Дилтс Р. Д46 изменение убеждений с помощью нлп/пер. С англ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дилтс Р. Д46 изменение убеждений с помощью нлп/пер. С англ.



В.П. Чурсина. -- М.: Независимая фирма "Класс", 1997. -- 192 с. --

(Библиотека психологии и психотерапии).

ISBN 5-86375-074-Х (РФ)

Наши убеждения -- очень мощная сила, которая определяет нашу жизнь.

Опыт многих поколений доказывает: если кто-то убежден, что сумеет, сделает,

одолеет, -- у него обязательно получится. И наоборот. Большинство людей

признают, что их убеждения могут прямо или косвенно влиять на их здоровье.

Люди, профессионально связанные с охраной здоровья, подтверждают: для

выздоровления пациента нужно, чтобы он по-настоящему этого хотел.

Можно ли изменять убеждения -- отвергать старые и принимать новые? Как

это сделать? Нейро-лингвистическое программирование вооружило нас

эффективными техниками, которые позволяют понимать скрытые механизмы

действия убеждений и их систем, а затем изменять -- с пользой для себя и

окружающих.

Для психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов,

а также всех, кто интересуется миром НЛП.

ISBN 0-916990-24-9 (USA) © 1990 Robert Dilts

ISBN 5-S6375-074-X (РФ) © 1990 Meta Publication

© 1997 Независимая фирма "Класс",

издание, оформление

© 1997 В.П. Чурсин, перевод на русский язык

© 1997 А.А. Кулаков, обложка

© 1997 Е.И. Виль-Вильямс, предисловие

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит

издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения без разрешения

издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести, обратившись по

адресу:

103064, Москва, а/я 373, "Психология".

 

"ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ" РОБЕРТА ДИЛТСА

 

"Во всем мне хочется дойти до самой сути..." Борис Пастернак

Мир НЛП, такой единый и понятный в своем единстве в момент

возникновения, раскололся на острова, государства, карты и территории.

Наряду с Джоном Гриндером, Ричардом Бендлером, Лесли Камерон-Бендлер и

Джудит Делозьер, наверное, одним из самых известных имен-островов является

имя Роберта Дилтса.

Начав как ученик и соратник, он выстроил несколько иное, "свое" НЛП. И

если коротко охарактеризовать "НЛП по Дилтсу", то это прежде всего подход,

уделяющий большое внимание ответам на вопросы "почему?" и "кто я?"

Задав вопрос "почему?", вы услышите в ответ убеждение человека. О том,

кто он, что в мире бывает и чего не бывает, что хорошо или плохо, правильно

или неправильно, возможно или невозможно и о многом другом. Это то, что нам

помогает ориентироваться в мире, выбирать пути, действовать и запутываться в

своих действиях....

Это та самая "суть"... И, наверное, надежда и стремление до нее дойти

немного наивны и заранее обречены... Хотя, читая книгу, обнаруживаешь, что

даже просто двигаясь в поисках этих ответов, можно многое узнать и изменить,

помочь себе, своим родным и клиентам. В ней описаны техники, случаи из

практики и, кроме того, прочитав ее, можно узнать многое про автора, который

очень искренен.

"Убеждения" Р. Дилтса знаменуют смену периода развития НЛП, некогда

отрицавшего другие методы психотерапии, на этап, в котором НЛП ищет сходства

и признает себя членом семьи, где возможно учиться у старших, не отказываясь

при этом от своей уникальности и своеобразия.

НЛП больше не метод трехминутного решения проблемы. Снимая это

ограничение, книга открывает много новых, интересных и манящих дорог.

Наверное, именно это особенно актуально для рус-

 

ского читателя, для которого магия первых лет знакомства с НЛП,

возможно, начала немного тускнеть при встрече с невротиком, никак не

собирающимся вылечиваться за одну сессию.

Герои книги -- прежде всего клиенты: "обычные невротики" и

"шизофреники", которым Дилтс никогда не ставит диагноз, а просто помогает

распутать клубок проблем. Это родные и близкие автора -- его отец, умирающий

и в то же время побеждающий смерть, мать, доверяющая сыну стать ее

психотерапевтом и изменяющая свой семейный сценарий, раковый больной, Бог и

задумавший понять его Божественный замысел Человек -- Энштейн.

В книге, начинающейся с благодарности учителям и соратникам и

завершающейся благодарностью слушателям и читателям, много надежды смирения

и любви... И вместе с тем язык ее сухой и "техничный", и так легко

споткнуться, читая "импринт", "репрезентация", "якорение", "кинестетика" и

т.д. Мне кажется, для автора нет противоречия между алгеброй и гармонией.

Безличность схем и формул никогда не приобретает отдельной власти. Она

существует только "для", только "в применении к"... Мне это напоминает

разговор доктора у постели больного про такие непоэтичные вещи, как пульс,

дыхание, количество лейкоцитов. И при этом добрый, теплый, внимательный,

поддерживающий взгляд.

Побывав в гостях на "планете людей" Роберта Дилтса, вам, возможно,

захочется заглянуть к нему еще раз -- его трехтомник "Стратегии гениев"

скоро увидит свет в нашем издательстве. Только не идите в гости с пустыми

руками. Вашим вопросам "почему?" и "кто?" будут очень рады.

Елена Виль-Вильямс

 

С глубочайшим уважением эта книга с посвящается людям Восточной Европы,

которые показали всему миру действительную мощь и силу подлинного изменения

убеждений.

БЛАГОДАРНОСТИ

 

Существует несколько элементов, на которые опирается процесс создания и

развития любого подхода, техники, идеи или целой теории. Прежде всего в

творчестве всегда присутствуют две стороны: концептуальная и

операциональная. Концептуальные элементы служат теоретическим основанием.

Операциональные должны помогать применению созданного на практике.

В концептуальном и операциональном развитии существуют основные

принципиальные роли. Роль творца -- это отправная точка в развитии. Кроме

того, важны концептуальные и операциональные истоки, вклады других людей, а

также роль последова-телей и тех, кто занимается дальнейшей разработкой

подхода, его адаптацией и "очищением" материала.

Во время разработки материала, описанного в данной книге, я получал

поддержку многих людей, которым хотел бы выразить благодарность.

Техники реимпринтинга имеют свою концептуальную и операциональную

предысторию. Концептуально понятие реимпритинга во многом основано на

разработках концепции импринтинга Конрада Лоренца, расширенного до понятия

реимпринтинга Тимоти Лири. Нельзя не отметить вклад в эту концепцию идей

Зигмунда Фрейда, выраженных в его работе "Изучение истерии", а также работ

известного семейного терапевта Вирджинии Сатир. Операционально реимпритинг

как техника связан с техникой изменения личностной истории, которая была

предложена создателями НЛП Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Техника превращения неудачи в обратную связь с использованием глазных

ключей доступа и стратегий мышления была разра-

 

ботана мною и моими коллегами в самом начале развития НЛП и описана в

первом томе "Нейро-лингвистического программирования". На эту технику во

многом повлияли работы Макса Вертмейера и его коллег гештальт-психологов.

Развитие техники интеграции убеждений во многом связано с

комбинированием техник примирения конфликтных частей и рефрейминга.

Концептуально они испытывают огромное влияние работ Фрица Перлза и Вирджинии

Сатир.

Фундаментальная концепция идеи логических уровней и изменения убеждений

сформулирована Грегори Бейтсоном в его работах по изучению систем и

шизофрении. Огромное вдохновение при дальнейшей разработке этой идеи дали

мне работы и наблюдение практики Милтона Эриксона.

Пространственное применение техники линии времени было разработано в

серии семинаров "Синтакс", которые мы проводили с Джоном Гриндером. На этих

семинарах мы наблюдали позитивный эффект от применения техник изменения

позиций восприятия и Мета-зеркала.

Огромную поддержку оказал мой коллега Тодд Эпштейн, который первым

"опробовал" мои изобретения и давал мне обратную связь, вникая в мои идеи.

Я хотел бы выразить огромную благодарность Луизе Беллер за подготовку

рукописи данной книги, а также Алану Монарту и Анне Пирерд, спонсировавшим

семинары, на которых основана эта книга.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наши убеждения оказывают огромное влияние на наше поведение. Принято

считать, что если человек по-настоящему верит, что он может что-либо

совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в невозможности

этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в обратном. Такие

убеждения, как "Уже слишком поздно", "Ничего не поделаешь, здесь я

бессилен", "Я -- жертва обстоятельств ", "Раз уж на мою долю выпало, никуда

не денешься" -- часто могут являться камнем преткновения, не позволяющим

человеку в полной мере использовать весь потенциал своих естественных

ресурсов и бессознательной компетенции (unconscious competence). Наши

убеждения относительно самих себя и своих возможностей в окружающем мире

неизменно и в значительной мере влияют на повседневную деятельность. У

каждого есть убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим -- убеждения,

сдерживающие движение вперед.

Большинство людей признают, например, что их система убеждений может

как прямо, так и косвенно влиять на их здоровье. Чаще всего бывает совсем

несложно выявить отрицательные убеждения, ведущие к таким неприятным для

общего состояния здоровья последствиям, как развитие вредных привычек,

повышенная утомляемость, ослабление иммунной системы организма и стрессовые

состояния. Как же в таком случае следует поступать, чтобы вместо

отрицательных убеждений обрести убеждения, благотворно влияющие на общее

состояние здоровья человека?

Почти каждый, кто профессионально связан с заботой о здоровье человека,

признает, что общий моральный настрой пациента является наиболее влиятельным

фактором в процессе выздоровления. И тем не менее, существует весьма

ограниченное число основательных или надежных методов, способных помочь

человеку преодолеть одолевающий его страх или апатию и обрести конгруэнтное

"позитивное душевное состояние".

На протяжении всей истории медицинских исследований неоднократно

подтверждалось, что средства, обладающие лишь плаце-

 

бо-эффектом, могут быть столь же действенны, как и самые сильные

лекарства. Вместе с тем, причина этого явления до сих пор оставалась

загадкой. Многие исследователи даже полагают, что возможно "обратное

действие плацебо", приводящее к возникновению многих заболеваний. Но

возможно ли непосредственно прибегнуть к этому источнику жизненной силы и

обратить его на пользу человеку, ищущему исцеления?

Даже те убеждения, что сложились по отношению к нам у других людей,

могут возыметь на нас свое действие. Это было продемонстрировано в одном

весьма оригинальном исследовании, в ходе которого группа детей с уровнем

умственного развития, аттестованным как средний, была совершенно

произвольным образом разделена на две равные подгруппы. Одна из них была

вверена одному учителю как группа "одаренных" детей. Вторая -- другому

учителю, но уже как группа "отстающих". Год спустя обе подгруппы были вновь

аттестованы на уровень умственного развития. И вовсе не удивительно, что

большинство детей, произвольно записанных в "одаренные", получили гораздо

более высокий балл, чем на предыдущей аттестации, в то время как большинство

тех, кого определили в "отстающие", показали значительно более низкий

результат! Убеждения учителей относительно способностей своих учеников

повлияли на обучаемость последних.

Наши убеждения могут формировать, изменять и даже определять уровень

наших умственных способностей, состояние здоровья, социальные связи,

творческие способности и даже степень личного счастья и жизненного успеха.

При этом если убеждения и в самом деле являются столь могучим фактором нашей

жизни, каким образом можно научиться управлять ими так, чтобы они не начали

управлять нами? Многие из наших убеждений были получены нами в детстве от

наших родителей, учителей, социального окружения и средств массовой

информации еще до того, как мы могли осознать оказываемое ими влияние или

сделать выбор по своему усмотрению. Возможно ли перестроить, изменить или

разучиться верить в свои старые ограничивающие убеждения и взять на

вооружение другие, способные вывести нас за пределы старых ограничений, на

новые орбиты, превосходящие наши самые смелые предположения? И если такое

возможно, то каким образом мы можем это осуществить?

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) предоставляет в наше

распоряжение весьма действенную и многообещающую

 

модель разума и набор поведенческих инструментов, способных "отомкнуть"

некоторые скрытые механизмы, лежащие в основе убеждений и систем убеждений.

С помощью НЛП убеждения, -- а наряду с этим как нейро-лингвистические, так и

физические элементы, влияющие на эти убеждения, -- могут быть изучены и на

них можно оказывать влияние вполне понятным и практически полезным образом.

Данная книга является результатом моих собственных исследований при

помощи средств НЛП глубинных внутренних процессов, лежащих в основе

убеждений. Книга по большей части основана на конспектах семинаров по

изменению убеждений. С ее помощью я надеюсь поделиться с читателями и

запечатлеть в памяти чувства и открытия, сделанные мной во время реальной

работы с людьми и их убеждениями.

 

I. ПРИРОДА УБЕЖДЕНИЯ

 

Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет

многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в

результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и

бытия. Стараясь создать модель для понимания деятельности

 

мозга или изменения поведения, мы обращаемся к этим уровням -- как если

бы хотели разобраться в структуре какой-либо отдельной бизнес-системы банка,

предприятия, фирмы и т.д.), в которой существуют различные уровни

организации.

С психологической точки зрения, можно говорить о пяти основных уровнях.

1. Базовым уровнем является наше внешнее окружение, наши внешние

сдерживающие факторы.

2. Мы взаимодействуем с внешним окружением с помощью нашего поведения.

3. Наше поведение направляется нашей моделью мира и нашими стратегиями,

которые определяют наши способности.

4. Эти способности организуются посредством систем убеждении,

непосредственно являющихся предметом данного исследования.

5. Сами убеждения организуются через идентичность (identity).

Таким образом, когда человек испытывает какое-либо затруднение, то нам

следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего контекста или

причина в том, что данный человек не обладает особым типом поведения, для

того чтобы справиться с контекстом. Или причина в том, что он не разработал

подходящей стратегии или модели мира, позволяющих выра-

 

ботать это поведение? Не происходит ли это оттого, что у него

отсутствует убеждение или имеется конфликтное убеждение, оказывающее влияние

на его жизнь в целом или на достижение конкретного результата? И наконец, не

связана ли причина затруднения с уровнем идентичности, влияющем на всю

систему в целом?

Все это -- важные различия, полезные для любого, кто работает в области

обучения, общения или совершенствования.

 

ПРИМЕРЫ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.87.38 (0.093 с.)