ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики сферы умственного развития.



· Оригинальность мышления. Проявляется во всех видах деятельности (конструировании, рисовании, сочинении историй), в поведении, в общении со взрослыми и сверстниками.

· Гибкость мышления. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

· Продуктивность. Оценивается по количеству идей и продуктов деятельности: чем больше идей, тем больше возможности выбрать наиболее оригинальные.

· Способность к анализу и синтезу. Ярко проявляется в решении логических задач, видно в любом виде деятельности.

· Классификация и категоризация. Проявляется во всех видах деятельности, при решении задач, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

· Высокая концентрация внимания. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

· Память. Способность ребенка запоминать факты, события; но преимущество имеет тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию, а не тот, у кого больше объем памяти.

Характеристики сферы личностного развития.

· Увлеченность содержанием задачи.

· Перфекционизм. Выражается в стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

· Нонконформизм. Готовность отстаивать свою точку зрения, даже наперекор большинству, стремление действовать и поступать не традиционно, оригинально.

· Лидерство. Проявляется в совместных играх детей, проявляет инициативу, берет на себя ответственность.

· Соревновательность. Нежелание участвовать в конкурентных видах взаимодействия.

· Широта интересов. Разнообразные и устойчивые интересы ребенка, желание попробовать свои силы во всех видах деятельности.

Тест «Незаконченный рисунок».

Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.

 

Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

 

Инструкция: «Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.

Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите,

придумайте своему рисунку название, я его подпишу»

 

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

Беглость – количество задействованных элементов.

Разработанность – количество значимых деталей.

Название0 – обычное название.

1– простое описание.

2 – описательное название.

3– релевантное название.

Оригинальность:

0 б. – ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение

отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2 б. – изображен объект, но с разнообразными деталями.

3 б. – изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.

4 б. – изображается несколько объектов по воображаемому образцу.

5 б. – на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из

второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

 

Первое задание «Нарисуй картинку» методики П. Торренса.

 

Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

 

Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеите в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу»

 

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Оригинальность:

0 б. – абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. – жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. – нос, остров.

3 б. – гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. – глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. – остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.

Название: 0 – обычное название.

1– простое описание.

2 – описательное название.

3– релевантное название.


Третье задание «Повторяющиеся фигуры» методики П. Торренса.

Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий.

Карандаши цветные и простой. Ластик.

 

Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуете как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.

 

Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Беглость – количество заполненных пар параллельных линий.

Разработанность – количество деталей.

Название 0 – обычное название.

1– простое описание.

2 – описательное название.

3– релевантное название.

Оригинальность

0 б. – абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. – жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. – нос, остров.

3 б. – гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. – глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. – остальные рисунки.

 


 

Индивидуальная программа для одаренного ребенка состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности.

 

Подготовительный этап

Направления Задачи Содержание работы
Развитие творческой активности, воображения Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления. Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.
  Развитие изобразительных способностей Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти (зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Определение сплоченности группы, взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.

 

2. Обучающий этап

Направления Задачи Содержание работы
  Развитие творческой активности, воображения Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии. Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.), развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.
  Развитие изобразительных способностей Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деятельности.
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе

 

3 Творческий

Направления Задачи   Содержание работы
  Развитие творческой активности, воображения   Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений. Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.
  Развитие изобразительных способностей Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.
  Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.
  Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Самостоятельные игры

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.014 с.)