Русь в конце X — первой половине XII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русь в конце X — первой половине XII века



Основные даты и события:

1015 – 1019 - годы правления Святополка I Окаянного,

1019-1054 - годы правления Ярослава Мудрого,

1054 - разделение единой христианской церкви на православную и

католическую,

1054 -1078 - годы правления Изяслава I,

1078-1093 - годы правления Всеволода I,

1093-1113 - годы правления Святополка II,

1097 - съезд в Любече,

1113 – 1125 - годы правления Владимира Мономаха

30-е гг. XII в. - распад Древнерусского государства

Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.

Основные термины и понятия: погосты; уроки; дань; смерд; хо­лоп; закуп; рядович; изгой.

План ответа: 1) экономический строй Древней Руси; 2) соци­альный строй; 3) политический строй; 4) расцвет Древней Ру­си при Ярославе Мудром.

Материал к ответу: Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, земля была главным богатством. Соб­ственниками земли являлись князья, представители родовой знати (бояре), дружинники, а позже и церковь. Часть земель по-прежнему принадлежала свободным общинникам, которые вели свое хозяйство, имея необходимые орудия труда. Таких общинников называли смердами.

Это была самая многочис­ленная по составу группа крестьянского населения. Однако притеснения со стороны князя и бояр, дружинников и духо­венства вели к разорению части смердов и изменению их социального статуса. Из числа разорившихся смердов формиро­вались новые категории зависимого населения. Рядовичами называли малоимущих или разорившихся крестьян, заключив­ших договор (ряд) об условиях работы на господина. Договор был обязателен для выполнения обеими сторонами. Но у кре­стьянина было меньше возможностей выполнить его в полной мере В случае, если договорные условия им не выполнялись, рядович чаще всего становился полностью зависимым (холопом). Неко­торые общинники порой обращались к богатым землевладель­цам с просьбой одолжить на время инвентарь, рабочий скот, зерно для посева или

  Высшие сословия  
         
Служители культа   Князья
               
Волхвы (языческие жрецы до принятия христианства)     Православное духовенство (с X в.)       Вожди племен, позже — правители государственных образований
           
          Бояре Дружинники
             
  Потомки родоплемен-ной знати, воеводы, наместники областей Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленческие функции
       
  Низшие сословия  
           
Люди   Холопы   Градские люди
     
Свободные крестьяне — общинники.   Зависимая социальная группа, близкая к рабам   Горожане
           
Смерды Зависимые крестьяне, несшие повинность в отношении князя   Долговые холопы Челядь (военно­пленные)   (Купцы гости)   Ремеслен­ники  
         
Закупы Смерды, взявшие у другого землевладельца ссуду («купу») скотом, орудиями труда и т.п. и обязанные отработать этот долг   Рядовичи Смерды, заключившие с землевладельцем договор («ряд») об условиях своей работы на него  
                                               

Другое имущество (купу). Таких людей называли закупами. Они были обязаны нести различные

повин­ности в пользу заимодавца до полного возврата долга и процен­тов с него. Невозможность

отдать долг означала попадание за­купа в полную зависимость. Наиболее бесправной категорией населения были холопы. Они находились на положении рабов, были полно­стью лишены не только орудий труда и имущества, но порой и жилища. Холопство считалось потомственным, хотя при оп­ределенных условиях можно было выйти из этой категории за выкуп.

Главной формой эксплуатации различных категорий сель­ского населения в X—XII вв. была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим кредиторам или хозяевам оговоренное количество зер­на, мяса, рыбы, овощей, птицы, холстов.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси было появление большого числа городов. Ос­новной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. На начальном этапе существования Древнерус­ского государства, несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранялась традиционно высокая роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов власти в городах. Го­родское вече, к примеру, ведало вопросами войны и мира, объ­являло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя (особенно если функции князя сводились лишь к организации отпора врагу в случае войны). Однако право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.

Ярослав Мудрый. Своего расцвета Древнерусское государство достигло при Ярославе Мудром (1019—1054). По его инициативе был введен первый из дошедших до нас кодекс законов государства — «Русская правда». Он предусматривал, в частности, штраф за убийство господина — 80 гривен (огромную по тем временам сумму), холопа — 5 гривен. Если же раба убил сам хозяин, то ему не грозило ничего, кроме церковного покаяния. В этот период заметно укрепились и международные позиции Руси. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов.

Владимир II Мономах. (внук Ярослава Мудрого) Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Достаточно стабильным было внешнеполитическое положение государства. Хотя непрерывно шла борьба с печенегами, а затем и с половцами, победа всегда была на стороне Руси.

Культура и быт Древней Руси

Основные даты и события: XI в. — первые берестяные грамоты на Руси; середина XI в. — древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы — «Слово о законе и благодати» Иллариона; середина XI в. — сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове.

Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Иларион; Нестор.

Основные термины и понятия: летопись; зернь; скань; перегород­чатая эмаль, фреска, мозаика.

План ответа: 1) исторические условия развития культуры; 2) основные достижения в развитии культуры Древней Руси; 3) историческое значе­ние культуры Древней Руси.

Материал к ответу: Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На тематику творчества большое влияние оказали формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление государст­венных границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; начинавшиеся феодальные усобицы.

Важным достижением культуры Древней Руси было деревянное и каменное зодчество. Крупнейшие каменные сооружения того времени — Софийский собор в Новгороде, Золо­тые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Особенностью Новгорода стали деревянные мостовые, появив­шиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы украшались моза­икой и фресками. Заимствуя из Византии сюжеты и технику письма, эти произведения отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров. Значитель­ных успехов достигли ремесленники, создававшие украшенные орнаментом мечи, прочные кольчуги, оригинальные ювелир­ные украшения (зернь, скань, эмаль, чернь).

Широкое распространение получили письменность и грамот­ность. Была введена славянская азбука кириллица, созданная на основе греческого уставного письма, приняты использовавшиеся в то время в Византии способы изображения чисел. Первые шко­лы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была со­брана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только со­временные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений.

Появились первые летописи — погодные записи круп­нейших событий, с включением документов и их коммента­риев. Древнейшей летописью, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет». В ней описываются истоки зарождения и начальный этап сущест­вования Древнерусского государства. Древнерусская литера­тура представлена такими произведениями, как «Житие Бори­са и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Илариона, былинами. Особенностью древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их делами и заботами.

Большое влияние на культурное развитие Древней Руси ока­зало принятие христианства. Кроме каменного строительства и грамотности оно принесло отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). В быту славянские имена вытеснялись именами святых православной церкви.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.039 с.)