Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кейнс: потребление, сбережение, инвестиции, мультипликаторСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение факторов, влияющих на величину потребительских расходов, дает возможность вывести функцию потребления. Теория потребления, предложенная Дж. М. Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках: · уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: С=С (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако · в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения: Yd=C+S, то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению». Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume — mpc) — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу: , очевидно, что 0< mрс <1. (5.1) Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save — mps) — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу: , (0< mps <1). (5.2) Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1: (5.3) · часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением . (5.4) На рис.5.1 (а) представлен график функции потребления Кейнса: Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:
Рис. 5.1 Функция потребления и сбережения Кейнса
Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особенностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (), при увеличении которого кривая сдвигается вверх. Функция сбережений Кейнса имеет вид:
(5.5) В кейнсианской модели сбережения (как и потребление) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента. График функции сбережений представлен на рис. 5.1. (б). Тангенс угла наклона функции сбережений равен предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем наклон функции сбережений больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой происходит при изменении величины автономного потребления (), при увеличении которого кривая сдвигается вниз.
Инвестиционные расходы — это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров, под которыми подразумевается то, что увеличивает запас капитала (расходы на покупку оборудования, строительство зданий и сооружений): I= К. Инвестиции являются самым нестабильным компонентом совокупных расходов. Инвестиции делятся на: чистые (обеспечивающие увеличение объема выпуска) и восстановительные (возмещающие износ основного капитала). Поскольку кейнсианская модель основана на предпосылке, что ВНП=ЧНП=НД, то речь идет о чистых инвестиционных расходах. Кроме того, различают инвестиции автономные (не зависящие от уровня дохода — autonomous investment) и индуцированные (величина которых определяется уровнем дохода — induced investment). Кейнс в своем анализе рассматривал только автономные инвестиции (I= ). Основным фактором, определяющим инвестиции, по мнению Кейнса, является предельная эффективность капитала, под которой понимается эффективность последнего инвестиционного проекта, который дает неотрицательную величину чистого дохода. Поскольку инвестиционные расходы возмещаются только через определенное количество лет, то необходимо применять дисконтирование, т.е. приводить стоимость будущих доходов к настоящему моменту. Стоимость инвестиционного проекта в настоящем (ргеsent value — РV) может быть рассчитана по формуле: PV = + + + … + , (5.8) где X1, … Хn — чистый доход от инвестиций в году 1, … n, а r — норма дисконта (норма предпочтения будущих доходов доходам в настоящем). Инвестор будет вкладывать средства только в том случае, если расходы на финансирование инвестиционного проекта будут не меньше, чем дисконтированный чистый доход (внутренняя норма отдачи) от реализации этого проекта: I РV. Кейнс считал, что норма дисконта (r) у каждого своя, определяемая психологией, т.е. это величина субъективная, в первую очередь, основанная на интуиции (animal spirit) инвестора, его ожиданиях в отношении будущей нормы прибыли (внутренней нормы отдачи от инвестиций), пессимизме или оптимизме относительно будущего.
Рис. 5.3 Влияние инвестиций
Кейнс поэтому полагал, что ставка процента не оказывает существенного влияния на величину инвестиционных расходов, особенно в краткосрочном периоде, и разрабатывал свою модель определения национального дохода, исходя из предпосылки о неизменности ставки процента. Поскольку инвестиции в модели «Кейнсианского креста» являются автономными, и не зависят ни от уровня дохода, ни от ставки процента, то для того, чтобы получить кривую совокупных (потребительских и инвестиционных) расходов необходимо кривую потребительских расходов сдвинуть параллельно вверх на величину инвестиционных расходов (рис. 5.3). Кейнс показал, что рост расходов ведет к росту дохода, однако доход возрастает в большей степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, т.е. с эффектом мультипликатора. Мультипликатор — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на единицу. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов. Выражение представляет собой мультипликатор (автономных) потребительских расходов. Аналогичные рассуждения применимы и к изменению (автономных) инвестиционных расходов. Увеличивая инвестиции, фирма закупает инвестиционные товары, создавая доход их производителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на потребление, обеспечивая доход производителю этих потребительских товаров и т.д. В результате рост совокупного дохода будет в несколько раз большим, чем первоначальный прирост инвестиций, т.е. будет действовать эффект мультипликатора, и мультипликатор (но в данном случае инвестиционных расходов) также будет равен . Формулу мультипликатора автономных расходов можно вывести и алгебраически. Поскольку: (5.9) Графическое изображение эффекта мультипликатора расходов (например, мультипликатора инвестиций) представлено на рис. 5.6. На рисунке видно, что каждый следующий прирост дохода меньше, чем предыдущий. Процесс мультипликации длится до тех пор, пока прирост дохода не станет равным нулю. Чем выше предельная склонность к потреблению (mрс), тем величина мультипликатора больше. На рисунке эффект мультипликатора расходов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.009 с.) |