Как надзиратель слышит их. Юлиус попытался разработать систему асимметричного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как надзиратель слышит их. Юлиус попытался разработать систему асимметричного



прослушивания (N. H. Julius, Lefons sur lesprisons, 1831, p. 18; пер. на франц. яз.)..•.,.

5 J. Bentham, Panopticon, Works, t. IV, p. 45. ,(•.

6 G. Loisel, Histoire des menageries, 1912, t. II, p. 104-107. См. ил. 14.

подражание или списывание), оценивать способности и характеры, производить жесткие классификации и отли­чать (ориентируясь на нормальное развитие) «лень и упорство» от «неизлечимой глупости»; среди рабочих — оценивать способности каждого, сравнивать время, затра­ченное ими на выполнение конкретной работы, а в случае поденной оплаты — исчислять их зарплаты7.

Это с одной стороны. С другой стороны, паноптикон — лаборатория; он может использоваться как машина для проведения экспериментов, для изменения поведе-:, -, ния, для муштры или исправления индивидов. Для проведения опытов с лекарствами и отслеживания их воздейст­вия. Для экспериментального применения различных на- казаний к заключенным в соответствии с их преступлени­ями и характером и изыскания наиболее эффективных наказаний. Для одновременного обучения рабочих раз­личным технологиям, для выяснения, которая из них луч­шая. Для проведения педагогических экспериментов - в частности, нового возвращения к знаменитой проблеме воспитания в изоляции. Можно посмотреть, что произойдет с используемыми в этих экспериментах сиротами на шестнадцатом или восемнадцатом году жизни при зна­комстве с другими юношами или девушками. Можно про­верить, прав ли Гельвеции, полагавший, что всякий человек может обучиться всему. Можно проследить «генеало­гию всякой достойной внимания идеи». Можно воспитывать детей в различных системах мышления, внушая неко­торым из них, что дважды два не равно четырем или что луна — сыр, а потом в возрасте двадцати-двадцати пяти лет собрать их вместе; тогда начнутся дискуссии, куда более

продуктивные, чем проповеди или лекции, на которые за- дисциплина трачивается столько денег; по крайней мере появится воз­можность сделать открытия в области метафизики. Па-ноптикон — привилегированное место для экспериментов над людьми и для анализа, с полной достоверностью по­казывающего, какие преобразования могут быть их ре­зультатами. Паноптикон обеспечивает даже средство кон­троля за собственными механизмами. Из центральной башни начальник может шпионить за выполняющими его распоряжения служащими: фельдшерами, врачами, мас­терами, учителями, надзирателями. Он может постоянно судить об их действиях, изменять их поведение, навязы­вать им методы, которые считает наилучшими. Даже сам начальник может стать объектом наблюдения. Инспек­тор, неожиданно появившийся в центре паноптикона, с первого взгляда поймет (и ничто от него не укроется), как действует все заведение. Да и, в любом случае, разве на­чальник, встроенный в сердцевину этого архитектурного сооружения, не становится его неотъемлемой частью? Не­компетентный врач, давший распространиться заразе, не­компетентный директор тюрьмы или руководитель мас­терской падут первыми жертвами эпидемии или бунта. «Всеми средствами, какие я сумел придумать, — говорит хозяин паноптикона, - я связал свою судьбу с судьбами заключенных»8. Паноптикон действует как своего рода ла­боратория власти. Благодаря обеспечиваемым им меха­низмам наблюдения он выигрывает в эффективности и способности воздействовать на поведение людей; знание следует за успехами власти, открывающей новые объекты познания на всех поверхностях, где она отправляется.

1J. Bentham, Panopticon versus New South Wales, ed. Bowring, t. IV, p. 177.

Охваченный чумой город, паноптическое заведение -различия между ними существенно важны. Они свиде­тельствуют о произошедших за полтора столетия преобра­зованиях в дисциплинарной программе. В первом случае налицо исключительная ситуация: против чудовищного зла восстает власть; она делает себя вездесущей и види­мой; она изобретает новые механизмы; она разгоражива­ет, обездвиживает, разделяет; на какое-то время возводит сразу контргород и совершенное общество; она устанав-ливает некое идеальное функционирование, которое, од­нако, в конечном счете сводится (как и противостоящее ему зло) к простому дуализму жизни и смерти: все, что движется, несет смерть, потому движущееся убивают. Па-ноптикон, с другой стороны, следует понимать как обоб­щаемую модель функционирования; как способ опреде­ления отношений власти в терминах повседневной жизни людей. Несомненно, Бентам рассматривает его как обо­собленный институт, замкнутый на самом себе. Утопии, абсолютно замкнутые на самих себе, совершенно обычны. По сравнению с разрушенными тюрьмами, переполнен­ными и напичканными орудиями пыток, какими мы ви­дим их на гравюрах Пиранези*, паноптикон представляет собой жестокую, остроумно устроенную клетку. Тот факт, что он произвел, и даже в наше время, столь многочислен-ные вариации, будь то на бумаге или в действительности, свидетельствует о его чрезвычайной притягательности для умов в течение почти двух столетий. Но не следует пони­мать паноптикон как плод мечты: он — диаграмма меха-

низма власти, сведенной к ее идеальной форме; ее деист-вие (если отвлечься от преград, сопротивления и трения) должно быть представлено как чистая архитектурная и оп­тическая система: по сути дела, паноптикон — форма по­литической технологии, которая может и должна быть от­делена от всякого конкретного применения.

Паноптикон многофункционален; он служит для ис­правления заключенных, но и для лечения больных, обу­чения школьников, ограничения активности умалишен­ных, надзора за рабочими и принуждения к труду нищих и лентяев. Он представляет собой некий тип размещения тел в пространстве, распределения индивидов относи­тельно друг друга, иерархической организации, располо­жения центров и каналов власти, определения ее орудий и методов вмешательства, применимых в больницах, на фа­бриках, в школах и тюрьмах. Везде, где приходится иметь дело с множественностью индивидов, которым надо навя­зать определенное задание или конкретную форму пове­дения, может быть использована паноптическая схема. Она применима — с необходимыми изменениями — ко «всем заведениям, где на сравнительно небольшом прост­ранстве требуется держать под надзором некоторое коли­чество людей»9.

В каждом из своих применений паноптическая схема позволяет совершенствовать отправление власти, преду­сматривая для этого несколько путей. Она уменьшает чис­ло представителей власти, одновременно увеличивая чис­ло людей, подлежащих ее воздействию. Она делает воз-. можным вмешательство власти в любой момент, и ее по-.стоянное давление действует даже раньше, чем соверше-

* Ibid., p. 40. Бентам рассматривает в качестве примера исправительный дом, по­скольку он выполняет много различных функций, в том числе надзор, автоматический контроль, заточение, обеспечение одиночества, принудительный труд, просвещение.

ны проступки, ошибки или преступления. В условиях па-ноптикона сила власти заключается в том, что она никог­да не вмешивается, а отправляется самопроизвольно и бесшумно, она образует механизм, чьи действия вытекают одно из другого. Не располагая никакими материальными инструментами, кроме архитектуры и геометрии, власть воздействует непосредственно на индивидов, она «дает сознанию власть над сознанием». Паноптическая схема усиливает любой аппарат власти: она обеспечивает эконо­мию (оборудования, персонала, времени) и эффектив­ность (благодаря своему превентивному характеру, непре­рывному действию и автоматизму). Она есть способ до­стижения власти «в прежде беспримерном количестве», «великий и новый инструмент правления... его огромное превосходство заключается в большой силе, какую он способен придать любому институту, к которому его сочтут целесообразным применить»10.

Паноптикон — род «колумбова яйца» в сфере полити­ческого. И впрямь, он может быть интегрирован в любую функцию (образование, медицинское лечение, производ­ство, наказание); он может усилить эту функцию, тесно переплетаясь с ней; он может образовать смешанный ме­ханизм, где отношения власти (и знания) точно и в мель­чайших деталях приспособлены к процессам, подлежа­щим надзору; он может установить прямую пропорцию между «избыточной властью» и «избыточным продук­том». Словом, он обеспечивает такое устройство, где от­правление власти не добавляется извне (как жесткое при­нуждение или тяжесть) к функциям, в которых он участ­вует, но присутствует в них столь тонко и ловко, что по-

вышает их эффективность, одновременно укрепляя свои точки сцепления. Паноптическое устройство — не просто шарнир или теплообменник между механизмом власти и функцией, но способ заставить отношения власти дейст­вовать в некой функции, а функцию — действовать через отношения власти. Паноптическая модель способна «пе­рестроить мораль, сохранить здоровье, укрепить промы­шленность, распространить образование, снизить госу­дарственные затраты, поставить экономику на твердую почву, как бы на скалу, и распутать, а не рассечь гордиев узел законов о бедных, и все это — благодаря простой ар­хитектурной идее»11.

Кроме того, устройство этой машины таково, что ее замкнутая структура не исключает постоянного внешнего участия: мы видели, что любой человек может прийти в центральную башню, осуществить надзор и при этом ясно понять принцип действия механизма надзора. В сущнос­ти, всякое паноптическое заведение (даже такое в высшей степени закрытое, как тюрьма) вполне может подвергать­ся таким нерегулярным, но вместе с тем постоянным ин­спекциям'— не только со стороны назначенных контроле­ров, но и со стороны публики: любой член общества име­ет право прийти и собственными глазами увидеть, как действуют школы, больницы, заводы и тюрьмы. Стало быть, нет опасности, что рост власти, обеспечиваемый па-ноптической машиной, приведет к тирании; это дисцип-линарное устройство будет контролироваться демократи­чески, поскольку оно будет постоянно открыто «великому судебному комитету всего мира»12. Паноптикон, устроен­ный столь хитроумно, что позволяет наблюдателю наблю-

11 Ibid., p. 39.

12 Представляя себе непрерывный поток посетителей, проникающих по подзем­ному ходу в центральную башню и оттуда наблюдающих круг паноптпкона, не знал ли Бептам Панорамы, которые строил тогда же Баркер? Первая из них построена, вероят-i но, в 1787 г. Там посетители, располагаясь в центре, могли наблюдать развертывающиеся вокруг них пейзаж, город, битву. Посетители находились как раз там, откуда в па-j ноптической схеме исходил взгляд правителя.

дать сразу за множеством различных индивидов, позволя­ет также каждому прийти и наблюдать за любым наблюда­телем. Машина видения была некогда своего рода темной комнатой, откуда осуществлялась слежка; она стала про­зрачным сооружением, где отправление власти может контролироваться всем обществом.

Паноптическая схема, именно как таковая и во всех своих свойствах, была предназначена для распростране­ния по всему телу общества, была призвана стать некой обобщенной функцией. Город, зараженный чумой, - ис­ключительная дисциплинарная модель: совершенная, но абсолютно насильственная; болезни, несшей смерть, власть противопоставляла вечную угрозу смерти; жизнь в городе была сведена к простейшему выражению; в проти­востоянии могуществу смерти она становилась детальным осуществлением права меча. Паноптикон, напротив, при­зван расширять и усиливать; если он организует власть, если он стремится сделать ее более экономичной и эф­фективной, то не ради самой власти и не для немедленно­го спасения общества, которому что-то угрожает; его цель в том, чтобы укрепить социальные силы, - поднять про­изводство, развить экономику, распространить просвеще­ние и повысить уровень общественной нравственности; наращивать и преумножать.

Как усилить власть таким образом, чтобы, совершенно не мешая прогрессу, не подавляя его тяжестью своих пра­вил и регулятивов, она реально способствовала ему? Ка­кое средство усиления власти могло бы одновременно поднять производство? Как может власть, наращивая свои силы, укреплять и силы общества, вместо того чтобы от-

нимать или сковывать их? Решение этой проблемы в рам- д ках паноптической схемы заключается в том, что продук­тивное увеличение власти может быть гарантировано только в том случае, если, с одной стороны, она непре­рывно отправляется в самых глубинах общества, в его тон­чайших частицах, и если, с другой стороны, она действует вне тех внезапных, буйных и прерывистых форм, что ха­рактерны для отправления власти суверена. Тело короля (с его странным материальным и мифическим присутстви­ем, с той силой, которую он развертывает сам или переда­ет немногим другим лицам) прямо противоположно этой новой физике власти, представленной паноптизмом. Вот­чина паноптизма, напротив, — вся нижняя область, об­ласть иррегулярных тел с их деталями, многочисленными движениями, разнородными силами, пространственными отношениями; здесь требуются механизмы, которые ана­лизируют распределения, нарушения, ряды и комбина­ции и используют инструменты, которые делают види­мым, записывают, различают и сравнивают: физика суще­ствующей в форме отношений и множественной власти, достигающей максимальной интенсивности не в личнос­ти короля, а в телах, индивидуализируемых посредством этих отношений. В теории Бентам определяет новый спо­соб анализа тела общества и пронизывающих его отноше­ний власти; на практике он определяет процедуру подчи­нения тел и сил, которая должна увеличить полезность власти без вреда для интересов государя. Паноптизм - об­щий принцип новой «политической анатомии», объектом и целью которой являются не отношения верховной влас­ти, а отношения дисциплины.

Знаменитая прозрачная круглая клетка с высокой цен­тральной башней, всесильной и знающей, была, с точки зрения Бентама, образом совершенного дисциплинарного института; но он хотел также показать, как можно «разо­мкнуть» дисциплины и дать им действовать широким, рассеянным, многообразным и поливалентным образом во всем теле общества. Эти дисциплины, разработанные классическим веком в особых, относительно замкнутых местах (казармах, коллежах, крупных мастерских) и пред­назначавшиеся тогда лишь для ограниченного и времен­ного использования в масштабах охваченного чумой горо­да, Бентам мечтал превратить в сеть устройств, вездесу­щих и недремлющих, пронизывающих все общество, не оставляя пространственных лакун и временных проме­жутков. Паноптическое устройство предоставляет форму­лу для этого обобщения. Оно задает, на уровне элементар­ного и легко передаваемого механизма, программу базо­вого, низового функционирования общества, вдоль и по­перек пересеченного дисциплинарными механизмами.

Итак, два образа дисциплины. На одном конце - дисцип­лина-блокада, замкнутый институт, расположенный по краям общества и нацеленный на выполнение исключи­тельно «отрицательных» функций, таких, как нераспрост­ранение болезни, разрыв сообщения, приостановка вре­мени. На другом, в паноптической схеме, - дисциплина-механизм: функциональное устройство, призванное улуч­шить отправление власти — сделать его легче, быстрее и

«эффективнее; план тонких принуждений для будущего общества. Движение от одного проекта к другому, от схе-; мы дисциплины в отдельном исключительном случае к •; схеме повсеместного надзора зиждется на историческом преобразовании: на постепенном распространении меха­низмов дисциплины на протяжении XVII-XVIII столе­тий, их расползании по всему телу общества и образова­нии того, что, вообще говоря, можно назвать дисципли­нарным обществом.

Повсеместное распространение дисциплины — что подтверждает Бентамова физика власти — произошло на протяжении классического века. Увеличение числа дис­циплинарных заведений, сеть которых начинает покры­вать все большую площадь, а главное, занимать все менее второстепенное место, свидетельствует об этом: то, что было островком, неким привилегированным местом, ме­рой, диктуемой обстоятельствами, или всего лишь особой моделью, становится общей формулой. Правила благоче­стивых протестантских армий Вильгельма Оранского или Густава Адольфа преобразуются в уставы всех армий Евро­пы. Образцовые коллежи иезуитов или школы Батенкура или Демия, вслед за школой Штурма*, задают образец об­щих форм школьной дисциплины. Устроение флотских и военных госпиталей служит схемой полной реорганиза­ции больниц в XVIII веке.

Но распространение дисциплинарных институтов бы­ло, несомненно, лишь наиболее видимым аспектом дру­гих, более глубоких процессов.

1. Функциональная инверсия дисциплин. Поначалу дис­циплины должны были в основном нейтрализовать опас-

ности, выявлять бесполезные или неспокойные группы населения и избавлять от неудобств, порождаемых слиш­ком многолюдными сборищами. Теперь они должны (ибо становятся способны к этому) играть положительную роль — увеличивать возможную полезность индивидов. Военная дисциплина — уже не просто средство предотвра­щения мародерства, дезертирства или неповиновения войск, но базовая техника, обеспечивающая существова­ние армии не как случайного сброда, а как единства, сила которого возрастает именно благодаря самому этому единству; дисциплина повышает ловкость каждого солда­та, координирует навыки солдат, ускоряет движения, ум­ножает огневую мощь, расширяет фронты атаки, не сни-жая ее силы, увеличивает обороноспособность и т. п. Фа­бричная дисциплина, оставаясь способом укрепления уважения уставов, подчинения власти хозяев и мастеров, предотвращает воровство и разброд, наращивает навыки, скорость, производительность, а значит, увеличивает при­быль; она еще оказывает моральное воздействие на пове-дение, но все более ориентирует действия на достижение результатов, приучает тела к механизмам, а силы — к эко­номии. Когда в XVII веке были основаны провинциаль-ные и христианские начальные школы, их необходимость обосновывали главным образом отрицательными довода­ми: бедняки, не имея средств для воспитания детей, ос­тавляли их «в неведении относительно их обязанностей; зарабатывая на жизнь тяжким трудом и получив дурное воспитание, они не способны дать детям хорошее воспи­тание, которого не получили сами»; это порождает три главных изъяна: незнание Бога, лень (и сопровождающие

ее пьянство, пороки, мелкие кражи, разбойничество) и появление толп нищих, всегда готовых вызвать общест­венные беспорядки и «до дна исчерпать фонды централь­ной больницы в Париже»13. Но в начале Революции одной из целей начального образования стало «укрепление», «развитие тела», подготовка ребенка «к будущему физиче­скому труду», формирование «верного глаза, твердой руки и надлежащих навыков»14. Дисциплины все больше слу­жат техниками изготовления полезных индивидов. Отсю­да их выдвижение с маргинальных позиций на задворках общества и отделение от форм исключения или искупле­ния, заточения или затворничества. Отсюда постепенная утрата ими родства с религиозными правилами и запрета­ми. Отсюда также их укоренение в самых важных, цент­ральных и продуктивных секторах общества. Они присое­диняются к некоторым существенно важным функциям: производству, передаче знаний, распространению трудо­вых навыков, военному аппарату. Отсюда и двоякая тен­денция, развивающаяся на протяжении XVIII века: к уве­личению числа дисциплинарных институтов и дисципли-нированию существующих аппаратов.

2. «Роение» дисциплинарных механизмов. В то время как, с одной стороны, дисциплинарные заведения множатся, их механизмы проявляют явную тенденцию к пересече­нию институциональных границ, к выходу из закрытых крепостей, где они некогда действовали, к движению в «свободном» состоянии; цельные компактные дисципли­ны дробятся на гибкие методы контроля, которые можно передавать и адаптировать. Иногда закрытые аппараты добавляют к своей внутренней и специфической функции

13 Ch. Demia, Reglement pour les ecoles de la ville de Lyon, 1716, p. 60-61.

14 Доклад Талейрана в Конституанте 10 сентября 1791 г. Цит. по: A. Leon, La Revolution franfaise et Veducauon technique, 1968, p. 106.

роль внешнего надзора, развивая вокруг себя целое поле побочных проверок. Так, христианская школа не только формирует послушных детей — она делает возможным надзор за родителями, получение информации об их обра­зе жизни, источниках дохода, набожности и нравах. Шко­ла образует маленькие социальные обсерватории, позво­ляющие проникать даже в мир взрослых и осуществлять регулярный контроль над ними: плохое поведение ребен­ка или его отсутствие на занятиях служат (по мнению Де-мия) законным предлогом для опроса соседей (особенно если есть основания полагать, что семья утаит правду), а затем и самих родителей, дабы выяснить, знают ли они ка­техизис и молитвы, полны ли решимости искоренить по­роки своих детей, сколько кроватей в их доме и каковы ус­ловия для сна; визит может завершиться подачей милос­тыни, дарением иконы или дополнительных кроватей15. Больница тоже все больше становится базой для меди­цинского надзора за населением за ее стенами; после того как в 1772 г. сгорела Отель-Дье, многие требовали, чтобы большие заведения, столь тяжеловесные и беспорядоч­ные, были заменены больницами поменьше; последние должны были принимать больных из данного квартала, но также собирать информацию, отслеживать эндемические и эпидемические явления, открывать диспансеры, давать советы жителям и оповещать власти о санитарном состоя­нии района16.

Происходит распространение дисциплинарных про­цедур, и не только в форме закрытых заведений, но и как очагов контроля, разбросанных по всему обществу. Рели­гиозные группы и благотворительные организации долго

15 Ch. Demia, Reglementpour les ecoles de la ville de Lyon, 1716, p. 39—40.

"' Во второй половине XVIII века часто мечтали об использовании армии как ин­станции надзора и общего распределения населения «по клеткам», обеспечивающего возможность контроля. Считалось, что армия, претерпевшая дисциплинирование еще в XVII веке, является силой, способной «дисциплинировать». См., например: J. Servan, Le Soldat ciloyen, 1780.

исполняли эту функцию «дисциплинирования» населе­ния. Начиная с Контрреформации и до филантропии Июльской монархии инициатив такого рода становится все больше. Цели их были религиозными (обращение и наставление), экономическими (помощь и побуждение к труду) или политическими (борьба с недовольством и волнениями). В качестве примера достаточно вспомнить I правила парижских приходских благотворительных об­ществ. Обслуживаемая ими территория подразделяется на кварталы и кантоны, распределяемые между членами общества. Ответственные должны регулярно обходить свои кварталы. «Они должны стараться искоренить злач­ные места, табачные лавки, биллиардные, игорные дома, предотвратить публичные скандалы, богохульство, безбо­жие и прочие беспорядки, о коих им станет известно». Они должны также посещать бедных в индивидуальном порядке. В правилах уточняется, какие сведения они должны собирать: о наличии постоянного жилья, знании молитв, посещении церкви для исповеди и причастия, владении ремеслом, нравственности (и «не впали ли они в бедность по собственной вине»). Наконец, «надлежит с помощью наводящих вопросов вызнать, как они ведут се­бя в семье, живут ли в согласии между собой и с соседя­ми, воспитывают ли детей в страхе Божьем... не уклады­вают ли взрослых детей разного пола вместе или к себе в постель, нет ли в их семьях распущенности и разврата, особенно по отношению к взрослым дочерям. Если воз­никнет сомнение в том, состоят ли они в законном браке, то надо потребовать, чтобы предъявили свидетельство о браке»17.

3. Государственный контроль над дисциплинарными ме­ханизмами. В Англии за общественной дисциплиной дол­гое время следили отдельные религиозные группы11*. Во Франции эта роль частично выполнялась приходскими организациями и благотворительными ассоциациями, другая же (и, несомненно, самая важная) ее часть очень скоро перешла к полицейскому аппарату.

Организация централизованной полиции долго расце­нивалась (причем даже современниками) как самое пря­мое выражение абсолютной власти короля. Суверен желал иметь «собственного чиновника, которому мог бы непо­средственно доверить свои повеления, поручения, наме­рения и вверить исполнение приказов и указов о заточе­нии без суда и следствия»19. В самом деле, местные поли­цейские управления и главное парижское управление, ко­торому они подчинялись, взяв на себя исполнение неко­торых уже существовавших функций (розыск преступни­ков, городской надзор, экономический и политический контроль), преобразовали их в единую строгую админист­ративную машину: «Все силовые и информационные век­торы в округе сходятся в начальнике главного полицей­ского управления... Именно он заставляет вращаться все эти колесики, которые вместе создают порядок и гармо­нию. Результаты его управления не оставляют желать луч­шего, даже по сравнению с движением небесных тел»20.

Но хотя полиция как институт действительно являлась государственным аппаратом и, безусловно, была непо­средственно связана с центром политической власти, тип отправляемой полицией власти, механизмы ее действия и точки ее приложения специфичны. Этот аппарат должен

" См.: L. Radzinovitz, The English Criminal Law, 1956, t. II, p. 203-241.

" Записка Дюваля, первого секретаря полицейского наместничества;, щгг. по: ifunck-Brentano, Catalogue ties manuscrits de la bibliotheque de I'Arsenal, t. IX, p. 1.

20 N. T. dcs Essarts, Dictionnaire universel de police, 1787, p. 344, 528.

быть сопротяженным со всем телом общества, и не только в крайних пределах, которые он соединяет, но и в мель­чайших деталях, ответственность за которые он на себя берет. Полицейская власть должна распространяться «на все», однако это «все» — не целое государства или коро­левства как видимого и невидимого тела монарха, но пыль событий, действий, поведения, мнений - «все, что проис­ходит»21; предмет полицейского интереса — те «вещи, кои всякий час случиться могут», те «мелочи», о которых гово­рила Екатерина II в Великом наказе22. Полиция осуществ­ляет безграничный контроль, который в идеале должен добраться до простейшего зернышка, до самого мимолет­ного явления в теле общества. «Ведомство судей и поли­цейских чиновников имеет огромное значение. Объекты, которые оно охватывает, в известном смысле неопреде­ленны. Их можно воспринять лишь при достаточно де­тальном рассмотрении»23: «бесконечно малое» политичес­кой власти.

И для того чтобы действовать, эта власть должна полу­чить инструмент постоянного, исчерпывающего, вездесу­щего надзора, способного все делать видимым, при этом оставаясь невидимым. Надзор должен быть как бы безли­ким взглядом, преобразующим все тело общества в поле восприятия: тысячи глаз, следящих повсюду, мобильное, вечно напряженное внимание, протяженная иерархиче­ская сеть, которая в Париже, по докладу Ле Мэра, включа­ла в себя 48 комиссаров и 20 инспекторов; затем регуляр­но оплачиваемых «наблюдателей», «шпиков»-поденщи-ков, или тайных агентов, далее - осведомителей (получав­ших вознаграждение за сделанную работу) и, наконец,

21 Ле Мэр в докладной записке, составленной по требованию Сартина* в ответ на шестнадцать вопросов Иосифа II. обращенных к парижской полиции. Записка была опубликована Газье в 1879 г.

22 Дополнение к Большому Наказу, 1769, § 535; см.: Наказ Ея Императорского Ве­личества Екатерины Вторыя, Самодержицы Всероссийския, данный Комиссии о сочи­нении проекта нового Уложения с принадлежащими к тому приложениями. М., 1809, с. 266.

23 N. Delamare, Traitede la Police, 1705; страницы предисловия не имеют нумера­ции.

проституток. И это непрерывное наблюдение должно суммироваться в рапортах и журналах; на всем протяже­нии XVIII века огромный полицейский текст все больше опутывает общество посредством сложно организованной документации24. И в отличие от методов судебной или ад­министративной записи, в полицейских документах реги­стрируются формы поведения, установки, возможности, подозрения — ведется постоянный учет поведения инди­видов.

Но надо отметить, что, хотя полицейский надзор со­средоточен всецело «в руках короля», он действует не в одном направлении. По сути, это система с двойным вхо­дом: она должна, в обход аппарата правосудия, отвечать непосредственно пожеланиям короля, но также реагиро­вать на ходатайства снизу. В подавляющем большинстве случаев знаменитые королевские lettres de cachet, указы о заточении без суда и следствия, которые долгое время служили символом королевского произвола и политиче­ски дисквалифицировали практику задержания, были ре­зультатом ходатайств родственников, хозяев, местной знати, соседей, приходских священников; они должны были карать заключением всю «инфрапреступность», на­казывать за все, что может быть наказано: за беспорядки, волнения, неповиновение, плохое поведение; все эти ве­щи Леду* стремился изгнать из своего архитектурно со­вершенного города и именовал «преступлениями, совер­шенными по причине отсутствия надзора». Короче гово­ря, полиция в XVIII веке добавляет к своей роли помощ­ницы юстиции в преследовании преступников и инстру­мента для политического контроля над заговорами, оп-

24 Относительно полицейских журналов XVIII века см.: М. Chassaigne,

La Lieutenance gcntmle de police, 1906.

позиционными движениями или бунтами дисциплинар­ную функцию. Это сложная функция: она соединяет аб­солютную власть монарха с низшими уровнями власти, рассеянными в обществе; она раскидывает между много­численными и многообразными замкнутыми дисципли­нарными институтами (фабриками, армиями, школами) промежуточную сеть, действующую там. где они не могут действовать, и дисциплинирующую недисциплинарные пространства; но она заполняет бреши, соединяет их между собой, защищает своей вооруженной силой: про­межуточная дисциплина и метадисциплина. «Посредст­вом умной полиции суверен приучает народ к порядку и повиновению»25.

Организация полицейского аппарата в XVIII веке санкционирует повсеместное распространение дисцип­лин, которые становятся сопротяженными с самим госу­дарством. Понятно, почему полиция — хотя и была оче-виднейшим образом связана со всем, что в королевской власти выходило за рамки нормального правосудия, -оказала столь слабое сопротивление переустройству су­дебной власти. И понятно, почему она не перестает навя­зывать судебной власти свои прерогативы, причем со все­возрастающей силой, вплоть до наших дней. Несомненно, потому, что она светская рука судебного. Но также и пото­му, что она в значительно большей степени, чем судебный институт, составляет одно целое (благодаря своему рас­пространению и механизмам) с обществом дисциплинар­ного типа. И все же неверно было бы полагать, что дис­циплинарные функции были конфискованы и раз и на­всегда поглощены государственным аппаратом.

«Дисциплина» не может отождествляться ни с инсти­тутом, ни с аппаратом; она — тип власти, модальность ее отправления, содержащая целую совокупность инстру­ментов, методов, уровней приложения и мишеней; она есть «физика» или «анатомия» власти, некая технология. И ответственность за ее претворение могут брать на себя либо «специализированные» заведения (тюрьмы или ис­правительные дома в XIX веке), либо заведения, исполь­зующие ее в качестве основного инструмента для дости­жения конкретной цели (воспитательные дома, больни­цы), либо уже существующие инстанции, которые ис­пользуют ее как способ усиления или реорганизации сво­их внутренних механизмов власти (когда-нибудь мы пока­жем, как, начиная с классического века, вобрали в себя внешние схемы - сначала школьные и военные, затем ме­дицинские, психиатрические и психологические — и «дисциплинировались» внутрисемейные отношения, главным образом в ячейке родители-дети; семья - приви­легированное место для возникновения дисциплинарного вопроса о нормальном и ненормальном), либо аппараты, возведшие дисциплину в принцип своего внутреннего функционирования (аппарат управления начиная с напо­леоновской эпохи), либо, наконец, государственные ап­параты, чьей главной, если не исключительной функцией является утверждение власти дисциплины над всем обще­ством (полиция).

В целом можно говорить, следовательно, об образова­нии дисциплинарного общества в этом движении, соеди­нившем закрытые дисциплины, своего рода социальный «карантин», и бесконечно распространяемый механизм

«паноптизма». Не потому, что дисциплинарная модаль-ность власти заменила все другие, а потому, что она про­питала эти другие, иногда подрывая их, но и служа по­средствующим звеном между ними, связывая их друг с другом, продолжая их, главное же — позволяя доводить действие власти до мельчайших и отдаленнейших элемен­тов. Дисциплина обеспечивает распространение отноше­ний власти до уровня бесконечно малых величин.

Через несколько лет после Бентама Юлиус выдал это­му обществу свидетельство о рождении26. Юлиус заметил, что паноптизм - много больше, нежели плод архитектур­ной изобретательности: событие в «истории человеческо­го сознания». На первый взгляд он представляет собой просто решение технической проблемы, но благодаря ему возникает новый тип общества. Древность была цивили­зацией зрелищ. «Делать доступным множеству людей на­блюдение малого числа объектов»: такую проблему реша-ла архитектура храмов, театров и цирков. Вместе со зрели­щем главенствовали общественная жизнь, празднества, чувственная близость. В этих ритуалах, где бурлила кровь, общество черпало новые силы и образовывало на миг од-1 но огромное тело. Новое время ставит противоположную, проблему: «Обеспечить для малого числа людей, и даже для одного человека, мгновенное обозрение большого множества». В обществе, основные элементы которого' уже не община и общественная жизнь, а отдельные инди­виды, с одной стороны, и государство — с другой, отноше­ния могут быть установлены лишь в форме, диаметрально! противоположной зрелищу: «Современность, постоянно, растущее влияние государства, его все более глубокое вме-г

26 N. Н. Julius, Lefom mr tesprisons, 1831, t. I, p. 384-386 (пер. на франц. яз.).

шательство во все детали и отношения общественной жизни призваны усилить и усовершенствовать ее гаран­тии, используя для достижения этой великой цели строи­тельство и распределение сооружений, предназначенных для одновременного надзора за огромным множеством людей».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.041 с.)