Как родственники могут помочь больному афазией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как родственники могут помочь больному афазией.



Программа по преодолению афферентной моторной афазии.

Пояснительная записка.

Мужчина, 57 лет. к.д.м.н, преподаватель НГУ, острое нарушение мозгового кровообращения. Ведущая рука правая.

 

Заключение: Афферентная моторная афазия средней степени выраженности. Артикуляторная апраксия. Аграфия средней степени тяжести. Акалькулия легкой степени.

 

Цель программы: восстановление речи при афферентной моторной афазии.

Задачи:

преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса,

закрепление артикуляционных навыков,

преодоление литеральных парафазий,

стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов,

преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

 

Содержательный раздел.

В преодолении афферентной моторной афазии опора прежде всего на сохранные функции мозга, а именно -зрительный и аудиальный контроль (т.е. зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух речевого сигнала, а также контроль за оптическим синтезом видимых элементов артикуляционного уклада).

Весь период восстановления главным будет преодоление нарушений кинетического артикуляционного праксиса, а это поможет и обеспечит преодоление аграфии, алексии, нарушения понимания речи, затем поможет восстановлению развёрнутого устного и письменного высказывания.

Направления работы:

· Артикуляция-преодоление оральной апраксии,

т.е. отрабатываются и закрепляются артикуляционные навыки (вызывание звуков доступных-губных и переднеязычных, главное не из одной артикуляционной группы, гласные -контрастных фонемы А и У и вводятся сразу в слова и фразы для обиходной речи)

· Преодоление литеральной парафазий. Использование пиктограмм Визель.

Стимулирование экспрессивной речи (преодоление дефектов звуко-буквенный анализ состава слова и литеральных параграфий при записи слов (восстановление письменной речи).

· Преодоление аграмматизма: экспрессивного и импрессивного (правильное использование предлогов. Передающих пространственное отношение предметов).По мере восстановления ситуативной диалогической речи - переход к восстановлению монологической и свободной диалогической речи.

 

3. Тематическое планирование коррекционной работы.

Стадия обучения Основная задача Используемые методы
1 стадия обучения   Восстановление способности артикулировать звуки, слова, включая их в доступную для больного деятельность с опорой на сохранный речевой ритм, мелодию, интонацию. Растормаживание речи с опорой на значение и смысл слова. Использование интонации, мелодики, ритма. Интонационно-мелодический метод: фразу произносят человеку, он должен найти соответствующую интонации картинку. Затем производится работа над интонацией и связями с соответствующими предложениями. Метод самостоятельного интонирования: заданных в письменной форме предложений или на основе картинок с эмоциональным сюжетом. Метод озвученного чтения (эмоциональные методы): читаем насыщенный событиями и эмоциями рассказ, текст, подкрепляем эмоциональной картинкой, начинает появляться ах- и ай) Ритмичное проговаривание с одновременным отстукиванием. + диалог на эмоционально значимые темы, актуализация прошлых воспоминаний, вопросы о профессии, именах близких. Невербальные методы: оживление образно предметной сферы (опосредованно воздействуем на речь) Метод классов и предметов: даётся признак классификации. Метод рисования по инструкции:рисуют конкретные слова по заданному признаку (усложняя: стол…мебель….) затем опять классификация этих предметов по признакам. Четвёртый лишний: из лежащих картинок больной выбирает предмет (невербальный вариант) Составление целого из частей: из картона. Все эти методы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений, на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает + домино, шашки, шахматы, лото… Вербальные методы:для растормаживания произвольной речи. Метод проговаривания автоматизированных рядов: речевые стереотипы, от простого к сложному. Начиная с сопряжённого проговаривания, затем сопряжено-отражённого, затем самостоятельное проговаривание. Чтение стихотворений:способствует мнестической и ритмико-милодической основе актуализации упроченной речи. Метод диалога: используется так же рядовая и автоматизированная речь (введение в контекст- о чём будет идти диалог, а затем вопросы привычные с односложным ответом). Цифровой метод: отвлечение от самой речи, артикуляции и переключение внимания на операции с числами (так же как и в рисовании, игре, конструировании). Составление чисел из цифр и произведение арифметических действий– активизация непроизвольной речи.  
2 стадия обучения: Восстановление умения произносить отдельные слова, отвлечение внимания от артикуляции.   Смыслослуховой метод: обогащение смысловых связей (так как нарушена многозначность слова) и произнесение слова целиком. Переключение внимания больного с артикуляционной стороны речи на слуховую (звуковую) и семантическую. Если затормозить двигательный компонент речи, то слуховой становится сильнее. (Лимон: много предложений эмоциональных и действенных с этим словом, и педагог эмоционально читает их – в конце произносит слово лимон!) Классификация предметов: разложить по определённым свойствам предметы: сладкие и кислые, жёлтые и красные, круглые и квадратные. Этот метод идёт в связке с рисованием, самостоятельное или дорисовка предмета до целого + игра в предметное лото.  
3 стадия обучения Восстановление и увеличение объёма активного словаря. Смыслослуховой метод: здесь мы не произносим слово и не даём предложений, а говорим его признаки – перед больным выкладываем картинки, на одной из них отрабатываемое слово. Закрепление идёт методом беседы, включение слов в другие контексты, связи, с зарисовыванием.  
4 стадия обучения Восстановление точного произнесения звуков. Произнесение отдельного слога: выделение ритмической структуры слова, чтение близких по артикуляции слов. Подключение письма и чтения, как методов обучения устной речи. (с опорой на буквы разрезной азбуки) – услышать, записать, прочитать, самостоятельно произнести без всех этих предварительных операций и составить предложения. (от простого к сложному с папы и мамы) Итог: пациент может правильно говорить.  
5 стадия обучения Восстановление артикуляции отдельного звука и фразовой речи (избавление от аграмматизмов и закрепление способов высказывания). Пропуски окончаний: предлагают 2 варианта человек выбирает Метод повторения фраз: на основе отработки содержания сюжетной картинки, повтор-запись-чтение-составление фраз с заданным словом+снятие аграмматизма, восстановление порядка слов, расширение словаря. Метод составления фраз по заданным словам: сначала на основе картинки, затем записать и сам пересказать картинку. Метод диалога: стимулирования речевой активности больного. Вначале вводят в контекст, подготавливают лексический и карточный материал, Переключение с одной темы на другую, просим внимательно вслушиваться больного и подключение новых участников.
Показателемвыполнения задач является восстановление коммуникации!

 

 

Приложение.

Программа по преодолению афферентной моторной афазии.

Пояснительная записка.

Мужчина, 57 лет. к.д.м.н, преподаватель НГУ, острое нарушение мозгового кровообращения. Ведущая рука правая.

 

Заключение: Афферентная моторная афазия средней степени выраженности. Артикуляторная апраксия. Аграфия средней степени тяжести. Акалькулия легкой степени.

 

Цель программы: восстановление речи при афферентной моторной афазии.

Задачи:

преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса,

закрепление артикуляционных навыков,

преодоление литеральных парафазий,

стимулирование экспрессивной речи, преодоление дефектов звуко-буквенного анализа состава слова и литеральных параграфий при записи слов,

преодоление экспрессивного и импрессивного аграмматизма.

 

Содержательный раздел.

В преодолении афферентной моторной афазии опора прежде всего на сохранные функции мозга, а именно -зрительный и аудиальный контроль (т.е. зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух речевого сигнала, а также контроль за оптическим синтезом видимых элементов артикуляционного уклада).

Весь период восстановления главным будет преодоление нарушений кинетического артикуляционного праксиса, а это поможет и обеспечит преодоление аграфии, алексии, нарушения понимания речи, затем поможет восстановлению развёрнутого устного и письменного высказывания.

Направления работы:

· Артикуляция-преодоление оральной апраксии,

т.е. отрабатываются и закрепляются артикуляционные навыки (вызывание звуков доступных-губных и переднеязычных, главное не из одной артикуляционной группы, гласные -контрастных фонемы А и У и вводятся сразу в слова и фразы для обиходной речи)

· Преодоление литеральной парафазий. Использование пиктограмм Визель.

Стимулирование экспрессивной речи (преодоление дефектов звуко-буквенный анализ состава слова и литеральных параграфий при записи слов (восстановление письменной речи).

· Преодоление аграмматизма: экспрессивного и импрессивного (правильное использование предлогов. Передающих пространственное отношение предметов).По мере восстановления ситуативной диалогической речи - переход к восстановлению монологической и свободной диалогической речи.

 

3. Тематическое планирование коррекционной работы.

Стадия обучения Основная задача Используемые методы
1 стадия обучения   Восстановление способности артикулировать звуки, слова, включая их в доступную для больного деятельность с опорой на сохранный речевой ритм, мелодию, интонацию. Растормаживание речи с опорой на значение и смысл слова. Использование интонации, мелодики, ритма. Интонационно-мелодический метод: фразу произносят человеку, он должен найти соответствующую интонации картинку. Затем производится работа над интонацией и связями с соответствующими предложениями. Метод самостоятельного интонирования: заданных в письменной форме предложений или на основе картинок с эмоциональным сюжетом. Метод озвученного чтения (эмоциональные методы): читаем насыщенный событиями и эмоциями рассказ, текст, подкрепляем эмоциональной картинкой, начинает появляться ах- и ай) Ритмичное проговаривание с одновременным отстукиванием. + диалог на эмоционально значимые темы, актуализация прошлых воспоминаний, вопросы о профессии, именах близких. Невербальные методы: оживление образно предметной сферы (опосредованно воздействуем на речь) Метод классов и предметов: даётся признак классификации. Метод рисования по инструкции:рисуют конкретные слова по заданному признаку (усложняя: стол…мебель….) затем опять классификация этих предметов по признакам. Четвёртый лишний: из лежащих картинок больной выбирает предмет (невербальный вариант) Составление целого из частей: из картона. Все эти методы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений, на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает + домино, шашки, шахматы, лото… Вербальные методы:для растормаживания произвольной речи. Метод проговаривания автоматизированных рядов: речевые стереотипы, от простого к сложному. Начиная с сопряжённого проговаривания, затем сопряжено-отражённого, затем самостоятельное проговаривание. Чтение стихотворений:способствует мнестической и ритмико-милодической основе актуализации упроченной речи. Метод диалога: используется так же рядовая и автоматизированная речь (введение в контекст- о чём будет идти диалог, а затем вопросы привычные с односложным ответом). Цифровой метод: отвлечение от самой речи, артикуляции и переключение внимания на операции с числами (так же как и в рисовании, игре, конструировании). Составление чисел из цифр и произведение арифметических действий– активизация непроизвольной речи.  
2 стадия обучения: Восстановление умения произносить отдельные слова, отвлечение внимания от артикуляции.   Смыслослуховой метод: обогащение смысловых связей (так как нарушена многозначность слова) и произнесение слова целиком. Переключение внимания больного с артикуляционной стороны речи на слуховую (звуковую) и семантическую. Если затормозить двигательный компонент речи, то слуховой становится сильнее. (Лимон: много предложений эмоциональных и действенных с этим словом, и педагог эмоционально читает их – в конце произносит слово лимон!) Классификация предметов: разложить по определённым свойствам предметы: сладкие и кислые, жёлтые и красные, круглые и квадратные. Этот метод идёт в связке с рисованием, самостоятельное или дорисовка предмета до целого + игра в предметное лото.  
3 стадия обучения Восстановление и увеличение объёма активного словаря. Смыслослуховой метод: здесь мы не произносим слово и не даём предложений, а говорим его признаки – перед больным выкладываем картинки, на одной из них отрабатываемое слово. Закрепление идёт методом беседы, включение слов в другие контексты, связи, с зарисовыванием.  
4 стадия обучения Восстановление точного произнесения звуков. Произнесение отдельного слога: выделение ритмической структуры слова, чтение близких по артикуляции слов. Подключение письма и чтения, как методов обучения устной речи. (с опорой на буквы разрезной азбуки) – услышать, записать, прочитать, самостоятельно произнести без всех этих предварительных операций и составить предложения. (от простого к сложному с папы и мамы) Итог: пациент может правильно говорить.  
5 стадия обучения Восстановление артикуляции отдельного звука и фразовой речи (избавление от аграмматизмов и закрепление способов высказывания). Пропуски окончаний: предлагают 2 варианта человек выбирает Метод повторения фраз: на основе отработки содержания сюжетной картинки, повтор-запись-чтение-составление фраз с заданным словом+снятие аграмматизма, восстановление порядка слов, расширение словаря. Метод составления фраз по заданным словам: сначала на основе картинки, затем записать и сам пересказать картинку. Метод диалога: стимулирования речевой активности больного. Вначале вводят в контекст, подготавливают лексический и карточный материал, Переключение с одной темы на другую, просим внимательно вслушиваться больного и подключение новых участников.
Показателемвыполнения задач является восстановление коммуникации!

 

 

Как родственники могут помочь больному афазией.

 

Хорошо поможет пение. Объясняется это тем, что во время пения задействуется «певческий центр», находящийся в неповрежденном отделе головного мозга, а при инсульте повреждается «речевой центр». Родственникам желательно петь вместе с больным. Пение должно быть негромким и с хорошим настроением. Можно начать с чтения детских считалочек и стишков, а можно начать читать букварь, ведь в нем чтение начинается со слогов, потом идут слова, которые плавно переходят в предложения. Со временем больному нужно начинать задавать вопросы по поводу того, о чем он прочитал. Начинать следует с наводящих вопросов, затем постепенно переходить на самостоятельные вопросы.

Большое значение имеет чтение вслух, письмо, рисование и другие занятия, стимулирующие речевые функции. Эффективность восстановления речевых функций во многом определяется мотивацией больного и его активным участием в реабилитационном процессе, поэтому так важны для него положительные отзывы близких людей относительно его успехов.

Необходимо работать над пониманием речи, чтением, письмом и над восстановлением свободного высказывания и смысловой структуры речи. Желателен постоянный контакт логопеда с семьей больного, чтобы члены семьи, следуя рекомендациям логопеда, могли помогать больному в выполнении домашних заданий и в освоении некоторых видов речевой деятельности.

Несмотря на выраженные речевые нарушения, больной должен иметь возможность общаться с окружающими. Поверьте, общение и разговор с больным не менее важны, чем лекарства. Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей, погоду и политику, слушайте радио, смотрите телевизионные передачи, делитесь своими впечатлениями. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи.

Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернется к активной жизни.

Логопедическая работа при нарушениях функций речи после инсульта — длительный и трудоемкий процесс, и только при полном доверии и тесном сотрудничестве логопеда, пациента и его родственников лечение будет эффективным.

Если больному не удается завершить начатую фразу, предложите варианты, дав возможность выбрать самый подходящий. Если он не может найти нужное слово, задайте наводящий вопрос или попробуйте подсказать это слово, опираясь на контекст.

Иногда достаточно просто выслушать человека, даже не до конца понимая смысла его слов. Просто терпеливо выслушайте, дав ему выговориться и показав, что вам небезразличны его слова.

Говорите медленно и четко. Используйте обычные слова, но не говорите с больным «свысока».

Говорите простыми предложениями. Придерживайтесь правила: излагайте какую-либо одну мысль и описывайте какое-либо одно действие.

Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Вам лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (к жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции.

Даже если больной перестал реагировать на ваши фразы и понимать их, не стоит говорить в его присутствии о нем в третьем лице.

Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.

В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.

Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие ученые) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.

Задача родственников заключается в том, чтобы поддержать желание близкого им человека к речевому общению, ведь он в нём так нуждается!

 

Приложение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.032 с.)