Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 2. Маркетинговые исследования↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики предприятия и менеджмента
К О Н С П Е К Т
лекций по курсу "М А Р К Е Т И Н Г"
Харьков, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
РАСШИРЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСЫ, РАССМАТРИВАЕМЫХ В КОНСПЕКТЕ ЛЕКЦИЙ (помимо основного содержания) Концепции маркетинга Кабинетные исследования Полевые исследования Доля рынка Микровнешняя среда Макровнешней средой Конъюнктура рынка Емкость товарного рынка Сегментация Принятие решения о покупке Мотивация Позиционирование товара Поставщики Маркетинговые посредники Контактные аудитории Многоуровневая интегральная модель товара Конкурентоспособность и качество товара Концепция жизненного цикла товара Анализ жизненного цикла Инновации Модель процесса создания нового товара Ассортимент товаров Торговая (товарная) марка Товарный знак Упаковка товара Сущность цены в условиях рынка Ценовая конкуренция Методы и стратегии ценообразования Оценка эффективности канала сбыта Оценка эффективности рекламы Программа маркетинга План маркетинга Бюджет маркетинга
ТЕМА 1. Сущность маркетинга 1.1. Сущность современной концепции маркетинга 1.2. Принципы маркетинга 1.3. Функции и цели маркетинга 1.4. Виды маркетинга
1.1. Профессор маркетинга, известный исследователь маркетинга, профессор Северо-Западного университета США Ф. Котлер определяет маркетинг как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена. Итак, маркетинг - это человеческая деятельность, которая связанная с рынком. Это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых -удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Маркетинг — это такая организация управления, в основе принятия хозяйственных решений которой, лежат не возможности производства, а потребности рынка, существующий и потенциальный платежеспособный спрос покупателей. Маркетинг - это «оболочка», которая объединяет и интегрирует все виды деятельности, основанные на выявлении и учете потребностей, их реальном воплощении в процессы разработки, производства, стимулировании спроса и продвижении продукции от производителя к потребителю. Потребители покупают не товар, а комплексный эффект удовлетворения своих потребностей, то есть ту полезность, которую предоставляет им данный продукт или услуга, а не самую вещь как физический предмет. Ведущая идея маркетологов состоит в таком принципе: «Вырабатывайте и продавайте только то, что, бесспорно, найдет сбыт, а не старайтесь принудить покупателя брать то, что вам удалось сделать». Маркетинг следует рассматривать как рыночную концепцию управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, направленную на узучение рынка и конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг, а также на формирование и стимулирование покупательского спроса с целью обоснованного принятия решений и планового расширения продаж, завоевания определенной доли на рынке и получения прибыли. Путь от традиционной торгово – сбытовой деятельности предприятия до общепринятого во всем мире понятия маркетинга, является результатом развития рыночных отношений. Каждому этапу развития рыночных отношений была присуща определенная концепция маркетинга. Концепция маркетинга — это философия, способ или направленность делового мышления. Существует пять основных концепций, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. 1. Концепция усовершенствования производства утверждает, что потребители доброжелательно относятся к товарам, которые широко распространенные и доступные по цене, а значит, руководство должно сосредоточить свои усилия на усовершенствование производства и повышение эффективности системы распределения. 2. Концепция усовершенствования товара утверждает, что потребители доброжелательно относятся к товарам, которые предлагают высокое качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а значит, организация должна сосредоточить усилия на постоянном усовершенствование товара. 3. Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары в достаточном количестве, если она не будет употреблять значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования продаж. 4. Концепция чистого (традиционного) маркетинга утверждает, что залгом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков, обеспечение желательной удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. 5. Концепция социально-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является определение нужд, потребностей, интересов целевых рынков и обеспечение желательной удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благосостояния потребителей и общества в целом. 1.2 Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы: • Направленность на достижение конечного результата производственно-хозяйственной деятельности, то есть эффективная реализацию продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках. • Реальный учет потребностей покупателей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры во время принятия хозяйственных и управленческих решений. • Программно-целевой метод и комплексный подход для достижения определенных целей и задач • Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса. • Применение в единства и взаимосвязи тактики и стратегии активного приближения к рынку, к его требованиям с одновременным целенаправленным влиянием на него. • Влияние на рынок, на потребителя с помощью всех допустимых средств и, в первую очередь, рекламы. • Ориентация деятельности предприятия на долгосрочный результат, который требует исследований по прогнозированию и разработке на их основе новых видов продукции и работ. 1.3. Целевая ориентация и комплексность играют в маркетинге важную роль. Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов. Современные маркетологи различают четыре альтернативных варианта целей: • достижение максимально возможного высокого уровня потребления; • достижение максимальной потребительской удовлетворенности; • предоставление максимально широкого выбора; • максимальное повышение качества жизнь Маркетинг как концепция управления производственно – сбытовой деятельностью имеет ряд общих функций, присущий любому типу упралвения, которые конкретизированы и дополнены в соответствии со спецификой маркетинга. Аналитическая функция маркетинга: ü комплексное исследование рынка; ü анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы; Функция планирвоания: ü определение целей маркетинга, в форме, позволяющей проконтролировать результаты; ü планирование комплекса маркетинга; ü разработка плана маркетинга. Производственно – сбытовая функция предполагает осуществление заложенных в планах маркетинга направлений деятельности: ü товарной политики; ü ценовой политики; ü коммуникационной политики; ü сбытовой политики; ü кадровой политики. Контрольная функция осуществляется в процессе реализации маркетинговых программ и предполагает сопоставление запланированных результатов с фактически осуществленными. 1.4 Классификация видов маркетинга непосредственно связана с изменениями спроса на продукцию. Различают такие виды спроса: существующий в данный момент на рынке; потенциальный, что определяется покупательной способностью и числом потенциальных потребителей; и, в конце концов, желательный с точки зрения фирмы. В зависимости от характера существующего и объема желательного спроса используют и соответствующая разновидность маркетинга (табл. 1). Таблица 1 Состояния спроса, виды и задачи маркетинга
Изучение потребителей Рынок как объект изучения Положение на отдельных товарных рынках зависит отсостояния конъюнктуры. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен. Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка - установить в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у предприятия возможности. Сложный характер структуры современной экономики, многочисленные взаимные связи и разностороннее взаимное воздействие на развитие отдельных секторов экономической системы значительно усложняют анализ и прогноз конъюнктуры. Неблагоприятная конъюнктура в одной из отраслей промышленности может оказать существенное влияние на развитие других смежных отраслей. Исследование и прогноз конъюнктуры значительно осложняются тем, что показатели состояния конъюнктуры имеют определенную условность и относительность в определении размеров и силы воздействия отдельных конъюнктурообразующих факторов (например, таких, как НТП, концентрация производства и капитала, милитаризация экономики, сезонность в производстве и потреблении и т.д.) на развитие конъюнктуры хозяйства или отдельных его отраслей и товарных рынков. Один из путей устранения этой трудности в изучении конъюнктуры состоит в расширении круга ее показателей, к которым, как правило, относят: пр-во товаров в ассортименте; обновление товарного ассортимента; обеспеченность сырьем, материалами, ПМ; запасы товаров в ассортименте; забраковка товаров и рекламации; изменение доли рынка, занимаемого предприятием; изменение доли рынка, занимаемого конкурентами; изменение в спросе потребителей; величина неудовлетворенного спроса; динамика цен и др. Анализ и прогноз конъюнктуры каждого товарного рынка обязательно должны учитывать связи и взаимозависимость этого рынка с другими рынками и с общехозяйственной конъюнктурой. Неравномерность, а подчас и противоречивость движения конъюнктурных показателей на различных товарных рынках требуют тщательного учета особенностей исследуемого рынка при определении тенденций и темпов его развития. Частые и резкие колебания конъюнктурных показателей обусловливают необходимость постоянного и непрерывного наблюдения за рынком. Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Различают два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Потенциальный уровень отличается от реального и учитывает наличие скрытого спроса на товар. Емкость рынка может оцениваться различными способами. В общем случае определение реальной емкости рынка можно определить по следующим формулам: Ер=n*q*р, (2.1) где п — число покупателей данного вида продукции на конкретном рынке; q — число покупок данного товара покупателем за исследуемый период времени; р — средняя цена продукции. Ер = П + И – Э - ∆З, (2.2)
где П — объем внутреннего производства товара на рынке (сегменте); И — объем импорта (ввоза); Э — объем экспорта (вывоза); ∆З — изменения объема запасов (если ∆> 0, то ∆З вычитается, если ∆< 0, то ∆З прибавляется).
2.3. Цель исследования потребителей — изучение процесса принятия решения о покупке, реакции на покупку, факторов, определяющих их поведение. Знание своего потребителя необходимо фирме, чтобы лучше приспосабливаться к его требованиям и действовать на рынке более эффективно. В то же время, какой бы ни была потребительская аудитория (конечные потребители — индивидуальные или организации, дистрибьюторы, оптовые покупатели), она практически никогда не бывает однородной совокупностью, а состоит из тысяч, а подчас и миллионов индивидов, различных по своим вкусам, привычкам и запросам. В процессе исследования необходимо объединить потенциальных покупателей в более или менее однородные группы, чтобы применить по отношению к ним определенную маркетинговую стратегию. Разбивку покупателей (потребителей) на отдельные группы называют сегментацией. Следовательно, объектом сегментации являются потребители. Рыночный сегмент — это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов. Сегментация включает несколько этапов: выбор критериев сегментации, подробное изучение характеристик каждого сегмента, выбор одного или нескольких целевых сегментов (т.е. сегментов, интересующих данную фирму или организацию), позиционирование товара. После проведения исследования разрабатывается маркетинговая политика для выбранных сегментов. Существует множество различных критериев сегментации. При сегментации рынка потребительских товаров используется значительно больше критериев сегментации. Основные критерии: • географические (климатические условия, географическое местоположение, степень урбанизации, плотность населения, политическое устройство); • демографические (пол, возраст, рост и вес, размер семьи, стадия жизненного цикла семьи); • социально-экономические и культурные (уровень дохода (отдельного человека и семьи в целом), уровень образования, профессия, отношение к религии и степень религиозности, расовая принадлежность, национальность, культурные обычаи); • психографические (социальный статус, личностные характеристики, стиль жизни); • поведенческие (статус пользователя, интенсивность потребления, степень приверженности, искомые выгоды, степень готовности покупателя к восприятию товара, уровень лояльности потребителя, скорость адаптации к новому товару, степень участия в покупке и потреблении товара, отношение к товару). При изучении потребителей очень важным моментом является исследование процесса принятия решения о покупке. Процесс принятия комплексных решений включает следующие этапы: осознание потребности; сбор информации; оценка информации; решение о покупке; покупка; оценка после приобретения. 1) Осознание потребности. Покупательское поведение является результатом осознания нехватки чего-либо. Это осознание может ранжироваться от неясного чувства неудовлетворенности до четкого, недвусмысленного желания. Человек постоянно внимательно изучает ситуацию для выявления чего-то недостающего у него и для определения важности каждой из недостающих вещей. Определенные факторы могут приводить к изменениям в наборе не хватающих человеку предметов и их приоритетности. Один из таких факторов - это доступ к новым товарам и к информации. Другие факторы включают: снижение предложения постоянно используемых товаров, обладание большей суммой денег на расходы, изменения в социальной деятельности, изменения целей и настроений людей. 2) Сбор информации включает поиск информации и ее восприятие, организацию и сохранение. Потребители начинают искать информацию, когда они выявляют потребность, по поводу которой у них нет заранее подготовленного покупательского решения. Они могут обратиться к информации, которой они уже обладают. Например, они могут вспомнить предыдущий опыт или опыт друзей в принятии подобных решений. Но если они не найдут подходящих аналогов, то будут искать новую информацию из внешних источников. 3) Оценка информации. Потребители обычно получают информацию о продукте неполную и из разных источников. Они должны сортировать эту информацию по разным категориям. Категории, которые при этом используются, зависят от предыдущего опыта потребителей и от того, как они научились собирать информацию. Информация из различных источников может быть по-разному усвоена. Например, друзья могут быть более или менее важным источником информации, чем реклама, в зависимости от того, насколько надежными и заслуживающими доверия их сведения были в прошлом. Потребитель может положиться на рекламу в процессе изучения нового товара, но в то же время советоваться с друзьями по вопросу надежности товара. 4) Принятие решения о покупке. В некоторый момент потребитель должен прекратить поиск и оценку информации и выбрать покупательскую альтернативу, которая включает сам товар, упаковку, магазин и способ приобретения. Потребитель идет на удовлетворяющий его компромисс, рассматривая товарные характеристики и другие факторы — например, человек может быть готов заплатить более высокую цену, но получить стиральную машину с режимом деликатной стирки. 5) Покупка. Решение о покупке отличается от самой покупки. Задержка во времени между принятием решения о покупке и самой покупкой может зависеть от различных обстоятельств, таких, как, например, недостаток денег. Когда покупка совершена, первоначальное решение о покупке может быть и не реализовано из-за ряда изменений, например, из-за отсутствия товара выбранной марки или повышения цены. 6) Оценка после приобретения. Последняя стадия в принятии комплексного решения включает оценку этого решения. Другими словами, процесс принятия решения не заканчивается, когда покупка сделана. Потребитель оценивает решение и использует эту оценку для принятия решений в будущем. Анализируя процесс покупки, следует учитывать тот факт, что, даже когда принято решение о приобретении товара, потребитель не сделает покупку до тех пор, пока ему не понадобится товар. Поведение потребителя направлено на удовлетворение потребностей. Мотивация — это та сила, которая заставляет индивида совершать действия, направленные на удовлетворение тех или иных потребностей. Цель мотивационных исследований — выявление причин, влияющих на потребительское поведение. Достижения теории мотивации помогают определить общие типы мотивационной ориентации людей. В рамках этой теории используются различные подходы к типологии потребностей человека, их классификации. Одной из самых известных является классификация, предложенная А. Маслоу. Подход Маслоу рассматривает производителей, посредников и потребителей не просто как продукт их прошлого опыта и обучения, но как развивающихся и самоуправляющихся индивидов, способных формировать собственную жизнь и поведение. По теории Маслоу все виды потребностей можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Первичные потребности (физиологические, безопасности и защищенности) и Вторичные потребности (социальные, уважения, самовыражения). Треугольник показывает, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут складываться потребности более высоких уровней. В какой-то мере подобные структуры несут налет субъективности, хотя и помогают фирмам осознанно регулировать процесс продвижения товара. Так, например, считается, что реклама, опирающаяся на первичные потребности людей, оказывается более эффективной при продвижении товара к потребителю. Как правило, в первую очередь удовлетворяются элементарные потребности. Например, основные продукты питания потребляются более или менее независимо от изменения уровня доходов. Иногда потребности более высокого уровня приобретают приоритет перед элементарными потребностями. После разделения рынка на группы потребителей и выявления возможностей каждой из них фирма должна оценить их привлекательность и выбрать одни или несколько сегментов для освоения (целевые сегменты). Привлекательность сегментов оценивается по следующим критериям: • измеримость; •уровень конкуренции; • легкость проникновения; • доступность воздействия; • размер; • сходство представителей; • темпы роста. Несколько отобранных сегментов представляют собой целевой рынок фирмы. В процессе формирования целевого рынка фирмы могут ориентироваться на рыночные ниши (сегменты рынка, для которых наиболее подходящим является товар данной фирмы и ее возможности поставки) и рыночные окна (сегменты рынка, которыми пренебрегли конкуренты и чьи потребности не могут быть удовлетворены специально созданным товаром ввиду его отсутствия, а удовлетворяются за счет использования других товаров), используя при этом концентрированный или дисперсный метод поиска оптимального числа целевых сегментов. Концентрированный метод предполагает последовательное освоение одного сегмента рынка за другим, пока не будет освоено достаточное для фирмы число сегментов. При этом если какой-то из них оказывается убыточным, то от него отказываются и начинают работать на следующем. Дисперсный метод предполагает выход сразу на максимально возможное число сегментов рынка для того, чтобы иметь возможность отобрать наиболее привлекательные и отказаться от бесперспективных, доведя число сегментов, на которых фирма будет работать, до оптимального уровня. Дисперсный метод требует меньше времени для реализации, чем концентрированный, но требует существенно более высоких единовременных затрат. После определения целевого сегмента рынка предприятие переходит к процедуре позиционирования своего товара, что вызвано необходимостью обеспечения конкурентоспособного положения товара на рынке. Если сегментирование дает характеристики, которые должен иметь продукт с точки зрения желаний и предпочтений, то позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести. Позиционирование товара означает систему определения места новой продукции в ряду товаров, уже обращающихся на рынке, с учетом восприятия потребителями всего ряда конкурирующих между собой изделий. Позиционирование товара — это определение его особенностей, характерных черт, отличающих его от аналогичных товаров-конкурентов. Позиционирование включает комплекс инструментов, с помощью которых потребителям необходимо внушить, что этот товар создан специально для них. При этом возможны различные подходы и методы, #, позиционирование через определенную категорию потребителей, уже купивших товар, или путем сравнений.
Производство 1. Объем, структура, темпы производства. 2. Ассортимент продукции предприятия, степень его обновляемости, ширина и глубина ассортимента, качество продукции. 3. Обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования. 4. Наличие и использование ОПФ. Резервные мощности. Технологическая новизна. 5. Местонахождение производства и наличие инфраструктуры. Маркетинг 1. Исследования рынка, товара, каналов сбыта. 2. Стимулирование сбыта и реклама, ценообразование. 3. Нововведения. 4. Коммуникационные связи и информация. 5. Маркетинговый бюджет и его исполнение. 6. Маркетинговые планы и программы. Финансы 1. Финансовая устойчивость и платежеспособность. 2. Прибыльность и рентабельность. 3. Собственные и заемные средства и их соотношение.
Ассортимент Обсуждая вопросы товарной политики, отметим, что, за исключением некоторых малых фирм (предприятий), компания предлагает ассортимент товаров, т.е. совокупность товаров, которая может быть сформирована различными способами. Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных: • для определенной области применения (бытовая техника); • для продажи в определенном ценовом интервале (престижные дорогие изделия); • для реализации в конкретных магазинах, супермаркетах, бутиках и т.д.; •для определенной категории потребителей (детская одежда). Путем дифференциации одного товара можно составить ассортиментную группу. Если компания производит различные виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой. Формирование ассортимента может осуществляться: • созданием параметрического ряда - горизонтальная стратегия; и дифференциацией товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента концентрическая стратегия, • диверсификацией производства и разработкой товарной номенклатуры — конгломератная стратегия. Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом (номенклатурой), главной целью которого является его оптимизация. В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики номенклатуры (ассортимента): широту, насыщенность, глубину, гармоничность. Широта номенклатуры — это сумма составляющих ее ассортиментных групп. Если компания производит (или торговая фирма предлагает) ювелирные изделия, косметические товары и хозяйственные принадлежности, то широта равна 3. Насыщенность номенклатуры (ассортимента) — это общее количество всех производимых (продаваемых) товаров. Так, насыщенность номенклатуры Gепегаl Е1есtreс — более 250 тыс. наименований. Глубина ассортимента характеризует степень дифференциации каждого изделия (или каждой разновидности товара, поскольку дифференциации могут подвергаться такие пищевые товары, как молоко, а также некоторые сырьевые товары, например железные руды). Так, если зубная паста предлагается в форме трех тюбиков, отличающихся по весу, и, кроме того, дифференциация возможна по четырем видам лекарственных добавок, то глубина равна 12. Гармоничность характеризует степень однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям конечного потребителя, торгового посредника, характеру производственного процесса и др. Так, широкая номенклатура потребительских товаров может быть гармонизована по каналам сбыта, а ассортимент печатной продукции — по конечному потребителю. Оптимизация ассортимента — это непрерывный процесс реализации товарной политики, и ассортимент не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы на рынке. Оптимальный ассортимент обычно содержит товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла товара: стратегические товары (фаза внедрения), наиболее прибыльные (фаза роста), поддерживающие (фаза зрелости), тактические (для стимулирования продаж новинок), планируемые к снятию с производства (фаза спада) и разрабатываемые (стадия НИОКР). Торговая (товарная) марка может быть выражена несколькими компонентами: словесным названием, символом, написанием определенным шрифтом, знаком. Основная часть марки — товарный знак, который должен быть зарегистрирован в установленном порядке, чтобы стать интеллектуальной собственностью. Торговые знаки, завоевавшие высокую конкурентоспособность, превращаются в весьма дорогой товар. Товарная марка вызывает у потребителя ассоциации с товаром (или услугой), т.е. в сущности, информирует потребителя о товаре. Для потребителя это очень надежный источник информации, который обеспечивает выбор товара среди конкурирующих аналогов. Торговая марка выделяет товар среди аналогичных товаров, способствует запоминаемое™ и узнаваемости товара, дает возможность усилить эффективность рекламы, а также оправдывает в глазах потребителя более высокую цену. Вот почему более эффективно внедрять новые товары на рынок под завоевавшей авторитет торговой маркой, чем добиваться признания новой марки. И вот почему некоторые компании затрачивают миллиарды долларов на приобретение известных торговых марок (1 Так, Nestle за 4,5 млрд. долл. купила марку Rownteе, заплатив за нее в пять раз больше балансовой стоимости фирмы. Диксон П.Р/ Управление маркетингом. — М.: Бином, 1998.). В товарной политике могут использоваться марки изготовителя, торгового посредника или те и другие. Маркетологи придают большое значение марочному названию, которое должно быть новым для потребителя, запоминающимся, содержать намек (или вызывать ассоциацию) на качество товара. Марочные названия могут быть: • индивидуальные (для каждого товара в данной ассортиментной группе, например, как у стиральных порошков компании Ргосtег & GаmЫе); • коллективные (например, частные марки крупных торговых домов); • комбинированные, состоящие из сочетания имени фирмы и индивидуального марочного названия. Принятию решения о выборе того или иного пути в товарно-марочной практике должен предшествовать анализ всех положительных и отрицательных его сторон с учетом целей и задач товарной и ассортиментной политики, потребительских предпочтений и восприятии имиджа компании и конкурирующих фирм, практики конкурентов. Эффективность работы по созданию и внедрению на рынок товарной марки может быть оценена степенью осведомленности и приверженности потребителей к данной марке; ассоциациями, связанными у покупателей с ней; успешной продажей новинок под данной маркой. Все это характеризует качество марки и обеспечиваемые ею конкурентные преимущества компании. Следствием эффективности товарной марки будут сокращение расходов на маркетинг, привлечение новых потребителей, влияние на каналы распределения, создание позитивного имиджа компании, расширение границ товарной марки, создание уверенности у покупателя в правильности совершенной покупки. Однако следует учитывать и рад негативных моментов, которые могут иметь место в практике использования в товарной политике даже хорошо известных марок. Прежде всего, это касается распространения известной товарной марки на новый товар. Для того чтобы усилить коммуникативную функцию товарной марки, используют логотип и фирменный блок. Логотип — это оригинальное написание полного или сокращенного названия фирмы. Фирменный блок — композиция из товарного знака и логотипа. Маркетологи предъявляют определенные требования к логотипу и товарному знаку: привлечение внимания, запоминаемость, подчеркивание отличительных особенностей товара, повышение эффективности позиционирования и рекламы. Товарные марки, логотип, фирменный блок, так же как и фирменный стиль в целом, покупатель может узнать в
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.012 с.) |