Ментарные этапы действий, фрагменты занимаемых или пересекаемых пространств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ментарные этапы действий, фрагменты занимаемых или пересекаемых пространств.



Те же проблемы возникают, когда требуется образовать производительную силу, эффективность которой должна превышать сумму составляющих ее элементарных сил: «По сравнению с равновеликой суммой отдельных инди­видуальных рабочих дней комбинированный рабочий день производит большие массы потребительских стои­мостей и уменьшает поэтому рабочее время, необходимое для достижения определенного полезного эффекта. В каждом отдельном случае такое повышение производи­тельной силы труда может достигаться различными спо­собами: или повышается механическая сила труда, или расширяется пространственно сфера ее воздействия, или арена производства пространственно суживается по срав­нению с масштабом производства, или в критический мо­мент приводится в движение большое количество труда в течение короткого промежутка времени... Но во всех этих случаях специфическая производительная сила комбини­рованного рабочего дня есть общественная производи­тельная сила труда, или производительная сила общест­венного труда. Она возникает из самой кооперации»50.

Так возникает новое требование, обращенное к дис­циплине: построить машину, действие которой будет мак­симально усилено благодаря согласованному сопряжению составляющих ее элементарных деталей. Отныне дисцип­лина — не просто искусство распределения тел, извлечения из них времени и накопления этого времени, а искусство сложения сил в целях построения эффективной машины. Это требование выражается несколькими способами.

на такой высоте возможно только как результат пока еще неведомой, но глубокой гео­метрии» (J. de Beausobre, Commentaires sur la defenses desplaces, 1757, t. П, p, 307).

*' К. Маркс. Капитал. Кн. I, отд. 4, гл. XIII. (Цит. по изд.: Маркс К., Энгельс Ф. Со­чинения. 2-е изд. Т. 23. М., 1960, с. 340—341. - Ред.) Маркс не раз подчеркивал анало­гию между проблемами разделения труда и проблемами военной тактики. См., напри­мер: «Подобно тому, как сила нападения эскадрона кавалерии или сила сопротивления полка пехоты существенно отличны от суммы тех сил нападения и сопротивления, ко­торые способны развить отдельные кавалеристы и пехотинцы, точно так же и механи-

1. Единичное тело становится элементом, который можно разместить, привести в движение, соединить с дру­гими элементами. Его основными определяющими пере­менными являются теперь не доблесть или сила, а занима­емое место, отрезок, который оно собой закрывает, пра­вильность и надлежащее расположение, с которым оно согласует свои перемещения. Солдат — прежде всего фраг­мент подвижного пространства и только потом — мужест­во или доблесть. Вот как характеризует солдата Гибер: «Находясь в строю, он занимает два фута в наибольшем измерении, т. е. с головы до ног, и примерно один фут в са­мом широком месте, в плечах; к сему надо добавить фут промежутка между ним и следующим солдатом. Это дает два фута во всех направлениях на каждого солдата, а зна­чит, пехотное войско в сражении занимает по фронту или в глубину столько шагов, сколько в нем рядов»51. Это функциональное упрощение тела. Но также и введение тела-сегмента в единицу, с которой оно связано. Солдат, чье тело вымуштровано так, что каждая часть функцио­нально предназначена для определенных действий, дол­жен, в свою очередь, быть элементом механизма на дру­гом уровне. Вначале солдат обучают «поодиночке, затем по двое, затем в большем количестве... Относительно об­ращения с оружием: после того как солдаты обучились по отдельности, их заставляют выполнять команды по двое и попеременно меняться местами, чтобы левый научился приспосабливаться к правому»52. Тело конституируется как часть многосегментной машины.

2. Частями механизма являются и различные хроноло­гические последовательности, которые дисциплина ком-

ческая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которая раз­вивается, когда много рук участвует одновременно в выполнении одной и той же нераз­дельной операции» (там же, с. 337. — Ред.)

51 J. A. de Guibert, Essai general de tactique, 1772, t. I, p. 27.,,Vj ч " Предписание об обучении пехоты (6 мая 1775 г.).

бинирует, чтобы образовать сложное время. Время каждо­го должно быть приспособлено ко времени других таким образом, чтобы из каждого можно было извлечь макси­мальное количество сил, а их комбинация давала бы опти­мальный результат. Так, Серван мечтал о военной маши­не, охватывающей всю территорию государства. Каждый в ней должен быть непрерывно занят, но занят по-своему, т. е. в зависимости от эволюционного сегмента, генетиче­ской серии, в которой находится. Военная жизнь должна начинаться с детства: дети учатся военному ремеслу в «во­енных манорах». Заканчиваться она должна в тех же поме­стьях, ибо ветераны до последнего дня должны обучать де­тей и рекрутов, руководить учениями солдат, надзирать за ними во время общественных работ и, наконец, поддер­живать порядок в стране, когда войско сражается на гра­ницах. В жизни нет ни одного момента, из которого нель­зя было бы извлечь силы; надо только уметь вычленить момент и соединить его с другими. Так в крупных мастер­ских используется труд детей и стариков: ведь они облада­ют определенными элементарными способностями, кото­рые излишне было бы эксплуатировать в рабочих, исполь­зуемых в других целях; далее, они образуют дешевую рабо­чую силу; наконец, работая, они не находятся на иждиве­нии. «Трудящийся люд с десяти лет и до старости, — ска­зал сборщик налогов на одном предприятии в городе Ан-жере, — может найти на этой мануфактуре средства против праздности и ее детища — бедности»53. Но, несомненно, в начальном образовании приспособление друг к другу раз­личных хронологий должно было производиться макси­мально тщательно. С XVII века до введения в начале

51 Гаруэн, Доклад о финансовом округе Тур, в кн.: P. Marchegay, Archives d'Anjou, II. 1850, p. 360.

XIX века метода Ланкастера сложный часовой механизм школы взаимного обучения приводился в действие благо­даря сцеплению колесиков: самым старшим ученикам по­ручаются сначала простой надзор, затем контроль над вы­полнением заданий и, наконец, преподавание; в конеч­ном счете время всех учеников полностью занято либо обучением других, либо учебой. Школа стала учебной ма­шиной, где каждый ученик, каждый уровень и каждый момент, если они должным образом соединены, постоян­но используются в общем процессе обучения. Один из ярых сторонников школы взаимного обучения дает нам некоторое представление о прогрессе: «В школе на 360 де­тей учитель, который хочет в течение трехчасового заня­тия поработать индивидуально с каждым учеником, смо­жет посвятить ему лишь полминуты. Новый метод позво­ляет каждому из 360 учеников писать, читать или считать в течение двух с половиной часов»54.

3. Тщательно рассчитанное соединение сил требует четкой системы командования. Вся деятельность дисцип­линированного индивида должна перемежаться и под­крепляться приказами, эффективность которых опреде­ляется краткостью и ясностью. Приказ не надо ни объяс­нять, ни даже формулировать: достаточно того, чтобы он вызывал требуемое поведение. Ответственный за дисцип­лину сообщается с тем, кто ей подчиняется, посредством сигнализации: не надо понимать приказ, надо восприни­мать сигнал и немедленно на него реагировать, следуя за­ранее установленному более или менее искусственному коду. Помещать тела в маленький мир сигналов, каждому из которых соответствует обязательная и единственная ре-

акция: техника муштры, «деспотически исключающая малейшее замечание и тишайший ропот». Дисциплиниро­ванный солдат «начинает повиноваться всему, что бы ни приказали; его повиновение быстро и слепо; тень непо­слушания, малейшая задержка были бы преступлением»55. Муштра школьников должна производиться так же: мало слов, никаких объяснений, полная тишина, прерываемая, лишь сигналами — звоном колокола, хлопаньем в ладоши, жестами, просто взглядом учителя или маленьким дере­вянным приспособлением, применяемым братьями в хри­стианских школах, - преимущественно его и называли «Сигналом», и в своей механической краткости он содер­жал и технику приказа, и мораль повиновения. «Первая и главная функция сигнала - сразу обращать к учителю взгляды всех учеников и заставлять их внимать тому, что он хочет им сообщить. Так, когда он хочет привлечь вни­мание детей и прекратить упражнение, он должен ударить один раз. Заслышав звук сигнала, хороший ученик вооб­разит, будто слышит голос учителя или даже глас Божий, окликающий его по имени. Потому он проникнется чув­ствами юного Самуила, в глубине души говоря вместе с ним: вот я, Господи». Ученик должен заучить код сигналов и автоматически реагировать на них. «После молитвы учитель дает один сигнал и, взглянув на ребенка, которо­го хочет послушать, делает ему знак начинать. Чтобы ос­тановить чтение, снова подает один сигнал... Чтобы сооб­щить читающему, что надо повторить, если тот прочитал плохо или неправильно произнес букву, слог или слово, он быстро подает два последовательных сигнала. Если по­сле двукратного или трехкратного повторения сигнала чи-

* Самюэль Бернар, Доклад в обществе взаимного обучения 30 октября 1816г.

" L. de Boussanelle, Le Ban Mililaire, 1770, p. 2.

тающий ученик не нашел и не повторил плохо прочитан­ного или произнесенного слова — поскольку до сигнала он прочитал еще несколько других слов, — то учитель бы­стро сигналит три раза подряд, давая ученику знак, что он должен вернуться на несколько слов назад, и продолжит сигналить, пока ученик не дойдет до плохо произнесенно­го слова»56. Школа взаимного обучения должна была уси­лить контроль над поведением путем системы сигналов, на которые необходимо реагировать немедленно. Даже словесные сигналы должны действовать как элементы сигнализации: «Подойдите к вашим скамьям. При слове подойдите дети с глухим стуком кладут правую руку на стол и одновременно ставят одну ногу за скамью. При словах к вашим скамьям ставят за скамью другую ногу и усаживаются против грифельных досок... Возьмите ваши доски. При слове возьмите дети берут правой рукой верев­ку, за которую доска подвешена на гвозде перед ними, а левой обхватывают середину доски; при слове доски они отвязывают доски и кладут их на стол»57.

Словом, дисциплина создает из контролируемых тел четыре типа индивидуальности или, скорее, некую инди­видуальность, обладающую четырьмя характеристиками: она клеточная (в игре пространственного распределения), органическая (кодирование деятельностей), генетическая (суммирование времени) и комбинированная (сложение сил). Для того чтобы добиться этого, дисциплина исполь­зует четыре основных метода: строит таблицы; предписы­вает движения; принуждает к упражнениям; наконец, чтобы достичь сложения сил, использует «тактики». Так­тики — искусство строить из выделенных тел, кодирован-

* J.-B. de La Salle, Conduits da Ecoles chretiennes, 1828, p. 137-138. См.: Ch. Demia, Reglement pour les ecoles lie la ville de Lyon, 1716, p. 21.

57 Journal four ['instruction climentain, avril 1816. См. диссертацию: R. R. Tronchot, L 'enseignementmutuelen France, I. (Машинопись.) Автор подсчитал, что ученики получа­ли свыше 200 приказов в день (не считая приказов по исключительным случаям); толь­ко за утро — 26 приказов голосом, 23 - посредством знаков, 37 — в форме звонка и 24 -по свистку, иными словами — свисток или звонок раздавались каждые 3 минуты.

ных деятельностей и сформированных муштрой навыков аппараты, в которых результат действия различных сил усиливается благодаря их рассчитанной комбинации, -являются, несомненно, высшей формой дисциплинарной j практики, В понимании этого теоретики XVIII века усма­тривали общее основание всей военной практики, от кон­троля и упражнения индивидуальных тел до использова­ния сил, присущих сложнейшим множествам. Архитекту­ра, анатомия, механика, экономия дисциплинарного тела: «По мнению многих военных, тактики — лишь отрасль об­ширной военной науки. С моей же точки зрения, они -основа этой науки. Они и есть сама эта наука, поскольку они учат нас, как организовать войска, установить поря­док, передислоцировать, вести их в бой. Одни лишь так­тики способны заменить число умением и управлять мас­сой. Наконец, тактика предполагает знание людей, ору­жия, трудностей, обстоятельств, поскольку именно все эти виды знания вместе и должны определять движения войск»58. Или еще: «Этот термин [тактика]... дает некото­рое представление о положении людей, составляющих конкретное войско, относительно других войск, входящих в армию, об их движениях, действиях и взаимоотношени­ях»59.

Возможно, война как стратегия - продолжение поли­тики. Но не надо забывать, что «политику» рассматривали как продолжение если не собственно и не непосредствен­но войны, то по крайней мере военной модели как основ­ного средства предотвращения гражданских смут. Поли­тика как техника установления внутреннего мира и внут­реннего порядка стремилась применить механизм совер-

™ ]. A. de Guibert, Esau general de tactiquc, 1772, p. 4. 54 R Joly de Maizeroy, Theorie de la guerre, 1777, p. 2.

шенной армии, дисциплинированной массы, послушного и полезного войска, полка в лагере и поле, на маневрах и в упражнениях. В крупных государствах XVIII века армия гарантирует гражданский мир, поскольку она представля­ет собой реальную силу, вечно грозящий меч, но также и потому, что она воплощает технику и знание, схема кото­рых может быть перенесена на все общественное тело. Ес­ли есть ряд политика-война, проходящий через страте­гию, то есть и ряд армия—политика, проходящий через тактику. Именно стратегия позволяет понимать войну как метод ведения межгосударственной политики; именно тактика позволяет понимать армию как принцип, поддер­живающий мир в гражданском обществе. Классический век видел рождение великой политической и военной стратегии противостояния государств экономической и демографической силе других государств, но он видел и рождение тщательно разработанной военной и политиче­ской тактики, в соответствии с которой государства осу­ществляют контроль над индивидуальными телами и си­лами. «Военное» — военный институт, сама личность во­енного, военная наука, столь отличные от того, что преж­де характеризовало «воина», — располагается в этот пери­од на стыке между войной и гулом сражения, с одной сто­роны, и порядком и тишиной, способствующими миру, -с другой. Историки идей обычно приписывают филосо­фам и юристам XVIII столетия мечту о совершенном об­ществе. Но была и военная мечта об обществе: она была связана не столько с естественным состоянием, сколько с детально подчиненными и прилаженными колесиками машины, не с первоначальным договором, а с постоянны-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.018 с.)