Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы прокуратуры по обеспечению участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Поиск

В основе современного уголовного судопроизводства лежит конституционный принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции). Принцип состязательности заключается в том, что один участник уголовного судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является осуществление функции уголовного преследования.

Уголовное преследование на различных этапах уголовного судопроизводства имеет свои формы выражения. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса уголовное преследование осуществляется в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях – в форме поддержания государственного обвинения.

УПК, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей. Как отмечается в приказ Генерального прокурора № 185 от 20.11.2007 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» эти новации уголовно-процессуального закона требуют от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В связи этим всем заместителям Генерального прокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры.

Перед всеми прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел, поставлены следующие задачи:

постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников;

обеспечивать участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК мировым судьей;

руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать государственное обвинение;

государственным обвинителям всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения;

руководителям прокуратур обеспечивать участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Иметь в виду, что право апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю;

обращать особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях организовать надежную систему профессионального обучения, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая для проведения учебных мероприятий опытных практических работников и ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры; развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию, повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях;

использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей; обеспечивать достоверность материалов, подлежащих опубликованию, и их юридическую обоснованность.

всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.

Участие прокурора в особом порядке судебного разбирательства, в рассмотрении дел мировым судьей и в суде присяжных. Участие прокурора в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

Особый порядок: Основной смысл особого порядка состоит в постановлении приговора по этим делам без судебного разбирательства, что по мнению законодателя и должно сократить время судебного разбирательства. Необходимым условием применения такого порядка судебного разбирательства согласно ст. 314 УПК РФ является ходатайство обвиняемого о вынесении в отношении его приговора без судебного разбирательства при наличии согласия на это потерпевшего и государственного или частного обвинителя. Деятельность прокурора в этом направлении начинается на этапе надзора за исполнением законов органами следствия. Согласно УПК РФ обвиняемый вправе заявить ходатайство в момент ознакомления с материалами уголовного дела. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, следователь составляет протокол, в котором делается запись о заявленном ходатайстве о постановлении приговора без судебного следствия. Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов органами следствия и в частности выполнения следователем требований ст.ст. 314, 315 УПК РФ должен выяснить, согласен ли обвиняемый с предъявленным обвинением, добровольно ли было заявлено ходатайство обвиняемым, консультировался ли обвиняемый по данному вопросу с защитником, присутствовал ли защитник лри заявлении ходатайства, является ли данное дело преступлением средней тяжести, т.е. наказанием не более 5 лет лишения свободы, разъяснены ли подсудимому его права и последствия рассмотрения дела в особом порядке. Несоблюдение этих требований влечет не утверждение обвинительного заключения и возвращение дела следователю для устранения выявленных недостатков. На предварительном слушании прокурор — государственный обвинитель и потерпевший должны выразить свое согласие или несогласие на применение особого порядка судебного разбирательства. Если согласия хотя бы одного из них нет, то дело рассматривается в общем порядке. Если ходатайство о постановлении приговора без судебного разбирательства заявлено на предварительном слушании, то прокурор как сторона в процессе должен проследить, что все выше перечисленные вопросы, отражающие требования ст.ст. 314, 315 УПК РФ выяснены судом. Суд должен и в этом случае получить согласие государственного (частного) обвинителя и потерпевшего на постановление приговора без проведения судебного разбирательства.Суд выносит приговор. Прокурор в соответствии с общими требованиями должен проверить его законность, обоснованность и справедливость

Мировой судья: Мировому судье подсудны дела частного обвинения и дела о преступлениях небольшой тяжести, а также ряд уголовных дел, за которые предусмотрено наказание не превышающее трех лет лишения свободы. Потому необходимость участия прокурора в рассмотрении этой категории дел не может быть частой. Но в связи с конкретными обстоятельствами дела прокурор может возбуждать дела частного обвинения, направлять их для производства предварительного следствия, а затем участвовать в их рассмотрении мировым судьей. Участие в таких случаях прокурора в рассмотрении дел частного обвинения не лишает стороны права на примирение. Целесообразность участия прокурора в делах частного обвинения диктуется в первую очередь необходимостью защиты прав граждан, потерпевших от преступлений. Особенно актуально вмешательство прокуратуры тогда, когда потерпевший или потерпевшая под влиянием угроз, запугивания, зависимости или иного противоправного воздействия отказываются от возбуждения дела частного обвинения и уголовного преследования. Тем не менее, согласно ч. 2 ст. 246 УПК РФ участие прокурора как государственного обвинителя обязательно по всем делам публичного и частнопубличного обвинения. В соответствии со ст. 318 УПК РФ прокурор может возбуждать дела и частного обвинения, когда потерпевший не может сам защитить свои права, направлять их для производства предварительного следствия, а затем участвовать в их рассмотрении мировым судьей. Участие в таких случаях прокурора в рассмотрении дел частного обвинения не лишает стороны права на примирение. Вынесенные мировым судьей приговор или постановление о прекращении дела могут быть опротестованы прокурором в апелляционном порядке. Апелляционный протест на незаконные (необоснованные) приговор или постановление мирового судьи, не вступившие в законную силу, приносятся прокурором в течение 7 суток со дня их оглашения. Протест приносится мировому судье, постановившему приговор или постановление, и подлежит рассмотрению в соответствующем районном суде, куда он передается мировым судьей вместе с материалами дела по истечении срока для апелляционного обжалования или опротестования. Прокурор может принести частный протест.

Присяжные: прокурор должен следить за тем, чтобы обвиняемые, не заявившие ходатайства о рассмотрении дела в суде с участием присяжных заседателей, были уведомлены, что такое ходатайство о рассмотрении дела в
суде с участием присяжных заседателей было заявлено другим обвиняемым и чтобы следователь разъяснил им, что при невозможности выделения отдельного производства дело будет рассмотрено в суде с участием
присяжных заседателей. Прокурору также следует иметь в виду, что обвиняемый, отказавшийся от рассмотрения дела в суде с участием присяжных заседателей, тем не менее пользуется всеми правами, предусмотренными порядком рассмотрения дел в суде с участием присяжных
заседателей. Прокурор должен проследить и принять меры к обязательному участию защитника в судебном процессе, если защитник не был приглашен
самим обвиняемым или другими лицами по его поручению. В соответствии с требованиями ст. 246 УПК РФ участие государственного обвините-
ля в рассмотрении любого дела, а тем более судом с участием присяжных
заседателей обязательно. Причем не только в непосредственном рассмотрении, но и на предварительном слушании дела судьей. Необходимость участия прокурора в предварительном слушании дела
объясняется тем, что в этой стадии окончательно решается вопрос о форме судопроизводства по делу. Судья, проводящий судебное заседание с
обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство
о рассмотрении дела в суде присяжных, его защитника, выясняет, подтверждает ли обвиняемый свое ходатайство. Прокурор на стадии предварительного слушания дела должен проследить, имеются ли в суде указанные выше ходатайства, есть ли ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие, если он сам отказывается от участия в заседании. Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может. Прокурор на предварительном слушании высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство. Важное значение при этом имеет оценка прокурором допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Так как на предварительном слушании ведется протокол заседания, то прокурор в случаях несогласия с его содержанием может дать замечания в порядке, предусмотренном ст. 260 УПК РФ. Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом с участие присяжных заседателей является его активное участие в отборе присяжных заседателей. он может задавать вопросы присяжным заседателям, подготовить и передать председательствующему в письменном виде мотивированное ходатайство об отводе присяжного заседателя. Центральное место в деятельности прокурора в суде присяжных им его участие в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в соответствии с требованием закона (ст. 335 УПК РФ) прокурор во вступительном заявлении излагает сущность предъявленного обвинения и порядок исследованных предъявленных им доказательств.

60. Структура и требования, предъявляемые к апелляционным, кассационным, надзорным представлениям прокурора по уголовным делам. Основания отмены или изменения приговоров и иных судебных решений в судах зторон и надзорной инстанций.

Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения.

Кассационное производство. Кассационные жалобы и представления подаются в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 355 УПК. Предметом кассационного рассмотрения являются законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения, не вступившего в законную силу. При рассмотрении дела в судебном заседании суда кассационной инстанции председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства. После разрешения отводов и ходатайств один из судей кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалобы и (или) представления. Затем суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, в обоснование своих доводов и возражения другой стороны. При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяется судом с учетом мнения сторон. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства в соответствии с требованиями гл. 37 УПК. В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационных жалобе и (или) представлении, стороны вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы. Последние не могут быть получены путем производства следственных действий. Лицо, предоставляющее суду дополнительные материалы, обязано указать, каким путем они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления. Изменение приговора или его отмена с прекращением уголовного дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда содержащиеся в таких материалах данные или сведения не требуют дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции.

Надзорная инстанция: Прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в органы прокуратуры. Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб, в том числе и на вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам, основаны на положениях Конституции, согласно которым право на обращение является одним из основных прав и свобод граждан и важным конституционным средством их защиты. В соответствии с приказом Генерального прокурора № 185 от 20.11.2007 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» прокуроры должны рассматривать не только жалобы лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК, но также и других граждан, заинтересованных в исходе уголовного дела. Надзорное представление прокурора, составленное в соответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение. Генеральный прокурор РФ требует обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления следует обжаловать председателю соответствующего суда либо его заместителю. При проверке жалобы помимо судебных решений прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, а при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки он может выносить постановление об отказе в принесении представления в порядке надзора либо готовить проект представления. О принятом решении прокурор должен уведомить заявителя. В связи с тем что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, то после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление и прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания, ему следует обращаться с проектом надзорного представления к вышестоящему прокурору. Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции следует тщательно готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем его, по результатам ознакомления составлять заключение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции. В соответствии с законом (ст. 407 УПК) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает: 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

 

61. Участие прокурора при пересмотре приговоров и иных судебных решений, не вступивших в законную силу:

Согласно ч. 2 ст. 325 УПК прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный или необоснован­ный приговор. На приговор суда прокурором приносится кассационный протест. Частный протест может быть принесен на определение суда первой инстанции и постановление судьи по уголовному делу (причем некоторые определения и постановления не мо­гут быть обжалованы и опротестованы в кассационном поряд­ке Основания к отмене или изменению приговора, а следова­тельно и к принесению протеста, предусмотрены ст. 342—347 УПК. Право принесения кассационного и частного протеста принадлежит прежде всего прокурору, который поддерживал в суде обвинение по данному делу, независимо от занимае­мой им должности (ч. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре). В При­казе № 82 прокурорам предлагается исходить из того, что обязанность принесения кассационного или частного протеста возлагается в первую очередь на государственного обвините­ля. Если обвинитель этого не сделал либо дело было рассмот­рено без участия прокурора, опротестовать незаконный или необоснованный приговор либо иное судебное решение обя­зан прокурор, возглавляющий прокуратуру, или его замести­тель. Указанные лица вправе принести протест в пределах своей компетенции: районный, городской прокурор опротесто­вывает приговор районного, городского суда, прокурор обла­сти — приговор областного суда и т.д. Исходя из принципа централизации прокуратуры, протест может также принести вышестоящий прокурор или его заместитель. Протесты подаются в вышестоящий суд через суд, вынес­ший приговор, определение или постановление (ст. 326 УПК). Для подачи протеста установлен срок — 7 суток со дня про­возглашения судебного решения (ст. 328 УПК). Если срок про­пущен по уважительной причине (несвоевременное изготовле­ние протокола судебного заседания, задержка с рассмотрени­ем замечаний на протокол, болезнь или командировка проку­рора (при отсутствии должностного лица, его заменяющего) и т.п.), он может быть восстановлен судом, постановившим ре­шение, по ходатайству прокурора До начала рассмотрения дела кассационной инстанцией протест, принесенный прокурором, может быть им отозван

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.014 с.)