Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и цели макроэкономического анализа. Основные субъекты макроанализа и взаимосвязь между ними. Методологические и методические особенности макроэкономического анализа.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чистое экономическое благосостояние. Национальное богатство. Теневая экономика. Достоверность расчета макроэкономических показателей. Негативные последствия теневой экономики. Национальное богатство-объем в денежной форме чистого капитала всех хозяйствующих субъектов. Он равен сумме всех активов страны(нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. По своей структуре национальное богатство складывается из следующих основных элементов.Первым и наиболее важным элементом национального богатства следует считать производственные фонды. Они занимают наибольший удельный вес в составе национального богатства. Здесь имеются в виду прежде всего основные производственные фонды, поскольку их технический уровень главным образом определяет возможность экономического роста национальной экономики. Кроме основных производственных фондов в состав национального богатства входят оборотные производственные фонды — предметы труда. Величина оборотных производственных фондов составляет примерно 25% величины основных производственных фондов. Кроме основных и оборотных производственных фондов к национальному богатству относятся материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные материальные резервы и страховые фонды. Чистое экономическое благосостояние- показатель величины скорректированного валового внутреннего продукта (ВВП), получаемый посредством вычета из него стоимостной оценки негативных факторов выпуска и учета недекларированных и нерыночных доходов. Относительно новым для нашей экономической науки является показатель чистого экономического благосостояния. В мировой практике он применяется в дополнение к показателю валового национального дохода. Дело в том, что валовой национальный доход не дает удовлетворительной картины экономического благосостояния. Это происходит по следующим причинам: Во-первых, практически во всех странах отсутствует систематическая и достоверная информация таких видов деятельности, как домашний уход за больными и детьми, домашнее благоустройство (ремонт квартир, обуви, аппаратуры и т.п. своими силами). Во-вторых, отсутствует оценка негативных результатов функционирования производства (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов), что влечет уменьшение благосостояния общества. В-третьих, показатель ВВП не учитывает благосостояние общества, связанное с досугом: в условиях высокоразвитой экономики уровень доходов достаточен для качественного отдыха и увеличения свободного времени для значительной части населения, что равнозначно увеличению благосостояния страны. В-четвертых, в мире, в том числе и в России, трудности достоверного расчета макроэкономических показателей усугубляются наличием теневой экономики, масштабы которой в настоящее время не подлежат точной оценке. По мнению Госкомстата России, доля ее в структуре российского ВВП сейчас составляет порядка 20%. Но возникает вопрос: ограничивается ли масштаб теневой экономики этой цифрой и в какой мере ее размеры реально учитываются в расчетах ВВП? По оценкам различных экспертов, этот показатель варьируется от 30 до 50% в стоимостной оценке. Это влияет на расчет таких показателей, как, например, скорость оборота денежных средств, оборачиваемость средств в расчетах. Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими. Причины и особенности существования. Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок. Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях: деформация налоговой сферы; деформация бюджетной сферы; влияние на эффективность макроэкономической политики; воздействие на кредитно-денежную сферу; деформация структуры экономики; влияние на экономический рост и развитие; влияние на инвестиционный процесс; влияние на состояние природной среды;деформация структуры потребления; влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма; влияние на условия воспроизводства рабочей силы влияние на эффективность производства и разделение труда; влияние на систему международных экономических отношений. Кейнсианская революция» и основные положения кейнсианской концепции макроэкономического равновесия. Эффективный спрос – основа построения кейнсианской модели равновесия. Функциональная роль инвестиций в обеспечении макроэкономического равновесия. Кейинсианство в наст время считается одним из ведущих направлений эк.мысли,исходной базой которого явилась концепция английского эк-та Кейнса,которая была сформулирована в его книге "Общая теория занятости % и денег"-1936 г вышла она.Теория Кейнса стала началом нового направления в западной политэкономии,причем его популярность была столь велика,что ученые говорили о появлении Кейнсианской революции.Такая популярность объяснялась тем,что данная теория пришлась весьма кстати в условиях разразившегося в конце 20-30гг.кризиса в США.Данная теория проливала свет на основные закономерности формирования гос-ва-монопол капитализма,и давала определенные рекомендации по государственному регулированию.До этого господствовала идея классической школы.В теоретическом плане наиболее существенной чертой онцепции Кейнса было ризнание кризисов как органически присущих капиталист эк-ке явлений и ее неспособности к саморегулированию.Несмотря на радикальные взгляды основной методологией его учения явл-сь неоклассика,одноко неоклассическую теорию он считал частным случаем своей теории,а модель,которую предлагали неоклассики,считал маловероятной для реальной капитал экономики.Поскольку теория Кейнса исходит из принципов,лежащих в основе неоклассических подходов,то в теории Кейнса много общего с неоклассической концепцией.Так Кейнс считает капитализм естественным строем.Первичные причины экономических категорий он ище в психолоии человека,проявляя идеалистический подход в исследовании эк-ки.Заметное отличие метода Кейнса от методов неоклассиков-его непризнание функциональных зависимостей в экономике.По его мнению в экономике дейтсвуют каузальные(причинно-следственные)зависимости.Саморегулирующаяся экономика в концепциях неоклассиков предполагает функциональные зависимости,поскольку механизм спроса и предложения построен на функцион зависимости.У Кейнса эти категории не взаимозависимы,его концепция предполагает постоянное неравновесие в эк-ке,а так же негибкие цены,что обсловдивает необходимость внешнего регулирования.До появления теории Кейнса в западной политэкономии господствовала неоклассическая концепция,опирающаяся на закон Сэя,согласно которому предложение рождает спрос.Но по мнению Кейнса всё наоборот.В теории неоклассиков совокупный спрос-фактический,а в теории классиков-потенциальный.По мнению Кейнса фактический спрос меньше потенциального.В результате производства товаров личного потребления и товароа производственного потреблния сокращ-ся,остаются недозагруженные производственные мощности и появляются безработные.Устанавливается равновесие при непоной занятости.Спрос,который равен предложению независимо от степени занятости,Кейнс назвал ЭФФЕКТИВНЫМ СПРОСОМ.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ: 1)задача максимизации прибыли предпринимателя решается,если величина спроса на труд соответствует эффект спроса,а не условнму равенству dy/dN=W/P. 2)величина предложения труда опредляется не реальной з/п,а номинальной (N с индексом s(W))-на рынке присутствуют денежные иллюзии. 3)функция потребления не зависит от % ставки,ва определяется уровнем располагаемого дохода C=C(Y-T). 4)величина инвестиционного спроса и объем сбережений определяется разными факторами.Сбрежения-располагаемым доходом(S(Y-T)),а инвестиции-ставкой % (I(r)),поэтому между держателями сбережений и инвесторами не может возникать прямого торга и рынок капитала в модели Кейнса отсутствует. 5)уровень % ставки определяется не на рынке капитала,а на рынке денег,поскольку ставка % трактуется Кейнсом не как вознаграждение за отказ от текущего потребления в пользу будущего,а как вознаграждение за отказ от хранения денежного запаса в ликвидной форме. 6)функция спроса на реальные денежные запасы зависит не только от совокупного дохода,а еще и от ставки %. 7)классическая модель представляет экономику,как систему рынков,характеризующую 2 несвязанных между собой сектора:реальный и денежный.Кейнсианская модель предполагает,что реальный сектор экономики включает в себя 2 рынка-труда и благ,конъюктура которых зависит напрямую от состояния рынка денег. 8!!!!)в Кейнс модели эк-ка не дихотомна,поскольку изменения величины предложения денег изменяет значение реальных переменных.
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, расходуемые на расширение производства, повышение качества и рост конкурентоспособности продукции.
По характеру использования инвестиции подразделяются на валовые и чистые (Процентная ставка и инвестиции), а по воздействию на них национального продукта – на автономные и производные (индуцированные). Автономными называются инвестиции, которые не зависят от динамики ВНП, а наоборот, сами оказывают воздействие на его рост. Производные (индуцированные) инвестиции являются прямым результатом роста ВНП. В отличие от сбережений, величина которых прямо и непосредственно определяется размером и динамикой ВНП и НД, инвестиции лишь в самом общем виде зависят от дохода. В большей мере они находятся под влиянием многообразных конъюнктурных факторов, которые делают их самой неустойчивой частью совокупного спроса(риск операций на рынке,темп инфляции,ожидаемые прогнозы развития,инновации,гос.расходы,законодательство,процентная ставка,налоговое бремя). Рост инвестиционной активности на рынке ведет к созданию новых рабочих мест, а следовательно, к расширению занятости и сокращению безработицы. Однако этот процесс не безграничен, т. к. если перейти некий порог оптимальности, то можно получить инфляцию. Такой точкой оптимальности является равенство сбережений и инвестиций, т. е. S = I.(РИСУНОК 6)-Макроэкономическое равновесие, основанное на равенстве сбережений и инвестиций S – сбережения; I – инвестиции; у – объем национального производства (ВНП); FF1 – линия потенциального производства в условиях полной занятости; yE – равновесный объем ВНП; E, E1, E2 – точки равновесия.
График показывает, что линии инвестиций и сбережений пересекаются в точке Е, которая, будучи спроецирована на горизонтальную ось графика, показывает равновесный объем национального производства, т. е. оптимальное состояние экономики, при котором сбалансированы интересы участников рынка.
Линия FF1 на графике показывает, что макроэкономическое равновесие может сложиться на таком уровне, когда не достигается полная занятость, т. е. в условиях циклической безработицы. Основной психологический закон Дж.М.Кейнса. Потребление и сбережения: средняя склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению; предельная склонность к потреблению; предельная склонность к сбережению. Функции потребления и сбережения. 9.Основной психологический закон Дж.М.Кейнса. Потребление и сбережения: средняя склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению; предельная склонность к потреблению; предельная склонность к сбережению. Функции потребления и сбережения.
Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важнейших категорий, как функции потребления и сбережения. И потребление, и сбережения являются, по кейнсу, функцией дохода. Для лучшего понимания идей кейнса необходимо ввести новые понятия, используемые им в его общей теории.
1) Соотношение между дополнительным потреблением и дополнительным доходом – предельная склонность к потреблению (MPC). MPC = ∆C/∆Y. Предельная склонность к потреблению (МРС) – выражает зависимость прироста личного потребления от прироста располагаемого дохода. То есть, МРС показывает, сколько добавочных рублей намерены потратить потребители каждый раз, когда их располагаемый доход увеличивается, например, на 1000 руб. МРС = ∆ С/∆Y Так, если дополнительный доход домашних хозяйств составляет 1000 руб., из которых 750 руб. используются на потребление, то МРС составляет 750/1000 = 0,75. 2)Соотношение между дополнительным сбережением и дополнительным доходом – предельная склонность к сбережению (MPS). MPS = ∆S/∆Y. (С – то, что тратится на потребление, Y – общий доход). Предельная склонность к сбережению (МРS) – есть прирост личного сбережения, вызываемый приростом единицы располагаемого дохода. MPS показывает количество добавочных рублей, которые домашние хозяйства намереваются откладывать всякий раз, когда их располагаемый доход возрастет, например на 1000 руб. Кейнс выдвинул предположение, которое принято называть основным психологическим законом: Психология человека такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой мере, в какой растет доход. Если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства. Недостаточность склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную занятость. Эмпирические исследования показали, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени и нередко остаются одной и той же величиной даже на протяжении длительного периода. MPC и MPS – постоянные величины на протяжении долгосрочного периода. Величина предельной склонности к потреблению находится между 0 и 1: 0<MPC<1. сумма MPC и MPS = 1 всегда. От предельной склонности к потреблению нужно отличать среднюю склонность к потреблению (APC), т.е. отношение расходов на потребление к величине дохода: APC = C/Y. Средняя склонность к сбережению определяется как отношение сбережения к доходу: APS = S/Y. Функция потребления – одна из важнейших функций в кейнсианской макроэкономической теории. Свойства функции потребления: Во-первых, она показывает прямую зависимость абсолютной величины расходов на личное потребление от абсолютного уровня располагаемого дохода. По мере роста располагаемого дохода расходы домашних хозяйств на потребление растут. И наоборот. Располагаемый доход – номинальный личный доход минус налоги. Во-вторых, с увеличением абсолютного уровня располагаемого денежного дохода доля расходов в нем на личное потребление понижается. И наоборот. Потребительская функция определяет желаемый уровень потребительских расходов. Для каждого уровня доходов она указывает сумму, которую домашние хозяйства хотят истратить на потребление. Второй момент- динамика отношений потребления к уровню располагаемого дохода оставляет остальные факторы, имеющие влияние на потребительские расходы постоянными. К основным факторам, влияющим на потребление, относятся: Ставка процента на потребительские кредиты; Ставка процента по сберегательным вкладам; Величина богатства домашних хозяйств; Ожидания дохода; Реальные и ожидаемые изменения потребительских цен; Демографические факторы и др.
На оси ординат – планируемые (желаемые) расходы на потребление (С), в упрощенном виде это весь совокупный спрос (AD). Величина выпуска (доход, Y) – на оси абсцисс. Если бы расходы в точности соответствовали доходам, то это отражала бы любая точка, лежащая на прямой под углом 45градусов. Формула для построения линии под углом 45гр выражается уравнением C = Y. Но в действительности такого совпадения не происходит. Наклон линии определяется предельной склонностью к потреблению. Поэтому график функции потребления должен отклоняться от линии 45гр вниз.
Простейшая функция потребления имеет вид:
C= Сa + МРС(V-T),
где C- потребительские расходы, Са - автономное потребление, величина которого не зависит от уровня текущего располагаемого дохода. МРС – предельная склонность к потреблению. V- доход T- налоговые отчисления (V-T)- располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений).
Факторы, определяющие автономное потребление: Ожидания. Домохозяйства, предполагающие, что в будущем их доходы могут возрасти, увеличивают свое потребление несмотря на то, что текущий доход не изменился; Богатство. Объем накопленного имущества, которым владеют домохозяйства, влияет на их намерение потреблять в данном периоде времени. Например, падение или резкий рост показателей деятельности фондовых бирж. Кредит. Доступ к кредиту дает возможность домохозяйствам потреблять больше, чем текущий доход. Сбережение – та часть располагаемого дохода, которая не истрачена на личное потребление. Совокупность определенных отношений между сбережением и располагаемым доходом называется функцией сбережения. А поскольку сбережение есть остаточная категория, производная от функции потребления, постольку можно рассматривать функцию сбережения как зеркальное отражение функции потребления. Функция сбережения обладает следующими свойствами:Во-первых, связь между сбережением и располагаемым доходом прямая. Рост абсолютного уровня располагаемого дохода сопровождается ростом абсолютной величины личного сбережения. И наоборот. Во-вторых, при абсолютном росте величины личного сбережения доля его в располагаемом доходе, отложенная в виде личных сбережений для будущего личного потребления, также повышается. И наоборот. Функция сбережения имеет вид: МРS = -Са + (1-МРС)(Y -Т), где: -Са – отрицательное значение величины автономного потребления, т.е. части потребления, которая не зависит от уровня располагаемого дохода, (1-МРС) - предельная склонность к сбережению, (Y-Т) – располагаемый доход. Функции потребления и сбережения в кейнсианской модели. В краткосрочном периоде по мере роста текущего располагаемого дохода средняя склонность к потреблению, т.е. доля располагаемого дохода, которые домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги убывает, а доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают, возрастает, то есть с ростом дохода семьи относительно возрастает доля сбережений.
В длительном периоде - средняя склонность к потреблению стабилизируется, так как на величину потребительских расходов оказывает влияние не только размер текущего располагаемого дохода семьи, но и размер общего жизненного достатка, а также величины ожидаемого и постоянного дохода.
Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений: • доход домашних хозяйств, • богатство, накопленное в домашнем хозяйстве, • уровень цен, • экономические ожидания, • величина потребительской задолженности, • уровень налогообложения. Кумулятивные эффекты в экономике, мультипликатор автономных расходов. Равновесный объем производства в кейнсианской модели. Метод сопоставления совокупных расходов и объема производства. Равновесие ЧНП в условиях полной занятости. Инфляционный и дефляционный разрывы. Кейнсианство представляет собой самую простую интерпретацию кейнсианской теории нац.дохода.В основе данной модели Кейнсианского креста лежат 2 основных понятия:понятие планируемых и фактических расходов.Плаируемые расходы-сумму,которую домашние хоз-ва,фирмы и правительство планируют истратить на товары и услуги.Планируемые расходы обозначаются Е=С+I+G,Е=С(Y-T)+I+G.Фактические расходы отличаются от планируемых в том случае,если фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции товарно-материальные запасы в ответр на неожиданно-высокий или неожиданно низкий уровень продаж.Из уравнения планируемых расходов следует,что они являются функциями дохода экзогенного уровня планируемых инвестиций и экзогенных переменных в бюджетной политике(G и T).Экономика находится в равновесии по условию кейнса,когда фактические расходы=планируемым.(РИСУНОК 13).Предположи,что ВНП находится на уровне,превышающий равновесный.В этом случае планируемые расходы Е меньше чем велиина дохда У.Так как планируемые расходы меньше,чем производство,фирмам удается продать меньше,чем они произвели,поэтому возрастают товарно-материальные запасы,что представляет собой незапланированные инвестиции со стороны фирм,что повышает издержки предприятий,заставляет увольнять рабочих и в конечном итоге это приводит к сокращению ВНП. Рассмотрим обратный случай.Если уровень ВНП ниже равновесного,то планируемые расходы выше чем объем произв-ва,поскольку они повышают производство,фирма продает больше чем они произвели,что приводит к увеличению объема производства.Таком образом экономика возвращается в состояние равновесия.этот процесс продолжается пока уровень дохода не становится равным планируемым расходам.В целом Кейнсианский крест показывает каким образом определяется доход при данном уровне планируемых инвестиций и бюджетно-налоговой политики.Из модели Кейнсианского креста следует,что равновесие в экономике не всегда является оптимальной ситуацией.Если инвестиции низкие,уровень равновесия предполагает большую безработицу(явную и скрытую),наоборот,если инвестиции превышают сбережения,то это становится импульсом к инфляционномц росту цен.В качестве желаемо цели может выступать уровень национального дохода в условиях полной занятости.Отклонения от этого уровня вызывает рецессионные и инфляционные разрывы.(РИСУНОК 14).Величина,на которую совокупные расходы меньше У0(уровня ВНП при полной занятости) называется рецессионным разрывом,поскольку этот недостаток расходов оказывает депрессивное воздействие на экономику.(РИСУНОК 15).Величина,на которую совокупные расходы превышают уровень ВНП при полной занятости называется инфляционным разрывом,а такое воздействие расходов оказывает стимулирующее воздействие на экономику.что может привести к повышению уровня цен.При рецессионно разрыве уровень сбережений больше уровня инвестиций,а при инфляционном разрыве сбережения меньше инвестиций.Изменение равновесного уровня ВНП является следствием увеличения гос.расходов,а так же изменен уровня доходов.Экономисты заметили тенденцию увеличения гос.расходов происходит не меньшую величину,чем вызван этим измен доход.В основе данного явления лежит эффект мультипликатора.С экономической точки зрения мультипликатор-соотношение отклонения от равновесного уровня ВНП и исходного изменения в расходах(инвестиционных,автономных),которые вызывают данные изменения реального ВНП.В зависимости от этого различают или мультипликатор гос.расходов или инвестиционный мультипликатор. Метод сопоставления совокупных расходов и объема производства – выявление равновесного ЧНП путем определения объема реального ЧНП, при котором совокупные расходы равны национальному продукту. Для анализа равновесного объёма производства Кейнс предлагал 2 метода: 1)Метод сопоставления совокупных расходов и объёма производства. 2)Метод изъятия и инъекций. Первый метод: Все расходы, которые экономические агенты осуществляют должны учитывать в ВНП. Этот метод позволяет определить оптимальный объём производства. Если предприниматель заинтересован в увеличении занятости, то это также может происходить в разрез с интересами гос-ва. Из возможных тенденций лучшей является тенденция роста. Кроме того, в руках гос-ва находится контроль над банковской системой и гос-во может влиять на денежную политику. Второй метод. Особенности этого метода в том, что анализ осуществляется не на основе равновесия. Его суть заключается в следующем: повлиять на равновесие ЧНП можно воздействовать на сбережения граждан. Таким образом влияя на сбережения можно предотвратить утечку инвестиций и усилить инъекции в экономику. Особое поведение экономических агентов заключается в том, что субъекты сбережений и инвесторы представляют собой разные группы экономических агентов. Гос-во должно регулировать сбережения т.о., чтобы они превращались в инвестиции (создание банковской системы). Гос-во должно создавать условия для осуществления инвестиций заинтересованными агентами. Инвестиции должны состоять из сбережений и запланированных инвестиций. Гос- во использует парадокс бережливости для стимулирования сбережений и эффект мультипликатора. Гос-во осуществляя расходы должно стимулировать увеличение доходов, через увеличение доходов возрастает потрбление, благодаря парадоксу бережливости возрастают сбережения и в итоге общественный объём инвестиций многократно превышает первоначальные расходы гос-ва. Это позволяет увеличить ЧНП при минимальных затрат гос-ва. Экономические функции государства. Модели государственного регулирования: классическая, кейнсианская и др. Инструменты государственного воздействия на экономику. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства. Эконом.-ие функции гос-ва: 1. Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса, т.е. это обоснованное, устойчивое и обязательное для выполнения законодательство. 2. защита конкуренции монополия наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится фун-ей гос-ва.) 3. перераспределение доходов через систему налогообложения и трансфертные платежи(пенсии, пособия, компенсации) 4. финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды 5. финансирование нац-ой обороны, поддержание общественного порядка, образование, медицина и т.д. 6. контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экон-го роста 7. финансирование пр-ва или непосредственное пр-во общественных товаров и услуг
Основные направлени гос-го регулирования: 1. Регулирование монополий 2. Регулирование внешних эффектов 3. Регулирование денежной массы в обращении 4. Решение соц-ых проблем 5. Пр-во общественных товаров
Модели государственного регулирования:Исторически сложились три ведущих методологических подхода к ГРЭ: классическая, кейнисианская и институционально-социальная. Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.). Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка.
Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Институционально-социальная модель является самой сложной по составу факторов. Ее непросто представить чисто количественно. Она показывает пределы узких (специальных) макроэкономических подходов к столь непростым явлениям, как воздействие государства на хозяйственную жизнь общества, воплотив в себя элементы двух предыдущих моделей. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Основные экономические инструменты - это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. 21. Финансовая система: содержание и принципы построения. Финансовые отношения. Субъекты финансовых отношений. Функции финансовой системы. 21.Финансовая система: содержание и принципы построения. Финансовые отношения. Субъекты финансовых отношений. Функции финансовой системы.
Финансы представляют собой эк-ий инструмент распространения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Важной особенностью денежных средств, выступающих в роли финансов, явл-ся то, что они предстают как денежные ресурсы, т.е. как потенциальные платежные средства. Эти ресурсы могут быть у гос-ва в лице его федеральных, региональных и местных органах, у предприятий и организаций, у домохозяйств. При этом ресурсы способны перемещаться от одного субъекта к другому, характеризуя финансовые отношения. Финансовые отношения возникают по поводу образования, накопления, распределения и использования свободных денежных средств (денежных ресурсов).
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной эк-ки образует финансовую систему гос-ва.
Выделяют следующие финансовые отношения: 1. «Гос-во - предприятие» по поводу: -платежи предприятий гос-ву в форме налогов, арендных и рентных платежей, пошлин, % за гос-ые кредиты и т.д; - гос-ых субсидий, дотаций, субвенций, кредитов предприятиям. 2. «Гос-во – население» по поводу: - налогов гос-ва (подоходных, на собственность, на наследство), платежи за гос услуги, соц и имущественное страхование; - соц-ых выплат, пособий, пенсий, стипендий населению со стороны гос-ва. 3. «Предприятие – население» по поводу: - выплат з/п, пособий, соц выплат, страховых сумм, кредитов; - %-х, арендных, рентных платежей, страховых взносов, погашений, взятых ранее в займы. 4. «Гос-во –Гос-во» по поводу: - перечислений из местных финансовых органов в федеральные бюджеты; - дотаций, субсидий, субвенций из центрального бюджета в местный. 5. «Предприятие – предприятие» по поводу: - платежей по долгам в счет оплаты ранее полученных товаров и услуг; - выплат по полученным ссудам, возврат полученных ссуд. 6. «Население – население» по поводу: - возврата долгов, предоставления денег в долг, передача средств по наследству, дарение и т.д. Функции финансовой системы: - распределительная; - контрольная; - стимулирующая; - фискальная.
Распределительная ф-ия финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в гос бюджете концентрируются средства, направленные затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем.
Стимулирующая ф-ия проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, гос-во создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств. С помощью налогов, льгот, санкций гос-во может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение пр-ва и т.д.
Выполнение финансово-фискальной ф-ии связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания гос аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет источников дохода, либо обладает недостаточным источником дохода (фундаментальные науки, театры, музеи и т.д.). Контрольная ф-ия финансов заключается в возможности контролировать поток финансовых средств между субъектами финансовых отношений. Контроль осуществляется местными региональными и федеральными органами в виде поступлений в бюджет финансовых средств и их последующем распределении по основным статьям бюджета.
Система финансов РФ: 1. Финансы хозяйствующих субъектов: А) Коммерческие предприятия; Б) Некоммерческие предприятия.
2.Гос-ые и муниципальные субъекты: А) Бюджетная система: - бюджеты фондов соц страхования, занятости, обязательного медицинского страхования. - федеральные бюджеты, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований. Б) Гос-ый кредит. 22. Рынок ценных бумаг: основные виды ценных бумаг. Ценообразование на рынке ценных бумаг. Оптимизация финансового портфеля и факторы, определяющие его структуру. Финансовый рынок: 1. Денежный рынок: А) учетный рынок; Б) валютный рынок; В) рынок деривативов; Г) межбанковский рынок. 2. Рынок капиталов: А) рынок ценных бумаг; Б) рынок долгосрочных и средних кредитов.
Рынок ценных бумаг — часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Через банки, специальные кредитные институты и фондовую биржу аккумулируются денежные накопления юридических, физических лиц и государства и направляются на производительные и непроизводительные вложения капиталов.
Ценная бумага – документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода. Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последующее распределение материальных ценностей. Их принято называть фиктивным капиталом, т.к. они не явл-ся представителями реального капитала.
Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций: - перераспределяет денежные средства (капиталы) между:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.18.59 (0.021 с.) |