Инновационные стратегии. Методы выбора инновационной политики хоз. субъекта (метод написания сценариев, метод игр, Дельфи, имитация, Монте-Карло). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные стратегии. Методы выбора инновационной политики хоз. субъекта (метод написания сценариев, метод игр, Дельфи, имитация, Монте-Карло).



 

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления: повышение уровня неопределенности результатов. Это заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками; повышение инвестиционных рисков проектов. В портфеле инновационных проектов преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Приходится искать более рисковых инвесторов. Перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект; усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового, производственного, и маркетингового менеджмента.

Виды стратегий:

Наступательная - при наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий;

Защитная (оборонительная) - предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции.

Промежуточная - заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств.

Поглощающая (лицензирование) – предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями.

Имитационная – предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией

Разбойничья - принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее, что приводит к уменьшению размеров рынка последних, пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий, могут выбрать предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва.

Стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:

- виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;

- патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

- эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;

- коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Методы выбора инновационной политики – приёмы и способы анализа, сравнения и отбора направлений, путей и конкретных мероприятий внедрения инноваций.

Основные методы выбора инновационной политики:

Метод написания сценариев. Сценарий инновации – это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой. Данный метод заключается в подборе коллектива людей по составлению сценария будущего развития процессов, выявляя потенциальные последствия, которые при этом могут возникнуть. Цель написания сценария – это осветить гипотетическую будущую ситуацию в инновациях.

Метод игр. Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т.п.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определённых правил.

Метод Дельфи – это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключается непосредственное между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. Основные особенности метода Дельфи (оракул Дельфийского храма в античном мире): Полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме; Обеспечение экспертов необходимой информацией, включая и обмен между ними после каждого тура опроса; Обеспечение анонимности, аргументации и критики оценок. Основное достоинство данного метода – он позволяет избежать действия психологических факторов.

Имитация – подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. В экономике под имитацией понимается создание модели реальных хозяйственных ситуаций и манипулирование этой моделью в целях получения выводов о действительном мире. Ценность применения данного метода в инновационном менеджменте состоит в том, что этот метод и имитирующие модели позволяют:избежать затрат, связанных с экспериментированием в реальных условиях; достигнуть экономии времени по сравнению со временем, требуемым для наблюдения реальных изменений и взаимодействий в хозяйственном процессе;помочь менеджерам и разработчикам инноваций лучше понять многообразие факторов и взаимосвязей, действующих в экономических системах.

Метод Монте-Карло – это метод имитации для приближённого воспроизводства реальных явлений. Метод применяется для решения многих задач при условии, что альтернативы выражены количественно. Построение модели начинается с функциональных зависимостей в реальной системе, используя теорию вероятностей и таблицы случайных чисел, метод позволяет получить количественный результат.

10. Сущность и содержание финансовых инноваций. Характеристика финансовых инноваций (валютно-процентный своп, своп с нулевым купоном, микрокредитование пенсионеров, счет НОУ, складирование свопов, арбитраж «Кэш-энд-кэрри», матчинг, ФРА, операции по сочетанию контокоррента с овердрафтом, операции по хеджированию валютного риска).

Финансовая инновация – инновация, которая функционирует в финансовой сфере.

Особенности:

1.Обязательность продажи нового финансового продукта на рынке финансовых инноваций.

2.Обязательность реализации финансовой операции на рынке или внутри хозяйствующего субъекта.

3.Функциональная зависимость финансовой инновации от времени.

4.Особенность самого финансового продукта, которая выражается, во-первых, в наличии единичного и массового спроса, во-вторых, в функционировании лимитированного и нелимитированного продукта, в-третьих, в существовании продукта в форме имущества и в форме имущественных прав.

Сущность (экономическая): Финансовая инновация — это реализованный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере.

Содержание финансовой инновации составляют новые финансовые продукты и новые финансовые операции.

Финансовый продукт представляет собой материальную часть оформленной услуги финансового института. Финансовый продукт имеет вид вещи (т. е. осязаемую форму), предназначенную для продажи на финансовом рынке. К финансовому продукту относятся ценные фондовые бумаги, монеты из драгоценных металлов, пластиковая расчетная или кредитная карта, договор банковского счета, пенсионный полис, объект недвижимости и т. п.

Массовый -это продукт без резко выраженной индивидуальности. Он включает в себя облигации государственного внутреннего займа всех видов, банковский депозитный счет, пенсионный полис, страховое свидетельство и др.;

Единичный финансовый продукт — это индивидуальный продукт (монета из конкретного драгоценного металла, конкретная недвижимость, акция, облигация конкретного хозяйствующего субъекта). Этот продукт имеет четко определенный круг своих покупателей.

Лимитированный финансовый продукт — это продукт, объем или количество выпуска которого строго квотируется (акции, облигации, виды кредитных соглашений, объекты недвижимости и некоторые другие продукты).

Нелимитированный продукт выпускается в расчете на возможного потенциального покупателя (монеты из драг. металлов, пластиковые карты, банковские счета, страховые свидетельства, пенсионный полис и др.)

В форме имущества. Имущество — это вещь, то есть это материальный объект права собственности. Напр., деньги, слитки золота, монеты, драгоценные камни, ценные бумаги, земельный участок и др.

Имущественного права, котороеозначает право владеть, распоряжаться и пользоваться определенным имуществом. К финансовому продукту в форме имущественных прав относятся документы: договор банковского счета, кредитное соглашение, пенсионный полис и т. п.

Финансовая операция (лат. operatio — действие) означает процедуру действий, направленную на решение определенной задачи по управлению финансами.

К финансовым операциям относятся формы контроля и учета движения денежных средств и ценных бумаг (заменители денег), методы планирования финансовых показателей, методология составления финансовых планов разных видов (баланс доходов и расходов, план денежных потоков, бюджетирование, оперативные финансовые планы и др.), приемы финансового анализа.

Финансовые операции как действия имеют неосязаемую форму, т. е. их нельзя потрогать как вещь и поэтому нельзя продать по фиксированной цене. Чтобы быть проданной, финансовая операция должна быть материализована в форму вещи. Формой материализации финансовой операции являются инструкции, правила, методические указания, формулы, графики, т. е. какой-то определенный документ. Этот документ уже является финансовым продуктом, а значит, и объектом купли-продажи на финансовом рынке.

Характеристика некоторых видов инноваций:

1. Валютно-процентный своп. Своп (англ. swap, swop - обмен, менять) - это валютная операция по обмену между субъектами обязательствами или активами. Валютный своп представляет собой покупку и одновременную форвардную продажу валюты (депорт) или, наоборот, продажу и одновременную форвардную покупку валюты (репорт). Процентный своп - это обмен процентными ставками по заемным средствам. Сочетание этих двух свопов ведет к совершенно новой финансовой операции: валютно-процентному свопу, который представляет собой обмен, как валютами, так и процентами, т. е. приобретает форму финансирования. Этот вид свопа может заключаться между несколькими участниками.

2. Своп с нулевым купоном. Нулевой купон означает отсутствие купонного дохода. При этом доход по ценной бумаге образуется не за счет процентов, начисленных на номинальную стоимость ценной бумаги, а за счет скидки (дисконта) с номинальной стоимости ценной бумаги при ее продаже и погашении ценной бумаги по номиналу. Своп с нулевым купоном применяется для бескупонных облигаций, например Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и т. п.Сущность свопа с нулевым купоном заключается в том, что эмитент бескупонной облигации может осуществить обмен фиксированного дохода на доход по плавающей процентной ставке путем одновременного процентного свопа и обратного ежегодного платежа.

3. Микрокредитование пенсионеров. введен в1997 г. банком «Петровский» совместно с отделением Пенсионного фонда по Петербургу, Городским центром по начислению и выплате пенсий и пособий, Управлением Федеральной почтовой связи. Лимит микрокредита 200 руб. Процентная ставка — 8 % годовых. Микрокредит выдается на срок до ближайшего начисления пенсии, т. е. на срок менее 30 дней. Возврат кредита производится автоматически за счет денежных средств, поступивших на пенсионный счет в банке. Допускается также возврат микрокредита по частям.

4. Счет НОУ НОУ (англ. now— negotiableordersofwithdraval — обращающиеся приказы об изъятии). Счет НОУ, представляет собой соединение депозитного вклада и текущего счета. Владелец счета НОУ имеет право при уведомлении за 30 дней выписать «обращающиеся приказы об изъятии»- и использовать их для платежей как расчетные чеки. По счету НОУ устанавливается обязательный минимальный остаток вклада, который возвращается владельцу только после закрытия счета, а также строгое назначение вклада. Пороговое значение вклада — это средний размер остатка денежных средств на счете, при превышении которого на всю сумму счета начисляются проценты (начисление процентов производится ежемесячно.

3. Складирование свопов (англ. warehousing of swaps) (проводит банк) -это заключение договора о свопе с банком и его страхование (обычно фьючерсами) до того момента, пока банк не подыщет вторую сторону договора о свопе. Сделки заключаются по требованию, и наличие второй стороны в момент заключения не обязательно.

4. Арбитраж «Каш-энд-карри» (англ. Cash and carry – платеж наличными и продажа) – это одновременная покупка ценных бумаг на условиях своп и продажа фьючерсных контрактов. Содержанием арбитража «Каш-энд-карри» может быть, например, покупка облигации за наличный расчет и одновременное заключение фьючерсного контракта на продажу данной облигации. Если в день закрытия фьючерсов цена продажи облигации превысит цену покупки облигации, то арбитражер получит прибыль. Цена продажи облигации включает в себя величину номинальной стоимости облигации и сумму процентного дохода.

5. Матчинг (от англ. Match – равносильный, соответствовать) означает нейтрализацию потерь от изменения курсов валют (валютная нейтрализация). Матчинг – это совпадение валюты платежа и валюты цены во внешнеэкономическом контракте. Другими словами, матчинг представляет собой ситуацию, когда экспортер выписывает счет-фактуру на оплату экспортируемого им товара и соответственно получает платежи в той же валюте, в которой он несет затраты на производство и реализацию экспортируемого товара. Таким образом, матчинг представляет собой один из примеров управления валютным риском с помощью политики цен. Чтобы нейтрализовать влияние изменения курсов разных валют на свою финансовую деятельность, экспортер должен занять на рынке соответствующую нейтральную позицию. Если же экспортер не захочет получить платежи в валюте страны импортера, тогда платеж производится в валюте страны экспортера или одной из резервных валют (доллар США, евро, японская йена). Например, если фирма в Германии покупает товар у фирмы из США, то валюта платежа в контракте обычно устанавливается в евро. Если фирма в Мексике покупает товар у фирмы из Франции, то валюта платежа в контракте указывается в резервной валюте (обычно в долларах США).

6. ФРА (англ. future / forward rate agreement – договор о будущей процентной ставке), как финансовый инструмент представляет собой договор (т. е. взаимное соглашение) двух сторон об установлении определенной величины ставки для определенного промежутка времени в будущем на определенную сумму вклада.

Действия ФРА можно представить следующей схемой:

Одна часть инвестиции (0 – А) будет профинансирована, а другая часть (А – Б) нет. Так как она будет иметь открытую позицию на весь период действия договора о ФРА. Покупатель ФРА страхует себя от излишних выплат по процентам при увеличении величины процентной ставки. По договору ФРА процентная ставка назначается на срок, сдвинутый во времени в будущем, поэтому оба участника договора несут одинаковые риски (валютные риски) при колебании спроса и предложения на денежные средства. Предельная процентная ставка, под которую инвестор способен привлечь деньги для финансирования своих инвестиций без убытка, называется ставкой «форвард-форвард».

7. Содержание операции по сочетанию контокоррента с овердрафтом состоит в их совместном использовании при денежных платежах, особенно при валютных расчетах. Когда денежные средства (в том числе валюта) поступают на счет владельца раньше наступления срока платежа по заключенным контрактам, то они зачисляются на контокоррентный счет. Если срок платежа наступает раньше срока поступления денег, то инвестор использует овердрафт банка. Возврат кредита банку по овердрафту и процентов по нему будет произведен в момент поступления денег на счет владельца.

8. Операции по хеджированию валютного риска. Хеджирование (англ. hedging – ограждать) – это страхование валютных рисков от неблагоприятных изменений курса валют в будущем. Хеджирование производится на валютной и / или фьючерсной биржах с помощью контрактов, называемых «хедж» (англ. hedge - ограда, изгородь). Предприниматель, осуществляющий хеджирование, называется хеджер. Существуют две операции хеджирования: 1.Хеджирование на повышение, называемое также хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов (форвардного контракта или опциона) применяется, когда необходимо застраховаться от возможного повышения курса валюты в будущем. Оно позволяет установить в форвардном контракте или опционе курс покупки валюты намного раньше срока, чем будет приобретена эта валюта. Хеджер покупает срочный контракт, дающий ему право купить валюту через какой-то срок по курсу, установленному в контракте. 2. Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей, – это биржевая операция с продажей срочных контрактов применяется, когда необходимо застраховаться от возможного понижения курса валюты в будущем. Оно позволяет установить в форвардном контракте или опционе курс продажи валюты намного раньше, чем она будет продана. Хеджер продает контракт, дающий ему право продать валюту через какой-то срок, по курсу, установленному в контракте.

9. Спрэд (англ. spread – разрыв, прыжок) означает разницу в изменениях курса валюты или ценной бумаги. Спрэдовая сделка означает покупку одного опциона и продажу другого опциона этого вида (или на покупку валюты, или на продажу валюты), но с другими характеристиками, т. е. с другой страйк-ценой или с другой датой окончания срока действия опциона. Такая стратегия позволяет покупателю спрэда получить прибыль от ожидаемого изменения курса валюты и снизить начальную цену опциона. Покупатель спрэда стремится за счет отказа от потенциально неограниченного дохода снизить риск.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.026 с.)