Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Участие прокурора в арбитражном процессе в суде первой инстанции. Основания участия прокурора в арбитражном процессе (ст. 52 гпк рф).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статьей 2 Арбитражно-процессуального кодекса РФ определены задачи судопроизводства в арбитражном процессе, среди которых следует выделить защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере. Это означает, что обращаясь при наличии установленных АПК оснований в арбитражные суды, прокуроры опосредованно, через судебное разбирательство, решают и общие задачи, поставленные перед ними и прокурорской системой в целом. В рассматриваемой сфере действующий отраслевой приказ Генерального прокурора РФ от 05.06.2003 № 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве». Основания обращения прокурора с исками и заявлениями в арбитражные суды. Действующий АПК по сравнению со своим предшественником четко конкретизировал основания обращения прокуроров с исками и заявлениями в арбитражные суды. Так, согласно ч. 1 ст. 52 АПК прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: -с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; -иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований; -иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, Основания отмены или изменения судебных постановлений в арбитражном процессе в судах второй и надзорной инстанций. Основания для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение прав и свобод человека и гражданина; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Участие прокурора в арбитражном процессе в апелляционной и кассационной инстанциях. Требования, предъявляемые к апелляционной, кассационной жалобам прокурора. Согласно ч. 4 ст. 273 АПК копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции направляются лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия постановления. В случае несогласия с вынесенным решением прокурор вправе обжаловать такое решение в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба может быть подана и на решение суда первой инстанции, если ранее прокурор не направлял на него апелляционную жалобу. Кроме того, только кассационному обжалованию подлежат вступающие в законную силу со дня их вынесения решения арбитражных судов первой инстанции по делам о признании нормативного правового акта недействующим и о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Обжалованию не подлежат вступившие в законную силу решения Высшего Арбитражного Суда РФ как высшей судебной инстанции. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение, который, в свою очередь, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в федеральный арбитражный суд округа (кассационную инстанцию) в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд. Срок подачи кассационной жалобы не должен превышать двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения или постановления арбитражного суда. При этом по ходатайству прокурора пропущенный срок может быть восстановлен арбитражным судом кассационной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта и арбитражный суд кассационной инстанции признает причины пропуска срока уважительными. Речь, например, может идти о случаях, указанных в ч. 5 ст. 52 АПК РФ, т.е. когда дело отнесено к категории, по которой прокурор вправе обращаться в арбитражный суд, однако в силу первоначального отсутствия у него информации о существе спора не имел возможности непосредственно участвовать в суде первой и апелляционной инстанций. Статья 277 АПК устанавливает, что кассационная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме и в ней должны быть указаны: наименование суда, в который подается кассационная жалоба; данные о прокуроре, подающем жалобу, и других лицах, участвующих в деле; наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения или постановления, предмет спора; требования прокурора и основания, по которым он обжалует решение или постановление, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства; перечень прилагаемых к жалобе документов. В обязанность прокурору вменяется направление другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жа лобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо лично под расписку. К кассационной жалобе прокурора должны прилагаться: копия обжалуемого судебного акта; документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют; доверенность, подтверждающая полномочия на подписание апелляционной жалобы (если жалобу подает прокурорский работник, не подписывавший заявление в суд первой инстанции, но участвовавший в рассмотрении дела в первой и (или) апелляционной инстанции). Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права. Прокурор, принимающий участие в рассмотрении кассационной жалобы, осуществляет права и несет обязанности стороны процесса. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. При этом копия постановления направляется лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня его вынесения.
Участие прокурора в арбитражном процессе при пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу. Требования к надзорному представлению прокурора. Вступившие в законную силу судебные акты рассмотренных выше судебных инстанций могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ. Основаниями для обращения в надзорную инстанцию является существенное, по мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права. По делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, в Высший Арбитражный Суд РФ с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта в порядке надзора вправе обращаться Генеральный прокурор РФ или его заместитель. Представление может быть подано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Согласно ст. 294 АПК РФ представление должно содержать: данные о прокуроре, подающем жалобу, и других лицах, участвующих в деле; данные об оспариваемом судебном акте и принявшем его арбитражном суде; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора; доводы прокурора с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению прокурора, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенное нарушение прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; перечень прилагаемых к жалобе документов. К представлению прокурора должны прилагаться копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу. Представление с прилагаемыми документами направляется в Высший Арбитражный Суд РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле. По ходатайству прокурора Высшим Арбитражным Судом РФ может быть приостановлено исполнение оспариваемого судебного акта, если будет обоснована невозможность поворота его исполнения. Непосредственное рассмотрение представления Генерального прокурора РФ или его заместителя в порядке надзора отнесено к компетенции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановление которого вступает в законную силу со дня его принятия, и подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Копия постановления направляется прокурору в пятидневный срок со дня его принятия. Статья 311 АПК РФ содержит основания для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, к которым относятся: существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны прокурору или иному заявителю по делам, указанным в ст. 52 АПК; установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательств, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела; отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу; признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие не законного или необоснованного судебного акта по этому делу; признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ; установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека. Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается прокурором в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, не позднее трех месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта. По ходатайству прокурора, срок подачи заявления может быть восстановлен, если оно подано не позднее шести месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра, и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. Речь, например, может идти о случаях, указанных в ч. 5 ст. 52 АПК, т.е. когда дело отнесено к категории, по которой прокурор вправе обращаться в арбитражный суд, однако в силу первоначального отсутствия у него информации о существе спора не имел возможности непосредственно участвовать в суде соответствующей инстанции. Заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается прокурором в арбитражный суд исходя из того, что решения и определения, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются судом, принявшим эти решения и определения. Постановления и определения арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций, а также принятые в порядке надзора постановления и определения Высшего арбитражного Суда РФ, которыми изменен судебный акт арбитражного суда первой, апелляционной или кассационной инстанции либо принят новый судебный акт, Заявление, исполненное в письменной в форме, должно содержать: -наименование арбитражного суда, в который подается заявление; данные о прокуроре, подающем заявление, и других лицах, участвующих в деле; -наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого по вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует прокурор; номер дела, дата принятия судебного акта; предмет спора; -требования прокурора; -вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное ст. 311 АПК и являющееся, по мнению прокурора, основанием для постановки вопроса о пересмотре судебного акта, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства; - перечень прилагаемых к заявлению документов, среди которых должны быть: копии документов, подтверждающих вновь открывшиеся обстоятельства; копия судебного акта, подлежащего пересмотру; документ, подтверждающий направление другим участвующим в процессе лицам копий заявления и документов, которые у них отсутствуют; доверенность, подтверждающая полномочия прокурора (если речь идет о прокурорском работнике, не уполномоченном ст. 52 АПК направлять иски и заявления в арбитражные суды). Прокурор извещается о месте и времени судебного заседания, однако неявка его при надлежащем уведомлении не является препятствием для рассмотрения заявления. В случае отмены судебного акта дело повторно рассматривается в общем порядке тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт. То есть присутствующий в разбирательстве прокурор реализует права и несет обязанности, закрепленные за ним арбитражным процессуальным законодательством применительно к конкретной стадии арбитражного процесса. Решение, постановление арбитражного суда об отмене судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы. При этом право направить в арбитражный суд такую жалобу согласно ч. 5 ст. 52 АПК имеет прокурор, не бывший инициатором пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и даже не являвшийся участником рассмотрения соответствующего дела в суде.
Предмет, объект, задачи надзора за исполнением законов при исполнении наказаний, применении назначенных судом мер принудительного характера.Учреждения, органы, обеспечивающие изоляцию от общества. Среди общих задач прокурорского надзора в рассматриваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам следует отнести не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов. Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным принципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения, выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных. Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются: -законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; -соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; -законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы; -законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений. Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не должны вмешиваться в организационно-распорядительную и хозяйственную деятельность администрации поднадзорных объектов, к которым относятся исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части, гауптвахты для осужденных военнослужащих; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16 УИК). При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе: -посещать в любое время эти органы и учреждения; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, -подвергнутых мерам принудительного характера; -знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, и оперативными материалами; -требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Местами содержания под стражей являются: – следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; – следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ; – изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; – учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы; – гауптвахты. Учреждения, обеспечивающие изоляцию от общества, - учреждения по исполнению уголовных наказаний в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы (места лишения свободы), а также учреждения, исполняющие меру пресечения в виде содержания под стражей (места содержания под стражей). Места лишения свободы - учреждения по исполнению наказания в виде ареста, в том числе в отношении военнослужащих (гауптвахта), колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, тюрьма, воспитательные колонии общего и усиленного режимов для несовершеннолетних, следственные изоляторы в особых случаях. Места содержания под стражей - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы МВД РФ и ФСБ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск РФ; учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты - в случаях, предусмотренных законодательством; помещения, специально приспособленные для целей содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, по указанию капитанов морских судов, находящихся в плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками
Полномочия по надзору за исполнением законов администрациями органов, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных, заключенных под стражу. Организация работы Проверка прокурора может быть разделена в соответствии с объемом на два вида: общую и целевую. Последняя затрагивает отдельные вопросы организации и деятельности исправительных учреждений. Проверки могут быть плановыми, внеплановыми, внезапными, ночными и т. д. Вопрос о том объеме, в рамках которого должна пройти прокурорская проверка, решается исключительно прокурором с учетом общего состояния законности в конкретном исправительном учреждении. Информацию о состоянии законности на поднадзорном объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных обращений осужденных, анализа материалов практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний с обязательным учетом при этом данных расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспитательных колониях. На основании изученного аналитического материала прокурор определяет круг вопросов, подлежащих проверке и выяснению. По прибытии в исправительное учреждение прокурор истребует у администрации документы, характеризующие состояние режима содержания осужденных, обобщенные материалы об имеющихся в исправительных учреждениях нарушениях режима содержания и принятых мерах дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей, документацию о соблюдении трудовых условий и санитарно-гигиенических норм, нарушениях правил техники безопасности, наличии производственных травм. Режим содержания осужденных в исправительных учреждениях – это такой установленный законом и соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок отбывания наказания в виде лишения свободы, который обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность, а также различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом. Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные, столовые и т. д.). Проверка личных дел осужденных должна быть направлена на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыскания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы. После этого прокурор приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для данного действия. В личных делах лиц, помещенных в штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о водворении, акт совершенного проступка, объяснение осужденного, заключение врача о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе. Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях содержания, труда. Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме прокурором. Последний проверяет законность и обоснованность приказов и распоряжений администрации исправительного учреждения. Важным средством предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен также выяснить, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т. д. Среди правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить следующие: а) постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре. Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о прокуратуре), но и с учетом специфики предмета надзора полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора: полномочия предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением закона федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ст. 22 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре). К специальному полномочию относиться право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения. Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997г. №31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» прокурорам предписывается проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания, практиковать проверки в нерабочее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания. В Приказе Генерального прокурора от 5 августа 2003 г. №27 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях и органах не определена. Закон не ограничивает прокурора какими-либо основаниями для посещения указанных учреждений и органов. Посещение прокурором учреждений и органов не является самоцелью. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет прокурорского надзора (соблюдение сроков содержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). при этом проверки могут быть как целевые, т. е. затрагивающие, как правило, законность отдельных сторон деятельности учреждений, так и общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящихся к предмету надзора. Результаты проверки отражаются в составляемых справках (актах). Для того чтобы выявить нарушение законов, прокурору представлено право опрашивать задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержаться. Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов воздействия, применение в нарушение требований закона специальных средств, оружия и др. При осуществлении надзора прокурор вправе знакомится с документами, на основании которых произведено задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного характера. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стражей, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 7 ст. 34) предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пересечения и раскрытия преступлений. Осуществление оперативно-розыскной деятельности предусмотрено законом (ст. 84 УИК РФ) и в исправительных учреждениях. Задачами оперативно-розыскной деятельности в этих учреждениях являются: обеспечение личной безопасности заключенных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждений преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. В этой связи Закон о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомится также с оперативными материалами. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только в с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Наделение прокурора полномочий требовать от администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера - одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом направлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем: - во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора; - во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований; - в-третьих, эти требования подлежат обязательному исполнению администрацией; - в-четвертых, обжалование администрацией требований прокурора не приостанавливает их исполнение; - в-пятых, хотя законом и не установлена форма требований прокурора (они могут быть выражены как в устной так, так и письменной форме), целесообразно в целях возможности контролировать облекать и в письменную форму. Прокурор в праве проверять соответствие законодательству РФ правовых актов - приказов, распоряжений, постановлении администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре. Как отмечалось в Приказе Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003г. № 27, прокурорам предписывается постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовать в случае несоответствия закону. Прокурор может проверять соответствие закону правовых актов указанных учреждений и органов не только при поступлении заявлений и жалоб о их противозаконном характере, но и по собственной инициативе. Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это прежде вс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.015 с.) |