Эффект мультипликатора в модели равновесия товарного рынка. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс сбережений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект мультипликатора в модели равновесия товарного рынка. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс сбережений.



Для того, чтобы определить величину равновесного выпуска (равновесного национального дохода) следует приравнять его к величине планируемых расходов: , где , то есть .

Что произойдет, если увеличатся расходы? Кейнс показал, что рост расходов ведет к росту дохода, однако доход возрастает в большей степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, т.е. с эффектом мультипликатора. Мультипликатор – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на единицу. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.

Аналогичные рассуждения применимы и к изменению (автономных) инвестиционных расходов. Увеличивая инвестиции, фирма закупает инвестиционные товары, создавая доход их производителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на потребление, обеспечивая доход производителю этих потребительских товаров и т.д. В результате рост совокупного дохода будет в несколько раз большим, чем первоначальный прирост инвестиций, т.е. будет действовать эффект мультипликатора, и мультипликатор (но в данном случае инвестиционных расходов) также будет равен .

Формулу мультипликатора автономных расходов можно вывести и алгебраически. Поскольку:

,

Из простой кейнсианской модели следовало, что для роста экономики необходимо увеличивать совокупные расходы, которые являются инъекциями, и обусловливают рост совокупного дохода, к тому же с эффектом мультипликатора. А все изъятия из потока расходов мультиплика-тивно сокращают сово-купный доход, приводя экономику к рецессии и даже депрессии. Отсюда следовал парадоксальный вывод: чем больше эконо-мика сберегает (накапли-вает), тем беднее она становится. (Парадокс состоит в том, что если человек увеличивает свои сбережения, то он стано-вится богаче, а экономика при увеличении сбережений становится беднее). Графическая интерпретация парадокса сбережений представлена на рис.9.12 в двух разных вариантах: 1) на графике инвестиций и сбережений (рис.9.12.(а)) и 2) на графике инъекций и изъятий (рис.9.12.(б))

Поскольку в кейнсианской модели сбережения положительно зависят от уровня дохода, а инвестиции – величина автономная, то кривая сбережений имеет положительный наклон, а кривая инвестиций – горизонтальна (рис.9.12.(а)). Рост сбережений ведет к сдвигу кривой сбережений влево-вверх от S1 до S2. Если величина инвестиций не меняется, то рост сбережений ведет к сокращению совокупного дохода (выпуска) от Y1 до Y2. Таким образом в результате роста сбережений происходит ухудшение экономической ситуации.

На рис.9.12.(б) представлены кривая автономных расходов (инъекций), которые не зависят от уровня дохода и поэтому представлены горизонтальной линией и кривая изъятий, величина которых составляет определенную долю совокупного дохода, равную MLR×Y. Наклон кривой изъятий определяется величиной MLR. График позволяет изучить воздействие на экономику любого вида изъятий (например, налогов, импорта), а не только сбережений. Когда изъятия увеличиваются, величина MLR растет, и наклон кривой изъятий становится более крутым. В результате при неизменной величине автономных расходов совокупный выпуск сокращается от Y1 до Y2.

 

Вопрос 15.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Цели и инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и автоматическая фискальная политика. Встроенные автоматические стабилизаторы. Влияние мер фискальной политики на равновесие в кейнсианской модели. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор трансфертов.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен, т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Мультипликатор государственных расходов

m = 1/(1-0,8) = 5
Изменение национального дохода (изменение ВНП)

 прирост ВНП за счет роста инвестиций
∆Y = m x ∆I

 прирост ВНП за счет роста государственных расходов
∆Y = m x ∆G

Налоговый мультипликатор выражает степень изменения совокупного спроса в зависимости от величины налога.

 

 

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Вопрос 16.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)