Техника безопасности на лабораторно-практических занятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника безопасности на лабораторно-практических занятиях



РАСТЕНИЕВОДСТВО

 

Рабочая тетрадь

 

 

Москва 2013

Растениеводство: Рабочая тетрадь / Л.А. Буханова, Н.В. Заренкова, М.: Изд-во РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, 2013. …. с.

 

Рабочая тетрадь включает в себя цели и задачи лабораторно-практических занятий и вопросы для самостоятельной подготовки к семинарам, содержит основные сведения по систематике, морфологии и хозяйственной ценности полевых культур.

Предназначена для студентов факультета агрохимии, почвоведения и экологии по направлению 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение», по профилям: «Агроэкология», «Питание растений и качество урожая», «Почвоведение и агроэкологическая оценка земель», «Сельскохозяйственная радиология».

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета агрохимии, почвоведения и экологии

(протокол № …… от «» мая 2013 г.)

 

 

© Буханова Л.А,.Заренкова Н.В.

составители,2013

© ФГБОУ ВПО РГАУ — МСХА

имени К.А. Тимирязева, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Зерновые культуры

Морфологические и биологические отличия хлебов 1 и II групп. Родовые отличия хлебов по зерну …………………………………………………………..7

Родовые отличия хлебов по ушкам, язычкам и соцветиям……………………...9

Фазы развития зерновых культур………………………………………………..11

Анализ структуры и определение биологической урожайности……………… 15

Определение видов пшеницы………………………………………………….... 20

Определение разновидностей мягкой и твердой пшеницы …………………….21

Определение подвидов ячменя…………………………………………………... 23

Определение видов овса …………………………………………………………..24

Кукуруза – морфологии, подвиды. Анализ початка, биологическая урожайность……………………………………………………………………….. 25

Просо, сорго, рис, гречиха – виды, подвиды………………………………….… 29

Зерновые бобовые культуры

Определение видов зерновых бобовых культур по семенам …………………. 35

Определение видов зерновых бобовых культур по всходам, листьям, цветущим растениям и плодам ……………………………………………………………... 39

Корнеплоды

Определение видов корнеплодов по семенам, всходам, листьям и корням….. 45

Определение содержания растворимых сухих веществ в корнеплодах …….. 48

Определение биологической урожайности корнеплодах……………………... 49

Клубнеплоды

Морфологические особенности картофеля, сорта……………………………… 52

Анализ клубней с одного растения и определение биологической урожайности картофеля ………………………………………………………………………….54

Определение содержания крахмала в клубнях картофеля………………………55

Подсолнечник…………… ……………………………………………………..57

Сафлор, клещевина, кунжут……………………………………………………...61

Масличные культуры семейства капустные (крестоцветные)………………….62

Эфирно-масличные культуры…………………………………………………….63

Прядильные культуры

Лен …………………………………………………………………………………65

Задания для самостоятельной работы……………………………………….…..72

Заключения………………………………………………………………………..83

Рекомендуемая литература……………………………………………………....83

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая тетрадь предназначена для использования студентами при выполнении ими самостоятельно или под руководством преподавателя лабораторных работ и практических занятий по курсу растениеводства.

Настоящие методические разработки имеют целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых навыков и умений по курсу "Растениеводство" и составлена в соответствии с Рабочей программой ФГОС ВПО 3-го поколения.

Для лучшего усвоения учебного материала на лабораторно-практических занятиях используется наглядный материал: растения, гербарий, муляжи и т.д., технические средства обучения (кинофильмы и т.д.), а также таблицы, схемы, плакаты и другие наглядные пособия.

При этом применяются разнообразные методы обучения с учетом контингента слушателей и характера изучаемого материала.

Основное внимание уделено изучению полевых культур, возделываемых в зоне деятельности учебного заведения, так как бюджет аудиторного учебного времени на выполнение лабораторно-практических занятий ограничен. Отобраны также наиболее важные темы, вопросы, а также те вопросы, которые могут вызывать у студентов методические затруднения.

Большое значение имеет активная самостоятельная работа студентов во время аудиторных и внеаудиторных учебных занятий. Перед работой в аудитории студенты знакомятся с техникой безопасности труда.

Промежуточная оценка знаний и умений проводится при проведении семинаров с помощью контрольных работ, тестовых заданий и контроля за выполнением заданий для самостоятельной работы.

Итоговый контроль: экзамен.

 

 

КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Лабораторные работы и практические занятия включают следующее:
1.1 Ознакомление с техникой безопасности на лабораторно-практических

занятий.

1.2. Изучение и усвоение морфологических и хозяйственных особенностей

основных полевых культур, предусмотренных учебной программой.

1.3. Ознакомление с наиболее распространенными сортами или гибридами

культур, возделываемых в зоне расположения учебного заведе­ния.

1.4 Расчет биологического урожая и его структуры.

1.5 Расчет норм высева с учетом посевной годности семян. Другие расчеты.

1.6 Самостоятельное ознакомление с прорабатываемыми темами по рекомендуемой литературе.

2. Организация учебных занятий.

Лабораторно-практические занятия проводятся студенческой группой в учебных аудиториях кафедры растениеводства и луговых экосистем под руководством преподавателя. В начале каждого занятия преподаватель ставит задачу, дает необходимые разъяснения по методике и технике проведения работ или занятий, рассматривает содержание лабораторной работы. К началу занятия все материалы выполненных работ предыдущего занятия каждым студентом должны быть оформлены в данной тетради и проанализированы. Проверка выполнения и прием работ производится преподавателем.

 


Техника безопасности на лабораторно-практических занятиях

Следует допускать к работе в аудиториях студентов после ознакомления с настоящей инструкцией.

На лабораторно-практических занятиях студент обязан:

1. Точно соблюдать требования внутреннего распорядка университета и правил техники безопасности.

2. Во время занятий в аудитории поддерживать чистоту и порядок, не допускать порчу учебного материала и оборудования.

3. Соблюдать осторожность при работе с колющими и режущими предметами (иглы, скальпели, лезвия и т.д.).

4. Не дегустировать зерно, семена, плоды и другие части сельскохозяйственных культур, выданные на занятиях.

5. Соблюдать осторожность при работе с реактивами. Выливать их остатки не в раковину, а в предназначенную для этого специальную посуду.

6. При эксплуатации электрических приборов и оборудования строго соблюдать меры предосторожности. По окончании пользования водой и электричеством немедленно закрыть краны и отключить потребители тока.

7. При неисправности электрической проводки, водопроводной сети, лабораторной аппаратуры и т.д. немедленно сообщить об этом лаборанту или преподавателю.

8. При возникновении пожара немедленно выключить электроприборы, убрать все горючие вещества подальше от огня, засыпать песком очаг пожара. Большое пламя тушить при помощи огнетушителя. При необходимости вызвать пожарную помощь. Эвакуацию проводить согласно плану эвакуации.

С инструкцией ознакомился

 

«____» _____________ 201__ г. ________________

(подпись студента)


ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

Цель - изучить морфологические и биологические различия хлебов I и II групп.

Родовые отличия хлебов по зерну. Анатомическое строение зерна

Задание:

1. Изучить морфологические, биологические и хозяйственные признаки зерновых культур 1 и II групп.

2. Ознакомиться с отличительными морфологическими признаками зерна каждого рода.

3. Разобрать смесь зерна по внешнему виду и отобрать несколько зерен, установить их род.

4. Ознакомиться с анатомическим строением зерна, рассмотреть под микроскопом и зарисовать разрез зерновки.

Таблица 1

Морфологические и биологические различия между хлебами I и II групп

Признаки Хлеба I группы Хлеба II группы
Название хлебов      
Наличие бороздки и хохолка на зерне    
Число зародышевых корешков при прорастании зерна    
Относительное развитие верхнего и нижнего цветка в колоске    
Требовательность к теплу      
Требовательность к влаге      
Отношение к продолжительности дня    
Наличие озимых и яровых форм      
Развитие в начальных фазах      
Тип фотосинтеза    

 

Таблица 2

Характеристика хлебов II группы по зерну

Признаки Просо Кукуруза Сорго Рис
Латинское название          
Пленчатость          
Форма          
Поверхность чешуй (пленок)        
Окраска чешуй          
Окраска зерновки          

 

Таблица 5

Фаза кущения

Изучить морфологические признаки растения в фазе кущения и по гербарным образцам.

Найти: узел кущения, зародышевые и узловые корни, главный стебель и боковые побеги. Определить кустистость. Дать схематический рисунок злака в фазе кущения.

Рисунок пшеницы в фазу кущения

 

 

Фаза выхода в трубку

Установить морфологические признаки растения в фазе выхода в трубку по гербарным образцам и рисункам.

 

Фазы колошения, цветения, молочной, восковой и полной спелости

Ознакомиться с морфологическими особенностями растений в эти фазы по натуральным образцам и руководству. Записать отличительные морфологические признаки растений и зерна по всем фазам развития.


Таблица 7

Таблица 8

Анализ структуры урожая

Культура________________ Сорт________________

 

  N п/п Высота растений, см   Число побегов Масса растений (без корней), г Колос Масса зерна со снопа, г Число зерен со снопа, шт.
  всего Продуктивных N п/п Длина, см Число колосков
                   
                   
                   
                     
Сумма                  
Среднее                  

 

Рассчитать показатели:

1. Общая кустистость ___________

2. Продуктивная кустистость ___________

3. Масса 1000 зерен, г ___________

4. Число зерен в колосе, шт.___________

5. Масса зерна с одного колоса, г___________

6. Выход зерна от массы растений, %____________


Таблица 10

Определение видов пшеницы.

Задание:

Изучить виды пшеницы. Установить морфологические различия мягкой и твердой пшеницы.

Род пшеницы (Triticum) делится на виды (в настоящее время известно 22 вида), каждый из которых имеет биологические особенности и значение. Наиболее широкое распространение в практике имеют два вида: мягкая пшеница и твердая пшеница. По морфологическим и хозяйственным признакам виды пшеницы могут быть объединены в две группы.

Первая группа – настоящие или голозерные пшеницы, характеризующиеся неломким колосом (при созревании колос не распадается на колоски) и голым зерном (при обмолоте зерно легко выпадает из цветковых пленок).

Вторая группа – пленчатые или полбовидные пшеницы, характеризующие- ся ломким колосом (при созревании колос распадается на отдельные колос- ки) и пленчатым зерном (при обмолоте зерно остается в колосках).

 

Таблица 11

Определение видов овса.

Важнейшими отличительными признаками видов овса являются наличие подковки у основания зерна или отсутствие ее, строение верхушки нижней цветковой чешуи, характер распадения зерна при созревании или обмолоте.

Задание:

1. Рассмотреть отличительные признаки видов овса.

2. Пользуясь ключом, определить виды овса, прикрепить этикетку и заполнить таблицу.

3. Отметить особенности строения колосков у диких овсов, обусловливающих засорение полей.

4. Рассмотреть зерна верхних и нижних колосков в метелке, а также в колоске, обратив внимание на крупность.

Таблица 14

Кукуруза

Кукуруза (Zea mays L.) - однолетнее растение семейства мятликовые (Poaceae)

Задание:

1. Изучить морфологические признаки кукурузы.

2. Установить отличия кукурузы по соцветиям. Выделить колосковые и цветковые чешуи на мужских и женских соцветиях.

Ознакомиться с их строением и заполнить таблицу.

3. Смесь семян кукурузы по внешним признакам разделить на группы. Сделать продольный разрез, рассмотреть соотношение роговидного и мучнистого эндосперма. Определить подвиды кукурузы, заполнить таблицу и сделать рисунок.

4. Провести анализ початка и определить биологическую урожайность, норму высева, коэффициент размножения.

Таблица 15

Таблица 16

Анализ початка

  Признаки ___________________ (подвид)
  Масса початка, г  
  Длина початка, см  
  Число рядков в початке  
Число зерен в початке, шт. в т.ч.:     в верхней и нижней частях  
в средней части  
всего  
Масса зерна в початке, г     в верхней и нижней частях  
в средней части  
всего  
Масса 1000 семян, г верхней и нижней частях  
средней части  
Выход зерна от массы початка, %  
Выход семян от массы зерна с початка, %  
  Окраска зерна  
  Окраска стержня  

 

Пользуясь полученными данными, рассчитать:

1. Биологическую урожайность при широкорядном посеве, размещении растений по схеме 70х35 см и одном початке на растении, (ц/га):

а) початков________________

б) зерна_______________

в) семян______________

2. Норму высева кукурузы, кг/га; при возделывании на силос (посев по схеме 70х18 см) и при возделывании на зерно (70х35).

Пример: производится пунктирный посев кукурузы с междурядьями 70 см и числом семян на погонном метре 4 шт. В этих условиях площадь питания одного растения составит (0,7 м *0,25 м) 0,175 кв.м., тогда на гектаре разместится 57142 растения. При посевной годности (ПГ) 90 % и массе 1000 семян 240 г весовая норма посевного материала будет равна 57142 * 240 *100 = 15,2 кг на га.

Примечание: Зёрна верхней и нижней части початка для посева не используются.

 

 

3. Коэффициент размножения кукурузы.

Примечание. Коэффициент размножения определяют путем деления урожая, пригодного к посеву (т.е. без верхней и нижней частей початка), на норму высева.

 


Просо, сорго, рис, гречиха.

Просо

Виды проса принадлежат к двум различным родам: к роду Panicum

относится просо обыкновенное, к роду Setaria - просо головчатое. Эти виды отличаются между собой по строению соцветий. Просо обыкновенное и головчатое делится на подвиды.

Задание:

1. Определить виды проса по соцветиям и записать их признаки в таблицу.

2. Изучить строение метелки проса обыкновенного: длина и плотность метелки, отклонение веточек и наличие подушечек на них.

3. Рассчитать весовую норму высева в кг на 1 га проса обыкновенного (норма высева 3 млн. всхожих семян на 1 га, всхожесть 95%, чистота 98%). Масса 1000 семян – 8 г.

 

Таблица 18

Сорго

Задание:

1. Ознакомиться с морфологическими особенностями сорго.

2. Указать отличительные особенности сорго по зерну и соцветиям в зависимости от направления использования культуры.

3. Пользуясь руководством и натуральными образцами метелок, записать отличительные признаки подвидов сорго в таблицу.

 

 

Таблица 20

Рис

Рис (Oryza)насчитывает более 20 видов, относящихся к семейству мятликовых (Poaceae). Наибольшие площади в мире занимает культурный вид риса (Oryza sativa), который подразделяется на два подвида:

1) рис обыкновенный (длина зерновки 4-5 мм и более);

2) рис мелкий (длина зерновки до 4 мм).

В пределах подвида риса обыкновенного различают две ветви:

1) индийская (indica) с длинными и тонкими зерновками(отношение длины зерновки к ширине 3-3,5: 1)

2) китайско-японская (sinojaponica) с короткими и широкими зерновками (отношение длины зерновки к ширине 1,4-2,9: 1).

В нашей стране возделываются сорта, относящиеся преимущественно к китайско-японской ветви, которая делится на две группы разновидностей.

Каждая ветвь риса делится на разновидности, важнейшими отличительными признаками разновидностей являются: наличие или отсутствие остей, окраска остей, окраска цветковых чешуй и зерновки.

1. Пользуясь руководством, установить характерные признаки подвидов ветвей риса.

2. Изучить родовые отличия риса по соцветиям.

3. Сделать поперечный разрез зерна и ознакомиться с консистенцией эндосперма.

4. Определить разновидности риса обыкновенного и записать их признаки.

Таблица 21

Гречиха

Гречиха относится с семейству гречишных (Polygonaceae).

Распространены два вида гречихи: гречиха культурная (Fagopyrum esculentum Moench) и гречиха татарская (Fagopyrum tataricum Gaerth.)

Гречиха татарская – сорное однолетнее растение, засоряющее посевы гречихи, яровой пшеницы, ячменя.

Гречиха культурная подразделяется на два подвида: гречиха обыкновенная (ssp. Vulgare Moench) и гречиха многолистная (ssp. Multifolium Stol.)

Задание:

Ознакомиться с особенностями морфологического строения растений, определить виды, дать характеристику подвидов обыкновенной гречихи.

 

Таблица 22

ЗЕРНОВЫЕ БОБОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

Таблица 24

 

КОРНЕПЛОДЫ

В корнеплодах.

Задание:

1. Ознакомиться с методами определения содержания растворимых сухих веществ и выяснить связь между содержанием сухих веществ и показателями качества, морфологическими признаками и биологическими особенностями корнеплодов.

2. Изучить принцип действия и устройство рефрактометра.

3. Определить содержание растворимых сухих веществ в корнеплодах представленных видов и сортов с использованием рефрактометра.

4. Результаты определения анализа записать в таблицу и сделать краткое заключение.

Для определения содержания водорастворимых сухих веществ полевым и лабораторным рефрактометрами используют несколько капель клеточного сока. Для получения его из каждого корнеплода выборки щупом берется проба (свеча). При взятии пробы щуп направляют от верхней боковой части шейки корня под углом 35-400 к оси корня. Пробы превращают в мезгу. Из мезги с помощью пресса выжимают сок. Первую каплю сока сбрасывают, а несколько следующих капель (обычно 2-3) помещают на призму рефрактометра и определяют содержание растворимых сухих веществ, в процентах.

В том случае, когда используется небольшая выборка или содержание растворимых сухих веществ определяется у отдельного корнеплода, мезгу не получают. Из взятой щупом свечи с помощью ручного пресса сразу получают сок.

Таблица 27

Содержание растворимых сухих веществ в соке корнеплодов

Культура, сортотип Содержание сухих растворимых веществ, % Лёжкость при хранении
Сахарная свекла ()    
Кормовая свекла ()    
Морковь ()    
Брюква ()    
Турнепс ()    

Примечание. Лежкость – способность плодов сохранять свои свойства

при оптимальных условиях хранения. На практике – это срок хранения, при котором потери не превышают 10 %.

КЛУБНЕПЛОДЫ

В клубнях картофеля

  Показатель Методы определения крахмала
на весах ВП-5 в солевом растворе по объему вытесненной воды
Масса клубней, г. (А)      
Масса вытесненной воды, г. (В)      
Плотность клубней, (Х) Х = А: В      
Сухое вещество, % (К)      
Крахмальное число, % (С) С = К – 5,752 %      
Содержание крахмала, % (Е) Е = С – 1,5 %      
Сбор крахмала, ц/га (при урожайности клубней ____ ц/га)      

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какова пищевая, кормовая и техническая ценность картофеля.

2. Назовите основные периоды развития картофеля. Какова роль каждого из названных периодов.

3. Классификация сортов картофеля по срокам созревания и направлению использования.

4. Что собой представляют столоны и клубни.

5. Что такое вырождение картофеля.

6. Как правильно рассчитать густоту посадки. Какие сведения при этом необходимы.

7. Какие агротехнические требования предъявляются к посадочному материалу.

8. Что вы знаете о предварительной нарезке гребней в осенний и весенний периоды.

9. В чем состоит преимущества посадки картофеля в предварительно нарезанные гребни.

10. В каких особых случаях применяют резку клубней. В какой пропорции следует высаживать резаные и целые клубни.

11. Какие факторы необходимо учитывать при выборе срока посадки.

12. Как обосновать густоту посадки и рассчитать норму посадки при заданной средней массе посадочного клубня.

13. Какие периоды отмечают при хранении картофеля.

14. Какие режимы необходимо соблюдать в лечебный период хранения клубней.

15. Понятие об основных болезнях картофеля.

16. Расскажите об особенностях технологии раннего картофеля.

17. К каким последствиям приводит недостаток или избыток азота в почве.

18. Чем необходимо руководствоваться, составляя нормы органических и минеральных удобрений при выращивании картофеля.

19. Какие причины вызывают удушение клубней. Как его можно предотвратить.

20. Какие причины вызывают образование пустоты в середине клубней или разрыв внешних тканей.

 

 

Подсолнечник.

Задание:

1. Изучить особенности строения подсолнечника культурного.

2. Установить морфологические различия масличного и грызового подсолнечника.

3. Определить лузжистость масличного и грызового подсолнечника.

4. Рассчитать биологическую урожайность семянок подсолнечника, сбор масла с 1 га (при масличности семянок -48 %).

Таблица 33

Подсолнечника

Признаки Масличный Грызовой
Высота стебля, см    
Величина листьев    
Диаметр корзинки, см    
Величина семянки, см    
Масса 1000 семян, г    
Лузжистость, %    
Панцирность, %    

Определение панцирности подсолнечника, %

 

Под панцирностью подразумевают наличие в кожуре его семянок панцирного слоя клеток, который располагается между пробковой тканью и склеренхимой. Панцирный слой защищает семянки подсолнечника от повреждения подсолнечниковой огневкой. Основным методом определения панцирности является метод обработки двухромовосерной смесью.

Семена помещают в стаканчик и заливают двухромовосерной смесью и перемешивают стеклянной палочкой. Через 10 минут происходит обесцвечивание эпидермиса и проявляется черный пигмент панцирного слоя, состоящий из углерода (до 76%), беспанцирные семянки обесцвечиваются и белеют.

Для определения панцирности берут 2 пробы семянок по 100 штук. По окончании анализа подсчитывают число панцирных семянок и находят средний процент панцирности.

 

 

Определение лузжистости, (%)

 

Для определения лузжистости (%) берут две навески семянок по
10 г. в каждой. Отделяют ядра от кожуры и взвешивают их. Массу кожуры находят по разности между массой семянок и ядер.

Рассчитывают по формуле:

Х=А/Вх100%, где А – масса лузги, г

В – масса целых семянок, г

Из двух результатов берут среднее значение, расхождение между ними не должно превышать 1%.

 

 

Сафлор, клещевина, кунжут.

 

Задание:

1. Ознакомиться с морфологическими особенностями:

Сафлора – Сarthamus tinсtorius L. Семейства Астровые – Asteraceae (Сложноцветные – Compоsitae);

Клещевины мелкоплодной персидской – Ricinus microcarpus ssp. Persicus g. Pop.;

Клещевины крупноплодной кроваво-красной – Ricinus macrocarpus ssp. Sanguineus, семейства Молочайные – Euphorbiacеae;

Кунжута – Sesamum indicum L., семейства Кунжутовые – Pedaliacеae.

2. Определить перечисленные виды масличных культур по листьям и семенам.

Таблица 36

Эфирномасличные культуры.

Задание:

1.Ознакомиться с морфологическими особенностями эфирно-масличных культур семейства Сельдерейные – Apiaceae (зонтичные – Umbelliferae):

кориандром – Coriandrum sativa L.;

анисом – Pimpinella anisum L.;

тмином – Carum carvi L.

2. Определить виды по листьям и плодам.

Таблица 38

ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ

Лен

Задание:

1. Ознакомиться с морфологическими особенностями льна культурного.

2. Изучить морфологические и хозяйственно-полезные признаки групп разновидностей льна культурного.

3. Рассмотреть (по натуральным или гербарным образцам) фазы роста и развития льна.

4. Изучить и зарисовать анатомическое строение стебля льна.

5. Определить выход волокна из тресты.

6. Ознакомиться с показателями качества волокна льна.

7. Рассчитать весовую норму высева семян льна-долгунца, в кг на 1га, для получения 20 млн. всходов на 1 га. Масса 1000 семян 5,0 г, посевная годность 96 %, ожидаемая полевая всхожесть 75 %.

 

Расчет нормы высева семян льна-долгунца

 

Таблица 39

Льна культурного

Признаки Долгунец Межеумок Кудряш
Высота растения, см      
Ветвистость стебля      
Техническая длина стебля, см      
Толщина стебля, мм      
Число коробочек на 1 растении шт.      
Масса семян с 1 растения, г      
Масса 1000 семян, г      

 

6.1.1 Описать фазы развития льна-долгунца и записать продолжительность межфазных периодов (в днях).

- всходы

 

- рост стебля (елочка)

 

- образование соцветий

 

- цветение –

- зеленая спелость –

- ранняя желтая спелость –

- желтая спелость –

- полная спелость -

Анатомическое строение стебля льна-долгунца

Рисунок

 

 

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Заключение

Для успешного изучения дисциплины рекомендуется, в соответствии с программой курса, овладевать навыками самостоятельной работы с источниками литературы.

 

Рекомендуемая литература

Для выполнения работ на лабораторно-практических занятиях и при самостоятельной подготовке студентов по курсу «Растениеводство» рекомендуется следующая литература:

Основная литература:

1. Растениеводство/ Г.С. Посыпанов, В.Е.Долгодворов и др. под ред. Посыпанова Г.С., М.: КолосС 2006

2. Практикум по растениеводству/ Г.С. Посыпанов, М.: Мир, 2004

 

Дополнительная литература

1. Растениеводство, Г.С. Посыпанов и др.М.,Колос,1997г.

2. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства/ В.И.Филатов, Г.И.Баздырев, М.Г.Объедков и др. под ред. В.И.Филатова.- М.: КолосС, 1999

3. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г., Долгодворов В.Е., Технология производства продукции растениеводства. –М.: КолосС, 1995

4. Практикум по растениеводству/ Г.Г. Гатаулина, М.Г. Объедков. – М.: Колос, 2000. – 216 с.

Ресурсы

Центральная научная бибилиотека имени Н.И. Железнова.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Центральная научная сельскохозяйственная библиотека РАСХН.

Учебное издание

 

Составители:

Буханова Людмила Александровна

Заренкова Надежда Викторовна

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Рабочая тетрадь

 

Издано в редакции составителей

Корректура составителей

Отпечатана с набором составителей

 

 

Бумага офсетная. Формат.

Гарнитура <Таймс». Печать офсетная.

Усл. печ. л.. Уч.-изд. л..

Тираж 100 экз. Заказ N.

Изд. №

Издательство РГАУ- МСХА

Имени К.А. Тимирязева

РАСТЕНИЕВОДСТВО

 

Рабочая тетрадь

 

 

Москва 2013

Растениеводство: Рабочая тетрадь / Л.А. Буханова, Н.В. Заренкова, М.: Изд-во РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, 2013. …. с.

 

Рабочая тетрадь включает в себя цели и задачи лабораторно-практических занятий и вопросы для самостоятельной подготовки к семинарам, содержит основные сведения по систематике, морфологии и хозяйственной ценности полевых культур.

Предназначена для студентов факультета агрохимии, почвоведения и экологии по направлению 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение», по профилям: «Агроэкология», «Питание растений и качество урожая», «Почвоведение и агроэкологическая оценка земель», «Сельскохозяйственная радиология».

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета агрохимии, почвоведения и экологии

(протокол № …… от «» мая 2013 г.)

 

 

© Буханова Л.А,.Заренкова Н.В.

составители,2013

© ФГБОУ ВПО РГАУ — МСХА

имени К.А. Тимирязева, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Зерновые культуры

Морфологические и биологические отличия хлебов 1 и II групп. Родовые отличия хлебов по зерну …………………………………………………………..7

Родовые отличия хлебов по ушкам, язычкам и соцветиям……………………...9

Фазы развития зерновых культур………………………………………………..11

Анализ структуры и определение биологической урожайности……………… 15

Определение видов пшеницы………………………………………………….... 20

Определение разновидностей мягкой и твердой пшеницы …………………….21

Определение подвидов ячменя…………………………………………………... 23

Определение видов овса …………………………………………………………..24

Кукуруза – морфологии, подвиды. Анализ початка, биологическая урожайность……………………………………………………………………….. 25

Просо, сорго, рис, гречиха – виды, подвиды………………………………….… 29

Зерновые бобовые культуры

Определение видов зерновых бобовых культур по семенам …………………. 35

Определение видов зерновых бобовых культур по всходам, листьям, цветущим растениям и плодам ……………………………………………………………... 39

Корнеплоды

Определение видов корнеплодов по семенам, всходам, листьям и корням….. 45

Определение содержания растворимых сухих веществ в корнеплодах …….. 48

Определение биологической урожайности корнеплодах……………………... 49

Клубнеплоды

Морфологические особенности картофеля, сорта……………………………… 52

Анализ клубней с одного растения и определение биологической урожайности картофеля ………………………………………………………………………….54

Определение содержания крахмала в клубнях картофеля………………………55

Подсолнечник…………… ……………………………………………………..57

Сафлор, клещевина, кунжут……………………………………………………...61

Масличные культуры семейства капустные (крестоцветные)………………….62

Эфирно-масличные культуры…………………………………………………….63

Прядильные культуры

Лен …………………………………………………………………………………65

Задания для самостоятельной работы……………………………………….…..72

Заключения………………………………………………………………………..83

Рекомендуемая литература……………………………………………………....83

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая тетрадь предназначена для использования студентами при выполнении ими самостоятельно или под руководством преподавателя лабораторных работ и практических занятий по курсу растениеводства.

Настоящие методические разработки имеют целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых навыков и умений по курсу "Растениеводство" и составлена в соответствии с Рабочей программой ФГОС ВПО 3-го поколения.

Для лучшего усвоения учебного материала на лабораторно-практических занятиях используется наглядный материал: растения, гербарий, муляжи и т.д., технические средства обучения (кинофильмы и т.д.), а также таблицы, схемы, плакаты и другие наглядные пособия.

При этом применяются разнообразные методы обучения с учетом контингента слушателей и характера изучаемого материала.

Основное внимание уделено изучению полевых культур, возделываемых в зоне деятельности учебного заведения, так как бюджет аудиторного учебного времени на выполнение лабораторно-практических занятий ограничен. Отобраны также наиболее важные темы, вопросы, а также те вопросы, которые могут вызывать у студентов методические затруднения.

Большое значение имеет активная самостоятельная работа студентов во время аудиторных и внеаудиторных учебных занятий. Перед работой в аудитории студенты знакомятся с техникой безопасности труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.258 с.)