Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право женщин на жизнь, здоровье,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Достоинство и личную неприкосновенность Право на жизнь Право на жизнь — одно из основных прав каждого человека, независимо от пола. В широком смысле оно охватывает и право на здоровье, достоинство и личную неприкосновенность. На первый взгляд может показаться, что в вопросах реализации этих прав положение мужчин и женщин должно быть в основном равным. В реальности дело обстоит совсем не так. Это обуслов- 2 Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 3 Иноземцев В. Эксплуатация: феномен сознания и социальный конфликт лено тем, что для многих культур, особенно в Азии и Африке, характерно предпочтительное отношение к детям мужского пола в ущерб дочерям. Подобное предпочтение, проявляющееся в самой различной практике, связано с целым рядом патриархат-ных ценностей и позиций, которые сложились с переходом к оседлому сельскому хозяйству и закреплением права наследования на землю по мужской линии. В географическом плане районы, в которых предпочтение явно отдается детям мужского пола, часто совпадает с районами, в которых плохо развита система здравоохранения для женщин, что нередко прямо отражается на показателях младенческой и детской смертности. Однако, в целом предпочтение детям мужского пола — это повсеместное явление, которое не ограничивается развивающимися странами или сельской местностью. Достижения научно-технического прогресса также нередко используются как средство дискриминации права женщин на жизнь. Современные методы исследования, такие как амнио-центез и ультразвук, дают возможность определить загодя пол ребенка. На практике это часто приводит, особенно в странах Южной и Юго-Восточной Азии, к «выбраковке» девочек еще до их рождения. Не ушло в прошлое и такое варварское явление как умерщвление новорожденных девочек. В некоторых общинах в Южной Азии низкий статус девочек должен компенсироваться выплатой ее родителями приданого ее мужу, когда она выходит замуж. В этой связи совершаются самые различные преступления, включая моральные и физические пытки, лишение пищи, изнасилования и даже сжигания женщин живьем их мужьями и/или родственниками в тех случаях, когда приданого нет.4 Страшным образом калечат женщин и девочек операции на вульве — удаление хирургическим путем некоторых или всех наиболее чувствительных частей женских половых органов (женское обрезание). Эта вековая практика преследует прежде всего цель обеспечения сохранения женщиной девственности до брака и гарантию ее целомудрия впоследствии. Фактически такие операции приносят женщинам и девочкам целый ряд медицинских осложнений и многие психологические пробле- 4 Там же. С. 18, 29-30. 614 мы. Подобного рода изуверские операции практикуются по крайней мере в 25 странах Африки.6 Переезд на постоянное жительство граждан этих стран в Европу и Северную Америку поставил на повестку дня вопрос о борьбе с такого рода явлениями и там. В Швеции закон о запрещении женского обрезания был принят в 1982 г., а в Соединенном Королевстве — в 1985 г. В Норвегии персонал всех больниц предупрежден о недопустимости проведения калечащих операций на вульве. Призывы покончить с ущемлением права женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность неоднократно звучали на самых высших международных форумах. В соответствии с рекомендацией Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993), Комиссией по правам человека был назначен специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, а Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1993 г. принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Много внимания было уделено этому вопросу и на VI Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995). Право на здоровье Право на здоровье для женщин во многом определяется тем, имеется ли у женщин весь комплекс репродуктивных прав и могут ли они реально ими пользоваться. Основу репродуктивных прав граждан составляет право на планирование семьи. Практически реализовать это право можно, с одной стороны, путем предотвращения нежелательной беременности, а с другой — если она все-таки наступила, то путем ее искусственного прерывания. Право женщин на предотвращение нежелательной беременности в принципе не отвергается сегодня ни одним светским государством, хотя и порицается подавляющим большинством религий.6 Однако, возможность практической реализа- 5 Там же. С. 13-18. 6 История борьбы в разных странах за право просвещения женщин в вопро ции этого права с помощью контрацептивов в ряде стран затруднена. В одних странах этому препятствует бедность и необразованность населения, традиции и обычаи жизнедеятельности семьи, в других — недостаточный уровень знания в данном вопросе не только граждан, но и медицинских работников, отсутствие соответствующих социальных служб и т. д. Существенно различен подход в мире к искусственному прерыванию беременности, в первую очередь, к аборту. В ходе Каирской конференций ООН по народонаселению такие несхожие группы государств как исламские и католические из Латинской Америки добились того, что аборт даже не был назван в решениях конференции как одно из средств планирования семьи. Почти во всех этих странах аборты — это уголовное преступление, даже в случае изнасилования.7 Право на аборт, бесспорно, является неотъемлемой частью права женщины быть хозяйкой своего тела, а в конечном счете — и своей судьбы. Право любого человека распоряжаться своим телом всегда трактовалось как существенная составная часть либеральной политической и правовой традиции. Не случайно феминистки 19 — начала 20 вв. активно использовали этот принцип в борьбе за равноправие женщин. Однако вскоре выяснилось, что в отношении права женщины распоряжаться своим телом правовое пространство либеральных свобод оказалось недостаточным. Не дала подлинной свободы женщинам в решении вопросов репродуктивного выбора и политика государственного патернализма при охране материнства и детства, которая широко практиковалась в СССР и странах Восточной Европы. Исходя из этого, некоторые западные исследователи говорят о переходе в последние десятилетия 20 в. во многих развитых странах от частного к общественному патриархату8. Очень сильное влияние на политику государств, касающуюся права женщины самой решать вопрос о материнстве, оказы- Выпущены на свободу они были лишь после объявленной дипломированной медсестрой Этель Берн голодовки в защиту принципа добровольного материнства. Сангер М. Женщина и новое поколение // Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992. С. 433-445. 7 R. Cook, ed., Human Rights of Women. National and International Perspectives 8 S. Calsen, J.E. Larsen, The Equality Dilemma (Copenhagen, 1987), p. 20. 616 вает религиозный фактор. В странах, где влияние религии на общественное сознание умеренно (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Швеция, Норвегия, Франция и др.) решение вопроса об искусственном прерывании беременности в течение первых 12 недель отдано полностью на усмотрение женщин, а после этого срока связывается с рядом медико-социальных причин. В других, где церковь, преимущественно католическая, оказывает на функционирование общества существенное влияние (Италия, Португалия, Испания, Польша и др.) свобода женщины распоряжаться своим телом и соответственно своей судьбой поставлена законом в весьма жесткие рамки. Аборт чаще всего допустим в этих странах, лишь если сохранение беременности грозит жизни или здоровью женщины, обнаружены дефекты развития зародыша либо беременность явилась результатом изнасилования или инцеста. Как и демографический фактор, воздействие религиозного фактора на законодательное регулирование права на аборт во многом определяется соображениями государственной политики страны в тот или иной период времени. Характерным примером этого может служить, в частности, Польша. В Польше, подобно многим другим странам Восточной Европы, аборт был легализован в 1956 г. В 1993 г. под сильным воздействием католической церкви и христианских фундаменталистов, добивавшихся возврата к «христианским ценностям», возможности женщин легально избавиться от нежелательной беременности были фактически сведены к минимуму в результате принятия закона «О планировании семьи, защите человеческого зародыша в условиях, допускающих прерывание беременности».9 Главным аргументом в пользу его принятия был католический догмат о том, что человеческая жизнь начинается с зачатия и активное лоббирование законопроекта папой Иоанном Павлом Вторым — поляком по национальности. Протесты женской общественности, выходившей на демонстрации под лозунгом «Мы — не 9 W. Nowicka, «Two Steps Back. Polands New Abortion Law», Planned Parenthood in Europe. June, 1993, p. 18; C. Itzin, «Pornography, Harm and Human Right», Sexual Politics and the Europe. The Feminist Challenge, R.A. Elman, ed. (Providence-Oxford, 1996), p. 67. Корнилов Л. Кипят страсти вокруг проблемы аборта в Польше // Известия 23 января 1993. детородные машины» во внимание приняты не были. В результате возросло число нелегальных абортов и поездок с целью ликвидации нежелательной беременности в другие страны, в частности, в Литву и Белоруссию. Аналогичная трансформация в законодательстве по тем же мотивам и с теми же последствиями произошла в Венгрии, где в декабре 1992 г. был принят закон «О защите жизни зародыша».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.196 (0.01 с.) |