предпосылки, основные задачи, движущие си­лы, характер революции 1905—1907 гг.; 2) особенности рево­люции; 3) основные этапы революции; 4) итоги революции.

Материал к ответу: Революция 1905—1907 гг. была вызвана рядом экономических (помещичье землевладение, отрезки, крестьян­ская община, чересполосица, отработочная система и др.) и по­литических (царское самодержавие, сохранение сословных при­вилегий, отсутствие демократических прав и свобод и др.) предпосылок. Ускорила революцию неудачная для России рус­ско-японская война.

Революционные события начались 9 января 1905 г., когда мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, с петицией к царю об установлении 8-часового рабочего дня и минимальной оплаты труда, было расстреляно войсками. В ответ в столице началось сооружение баррикад, а по стране Прокатилась волна возмущения. Начались массовые выступле­ния в самых различных регионах. Революция носила буржуазно-демократический характер так как ее главной задачей была ликвидация пережитков кре­постнического строя. Однако, в отличие от аналогичных рево­люций на Западе, она имела ряд особенностей. Основными движущими силами выступали пролетариат, крестьянство и ли­беральная буржуазия. Причем главной и наиболее последова­тельной политической силой в революции стала не буржуазия (в России она была нерешительна и слаба), а пролетариат, го­товый идти к достижению поставленных целей до конца. Си­туация осложнялась и тем, что революция приобрела нацио­нальный оттенок на окраинах страны, где о своих собственных интересах заявили представители национальной буржуазии и рабочего класса. Кроме того, у разных политиче­ских партий различным было представление о начавшейся ре­волюции. Даже в рядах социал-демократов оно было диаметрально противоположным: большевики считали, что ре­зультатом победоносной революции должно стать формирова­ние временного правительства, как органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а меньшевики настаивали на том, что временное правительст­во (если оно будет сформировано) должно состоять из предста­вителей буржуазии, как это было в странах Запада. Большеви­ки выступали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, а меньшевики считали, что об этом не может быть и речи, пока пролетариат не стал большин­ством населения страны. Революционные события развивались путем взаимодействия и борьбы трех политических лагерей: пра­вительственного, либерального и революционного.

В ходе революции можно выделить два основных этапа: на­растание революционной борьбы (январь—декабрь 1905 г.) и ее спад (конец декабря 1905 — июнь 1907 г.).

На первом этапе следует отметить 72-дневную стачку ивано-во-вознесенских рабочих, впервые выдвинувших помимо экономических радикальные политические требования (созыв Учреди­тельного собрания, введение политических свобод и т. п.). Здесь был образован первый в России Совет уполномоченных депутатов. 14 июня началось восстание на броненосце «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на поддержку других кораблей эскадры., В Лодзи всеобщая стачка рабочих в июне 1905 г. переросла в во­оруженное восстание. В августе 1905 г. возникла первая массо­вая организация в деревне — Всероссийский крестьянский со­юз, в котором ведущие позиции принадлежали эсерам; и либералам. Они предлагали объявить землю собственностью всего народа, но выступали против насильственных форм борьбы. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. участвовало свыше 2 млн. человек. Наряду с рабочими ее участниками стали студенты, учителя, врачи, служащие го­сударственных учреждений. Главными требованиями участни­ков стачки были: 8-часовой рабочий день, введение демокра­тических свобод, созыв Учредительного собрания.

В условиях сложившегося равновесия политических сил царь был вынужден подписать составленный С. Ю. Витте ма­нифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозгласил политические свободы (слова, совести, собраний и союзов) и объявил о созыве законодательного орга­на — Государственной думы. Таким образом, требования одной из трех основных движущих сил революции были удовлетворе­ны. Либеральная оппозиция восприняла этот документ как за­вершение революции и начало конституционного строя в Рос­сии. Манифестом царь, по сути, склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования легальной многопартийности. Были созданы две крупные политические партии — «Союз 17 октября» (лидерами которой стали крупный заводчик А. И. Гучков и лидер земско­го движения Д. Н. Шипов) и конституционно-демократичес­кая партия (ее лидером стал известный историк, профессор П. Н. Милюков). Программы обеих этих партий были нацеле­ны на формирование конституционно-монархического строя.

Однако, несмотря на принятие Манифеста, волнения не прекратились. В ноябре руководство Крестьянского союза, недовольное тем, что аграрный вопрос до сих пор не решен, объявило о присоединении к всеобщей забастовке рабочих. Продолжались и выступления в армии. В ноябре произошло восстание под руководством лейтенанта П. П. Шмидта на крейсере «Очаков». Апогеем революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве (6—19 декабря). Вооружен­ные выступления произошли в Сормове, Красноярске, Чите. Все они были подавлены войсками. Крупных выступлений ра­бочих в дальнейшем не последовало, однако крестьянские восстания не только не прекратились, но и усилились (в ап­реле 1906 г. их было 47, а в июне — 739). Необходимо было срочно проводить аграрную реформу.

Спаду революционной активности во многом способствова­ло начало работы Государственной думы, а также принятие царем Основных законов Российской империи, ограничивавших власть монарха и потому воспринятых в кругах либеральной общественности как первая российская конституция. Революция 1905—1907 гг. имела большое историческое зн чение. Она показала властям, что их выбор лежит между реф0п мами и революцией, а промедление грозит социальным взркГ вом. В 1905—1906 гг. царская власть, под давлением народного недовольства, пошла на серьезные изменения в политической и экономической системе страны, что создавало возможность для поступательного и относительного спокойного развития российского общества.

 

Реформы П. А. Столыпина

Основные даты и события: 1906—1911 гг. —деятельность Столы­пина в качестве главы правительства; 1906 г. — деятельность I Государственной думы; 1907 г. — деятельность II Государст­венной думы; 9 ноября 1906 г. — закон, разрешающий крес­тьянам выход из общины; начало проведения аграрной рефор­мы Столыпина.

Исторические деятели: П. А. Столыпин.

Основные термины и понятия: реформа; выкупные платежи; от­резки; чересполосица.

Работа с картой: показать основные районы переселения крестьян.

План ответа: 1) предпосылки реформ; 2) П. А. Столыпин; 3) ужесточение политического режима; 4) аграрная реформа; 5) проекты социально-политических реформ; 6) причины отхода властей от реформаторского курса; 7) итоги и значение ре­форм Столыпина.ы

Материал к ответу: Потребность в реформах для России была вдвойне очевидна. Во-первых, требовалось устранить пережит­ки, мешавшие поступательному развитию страны (помещичье землевладение, самодержавный строй, сословные привилегии и др.). Во-вторых, необходимо было успокоить общественное мнение и подавить революционные настроения.

Значительный шаг на этом пути был сделан в 1906 г., ког­да были приняты Основные законы Российской империи, внесшие изменения в компетенцию органов государственной власти. Царь сохранял свое положение в качестве главы зако­нодательной и исполнительной власти. Он обладал исключи­тельными правами по изменению основных законов государ­ства, представлял страну на международной арене, имел право роспуска Государственной думы и назначения членов Госу­дарственного совета. Однако теперь полномочия императора были несколько ограничены. Законодательная деятельность отныне осуществлялась во взаимодействии императора, Госу­дарственного совета и Государственной думы, без согласия к0торых закон не мог быть принят. Царь продолжал издавать указы, но без одобрения Думы они не вступали в действие. Го­сударственная дума являлась законодательным органом, фор­мировавшимся путем куриальных (сословных), многоступенча­тых, неравных выборов. Историки оценивают эти изменения с двух разных точек зрения. Одни ученые считают, что переме­ны положили начало превращению самодержавия в конституци­онную монархию. Другие же называют изменения декоративны­ми, формальными, неспособными нарушить существовавший ранее порядок вещей.

В 1906 г. новым министром внутренних дел и председате­лем Совета министров был назначен П. А. Столыпин — в про­шлом гродненский, а затем саратовский губернатор. Человек властный и решительный, он поставил перед собой две основные задачи: на ближайшую перспективу — жесткой ру­кой подавить революционные выступления и подготовить проект реформ; на дальнюю перспективу — создать условия для формирования средних слоев городского и сельского насе­ления, что позволило бы гарантировать общественное спокой­ствие и процветание страны. Столыпин отчетливо понимал, что подавить революционные выступления можно только ре­шительными действиями властей. Для борьбы с революцион­ным насилием и террором были введены военно-полевые суды, без колебаний утверждавшие смертные приговоры лицам, подо­зреваемым в террористической деятельности. Этими судами за 1907—1909 гг. было вынесено более 5 тыс. смертных приговоров. На каторгу по политическим мотивам было сослано более 26 тыс. человек. Власть объясняла эти жесткие меры необхо­димостью борьбы с терроризмом (в 1906—1907 гг. в результа­те терактов и революционных выступлений были убиты 4126 и ранены 4552 должностных лица). На Столыпина посыпались обвинения в установлении диктатуры. Однако намеченный результат был достигнут — волна насилия в стране пошла на спад. 9 ноября 1906 г. царь утвердил предложенный Столыпи­ным указ, начавший аграрную реформу. Главным ее содержа­нием было разрушение крестьянской общины и предоставле­ние крестьянам права самим решать свою дальнейшую судьбу. Для ликвидации малоземелья крестьян Столыпин предложил начать широкомасштабное переселение всех, кто нуждался в земле, в восточные районы страны, где были обширные не­заселенные пространства. Для поддержки переселенцев пред-полагалось предоставлять им ссуды через Крестьянский банк и оказывать помощь в землеустройстве. Кроме аграрной ре­формы Столыпин разработал проекты социальной реформы (она должна была несколько смягчить положение рабочих), перестройки системы образования (предполагалось в течение 15—20 лет обеспечить всеобщее начальное образование), кор­ректировки национальной политики (введение земского само­управления в западных губерниях) и др. Однако выполнить за­думанное Столыпину было не суждено. В сентябре 1911 г. он погиб в Киеве от руки террориста. Вместе с ним исчезли и многие из его начинаний.

Одной из главных причин нереализованности проектов столыпинских реформ было то, что для царя и высших слоев общества его деятельность являлась лишь вынужденным ша­гом, необходимым для успокоения народных масс и прекраще­ния революционных выступлений. Сам же реформатор полагал, что для России важнее создать условия, при которых револю­ция в принципе стала бы невозможной. В итоге потребность в сильном, умном, волевом главе правительства, не боявшем­ся порой идти против воли царя, отпала сразу же после того, как угроза революции отошла на второй план.

Значение реформ Столыпина велико. Ему удалось найти вариант решения проблемы малоземелья крестьян, при этом не посягнуть на помещичье землевладение как один из видов частной собственности. Определенный результат дала и пересе­ленческая политика (хотя и не такой весомый, как ожидалось). В ряде районов страны хуторские хозяйства, уже через несколь­ко лет после их создания, показали себя эффективными произ­водителями товарного хлеба. Вместе с тем аграрная реформа не могла полностью снять все противоречия, образовавшиеся в сельском хозяйстве к этому времени.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.005 с.)