Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Сделки, не включаемые в расчет ввп. Валовой национальный продукт. Чистый доход факторов производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Сделки, не включаемые в расчет ввп. Валовой национальный продукт. Чистый доход факторов производства.



Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets). Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД)

 

Валовой внутренний продукт (Gross National Product) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.

В ВВП не включаются сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т. п. Хотя в денежном выражении обороты финансовых сделок огромны, они не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства.
Во-вторых, это продажа и покупка подержанных вещей и вообще всех благ, бывших в употреблении. Их ценность в свое время уже была включена в состав ВВП прошлых лет.
В-третьих, это частные трансферты, например, подарки детям, друзьям, любимым артистам (в данном случае речь идет лишь о перераспределении денежных средств между частными экономическими субъектами).
В-четвертых, государственные трансферты.

Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.
Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получится показатель ВНП.

Чистые факторные доходы - доходы, выплаченные иностранцам и заработанные на территории страны за вычетом доходов заработанных резидентами за рубежом.

 

Вопрос 9.

Понятие капитала, инвестиций, типы инвестиционных расходов. Кейнсианский подход к инвестициям в основной капитал.

Капита́л — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями. Направленные на потребление ресурсы капиталом не являются.

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода.

Первую крупную категорию составляют инвестиции фирм в основной капитал, представляющие собой инвестиции предприятий в основные производственные фонды (физиче­ские объекты типа фабрики или административного здания предприятия) и оборудование (машины и транспортные средства). Второй крупный компо­нент капитальных затрат — инвестиции в создание запасов. Запасы — это резервы сырья, полуфабрикатов на стадии незавершенного производства или готовых изделий, принадлежащих фирмам. Инвестиции в создание за­пасов означают их изменение за данный период, при этом рост запасов свидетельствует о положительных инвестициях, а их сокращение — об от­рицательных инвестициях. Третья важнейшая категория — это инвестиции в жилищный фонд; к ним относятся расходы на поддержание жилищного фонда и строительство нового жилья.

При одном и том же уровне ставки процента фактические инвестиции и сбережения могут быть не равны, поскольку инвестиции и сбережения делаются разными экономическими агентами, которые имеют разные цели и мотивы экономического поведения. Инвестиции производят фирмы, а сбережения делают домохозяйства. Основным фактором, определяющим величину инвестиционных расходов, по мнению Кейнса, является не уровень ставки процента, а ожидаемая внутренняя норма отдачи от инвестиций, то, что Кейнс называл предельной эффективностью капитала. Инвестор принимает инвестиционное решение, сравнивая величину предельной эффективности капитала, которая, по мнению Кейнса, является субъективной оценкой инвестора (по сути речь идет об ожидаемой внутренней норме отдачи от инвестиций), со ставкой процента.

 

Вопрос 11.

Государство как агент товарного рынка. Расходы государства. Доходы государства. Государственный бюджет, виды состояний государственного бюджета: дефицит, профицит, сбалансированный бюджет. Дефицит гос. бюджета и способы его финансирования.

Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.

Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:

o структурную, обеспечивающую экономический рост

o конъюнктурную (стабилизационную),направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.

Государственные расходы делятся на 2 группы:

1. государственные закупки товаров и услуг (например, расходы на строительство дорог, школ, больниц, выплата жалования чиновникам, учителям, врачам)

2. трансфертные платежи (например, пенсии, пособия по безработице, субсидии фирмам). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают перераспределение имеющегося совокупного дохода.

Выделяют четыре основных вида поступлений в государственный бюджет: 1) налоговые доходы; 2) неналоговые доходы; 3) эмиссия; 4) займы.
Налоговые поступления присущи мирному политически стабильному периоду развития государства. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы совершенных стран. Принципы и механизм налого­обложения формируются государством и находят свое выражение в финансовой политике государства.
Государственные займы являются по своему значению вторым видом поступлений. Это денежные средства на возвратной основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах.
Третий источник поступлений бюджета объединяет неналоговые доходы. К ним относятся поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается в результативном функционировании государственного достояния. Небольшие доходы в казну поступают от государственных предприятий, в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности у государства, и от ряда других источников.
Четвертый вид поступлений государственного бюджета — это эмиссия денежных знаков. Как правило, данный вид финансирования государственного бюджета используют для покрытия бюджетного дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.011 с.)