Методы, стили и порядок властвования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, стили и порядок властвования



Политическую власть на практике осуществляют разными способами, а харктерные черты властвования — важная особенность политической системы как таковой. В самом общем виде процесс реализации власти вклю­чает в себя: 1) принятие политических решений с выбором це­лей и средств их достижения; 2) проведение этих решений в жизнь путем последовательных действий по мобилизации необ­ходимых ресурсов и нейтрализации сопротивления оппозиции.

Методы властвования политологи классифицируют по раз­ным основаниям; их, например, ранжируют в зависимости от соотношения в управлении принуждающего насилия и согласия. Подходы к властвованию обыч­но распределяют на три группы: принуждение, убеждение, стиму­лирование. В основу каждого из этих методов могут быть заложе­ны самые разнообразные средства и механизмы осуществления вла­сти

Кроме того, власть по способам осуществления часто подраз­деляют на явную (эксплицитную) и неявную (имплицитную).

Есть еще одна важнейшая тема, связанная с порядком властво­вания, — принципы ограничения политической власти и ее рас­пределения между сторонами властных отношений. Самый значимый и известный принцип взаимоограничения полномочий управителей — разделение властей. Честь формулирования принципа «власть останавливает власть» для политики принадлежит Шарлю Луи Монтескье (1689-1755).

За несоблюдение принципа ограничения политической власти следуют санкции: они налагаются либо в юридическом порядке, либо применяется коллективная защита управляемых от действий управителей

Властные отноше­ния очевидно асимметричныг: в них вовлечено правящее мень­шинство и управляемое большинство. Ряд политологов считает, что правящее меньшинство составляет относительно сплоченную группу — элиту, — наделенную, по мнению ее представителей и с точки зрения общественности, выдающимися свойствами. Другие убеж­дены, что элиты — относительно недавние образования, появив­шиеся лишь в Однако в политике каждый отдельный человек, сложившиеся элиты и другие социальные группы, политические институты вы­полняют свойственные им роли и занимают определенные позиции при распределении власти.

При пространственном (территориальном) распределении власти та же логика может быть представлена с помощью модели. Пространственное распределение, функциональная специали­зация могут привести к такому усложнению процессов циркуля­ции (круговорота) власти, что гражданам и их объединениям, всту­пающим через исполнение ролей в политические отношения, ока­жется трудно разобраться с многоликостью ее проявлений. В таких случаях возникают вполне оправданные ощущения многовластия, а с ними — и стихийного безвластия. Именно это в античности выражало понятие полиархии (гр. polyarkhia — власть многих) как рассогласованности управления.

8 билет (Вихров)

Авторитет, господство и их признание обществом

Категория авторитета, которую многие политологи, вслед за Вебером, считают ближайшей к термину господство, очень часто используется в политологии. По одним мнениям, авторитет есть форма осуществления власти, наряду с косвенным влиянием, принудительным контролем, насилием и т.п. По другим — автори­тет означает принятое народом руководство, обладающее способ­ностью направлять действия и мысли других политических акто­ров без употребления принуждения или насилия. В третьем толко­вании авторитет рассматривается в качестве одного из источников власти, и здесь уже власть становится, в свою очередь, формой ре­ализации авторитета.

В общем виде авторитет определяют как средоточие власти в двуединстве ее концентрации и обратного распределе­ния. И в современном понимании авторитет оказывается способ­ностью руководителей выявлять и реализовывать в политике со­гласие большинства граждан по поводу государственных реше­ний. С другой— авторитет признан таковым лишь в том случае, если он поможет структурировать власть, т.е. придать ей формы государственности и эффективной законности (право­порядка), а также добьется поддержки своих действий, явного или неявного согласия с ними граждан. Он — и заложник этого согласия, и его творец.

В политологии очень распространено понятие легитимности как по отношению к властвующему авторитету, так и к власти в целом.

Когда говорят, что власть легитимна, то тем самым управляе­мые признают ее право на ру­ководство, в т.ч. монополию на принуждение, или же все участни­ки политических отношений вырабатывают общие рамки власти как символического посредника, обеспечивающего взаимное выполнение обязательств.

Источники легитимности власти могут быть самыми разно­образными, но при этом основополагающей для политической на­уки и широко используемой считается классификация легитимнос­ти властвования, данная Вебером. Он вы­делил три типа господства по характеру их внутреннего оправдания:

рационально-легальное — в силу авторитета рациональных установлений и правил;

традиционное — на основе авторитета исконных нравов и извечного закона;

харизматическое — оправдание авторитетом.

Показательно, что в концепции Вебера легитимность и распро­страненная ныне в качестве политического режима демократия не связаны между собой. Исторически традиционная и харизматичес­кая легитимности могут быть обнаружены только при авторитар­ном правлении. Они почти никогда не появляются в демократиях, по крайней мере, в чистом виде. Рационально-легальный тип легитимности, с изрядными допущениями, можно зафиксировать примерно в 40 государствах из более чем 190 существующих в современном мире.

9 билет (Вотинова)

Политическая система

Система – множество закономерно связанных друг с другом элементов, которые складываются в целостное образование и единство.

Подсистема— относительно более сложный элемент системы, имеющий собственную структуру и являющийся, таким образом, совокупностью более простых составных частей, чем он сам.

Среда — совокупность внешних и внутренних факторов, постоянно находящихся во взаимодействии с системой, определяя ее форму и условия функционирования. Такое взаимодействие складывается не только из однонаправленного влияния среды на систему, но также из изменений факторов среды, инициированных деятельностью самой системы. Различают внешнюю (макросреда) и внутреннюю (микросреда).

Структура—сеть упорядоченных и устойчивых связей между элементами системы, обусловленная многообразием функций элементов, особенно их ролью в поддержании стабильности системы.

Политическая система – устойчива форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества. Эта система обладает четырьмя характеристикам, отличающими ее от других социальных систем:

Универсальна, т.к. охватывает своими действиями всё общество

Осуществление полного контроля над применением физического и иного принуждения

Ей право выносить обязывающие решения - легитимно

Её решения авторитетно-властные, несут в себе силу легитимности и существенную вероятность подчинения людей.

Термин политическая система обычно используется для обозначения всей совокупности отношений, охватывающей управление государством и происходящие в нем разнородные политические процессы.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета — его акты ограничены его территорией, в случае политической партии — учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Структурность политической системы:

1) Мегауровень (центральный аппарат государственного управления)

2) Мезоуровень (аппарат управления органов регионального и муниципального масштаба)

3) Микроуровень (массовое участие групп и граждан в политической жизни. На этом уровне реализуются связи гражданского общества с государством, происходит диффузия политической и неполитической сфер общества)

 

10 билет (Вотинова)

Системный анализ политики

Для того чтобы представить себе смысл системного подхода в упрощенном виде, следует выделить в окружающем нас мире некую целостность, т.е. систему. Это можно сделать, противопоставив ей иное, противоположное — среду. Различение системы и среды имеет первостепенное значение. Очевидно, что среда бывает не только внешней (окружающей систему), но и внутренней (охваченной самой системой). Истон использовал в своем политико-системном подходе понятие «черного ящика», заимствованное из системотехники:

Выделенная из среды некая целостность сразу не может быть познана. В науке подобные неразгаданные объекты принято именовать «черным ящиком» — о нем известно лишь то, что на него воздействует, поступая туда, и то, что исходит из него. Рано или поздно возникает вопрос о том, что же именно содержится в «черном ящике», какие там идут процессы.

Д.Истон в работе «Системный анализ политической жизни» (1965) изложил основу анализа политической системы, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной ассоциации. По Д.Истону, политическая система — это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее символам. Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров.

Выход информации — результат функционирования политической системы — осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Требования занимают важное место в разнообразной информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Истон разделил их на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.), коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Выходные действия политической системы, по Истону, обусловлены ее главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении политических решений, авторитарном распределении и обеспечении принятия их населением. Политическое решение и является формой авторитарного распределения ценностей.

В отличие от Истона Г.Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что любая политическая система имеет свою собственную структуру, многофункциональна; все политические системы осуществляют

одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Важной особенностью является многофункциональность системы. В частности, несмотря на провозглашенный принцип разделения властей, многие функции, хотя и по-разному в разных системах, неразделимы. Например, вмешательство парламента в текущую политику, законотворческая деятельность правительства и президента происходят во многих странах мира. Смешанность политических систем в культурном смысле означает, что нет, например, «чистого» президентского или «чистого» парламентского правления.

Вход информации, по Г.Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, существующих интересов (высказанных и невысказанных), укрупнения (обобщения и интеграции) интересов, политических коммуникаций (связей и взаимосвязей различных политических сил).

Функции выхода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и

политики). Таким образом, к важнейшим функциям политической системы относятся и учет ее особенностей, а также политическое решение проблем.

11 билет (Гагина)

Функции политической системы, ее типы и подсистемы. (стр140, п.2.2)

Вход 1. Политическая социализация, то есть приобщение членов общества к политической деятельности 2. Политическое рекрутирование – форма отбора людей для заполнение различных структур системы. 3) Артикуляция (выражение) интересов, т.е. выдвижение требований к тем, кто вырабатывает решения.4) агрегирование интересов – согласование и обобщение требований, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы,5) политическая коммуникация.6) различные виды взаимодействия, в т.ч информационные. К функциям выхода 1) нормотворчество т.е. разработка правил и законов, регулирующих поведение2) применение правил и процедур введение их в действие3) контроль за соблюдение правил4) истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение

Еще один вариант классификации функций политической системы был представлен Алмондом совместно с Пауэллом.

Согласно этим соавторам, поддержание наличной модели политической системы осуществляемся с помощью функций политической социализации, т.е. процесса приобретение человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет. Жизнеспособность системы обусловлена ее возможностями адаптации к внешней и внутренней среде. Эта функция может осуществляться с помощью подготовки и отбора субъектов власти. Функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Эффективное реагирование политической системы на возникающие требования опосредуется экстракционной функцией, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренний или внешний среды полученные ресурсы надо использовать так, чтобы наладить согласование интересов различных групп внутри общества. Распределение благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной функции рассматриваемой системы.

Политическая система осуществляется влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческий действия такой системы составляют смысл ее регулирующей функции. Она реализуется через ведение норм и правил.

 

Подсистемы

Институциональная подсистема — это «каркас», «несущие конструкции» политической системы. Она включает государство, политические партии и общественные движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации, церковь и пр. В рамках этой подсистемы создается нормативно-правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Неудивительно, что именно этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.

Нормативная подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

Функциональная подсистема — это форма и направление политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение данная подсистема находит в понятии «политического режима».
Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.
Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях разных стран эти подсистемы функционируют в специфических формах.
Компонентом любой развитой политической системы является номенклатура — круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Существование номенклатуры позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Однако отсутствие контроля за ее деятельностью может вести к негативным последствиям, служить источником коррупции, вести к злоупотреблению власти.

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что позволяет сравнивать различные типы политических систем. Первый уровень — возможности системы. Возможности Алмонд понимал как власть правительства над обществом, степень влияния на умы и по-ведение людей в интересах достижения правительственных целей. Он указывал на пять различных типов возможностей, которые могут быть весьма велики в одних случаях и чрезвычайно малы в других:

1). экстрактивная возможность - это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги) в определенных целях;

2). регулирующая возможность - это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества;

3). распределительная возможность — это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе;

4). реагирующая возможность — это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп;

5). символизирующая возможность тесно связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие, доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

 

Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты. К таким идеалам и убеждениям относятся свобода личности, ориентация граждан на повышение, рост индивидуального и общественного благосостояния, а также высокая ценность индивидуальной безопасности. Противоречия между группами здесь открыто заявляются, а действия властей оспариваются их противниками. Построенное таким образом политическое взаимодействие обусловливает четкую дифференциацию и функциональную определенность политических ролей партий и групп интересов, элитарных и неэлитарных слоев. В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы, антиэкстремизм, что не только придает организованность политическому процессу, но и предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом.

Особенности политической системы континентально-европейского типа связаны с наличием менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. В этом смысле общества такого типа более сегментированы, в них, несмотря на полное верховенство закона, действие мощных традиций гражданских свобод и самоуправления, в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция. Потому и политическая стабильность достигается в них путем более острого и сложного взаимодействия субъектов.

 

Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития в политической сфере отличаются весьма высокой эклектичностью политической культуры. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти. Сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства. Отдельные исполнительные структуры (армия, бюрократия) в условиях слабо дифференцированного разделения властей постоянно превышают собственные полномочия, нередко беря под контроль даже законодательные функции, открыто вмешиваются в судебные процедуры. В то же время права и свободы рядовых граждан, реальные возможности влияния общественного мнения существенно ограничены. Не удивительно, что такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.

Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества. Политическое участие граждан здесь имеет скорее ритуальный и декоративный характер. Достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.

 

 

12 билет (Гагина)

Политические режимы.

Политический режим это совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Основные виды режимов:
- Демократический режим – государственная власть обеспечивает свободное развитие личности, ее законных прав и интересов.
- Антидемократический режим – характеризуется авторитарностью, тоталитаризмом и так далее. Он характерен наличием таких форм как тоталитаризм при которой господствующей идеологией является идеология правящей партии или структуры, захватившей власть.
- Автократия – коллективный тоталитаризм в лице аристократии или олигархии
- Единоличная автократия - проявляется деспотией, тиранией, режимом личной власти
- Фашистский режим – нацизм, сионизм, исламизм
Каждое государство имеет свой политический режим.Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
по тому, в чьих руках власть;
по тому, как эта власть используется.
“Правильные “ формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих “лучших”),полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей).
“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль большинства над властью).
Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:
а) демократический политический режим;
б) либеральный политический режим;
в) авторитарный политический режим;
г) тоталитарный политический режим.

 

13 билет (Голышева)

Тоталитаризм

Самыми известными исследователями тоталитаризма являлись:

Ханна Арендт - немецко-американский философ, политический мыслитель XXв.

Карл Поппер - австро-британский политический философ и методолог науки XXв.

Карл Фридрих – политолог, один из создателей теории тоталитаризма

Збигнев Бжезинский - американский государственный деятель, политолог, один из создателей теории тоталитаризма

Тоталитаризм как политический режим характеризуется следующими показателями:

Отсутствие политического, экономического и социального плюрализма:

а) однопартийная система=партия-государство

Партия организуется иерархично и либо стоит над правительством, либо пронизывает его институты, где все важные посты занимают партийные функционеры (режимы Кастро на Кубе, Ким Чен Ира в Северной Корее). Вступление в партию должно быть проконтролировано, так как членство и карьера в ней сопровождались льготами.

б) контроль над экономикой необходим для укрепления материальных основ - для свободного распоряжения сырьевыми богатствами страны, перераспределения ресурсов в тяжелую промышленность, производство вооружений и т.д.

Партия-государство определяет структуру экономики, планирует капиталовложения, руководствуясь собственными представлениями о развитии, а не нуждами потребителей

в) Использование открытого насилия

В условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожив его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизнедеятельности вплоть до частных отношений. Все люди превращаются в «винтики» огромного механизма. Тоталитарная власть расправляется с теми, кто, по её мнению, плохо выполняет функции «винтика».

Наличие четко определенной, объединяющей и направляющей утопической идеологии

Идеология представляет собой утопическое видение нового политического порядка и пути его достижения, объясняет «миссию» лидера или правящей партии, оправдывает борьбу как основу политики. Главная задача - постоянная легитимизация установленного политического режима и его курса. Идеология должна была доказать, что успех в достижении цели предопределен либо законами истории (марксизм), либо волей природы (национал-социализм). Построение нового идеального общества тесно увязывалось с концепцией изменения самого естества человека, так как только совершенные люди («чистая раса», «всесторонне развитые личности») могут стать его полноправными членами.

Эффективная мобилизация и лидерство с неопределенными границами власти и большой степенью непредсказуемости

а) Культ личность-почитание политического деятеля, состоящее в приписывании ему всевозможных заслуг и положительных качеств вплоть до его обожествления; создание системы идолопоклонства, в т.ч. после смерти. Культ личности очень характерен для тоталитарных обществ, где он принимает псевдорелигиозную форму (например, в годы правления Сталина в СССР, Ким Ир Сена- В Северной Корее, Мао- в Китае).

б) Монополия на средства массовой информации, которые обязаны показывать народную поддержку режима и любовь к лидеру, а также давать идеологически вывернутое описание внутренних и внешних событий. Она необходима для поддержания веры в ценность идеологии.

в) Идеологической пропаганде с ее мобилизующим массы характером подчинены политпросвещение и развлечения в тоталитарных обществах. Примерами могут являться факельные шествия в Германии, спортивные парады на Красной площади, праздничные выступления в Северной Корее. Общий признак таких обществ составляют и культурные явления, тоже призванные внушать идеологические принципы: циклопические монументы вождей; имперского стиля архитектура; кинопроизводство, ориентированное на лозунг «жить стало лучше, жить стало веселее»; литература, повествующая о подвигах и победах над внутренними и внешними врагами представителей тоталитарного строя.

 

14 билет (Голышева)

Авторитаризм
Политический режим можно назвать авторираным, если ему присуще следующие отличительные признаки:

1)Ограниченный безответственный политический плюрализм. Его ограничение может происходить юридически и фактически, касаться исключительно политических объединений или же групп интересов. Некоторые авторитарные режимы согласны на институционализацию контролируемого сверху политического участия независимых групп и институтов, на существование символических партий, но в таких случаях власть остается неподотчетной гражданам.

Сохранение гражданского общества

Влияние его урезано, т.к. власть предпочитает опираться на саму себя. Государство не предоставляет гражданам возможности контроля над элитой. Но и надзор над населением нельзя назвать тотальным, так как авторитарные структуры не пытаются проникнуть во все сферы жизни общества.

Возможность существования оппозиции или полуоппозиции

Положение оппозиции не определено, так как ее нелегальность совмещается с терпимостью по отношению к ней со стороны правителей. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частичную критику режима, но признавая ее легитимность либо социальную необходимость. Авторитарные режимы применяют насилие против своих оппонентов. Они вводят жесткую цензуру печати, запрещают партии, ужесточают правовую систему.

Отсутствие направляющей, четко сформулированной идеологии

Правящей элите трудно мобилизовать общество. Всем видам авторитаризма присущи рост апатии, деполитизаци я и отчуждение от режима определенных социальных групп. В авторитарных условиях идеологию могут запрещать религия, традиции, культура, которые не только наделяют легитимностью лидера, но и служат ограничителями его власти.

Наличие единственной или привилегированной партии, которая создается путем слияния различных компонентов, вследствие чего она не является единым и сильным институтом

Нет необходимости в мобилизации, так как при отсутствии четкой идеологической базы люди способны выступить против самого режима.

Разновидности авторитаризма:

Военно-бюрократический режим

Возникает в виде военной диктатуры, в правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным,и многопартийным. Но чаще всего существует одна проправительственная малочисленная партия. Основная идеологическая цель- исключить неподконтрольное участие во власть определенных групп (чаще низших слоев, этнических,религиозных и культурных меньшинств), которые были вовлечены в политическую жизнь в предшествующий демократический период. Посты в правящей элите занимают исходя из армейской иерархии(от личной диктатуры одного генерала или полковника до хунты). Такой режим обычно образуется в обществах с низким экономическим, социальным и культурным уровнем развития.

Примеры: правление генерала Пиночета в Чили(1937-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии,Перу, Юго-Восточной Азии.

Корпоративный авторитаризм

Такой режим устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и культурным плюрализмом,где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для их эффективного политического участия. Корпоративное представительство интересов-альтернатива слишком идеологизированной массовой партии и дополнение к однопартийному правлению.

Примеры: правление Салазара в Португалии(1932-1968),режим Франко в Испании

Дототалитарный авторитаризм

Дототолитарный характер режима обусловливает ряд важных политических,социальных и культурных факторов; среди них: 1) влиятельная политическая группа, ориентирующая на тоталитарную утопию,ещё не укрепила свою власть и не институционализировала свою власть. 2) такие институты, как армия,церковь и группы интересов, сохраняя достаточную автономию,легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу. 3) ситуация общественной неопределенности,когда одни ожидают,что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса. К такому режиму Линц относит фашизм.

Примеры: фашистские мобилизационные режимы(Гитлер в Германии, Муссолини в Италии)

 

Постколониальный авторитаризм

Такой тип режима характерен бывшим колониальным государствам, которые обрели независимость. Он может возникнуть также в обществе с низким уровнем экономического развития и небольшой по численности элитой. Основой для мобилизации являются националистические лозунги защиты независимости. В ходе политического соревнования только одна партия становится главной и активно ведет борьбу против оппозиции.

 

Расовая/этническая демократия

К участию в политическом процессе допущено определенное расовое или этническое меньшинство,но другие группы исключены с использованием насилия. Нельзя отнести данный режим к демократии,т.к. имеет место экономическое,социальное и культурное неравенство рас. Данный режим представляет собой предварительную стадию развития демократии, где отсутствует согласие в обществе.

Примеры: бывший режим ЮАР с его идеологии апартеида

 

 

15 билет (Исмаилова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.099 с.)