Когда общее развитие идет без отставания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда общее развитие идет без отставания



ББК 74.917 Б24

БАРДИН Кирилл Васильевич—доктор психологиче­ских наук, автор книг по психологии обучения.

Рецензент: Юркевич В. С., кандидат психологических нзук.

Бардин К. В.

Подготовка ребенка к школе (психологи­ческие аспекты).—М.: Знание, 1983.— 96 с. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)

15 к.

Как помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей. Но далеко не все из них знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто уходят своими корнями в дошкольное детство. Автор разбирает на конкретных примерах типичные ошибки, допускаемые родителями, дает практические рекомендации и советы. В книге показано, что игнорирование или недоучет психологических мо­ментов подготовки к школе приводит в итоге либо к неумению учиться, либо к негативному отношению к учебе.

Для родителей, учителей, воспитателей детских садов.

ББК 74.917 372

© Издательство «Знание», 1983 г.

Глава

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКС ПОДГОТОВКИ

Школьные трудности

Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них — это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая — школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай — результат психологических ошибок, допускаемых взрос­лыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности.

Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейшем психо­логическом ликбезе. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь

парапсихологии... Вряд ли кто решится сказать о себе что он не нуждается в услугах врача на том основании что ему случалось быть пациентом, или что он може1 учить детей не хуже профессионального учителя, по­скольку в течение десяти лет сам был школьником.;

Человек отчетливо понимает, что медицинских и педа-| гогических знаний у него нет. А вот в отношении психо­логических знаний у него другой подход. Он не чув­ствует никакой необходимости в таких знаниях. В резуль­тате грубейшие психологические ошибки на производ­стве, в семейных отношениях, в воспитании детей — словом, везде, где человеку приходится иметв дело с другим человеком.

Тяжелые последствия, которые влекут за собой эти ошибки привели к тому, что уже поставлен вопрос о соз­дании психологической службы, подобно медицинской или метеослужбе.

Одной из важных задач такой службы является пси­хологическое просвещение. В первую очередь по особо злободневным вопросам вроде тех, которые были на­званы выше: психологическим ошибкам, ведущим к не­умению или нежеланию учиться.

Автору уже доводилось не раз выступать в печати по этим проблемам. В книгах «Как научить детей учить­ся», «Если ваш ребенок не хочет учиться» рассмотрены психологические ' корни этих явлений, обрисованы ти­пичные ошибки, указаны меры, которые должны при­ниматься в семье и в школе. Однако изучение всего круга вопросов, связанных с упомянутыми явлениями, показывает, что корни их уходят в более ранний период жизни ребенка, в дошкольный возраст.

Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, не предшествующем возраст­ном этапе. Не заложите этих основ — и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не под­готовлено в ходе предшествующего развития, идет край­не тяжело. Да и в итоге возможны любые дефекты.

В психологии существует такое понятие — сензитив-ный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то про­цесс формирования идет быстро, легко и очень продук­тивно. Период, особо благоприятный для формирова­ния той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если сензитивный период упу­щен, то соответствующее новообразование формирует­ся с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом. Кто из читателей не знает кип-линговского Маугли? Но далеко не все знают, что слу­чаи воспитания детей дикими животными бывали в дей­ствительности. И случалось, что, проведя несколько пер­вых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный, наи­более подробно описанный такой случай — это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людь­ми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сен­зитивный период был безвозвратно упущен. Так у Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение хо­дить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести сколько-нибудь продол­жительный разговор, поддержать беседу так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий челове­ческий интеллект киплинговского Маугли — это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко антропоморфными чер­тами. И менее всего их поведение соответствует повад­кам диких зверей, которые хорошо известны натурали­стам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга жи­вет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ве­дет себя реальная стая волков, а в основном воспроиз-

водят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничь­их племен. Произведение Киплинга — это захватываю­щая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить ино­странные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание сензитивных периодов, психологи могут делать заключения типа экспертизы. Так, например, им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержав­шую развитие речи, то даже при благополучном исходе заболевания следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, вра­чом или инженером, но речь его будет носить печать не­которой сниженности, причем почти незаметной для окружающих. Однако специально разработанные пси­хологические тесты позволяют выявить эти скрытые де­фекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве забо­левание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ре­бенка, которые входят в число необходимых предпосы­лок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

Формированию этих предпосылок и посвящается на­ша книжка.

опл^0"086 сани "еIОМ' а ^^У-зимой»-гласит на­родная мудрость. Эти слова вполне применимы и к за-

л.

даче воспитания у ребятишек качеств, необходимых для успешного обучения в школе. В нашем изложении мы не будем стремиться охватить во всей полноте все то, чем нужно овладеть ребенку в дошкольном возрасте и что может так или иначе сказаться на школьном обучении. Мы выделим только те моменты, которые наиболее час­то приводят детей либо к дефектам в учебной деятель­ности (т. е. к несформированности умения учиться), ли­бо к негативному отношению к этой деятельности (т. е. к нежеланию учиться). Одним словом, мы рассмотрим лишь основные линии психологической подготовки ре­бенка к школе. К примеру, мы не будем касаться пробле­мы общения ребенка со сверстниками, хотя ребенку, не умеющему общаться, гораздо труднее войти в кол­лектив класса, а следовательно, сложнее учиться в таком коллективе. Ограничимся только главными линиями под­готовки к школе, связанными с двумя названными це­лями. В чем эти линии заключаются?

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие долж­но достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интел­лекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него за­пас знаний и.представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управ­лять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое вос­приятие, легко переключаемое внимание и хорошая па­мять, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить ка­кое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь дли­тельное время на том, что не вызывает у него непосред­ственного интереса, ему трудно. А между тем это уме­ние совершенно необходимо выработать к моменту по­ступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный ин­терес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубо­кой мотивации, которая сможет стать побудительной при­чиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекатель н.ые моменты и что трудности в учебе — большие или малые — неизбежно встречаются у каждого.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

Глава 2 ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ

Указания старших

Перейдем теперь к следующему вопросу: как до­биться, чтобы ребенок приучился сразу же выполнять

указания старших? Тоже проведением в жизнь опреде­ленной линии: не жалея времени, заставить ребенка всякий раз выполнять то, что вы от него требуете. Я не случайно подчеркнул — не жалея времени. Нет, речь идет не о часах, а о минутах, может быть, даже секун­дах, но их-то у нас, вечно спешащих взрослых, часто и не оказывается. Вот малыша надо усаживать за стол ужинать. А в руках у него мишка. Мама говорит: «Дай мишку!» Ребенок медленно поднимает глаза и вопросительно смотрит на маму. То ли до него еще не дошел смысл сказанного, то ли колеблется — отдать мишку или закап­ризничать. В ответ на задержку мама мгновенно выхва­тывает мишку из рук сынишки. Мама спешит. Мама при­выкла всегда спешить, общаясь с сыном. Даже вечером после работы. Казалось бы, все в порядке, цель до­стигнута: игрушка у малыша изъята, можно идти к столу. А вместе с тем упущена еще одна возможность — потренироваться в выполнении маминых приказов. Он успел услышать приказ, но не успел его выполнить. Ма­ма выполнила его сама. Куда лучше было бы протя­нуть к малышу руку и повторить еще раз с повелитель­ной интонацией, но, конечно, не сердясь: «Дай мишку!» В 99 случаях из 100 ребенок протянет мишку маме. Пусть он сделает это немного медленно, как будто нереши­тельно. Но на это все равно уйдет лишь несколько до­полнительных секунд, а зато-какой важный тренинг полу­чит малыш в выполнении маминых требований! Ну а если он паче чаяния закапризничал и не стал слушаться, вот тогда можно было бы и самой отобрать игрушку, а если надо, то и рассердиться.

Конечно, один такой случай не делает погоды. Но беда в том, что вечно спешащие папы и мамы начинают вести себя так почти всегда. А потом удивляются: «Почему это ребенок нас не слушается?» Удивляться тут нечему. Ведь вы сами лишили его тренировки в послушании.

Но в рассмотренном случае ребенок просто не полу­чает нужной тренировки и соответствующий психологи­ческий механизм у него не формируется. Другая ча­стая ошибка родителей состоит в том, что они дают малышу совсем иную тренировку. Тренировку в непо­слушании. И соответственно формируют привычку не-

подчинения старшим, в первую очередь — самим себе. Происходит это тоже очень буднично, на каждом шагу. Вот мама приготовила обед и зовет дочку к столу. Та отвечает: «Иду!» — и продолжает заниматься куклами. А мама, позвав ее, уже отвлеклась на свои дела, начала расставлять тарелки, резать хлеб. Через несколько минут она снова вспомнила про ребенка: «Да иди же ты нако­нец!» И снова слышит: «Сейчас иду!» Так повторяется несколько раз. Знакомая картина? Вероятно, знакомая многим. И далеко не такая уж безобидная, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что здесь получается своеобразная антитренировка. Девочка си­стематически изо дня в день приучается игнорировать мамины приказы.

Вместо бесконечных напоминаний занятой маме сле­довало бы уже после второго «Иду!» прервать на минуту свои дела на кухне, пойти к ребенку, заставить убрать куклы и идти к столу. Если надо — привести за руку. Можно не сомневаться в том, что при этой линии поведе­ния мамы девочка довольно быстро приучилась бы к то­му, что если ее зовут, то надо тут же заканчивать игры (то, что ей хочется делать) и идти, куда зовут (то, что надо делать). Только, конечно, и здесь должна быть единая линия у всех старших. Иначе ребенок легко может при­выкнуть к тому, что, например, папу надо слушаться не­укоснительно, с мамой можно покапризничать, пока та не рассердилась, а на то, что говорит бабушка, можно вовсе не обращать внимания. Конечно, в таком случае необходимый нам навык (делать, что надо, а не то, что захотелось) будет формироваться плохо.

Вообще надо сказать, что попытки экономить время на детях — стратегия никогда не оправдывающая себя. Через несколько лет это обернется такой потерей време­ни, сил и покоя, что останется только пожалеть о том, чего уже нельзя вернуть. Время ушло, безвозвратно упущено!

Удивительно, но от психолога по этому вопросу широ­кая публика ожидает каких-то необычных советов, по­ражающих воображение особых тайн. Поэтому столь обыденно звучащая рекомендация — тренировать у ре­бенка привычку к выполнению того, что велят родите-

ли, — воспринимается с нескрываемым разочаровани­ем. «Мы думали, что вы нам что-нибудь особенное скаже­те. А это мы и сами знали» — вот обычная реакция. Да, в такой общей форме это знают, наверное, все или почти все. И тем не менее сравнительно в немногих семьях этот совет систематически и последовательно проводят в жизнь. Сделать это для взрослых оказывается непо­сильной задачей. Трудно сказать, почему. Может быть, как раз из-за того, что благодаря своей будничности он не поражает воображения, легко проходит мимо внимания и скоро просто забывается. А может быть, из-за того, что требует постоянного контроля за своим поведением. Не только ребятишкам, но и нам, взрослым, это бывает трудно, особенно если соответствующий на­вык не был выработан в детстве. Мы очень часто прихо­дим домой с работы с настроением, что вот теперь-то можно и расслабиться, и незачем следить, как себя вести:

ведь мы уже у себя дома. Но если в доме есть дети, то не надо забывать о них. Нейтральных поступков по отношению к ним не существует. Любой поступок взрос­лых их воспитывает, вопрос только в том, в желатель­ном для нас или нежелательном направлении.

Вот и оказывается, что, понимая данный совет в общей форме, родители тем не менее повседневно ведут себя так, как мама, отнимающая у сына мишку или многократ­но зовущая дочь к столу. Поэтому для родителей, кото­рым оказывается трудно постоянно держать этот совет в голове и помнить о необходимости проводить его в жизнь, можно порекомендовать следующее. Постарайтесь почаще включать своего ребенка в выполнение каких-то общих дел. Речь идет не об игре с ним и не об имитации какой-либо деятельности. Речь идет о совершенно ре­альных повседневных будничных делах. Путь он помогает вам стелить постель, накрывать на стол или мыть посуду. Пусть он подает папе инструмент, когда тот чинит что-нибудь, или принесет из другой комнаты то, что тот про­сит. Такие возможности жизнь предоставляет на каж­дом шагу. Вот здесь сама ситуация совместной деятель­ности не позволяет взрослым забыть дать указание ребенку или позволить не выполнить его.

Правда, надо с самого начала отчетливо понимать,

что это включение ребенка в совместную с вами дея­тельность преследует воспитательные цели, а отнюдь не практические. Не нужно ожидать, что его участие будет для вас реальной помощью. Напротив, времени уйдет больше, да и что-нибудь окажется плохо сделано. Конеч­но, папе проще самому сходить в соседнюю комнату за отверткой или пассатижами, чем ждать, пока их прине­сет четырехлетний сын. Да еще вместо отвертки принесет стамеску, а вместо пассатижей — кусачки. И маме тоже бывает проще самой перемыть и вытереть всю посуду, чем делать это вместе с малышом. Тут и посуда может оказаться плохо вымытой, да, глядишь, тарелка или чаш­ка будет разбита. Такая совместная с ребенком работа подчас оказывается большой нагрузкой для взрослых. Поэтому не следует и затевать ее, если почему-либо вы напряжены, например, спешите на работу. Или очень устали и хотите поскорее отделаться, чтобы пойти от­дохнуть. Скорее всего, вы не доведете дело до конца и просто отошлете ребенка прочь, чтобы сделать все самим. Или, хуже того, сорветесь на нем из-за какой-нибудь его неумелости. И все же, если вы будете прак­тиковать время от времени такие совместные дела, вос­питательная польза от них будет огромная. Поэтому не надо жалеть ни своего времени, ни изредка разбитых чашек, ни плохо вымытой посуды.

В связи со сказанным возникает вопрос, с какого возраста следует приучать ребенка слушаться старших. Строго говоря, назвать такой возраст нельзя. Чем раньше родители начнут это делать, тем лучше. Ведь совсем еще младенца, грудничка, приучают к тому, что есть ему дают в строго определенное время, а не тогда, когда он закричит. Это уже начало воспитания. Начало по­строения его отношений со старшими. И когда его кладут в кроватку, а он криком протестует, желая, чтобы его и дальше нянчили на руках, тоже. Уже в это время ста­вится на повестку дня вопрос, кто кем будет управлять:

родители ребенком или ребенок родителями? Не слу­чайно, когда одна мама, имевшая годовалого ребенка, обратилась к А. С. Макаренко с вопросом, когда ей надо начинать его воспитывать, последовал ответ: «Вы опоздали ровно на год».

Конечно, пока малыш не научился говорить, крик и плач будут одними из основных способов заявить стар­шим о своих претензиях. О том, что он замерз, или ему, наоборот, жарко. О том, что он чем-то испуган. О том, что он нездоров. И так далее. Внимательные родители довольно скоро научаются догадываться, чем вызван крик или плач ребенка. В большинстве случаев на это надо реагировать. Но в некоторых случаях, вроде опи­санных выше, нужно, чтобы не ребенок навязал свою волю родителям, а они ему свою.

Когда же ребенок начал говорить, одной из важней­ших воспитательных задач становится приучить его выра­жать свои желания словами, а не криком.

Выводы

Итак, одна из наиболее главных воспитательных линий родителей, желающих, чтобы у их ребенка при поступлении в школу не возник такой неприятный феномен, как нежелание учиться, должна состоять в выработке у него навыка управления своим поведе­нием — делать то, что нужно, а не то, что захотелось. Начинается выработка его с усвоения ребенком системы запретов — что можно и что нельзя делать дома (нельзя лазить гвоздем в штепсель, открывать краны на газовой плите и т. д.). Проходит через формирование привычки выполнять приказы и указания старших. И завершается усвоением требований старших как собственных норм поведения. На этом последнем этапе ребенок уже может сам, по своей инициативе делать то, что нужно, вопреки тому, чем ему в данный момент хотелось бы заняться. Подвести ребенка к этому уровню управления своим поведением и является главной задачей родите­лей, озабоченных тем, чтобы избежать конфликтов, связанных с учебой. Были рассмотрены основные пути, позволяющие добиться этого, и, главное, типичные психологические ошибки родителей, препятствующие образованию этого навыка или приводящие к тому, что он оказывается плохо сформированным.

Сила мотивации

Поговорим теперь о третьем важном моменте психологической подготовки к школе — о выработке мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. А при наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы. Приведу только один пример, наглядно показывающий силу мотивации. Несколько лет назад психолог С. М. Бондаренко опубликовала в журнале «Семья и школа» статью, посвященную употреблению союза «и» в русском языке. А в заклю­чение, желая заставить читателей лично убедиться в том, насколько он распространен в нашей речи, предложила им попытаться найти хотя бы одну страницу книжного текста без союза «и». Через некоторое время в редак­цию пошел поток писем. Не от родителей, которым

адресован журнал. Нет, перчатку подняли школьники. Шли письма со страницами, без союза «и». Страницами, переписанными детским почерком. Переснятыми фото-или ксероспособом. Вырванными — увы! — из книги. В некоторых случаях ребята пускались на небольшие хитрости, например, присылали страницу, на которой большую часть занимала фотография или рисунок. Но в подавляющем большинстве случаев это были полноценные страницы текста без этого союза. Пред­ставьте теперь себе, читатель, какой объем работы необходимо проделать, чтобы отыскать такую страницу! И притом работы чисто механической, самой по себе совершенно неинтересной, очень монотонной и одно­образной. А все дело в мотивации. Школьники увидели в предложении, опубликованном в журнале, своего рода вызов: слабо, мол, справиться с таким заданием. И приняли вызов. Возникла действенная мотивация:

доказать, что мы можем. Представьте теперь на мину­точку, что было бы, если бы школьники получили такое задание без соответствующей мотивации, например, учитель дал бы его как домашнее задание. Думаю, что никакие комментарии здесь не нужны. Вот какой по­буждающей к работе силой обладает действенная мотивация.

Попытаемся теперь разобраться в том, как форми­ровать нужную мотивацию в период дошкольного детства.

Позкаватепьмая мотивация

У школьника, как известно, мотивация, побуждающая его к учению, может быть самой разнообразной. По­мимо познавательной (желание узнать нечто для себя новое), тут может быть и желание занять определенное место в классе, и стремление к изменению себя в сторону совершенствования, и многое другое. Мы же выделяем для рассмотрения только познавательную мотивацию.

Во-первых, потому что среди других видов мотива­ции она остается главной. Во-вторых, потому что до­школьный возраст особо благоприятен для ее форми-

рования. В-третьих, потому что в выработке этой моти­вации взрослые допускают типичные ошибки.

Доказывать первое из выдвинутых здесь положений вряд ли необходимо. Школьное обучение — это прежде всего приобретение систематических знаний. И если у шко.льника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение от того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе. Для нежелания учиться в этом случае просто нет почвы. Вот как описывают такого школьника в письме в редак­цию сами родители. Речь идет о поведении девочки во время болезни. «Неделя, проведенная дома,—это самое благодатное время для нее. Сразу окружает себя вузовскими учебниками по иностранному языку, решает задачи из олимпиадных сборников для старшеклассников и вообще «делает, что хочет». Как видите, опять все занятия школьные, только усложненные. Заметим, что речь идет об ученице седьмого класса, т. е. о том самом сложном возрасте, когда у многих ребят начи­наются нелады с учебой. Учиться, расширять свои знания уже стало потребностью для нее.

Что же касается умения учиться, отдельные пробле­мы в этом умении могут, конечно, встретиться, но именно как отдельные. Практика показывает, что у детей с вы­сокой познавательной мотивацией формирование эле­ментов учебной деятельности идет с опережением:

основы для них обычно складываются раньше, чем жизнь предъявляет ребенку соответствующие требова­ния.

Интерес к учебе.

Потребность и интерес. Условия его возникновения

А теперь поставим перед собой достаточно острый вопрос. Пусть в семье все было сделано правильно и домашнее воспитание не заглушало, а помогало разви­тию познавательной потребности. Значит ли это, что, пойдя в школу, ребенок проявит интерес к учебе? К сожа­лению, приходится признать, что такой гарантии дать нельзя. Почему? На это есть несколько причин, и мы их сейчас рассмотрим. Прежде всего потребность и ин­терес не одно и то же. Психологическая наука различает эти два понятия. «Потребности являются более глубокими побудителями к деятельности, чем интересы, но веду­щими, направляющими стимулами деятельности и пове­дения людей являются интересы. Потребности дают как бы первый толчок, импульс, интересы же определяют характер деятельности и поведение человека, опреде-

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Диагностика умственного развития дошкольника. Под ред. Венгера Л. А., Холмовской В. А. М., 1978.

Катаева А., Будницкая И. Родителям будущего пер­воклассника.— Семья и школа, 1982, № 10_11; 1983 № 1_4.

Мир детства. Дошкольник. Отв. ред. Запорожец А В М 1979. ч...,

Подготовительная к школе группа в детском саду. М., 1975. У с о в а А. П. Обучение в детском саду. М., 1981.

«1^\*,^г

Глава 1. Необходимость психологической подготовки детей к

школе 3 Глава 2. Общее развитие 8 Глава 3. Произвольное управление собой 30 Глава 4. Познавательная мотивация 58

«йог' •,•,->•.рдчя

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ (психологические аспекты)

Главный отраслевой редактор Р. Д. Смирнова Старший научный редактор О. Г. Свердлова Младший редактор Е. Л. Калакуцкая Художник В. А. Провалов Художественный редактор Т. С. Егорова Технический редактор С. А. П т и ц ы н а Корректор В. Е. Калинина

ИБ № 5950

Сдано в набор 14.02.83. Подписано к печати 06.04.83. А05542. Формат бумаги 70Х100'/з2. Бумага тип. № 3. Гарнитура жур. рубленая. Печать офсет. Усл. печ. л. 3,90. Усл. кр.-отт. 8,124. Уч.-изд. л. 4,69. Тираж 459000 экз. Заказ 1968. Цена 15 коп. Издательство «Знание». 101835, ГСП, Москва, Центр, проезд Се­рова, д. 4. Индекс заказа 832105. Ордена Трудового Красного Знамени Калинин­ский полиграфический комбинат Союзполигрвфпрома при Государственном коми­тете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Калинин, пр. Ленина, 5.

 

ББК 74.917 Б24

БАРДИН Кирилл Васильевич—доктор психологиче­ских наук, автор книг по психологии обучения.

Рецензент: Юркевич В. С., кандидат психологических нзук.

Бардин К. В.

Подготовка ребенка к школе (психологи­ческие аспекты).—М.: Знание, 1983.— 96 с. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)

15 к.

Как помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей. Но далеко не все из них знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто уходят своими корнями в дошкольное детство. Автор разбирает на конкретных примерах типичные ошибки, допускаемые родителями, дает практические рекомендации и советы. В книге показано, что игнорирование или недоучет психологических мо­ментов подготовки к школе приводит в итоге либо к неумению учиться, либо к негативному отношению к учебе.

Для родителей, учителей, воспитателей детских садов.

ББК 74.917 372

© Издательство «Знание», 1983 г.

Глава

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКС ПОДГОТОВКИ

Школьные трудности

Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них — это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая — школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай — результат психологических ошибок, допускаемых взрос­лыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности.

Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейшем психо­логическом ликбезе. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь

парапсихологии... Вряд ли кто решится сказать о себе что он не нуждается в услугах врача на том основании что ему случалось быть пациентом, или что он може1 учить детей не хуже профессионального учителя, по­скольку в течение десяти лет сам был школьником.;

Человек отчетливо понимает, что медицинских и педа-| гогических знаний у него нет. А вот в отношении психо­логических знаний у него другой подход. Он не чув­ствует никакой необходимости в таких знаниях. В резуль­тате грубейшие психологические ошибки на производ­стве, в семейных отношениях, в воспитании детей — словом, везде, где человеку приходится иметв дело с другим человеком.

Тяжелые последствия, которые влекут за собой эти ошибки привели к тому, что уже поставлен вопрос о соз­дании психологической службы, подобно медицинской или метеослужбе.

Одной из важных задач такой службы является пси­хологическое просвещение. В первую очередь по особо злободневным вопросам вроде тех, которые были на­званы выше: психологическим ошибкам, ведущим к не­умению или нежеланию учиться.

Автору уже доводилось не раз выступать в печати по этим проблемам. В книгах «Как научить детей учить­ся», «Если ваш ребенок не хочет учиться» рассмотрены психологические ' корни этих явлений, обрисованы ти­пичные ошибки, указаны меры, которые должны при­ниматься в семье и в школе. Однако изучение всего круга вопросов, связанных с упомянутыми явлениями, показывает, что корни их уходят в более ранний период жизни ребенка, в дошкольный возраст.

Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, не предшествующем возраст­ном этапе. Не заложите этих основ — и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не под­готовлено в ходе предшествующего развития, идет край­не тяжело. Да и в итоге возможны любые дефекты.

В психологии существует такое понятие — сензитив-ный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то про­цесс формирования идет быстро, легко и очень продук­тивно. Период, особо благоприятный для формирова­ния той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если сензитивный период упу­щен, то соответствующее новообразование формирует­ся с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом. Кто из читателей не знает кип-линговского Маугли? Но далеко не все знают, что слу­чаи воспитания детей дикими животными бывали в дей­ствительности. И случалось, что, проведя несколько пер­вых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный, наи­более подробно описанный такой случай — это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людь­ми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сен­зитивный период был безвозвратно упущен. Так у Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение хо­дить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести сколько-нибудь продол­жительный разговор, поддержать беседу так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий челове­ческий интеллект киплинговского Маугли — это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко антропоморфными чер­тами. И менее всего их поведение соответствует повад­кам диких зверей, которые хорошо известны натурали­стам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга жи­вет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ве­дет себя реальная стая волков, а в основном воспроиз-

водят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничь­их племен. Произведение Киплинга — это захватываю­щая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить ино­странные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание сензитивных периодов, психологи могут делать заключения типа экспертизы. Так, например, им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержав­шую развитие речи, то даже при благополучном исходе заболевания следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, вра­чом или инженером, но речь его будет носить печать не­которой сниженности, причем почти незаметной для окружающих. Однако специально разработанные пси­хологические тесты позволяют выявить эти скрытые де­фекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве забо­левание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ре­бенка, которые входят в число необходимых предпосы­лок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

Формированию этих предпосылок и посвящается на­ша книжка.

опл^0"086 сани "еIОМ' а ^^У-зимой»-гласит на­родная мудрость. Эти слова вполне применимы и к за-

л.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.085 с.)