Психолого-педагогическая характеристика на ребенка




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка



Характеристика ребенка

ФИОВалерия А.

Дата рождения26.07.2003 _____

Возраст6 лет

Дата поступления вДОУ 12.08.2005 г__

Группа здоровьяпервая

РодителиМать: Светлана Александровна А.Отец: Станислав Викторович А

Социально-значимый, прогнозируемый результат развития одаренного ребенка

коммуникативные регуляторные познавательные творческие
- умение различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению; - способность понимать состояния и поступки других людей; - умение выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими; - умение сотрудничать (с взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах; - умение проявлять инициативу в установлении контактов; - умение выражать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям.   - умение соблюдать основные правила самоорганизации, безопасного поведения для себя и окружающих, договариваться о них, объяснять свои поступки; - умение контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение; - умение устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарных морально-нравственных норм и правил; - умение определять спектр своих возможностей (физических, психических) в различных ситуациях жизнедеятельности; - умение бережно, ответственно относиться к культурно-природному окружению; - умение планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия; - умения действовать в соответствии с восприня-той и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно-двигательной); - умение оценивать свои достижения, осуществлять контроль деятельности, - умение ответственно относиться к своему здоровью. - умение задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; - умение совершать на элементарном уровне действия по обработке информации (сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения и др.); - умение присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать), классифицировать ее по различным основаниям (новая-известная, понятная-непонятная, интересная-неинтересная); - умение делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы, высказываться в связи с высказываниями других; - умение выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами, в исследовании явлений); - умение стремиться к поиску и передаче информации посредством знаков и символов изображения, движения, мимики и пантомимики; - умение организовывать, проектировать свою деятельность (разложить материалы, отбирать необходимое, определять последовательность действий и др.); - умение комментировать свои действия, самостоятельно формулировать выводы, при высказывании своего мнения; - умение расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, приобщения к тому, что известно и неизвестно. - умение формулировать свой интерес, предпочтение, намерение; - умение выходить за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт; - умение пользоваться знаками и символами, средствами при создании выразительного образа; - умение оценивать результат собственной продуктивной деятельности, соотнести с действующими эталонами; - умение выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения; - умение воплощать разнообразные сменяющиеся замыслы; -умение реализовывать в различных видах деятельности.  

Методика диагностики интеллектуально творческого потенциала.

Рассмотрим систему психических характеристик,сложная сумма которых составляет основу личностного потенциала ребенка, для его выявления необходимо оценить уровень развития каждой характеристики, приведенной ниже и сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном. Для оценки используется метод полярных баллов, каждую характеристику нужно оценить по пятибалльной шкале.

5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2-более четко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

1-четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0- сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Интегративные личностные характеристики:

· Любопытство. Проявляется в поиске новой информации, постоянном стремлении задавать много вопросов, неугасающей исследовательской и творческой активности.

· Сверхчувствительность к проблемам. Проявляется в способности выявлять и ставить проблемы.

· Способность к прогнозированию. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разные явления реальной жизни: от прогнозирования элементарных событий, до возможностей прогноза социальных явлений.

· Словарный запас. Проявляется не только в большом количестве слов, но и стремлении строить сложные синтаксические конструкции, придумывании новых слов для обозначения придуманных понятий и явлений.

· Способность к оценке. Проявляется в способности объективно характеризовать поступки людей, события и явления, собственную деятельность.

Подготовительный этап

Направления Задачи Содержание работы
Развитие творческой активности, воображения Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления. Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.
  Развитие изобразительных способностей Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти (зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Определение сплоченности группы, взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.

 

2. Обучающий этап

Направления Задачи Содержание работы
  Развитие творческой активности, воображения Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии. Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.), развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.
  Развитие изобразительных способностей Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деятельности.
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе

 

3 Творческий

Направления Задачи   Содержание работы
  Развитие творческой активности, воображения   Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений. Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.
  Развитие изобразительных способностей Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Самостоятельные игры

 

Занятие «Зимняя сказка»

Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения.

Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинку – сказку.

 

Занятие «Зимушка-Зима»

Цель: учить детей создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Предварительная работа: тонирование бумаги в голубые, фиолетовые тона; рассматривание иллюстраций с аллегорическим изображением Зимы; чтение стихов и рассказов о зиме.

Ход занятия: педагог предлагает детям угадать, что за девица прискакала на тройке белых лошадей (Художественное слово смотри в приложении) и нарисовать снежную красавицу. Помогает вспомнить как рисуется женщина в длинной шубке. По окончании рисунки обсуждаются.

 

Занятие «Зимовье зверей»

Цель: развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе.

Ход: отгадывание загадок:

- молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка)

- с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком ( собака)

- спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на спинке – щетинка (свинья)

- с бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел)

- зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

- кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)

- комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)

- не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)

вопросы:

- как можно назвать всех, о ком мы загадки отгадывали?

- Как можно назвать первых животных, а вторых?

- Где живут?

- А как и где живет корова(кролики, куры, поросята и др.)?

- С кем она живет, как спит, что ест

Задание: давайте придумаем такое жилье всем этим животным, что бы им там было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Предположительно педагог подводит детей к тому, что каждый должен нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».

 

Занятие «Зоопарк»

Цель: закрепление умения конструирования из бумаги, развитие воображения, художественных способностей (конструирование), мелкой моторики.

Педагог загадывает загадки, читает стихи о животных. Беседует с детьми о них, вместе выделяют существенные признаки, места обитания, образ жизни. Вспоминают, что домик для домашних животных они уже нарисовали. Педагог предлагает диких животных не нарисовать, а сконструировать из бумаги и поселить их в бумажном зоопарке.

Материалы: бумага, клей, ножницы, карандаши.

Ход: создание бумажного зоопарка, конструирование из бумаги стилизованных изображений животных.

 

После конструирования дети могут обыграть ситуацию, расселить животных в зоопарк, играть с ними.

 

Экскурсия в лес.

Цель: наблюдение за зимним лесом; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления.

Содержание:

Наблюдение за заснеженной землей, деревьями, следами на снегу.

Сенсорное обследование снега.

Подвижная игра «Зарница».


Занятие «Лесная азбука».

Цель: закрепить технику рисования пальцами, «тычками» кистями разной величины; учить подбирать размер кисти в зависимости от изображаемого.

Предварительная работа: наблюдение на участке за тем, кто какие следы оставляет на снегу, рассматривание иллюстраций со следами животных, игра «Следопыт», на закрепление знаний о животных, их образе жизни и оставляемых отпечатках.

Ход занятия: педагог предлагает вспомнить утренние наблюдения и нарисовать картинку так, чтобы на ней не было ни одного животного, но чтобы другие поняли, кто живет в этом лесу. Обращает внимание на то, как можно нарисовать, пальчиками, разными кисточками, отпечатки лапок лесных зверей и птиц. После рисования дети могут придумать истории о том, кто, когда и как оставил следы.

 

Занятие № 5 «Облака».

Цель: закрепление умения делать аппликацию ватой; познакомить с техникой обрыва.

Предварительное наблюдение за облаками.

Ход занятия: педагог загадывает загадки об облаках, показывает рисунки детей с заснеженной землей и спрашивает, чего не хватает. Предлагает доделать небо с облаками, но не нарисовать, а сделать аппликацию. Обращает внимание на внешний вид облаков (размытые, пушистые, бывают прозрачные) и спрашивает из чего можно было бы сделать тучи (из ваты), еще показывает, что можно приклеить маленькие обрывочки белых салфеток на нарисованный контур облака.

 

 

Занятие № 9 «Краски радуги»

Цель: закрепить последовательность расположения цветов в спектре; учить работать в технике размыва, закрашивать лист полностью.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик», рассматривание иллюстраций с изображением радуги, заучивание фразы для запоминания расположения цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Ход занятия: Почтальон приносит письмо от человечков Разноцветной страны, которые рассказывают о том, что все волшебные краски Радуги украл злой Кощей Бесцветный, и они просят помочь им вернуть Разноцветную Радугу, для чего дети должны ее нарисовать.

 

Занятие № 10 «Разноцветная страна» (продолжение предыдущего).

Цель: познакомить с техникой «граттаж»; используя «процарапывание», научить детей создавать выразительный образ природы; выявит степень владения линией как средством выразительности.

Предварительная работа: вощение и закрашивание детских рисунков педагогом.

Ход занятия: педагог предлагает детям отправить готовые рисунки разноцветным человечкам, но дети обнаруживают вместо нарисованной радуги темные листы. Педагог спрашивает у детей, куда и почему могла исчезнуть радуга. В беседе затрагивают тему экологического загрязнения воздуха и как этого избежать. Педагог предлагает попробовать расколдовать радужный рисунок, процарапывая изображение. Дети «воссоздают» картины Разноцветной страны, ее природу, жителей и др. По рисункам дети сочиняют историю «путешествие в Разноцветную страну».

 

 

Занятия творческого этапа.

Занятие № 1 «Волшебный лес»

Цель: развитие воображения; закрепить умение располагать предметы по верхнему и нижнему краю широкой полосы («земли») для передачи удаленности предметов, закрепление умений работать с различными материалами и выбирать в зависимости от изображаемого.

Ход занятия: ребенку дается лист со схематическими изображениями, незаконченными рисунками.

 

 
 

 


Педагог предлагает детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него волшебную историю.

«Веселые задачки»

Цель: развитие творческой активности; воспитание умения работать в коллективе, договариваться.

Дети делятся на две команды. Придумывают себе название.

Цель: развитие восприятия, зрительной памяти, образного мышления, умения воссоздавать целостный образ из его составных частей.

Приготовить для каждого ребенка по две одинаковых картинки, одна из которых разрезана на несколько частей. Предложите детям внимательно посмотреть на картинку и сложить из разрезанных частей такую же. Ребенок, закончивший задание, может помогать другим в команде. Победит та команда, которая закончит первой и сложит все картинки верно.

Цель: развитие мелкой моторики руки, аккуратности.

Дать каждому ребенку картинку с простым пунктирным изображением какого-либо предмета, животного. Попросить «расколдовать» его, чтобы было понятно что или кто это. Победит та команда, чьи участники быстрее, правильнее и аккуратнее обведут предмет по контуру и закрасят его.

3 Цель: снятие телесных зажимов, умение работать со своим телом и работать в коллективе, развитие фантазии.

Ход: дети делятся на группы, каждой группе дается задание изобразить с помощью жестов, мимики, голоса движение воды:

- спокойная вода.

- Падение воды.

- Дождь.

- Вода в реке.

- Вода в океане.

4. Цель: умение работать в группе, развитие фантазии.

Материалы: карточки с изображением 15 окружностей, карандаши.

Ход: дети в команде получают карточку и должны изобразить возможно большее количество предметов, дорисованных из окружностей, за минимальное время.

5. Цель: развитие фантазии, снятие чувства скованности.

Ход: посреди круга ставится стул и каждому предлагается превратить стул в какой-либо предмет: паровоз, машину, телевизор и др. каждый по очереди изображает придуманный предмет, что бы другие поняли, что это.

6. Игра «Слово».Цель: развитие восприятия, мышления, развитие речи.

Ход: воспитатель говорит:

Я найду слова везде:

И на небе и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда играем в слово!

Давайте искать слова. Кто найдет больше? Участники команд по очереди называют слова на заданном предмете (ухо, платье, машина, потолок и др.). победят те, кто назовет больше всех слов.

Подведение итогов. Вручение призов.

 

Занятие № 6 «Подарок маме».

Цель: закрепление умения пользоваться различными техниками, самостоятельно выбирать тему, сюжет и используемые материалы.

Ход занятия: педагог предлагает детям подумать, что бы они подарили маме к празднику. Помогает, обсуждает с каждым рисунок и средства его исполнения (например, выложить цветы мимозы пшеном, цветочную полянку разноцветной манкой и др.).

Словесные игры и упражнения:

№ 1.Ход: - найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему вы так думаете.

1. Витя, Стасик, Петя, Оля, Вова.

2. Курица, петух, гусь, индюк.

3. Стол, кресло, стул, ковер, шкаф.

4. Слон, корова, лошадь, овца, коза.

5. Пальто, плащ, шуба, сапоги, куртка.

 

№ 2. Цель: развитие фантазии, снятие чувства скованности.

Ход: посреди круга ставится стул и каждому предлагается превратить стул в какой-либо предмет: паровоз, машину, телевизор и др. каждый по очереди изображает придуманный предмет, что бы другие поняли, что это.

 

№ 3.Ход: я называю слова, а вы мне называете как можно больше слов с противоположным значением:

- большой (маленький, крохотный, малюсенький, и др.)

- веселый - быстрый

- Длинный. - сырой

- Твердый. - темный

- Строгий. – горячий и др.

 

№ 4.Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению данным:

- хороший - сильный

- здоровый - легкий

- чистый - черный

- пустой - чужой

- далеко - смелый.

 

№ 5.Ход: дети делятся на две команды: одна – марсиане, которые прилетели с другой планеты и разговаривают на непонятном языке; другая – земляне, очень гостеприимные и любопытные. Последние интересуются:

- что, чем и как едят марсиане.

- Как и на чем они спят.

- Какими игрушками играют.

- Как, где и чему учатся .

Потом команды меняются ролями.

 

№ 6.Цель: развитие ассоциативного мышления.

Ход: дети садятся в круг, воспитатель называет слово, а дети по очереди называют слово-ассоциацию, но чтобы слова не повторялись.

Слова: глаз, космос, кошка, усы, морковка, круг, труба.

 

№ 7. Ход: дети садятся в круг, воспитатель называет пары слов, а дети по очереди должны найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Слова: чашка – книга

Гвоздь – кирпич

Пол – потолок

Шкаф – дом

Лес – поле

Листья – мышь.


 

Художественное слово.

Снег идет.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

М. Познанская

 


Береза.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин (2.97)

 


Зима.

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

 

 

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

И. Суриков (3.203)

 


Зима.

Вот хозяюшка сама

К нам идет, идет Зима.

Разнаряженная…

Разукрашенная…

В ярких звездочках – сережках

Да в серебрянных сапожках!

А сапожки – то скрипят

Косы белые до пят.

Рукавом махнет налево –

И поляна побелела.

 

Ручкой правою махнет –

Горы снега возведет.

Чуть притопнет каблучком –

Речка кроется ледком.

Деревца принарядила,

Зайцу шубку подарила.

Побелила все дома,

Ай, да Зимушка – зима!

В. Томилина

 


Мороз.

Опали с березы последние листья,

Мороз незаметно подкрался к окну,

И за ночь своей серебряной кистью

Волшебную нарисовал он страну.

Теперь у меня не кончается утро,

И зимняя стужа приходит в мой дом.

Цветут – расцветают кусты перламутром,

И ели укрыты густым серебром.

А вдруг это чудо на солнце растает?

Мороз его чутко хранит от тепла.

И даже жар – птица над лесом летает,

Раскинув два белых лучистых крыла.

П. Киричанский

 


Синий вечер.

Вечер зимний

В небе синем

Звезды синие зажег.

Ветви сыплют

Синий иней

 

 

На подсиненный снежок.

Красит синькою мороз

В окнах незабудки.

И зевает синий пес

Возле синей будки.

А.Фетисов



Мороз.

Ночь… Не спит,

Сидит под елкой,

Вышивает Дед Мороз.

Он у елки взял иголку

Вдел в иголку свет от звезд.

Тянет нить сквозь щелку в шторах

 

Все окно уже в узорах…

Завтра утром рано встанем

И увидим: на окне

Мчат серебряные сани

По серебряной стране.

В.Степанов


Зимние картинки.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло –

В нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько что не съесть и за год.

Под корягой в буреломе

Спит медведь как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

 

 

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

На полянке куропатки

Снег копают без лопатки,

И коварному врагу

Не заметить их в снегу.

Зерен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

«Будь смелее, не робей!» -

Приглашает воробей.

Кот весь день у батареи

То бока, то лапы греет.

Он из кухни в холода

Не выходит никуда…

Г. Ладонщиков


 

Чародейкою Зимою


Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ф. Тютчев


 


Волшебный лес.

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез

Там волшебный вырос лес:

Пальмы с елками сплелись,

Самоцветами зажглись.

 

Ветер ставнями стучит,

А чудесный лес молчит –

Не качает, как живой,

Серебристою листвой.

А весна дохнет теплом –

Двор проглянет за стеклом.

О. Тарнопольская


 


Загадки.

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз.

(Мороз)

 

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)


 

Красный

Если красный помидор,

То поспел он, ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно,

Ну, а если красный нос –

Значит, на дворе мороз.

Оранжевый

Что за мяч оранжевый,

Весело наряженный?

Мячик не резиновый,

Мячик апельсиновый.

Желтый

Желтый лимон на цыпленка похож,

Только вот ног у него не найдешь,

Желтый цыпленок похож на лимон,

Только растет не на дереве он.

Зеленый

Вот кузнечик Кузька –

Зеленое пузико.

Спинка, лапки, голова –

Весь зеленый, как трава.

Голубой

Нравятся Насте

Голубые краски

Голубые платья,

Голубые глазки,

Голубика в лесах,

Дали голубые.

Голубые чудеса –

Выбирай любые.

Синий

Слышал я, будто стащила синица

В небе лоскутик синего ситца.

Сшила синица из ситца косынку,

Синими стали крылья и спинка.

Фиолетовый

Цвет лиловый – цвет сирени,

Цвет фиалок, цвет весенний,

Цветет он и колышится,

И в нем приятно дышится.

Соловьева Е.А


Взаимодействие с семьей

В основе эффективной реализации индивидуальной образовательной программы лежит взаимодействие ДОУ и семьи, в основе которого - понимание значимости развития личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и способностей, что содержит следующие принципы:

­ ответственности (педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание ребенка);

­ взаимоуважения;

­ информативности (для успешного сотрудничества педагоги и родители должны регулярно обмениваться информацией о жизни и деятельности ребенка в детском саду и дома);

­ включенности (включенность родителей в планирование, организацию и оценку результат образования ребенка как условие достижения его качества).

Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, педагогов и детей.

Работа с родителями детей предполагает:

­ организацию совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей ребенка;

­ использование педагогом-психологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей;

­ нацеливание родителей на эмоциональную поддержку ребенка в оказании ему правильной помощи;

­ индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у ребенка.

 

Угадай предмет

Необходимый инвентарь: небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.
Ребенок должен с закрытыми глазами опознать предмет, букву, цифру на ощупь поочередно правой и левой рукой.
Более сложный вариант: ребенок одной рукой с открытыми глазами ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.

 

Пластилиновая ворона

Необходимый инвентарь: пластилин.
Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры. Затем пусть ребенок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.

 

Угадай~ка

Упражнение для развития тактильной чувствительности
Необходимый инвентарь: несколько емкостей для сыпучих и жидких продуктов; вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный какой-либо однородной массой, и в течение 1-2 минут перемешивает его содержимое.

Затем ему предлагается сосуд с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.

 

Лабиринт

Необходимый инвентарь: листы бумаги в клетку или просто белые листы, ручка или фломастеры.
Попросите ребенка нарисовать лабиринт, по которому вы должны будете добраться до какой-то цели.
Вы, в свою очередь, рисуете лабиринт для ребенка.
В ходе игры малыш будет стараться рисовать ходы все запутаннее и запутаннее, но и вы не жалейте его. Пусть «побегает» по витиеватым дорожкам.

 

 

Рисунки на крупе

Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа.
Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Пусть ребенок сам нарисует несколько линий. Попросите его нарисовать волны, снежинку, буквы и т. д.

 

Бусы

Необходимый инвентарь: бельевая веревка.
Завяжите на веревке 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. п.

 

Игры~шнуровки

Развивают пространственное
ориентирование, способствуют понилшнию
понятии «вверху», «внизу», «справа», «слева»
формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи;
развивают творческие способности;
развивают глазомер, внимание;
служат хорошей тренировкой руки для дальнейшего обучения письму;
развивают усидчивость.
Купите в магазине готовые игры-шнуровки. Сначала выполняйте предложенные задания вместе с ребенком, а затем попросите его самостоятельно зашнуровать картинку.
Попросите ребенка расшнуровать, зашнуровать папин ботинок, завязать бант кукле, поучиться заплетать косички из шнурков и т. д.

Игры с камешками

 

Необходимый инвентарь: 5-7 небольших камешков гальки.
Играть можно как с одним ребенком, так и в небольшой компании.
Один из игроков берет 5-7 камешков в правую руку, подбрасывает их и пытается поймать столько, сколько сможет. Затем то же самое делает второй игрок.
Выигрывает тот, кто смог поймать большее число камешков.

 

 

Игры для самоконтроля

Сделай так же

Необходимый инвентарь: набор геометрических фигур из картона (треугольники, круги, квадраты, трапеции и т. д.).
Предложите сложить из имеющихся у ребенка геометрических фигур несложные узоры или рисунки по заданному образцу, например:
квадрат из треугольников;
елочку из треугольников;
узор из геометрических фигур;
разложить геометрические фигуры в заданном порядке.
Варианты заданий в этой игре могут быть различными.

 

Сохрани словов секрете

Игра учит ребенка длительное время руководствоваться заданным, правилом
Объясните ребенку правила игры: вы произносите слова, которые ребенок должен за вами повторять, кроме названий, например, животных — их повторять нельзя.
Вместо этого, услышав название животного, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, медведь, ириска, просо, плечо, хомяк, шкаф, василек, книга, куница, дом, песня, суслик и т. д.
Другие варианты правил в игре:
Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].
Нельзя повторять имена девочек.
Когда ребенок станет без ошибок следовать правилу, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например:
Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.
Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и сравнивайте с результатом предыдущей игры. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, тем лучше у него получается.
Не забывайте меняться с ребенком ролями.

Буквоежка

Расскажите ребенку сказку:
За несчастной буквой «а» охотится прожорливая Бук-воежка. Спаси ее. Спрячь все буквы «а» в этом предложении: «Кошка увидела мышонка».
А теперь задание потруднее. Перепиши рассказ, только вставляй точки вместо буквы «ы».

 

 

«Рыжая белка спрыгнула с ветки. Ветка была рядом с крышей дома. На крыше спал рыжий кот. Рыжая белка и рыжий кот испугались друг друга и бросились в разные стороны».
Примечание для родителей: условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

 

Бабочкино письмо

Необходимый инвентарь: игровое поле в клетку с буквами в разном порядке, фигурка бабочки.
Скажите ребенку: «Бабочка написала тебе письмо. Ты сможешь его прочитать, если будешь внимател





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.072 с.)