Состав правонарушения - понятие, структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав правонарушения - понятие, структура



Состав правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.

 

Структура состава правонарушения:

 

· Объект правонарушения;

 

· Объективная сторона правонарушения;

 

· Субъект правонарушения;

 

· Субъективная сторона правонарушения.

 

Объект правонарушения - это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.

 

Структура общественного отношения: а) субъекты отношения; б) объект (предмет) отношения; в) социальная связь между субъектами отношения по поводу объекта отношения.

 

При характеристике объекта правонарушения, в современной юридической литературе нередко используется термин «ценность» (или - «благо»), т.е. объект - это определенная ценность (жизнь, здоровье, имущество и т. д.), которой правонарушением причиняется в той или иной мере (степени) вред.

 

Объективная сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения.

 

Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.

 

Обязательный признак объективной стороны, так называемых формальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного, вредного).

 

Факультативные признаки объективной стороны правонарушений, то есть признаки присущие не всем составам правонарушений (признаки, которые могут дополнять признаки обязательные): место, время, обстановка, способ, орудие совершения деяния.

 

Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение. Деликтоспособность - это предусмотренная нормами права способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность физического лица связывается с понятиями: «возраст», «вменяемость». В уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают. В гражданском праве субъектом имущественной ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим пятнадцати лет, могут быть, например, его родители.

 

Субъективная сторона правонарушения - это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние.

 

Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).

Вина юридического лица - это виновное совершение противоправных действий их работниками, исполняющими возложенные на них по закону или договору обязанности (служебные, трудовые).

 

Факультативные признаки субъективной стороны, то есть признаки присущие не всем составам правонарушений: мотив, цель, эмоциональное состояние.

Формы вины: умысел, неосторожность.

 

Виды умысла: прямой, косвенный.

 

При прямом умысле лицо:

Сознает общественно опасный или вредный характер своего деяния;

Предвидит наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния;

Желает наступления общественно опасных или вредных последствий своего деяния.

 

При косвенном умысле лицо:

Сознает общественно опасный или вредный характер своего деяния;

Предвидит наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния;

Сознательно допускает наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния.

 

Виды неосторожности: самонадеянность (легкомыслие), небрежность.

Например, в уголовном праве при преступной самонадеянности лицо: а) предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния; б) и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, а при преступной небрежности лицо: а) не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния; б) хотя должно было их предвидеть и могло их предвидеть.

 

В гражданском праве понятие «неосторожность» (простая, грубая) отличается от понятия «неосторожность» в уголовном праве. Кроме того, гражданское право предусматривает возможность юридической ответственности и без вины (по договору, по закону - ст. 450 ГК Украины).

24 Марксистскоепонимание сущности права
Право и государствосогласно марксистскому историко-материалистическому учению являются

надстроечными явлениями (формами), обусловленные базисными (производственными,

экономическими) отношениями частнособственнического общества. Правовые

отношения (и право в целом) возникают, по Марксу, из экономических отношений

частной собственности и обслуживают эти отношения, являясь необходимой формой

их выражения и существа. Марксистская концепция права выделяли классово-волевой

характер. В знаменитой формуле из “Манифеста Коммунистической партии” авторы,

обращаясь к классовым противникам утверждают: ”Ваши идеи сами являются

продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений

собственности, точно также, как ваше право есть лишь возведенная в закон воля

вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями

жизни вашего класса”/6, c.37/. Классово-волевое понимание буржуазного права,

высказанное в этой формуле, было затем было распространено и на понимание

вообще сущности права. Классовые интересы, определяемые материальными условиями

жизни соответствующего класса (отчего этот подход и обозначился как

материалистический), выражаясь через волю господствующего класса в виде законов

- вот, что объявляется сущностью права.

 

Однако, следует заметить, что при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему

оставалось традиционным, обычным и не

играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно,

классовую сущность имела вся нормативно-регулятивная система, в которой право

было еще чужеродным и

слаборазвитым образованием. Только с утверждением буржуазного экономического и

социального строя и соответствующей системы духовных ценностей право как

регулятор общественных отношений вышло на первый план.

 

И, как считает Керимов, “нельзя характеризовать право одновременно как волю господствующего

класса и как совокупность юридических норм по той причине, что воля, будучи

предметной, действующей, практической реализующейся формой сознания, не может

быть сведена к совокупности правовых как к некой статичности, она непременно

предполагает реальное действие норм, предметное воплощение в реализации

общественных отношениях”/5, c.186/.

 

Право в контексте такого понимания не имеет сущности право вообще, а есть лишь сущности

исторических типов права различных общественно-экономических формаций

(рабовладельческое, феодальное, буржуазное) и уничтожение собственности в фазе

коммунизма приводит к отмиранию права. Поэтому получается, что характеристика

закона как правового неуместна, а есть лишь закон, соответствующий

экономическому строю и не соответствующий.

 

И классовые характеристики отдельных нормативных актов не могут определять

сущности права, и происхождение этого социального института, и его качества как

регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, есть встроенность

в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности,

устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и

закрепление компромиссов вместо взоимоуничтожения, определения справедливости,

гуманности - вот главные задачи права.

25 Юр. факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий.

Юр. факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юр. норм.

Юр. факты классифицируются по различным основаниям:

1) по характеру наступающих последствий различают факты:

а) правообразующие (поступление в вуз);

б) правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения);

в) правопрекращающие (окончание вуза);

 

2) по связи с волей участников правоотношений различают:

а) события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта - стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.);

б) действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений).

Последние делятся па правомерные и противоправные.

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на:

а) юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия;

б) сделки, судебные решения и т.п.);

в) юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т.д.).

Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом.

Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии. Фактический (юр-ий) состав - это сложные комплексные факты, когда для возникновения опред-го правоотношения требуется не одно, а несколько условий. Напр. для пенсионного правоотношения необходимо: 1. достижение лицом соответ. возраста. 2. наличие трудового стажа. 3. представление положенных документов. 4. принятие компетентным органом решения о назначении пенсии.

26 типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

§ Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

§ Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

§ Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

§ Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.

Недостатки Формационного подхода

§ Не универсальная схема, не все государства попадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

§ Весьма схематичная и одномерная;

§ Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.)..

Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

§ Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

§ Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

§ Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений: Традиционное (аграрное);Индустриальное;Постиндустриальное (информационное).

Г. Еллинек разделял:

§ Идеальные (утопия);Эмпирические: Древневосточные;Античные;Средневековые;Новые;Современные.

§ 27 Правовая система общества - понятие, основные виды правовых систем современности

Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

 

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

 

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

Основные правовые системы современности:

 

а) романо-германского типа;

 

б) англосаксонского типа;

 

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

 

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

 

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

 

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

 

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

 

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.

 

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

 

В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

 

В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).
28 Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Эта активная творческая деятельность создает нормы, которые воплощаются в нормативных актах.

При помощи этого государство управляет обществом, формирует стратегию его развития, устанавливает общеобязательные правила поведения.

Уровень и культура правотворчества, качество принимаемых нормативных актов есть показатель цивилизованности и демократии

. Принципами правотворчества являются: научность (издание нормативных правовых актов на основе изучения всех черт сложившейся ситуации (социально-экономической, политической и др.), профессионализм (предписывает заниматься правотворчеством компетентным людям, т.е. юристам, экономистам, управленцам и др.), законность (предписывает действовать в рамках и на основе Конституции и иных законов), демократизм (характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе), гласность (требует открытости правотворческого процесса для общества, отдельных людей, свободной циркуляции информации)

. В зависимости от субъектов правотворчества различают

1. Правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования).

2. Правотворчество государственных органов (парламентской ассамблеи, например, Государственной Думы).

3. Отдельных должностных лиц (президент, министр).

4. Правотворчество органов местного самоуправления

. 5. Правотворчество общественных организаций.

Правотворчество включает в себя создание законов и подзаконных нормативных юридических актов.

Подзаконными являются указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министров и министерств.

Нормы права можно издавать на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации, местном. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.

1. Стадия законодательной (нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.

4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.

5. Принятие нормативного акта.

6. Доведение содержания принятого акта до его
29 Пробелы в праве, способы их восполнения. Аналогия права и аналогия закона.

Пробелом в праве называется отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Одной из причин возникновения пробела может быть отставание законодательства от жизни или упущение при подготовке нормативно-правовых актов Пробелы в праве недопустимо связывать с нежеланием законодателя регулировать те или иные отношения.

Возможно, что некоторые общественные отношения вообще не подлежат правовому закреплению.

Право воздействует не на все, а лишь на часть общественных отношений. Право регулирует только отношения, имеющие основополагающее значение. Все иные отношения, не затрагивающие нормативную жизнедеятельность общества, должны быть свободны от правового регулирования, в том числе от применения аналогии права и закона.

Обычно пробел восполняется изданием недостающей правовой нормы. Если этого нет, используется аналогия закона и права. Аналогия закона представляет решение конкретного юр. дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права.

Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.

Эти виды применения права ограничены. В области уголовного и административного законодательства это полностью исключено. Это связано с тем, что решение дела на основании аналогии права или закона могут повлечь за собой произвол и беззаконие в отношении гражданина и человека.

Это создает возможность для разнобоя взглядов и личного усмотрения правоприменительных органов и их должностных лиц, что недопустимо, если речь идет непосредственно о свободе личности. Именно так действовали в СССР, от такой практики общество сегодня отказалось.

Пробелы в праве возникают в силу того, что реальная жизнь опережает правотворчество государственных органов, делает видимыми случаи, когда ситуация не урегулирована нормами права, но имеет правовую значимость. В уголовном и административном праве аналогия исключается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.08 с.)