Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда общее развитие идет без отставания↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ББК 74.917 Б24 БАРДИН Кирилл Васильевич—доктор психологических наук, автор книг по психологии обучения. Рецензент: Юркевич В. С., кандидат психологических нзук. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.— 96 с. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5) 15 к. Как помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей. Но далеко не все из них знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто уходят своими корнями в дошкольное детство. Автор разбирает на конкретных примерах типичные ошибки, допускаемые родителями, дает практические рекомендации и советы. В книге показано, что игнорирование или недоучет психологических моментов подготовки к школе приводит в итоге либо к неумению учиться, либо к негативному отношению к учебе. Для родителей, учителей, воспитателей детских садов. ББК 74.917 372 © Издательство «Знание», 1983 г. Глава НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКС ПОДГОТОВКИ Школьные трудности Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них — это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая — школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай — результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности. Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейшем психологическом ликбезе. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь парапсихологии... Вряд ли кто решится сказать о себе что он не нуждается в услугах врача на том основании что ему случалось быть пациентом, или что он може1 учить детей не хуже профессионального учителя, поскольку в течение десяти лет сам был школьником.; Человек отчетливо понимает, что медицинских и педа-| гогических знаний у него нет. А вот в отношении психологических знаний у него другой подход. Он не чувствует никакой необходимости в таких знаниях. В результате грубейшие психологические ошибки на производстве, в семейных отношениях, в воспитании детей — словом, везде, где человеку приходится иметв дело с другим человеком. Тяжелые последствия, которые влекут за собой эти ошибки привели к тому, что уже поставлен вопрос о создании психологической службы, подобно медицинской или метеослужбе. Одной из важных задач такой службы является психологическое просвещение. В первую очередь по особо злободневным вопросам вроде тех, которые были названы выше: психологическим ошибкам, ведущим к неумению или нежеланию учиться. Автору уже доводилось не раз выступать в печати по этим проблемам. В книгах «Как научить детей учиться», «Если ваш ребенок не хочет учиться» рассмотрены психологические ' корни этих явлений, обрисованы типичные ошибки, указаны меры, которые должны приниматься в семье и в школе. Однако изучение всего круга вопросов, связанных с упомянутыми явлениями, показывает, что корни их уходят в более ранний период жизни ребенка, в дошкольный возраст. Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, не предшествующем возрастном этапе. Не заложите этих основ — и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело. Да и в итоге возможны любые дефекты. В психологии существует такое понятие — сензитив-ный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом. Кто из читателей не знает кип-линговского Маугли? Но далеко не все знают, что случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И случалось, что, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный, наиболее подробно описанный такой случай — это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людьми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сензитивный период был безвозвратно упущен. Так у Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение ходить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести сколько-нибудь продолжительный разговор, поддержать беседу так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий человеческий интеллект киплинговского Маугли — это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко антропоморфными чертами. И менее всего их поведение соответствует повадкам диких зверей, которые хорошо известны натуралистам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга живет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ведет себя реальная стая волков, а в основном воспроиз- водят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничьих племен. Произведение Киплинга — это захватывающая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста. Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание сензитивных периодов, психологи могут делать заключения типа экспертизы. Так, например, им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то даже при благополучном исходе заболевания следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой сниженности, причем почти незаметной для окружающих. Однако специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться. Формированию этих предпосылок и посвящается наша книжка. опл^0"086 сани "еIОМ' а ^^У-зимой»-гласит народная мудрость. Эти слова вполне применимы и к за- л. даче воспитания у ребятишек качеств, необходимых для успешного обучения в школе. В нашем изложении мы не будем стремиться охватить во всей полноте все то, чем нужно овладеть ребенку в дошкольном возрасте и что может так или иначе сказаться на школьном обучении. Мы выделим только те моменты, которые наиболее часто приводят детей либо к дефектам в учебной деятельности (т. е. к несформированности умения учиться), либо к негативному отношению к этой деятельности (т. е. к нежеланию учиться). Одним словом, мы рассмотрим лишь основные линии психологической подготовки ребенка к школе. К примеру, мы не будем касаться проблемы общения ребенка со сверстниками, хотя ребенку, не умеющему общаться, гораздо труднее войти в коллектив класса, а следовательно, сложнее учиться в таком коллективе. Ограничимся только главными линиями подготовки к школе, связанными с двумя названными целями. В чем эти линии заключаются? Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и.представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется. В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекатель н.ые моменты и что трудности в учебе — большие или малые — неизбежно встречаются у каждого. Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала. Глава 2 ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ Указания старших Перейдем теперь к следующему вопросу: как добиться, чтобы ребенок приучился сразу же выполнять указания старших? Тоже проведением в жизнь определенной линии: не жалея времени, заставить ребенка всякий раз выполнять то, что вы от него требуете. Я не случайно подчеркнул — не жалея времени. Нет, речь идет не о часах, а о минутах, может быть, даже секундах, но их-то у нас, вечно спешащих взрослых, часто и не оказывается. Вот малыша надо усаживать за стол ужинать. А в руках у него мишка. Мама говорит: «Дай мишку!» Ребенок медленно поднимает глаза и вопросительно смотрит на маму. То ли до него еще не дошел смысл сказанного, то ли колеблется — отдать мишку или закапризничать. В ответ на задержку мама мгновенно выхватывает мишку из рук сынишки. Мама спешит. Мама привыкла всегда спешить, общаясь с сыном. Даже вечером после работы. Казалось бы, все в порядке, цель достигнута: игрушка у малыша изъята, можно идти к столу. А вместе с тем упущена еще одна возможность — потренироваться в выполнении маминых приказов. Он успел услышать приказ, но не успел его выполнить. Мама выполнила его сама. Куда лучше было бы протянуть к малышу руку и повторить еще раз с повелительной интонацией, но, конечно, не сердясь: «Дай мишку!» В 99 случаях из 100 ребенок протянет мишку маме. Пусть он сделает это немного медленно, как будто нерешительно. Но на это все равно уйдет лишь несколько дополнительных секунд, а зато-какой важный тренинг получит малыш в выполнении маминых требований! Ну а если он паче чаяния закапризничал и не стал слушаться, вот тогда можно было бы и самой отобрать игрушку, а если надо, то и рассердиться. Конечно, один такой случай не делает погоды. Но беда в том, что вечно спешащие папы и мамы начинают вести себя так почти всегда. А потом удивляются: «Почему это ребенок нас не слушается?» Удивляться тут нечему. Ведь вы сами лишили его тренировки в послушании. Но в рассмотренном случае ребенок просто не получает нужной тренировки и соответствующий психологический механизм у него не формируется. Другая частая ошибка родителей состоит в том, что они дают малышу совсем иную тренировку. Тренировку в непослушании. И соответственно формируют привычку не- подчинения старшим, в первую очередь — самим себе. Происходит это тоже очень буднично, на каждом шагу. Вот мама приготовила обед и зовет дочку к столу. Та отвечает: «Иду!» — и продолжает заниматься куклами. А мама, позвав ее, уже отвлеклась на свои дела, начала расставлять тарелки, резать хлеб. Через несколько минут она снова вспомнила про ребенка: «Да иди же ты наконец!» И снова слышит: «Сейчас иду!» Так повторяется несколько раз. Знакомая картина? Вероятно, знакомая многим. И далеко не такая уж безобидная, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что здесь получается своеобразная антитренировка. Девочка систематически изо дня в день приучается игнорировать мамины приказы. Вместо бесконечных напоминаний занятой маме следовало бы уже после второго «Иду!» прервать на минуту свои дела на кухне, пойти к ребенку, заставить убрать куклы и идти к столу. Если надо — привести за руку. Можно не сомневаться в том, что при этой линии поведения мамы девочка довольно быстро приучилась бы к тому, что если ее зовут, то надо тут же заканчивать игры (то, что ей хочется делать) и идти, куда зовут (то, что надо делать). Только, конечно, и здесь должна быть единая линия у всех старших. Иначе ребенок легко может привыкнуть к тому, что, например, папу надо слушаться неукоснительно, с мамой можно покапризничать, пока та не рассердилась, а на то, что говорит бабушка, можно вовсе не обращать внимания. Конечно, в таком случае необходимый нам навык (делать, что надо, а не то, что захотелось) будет формироваться плохо. Вообще надо сказать, что попытки экономить время на детях — стратегия никогда не оправдывающая себя. Через несколько лет это обернется такой потерей времени, сил и покоя, что останется только пожалеть о том, чего уже нельзя вернуть. Время ушло, безвозвратно упущено! Удивительно, но от психолога по этому вопросу широкая публика ожидает каких-то необычных советов, поражающих воображение особых тайн. Поэтому столь обыденно звучащая рекомендация — тренировать у ребенка привычку к выполнению того, что велят родите- ли, — воспринимается с нескрываемым разочарованием. «Мы думали, что вы нам что-нибудь особенное скажете. А это мы и сами знали» — вот обычная реакция. Да, в такой общей форме это знают, наверное, все или почти все. И тем не менее сравнительно в немногих семьях этот совет систематически и последовательно проводят в жизнь. Сделать это для взрослых оказывается непосильной задачей. Трудно сказать, почему. Может быть, как раз из-за того, что благодаря своей будничности он не поражает воображения, легко проходит мимо внимания и скоро просто забывается. А может быть, из-за того, что требует постоянного контроля за своим поведением. Не только ребятишкам, но и нам, взрослым, это бывает трудно, особенно если соответствующий навык не был выработан в детстве. Мы очень часто приходим домой с работы с настроением, что вот теперь-то можно и расслабиться, и незачем следить, как себя вести: ведь мы уже у себя дома. Но если в доме есть дети, то не надо забывать о них. Нейтральных поступков по отношению к ним не существует. Любой поступок взрослых их воспитывает, вопрос только в том, в желательном для нас или нежелательном направлении. Вот и оказывается, что, понимая данный совет в общей форме, родители тем не менее повседневно ведут себя так, как мама, отнимающая у сына мишку или многократно зовущая дочь к столу. Поэтому для родителей, которым оказывается трудно постоянно держать этот совет в голове и помнить о необходимости проводить его в жизнь, можно порекомендовать следующее. Постарайтесь почаще включать своего ребенка в выполнение каких-то общих дел. Речь идет не об игре с ним и не об имитации какой-либо деятельности. Речь идет о совершенно реальных повседневных будничных делах. Путь он помогает вам стелить постель, накрывать на стол или мыть посуду. Пусть он подает папе инструмент, когда тот чинит что-нибудь, или принесет из другой комнаты то, что тот просит. Такие возможности жизнь предоставляет на каждом шагу. Вот здесь сама ситуация совместной деятельности не позволяет взрослым забыть дать указание ребенку или позволить не выполнить его. Правда, надо с самого начала отчетливо понимать, что это включение ребенка в совместную с вами деятельность преследует воспитательные цели, а отнюдь не практические. Не нужно ожидать, что его участие будет для вас реальной помощью. Напротив, времени уйдет больше, да и что-нибудь окажется плохо сделано. Конечно, папе проще самому сходить в соседнюю комнату за отверткой или пассатижами, чем ждать, пока их принесет четырехлетний сын. Да еще вместо отвертки принесет стамеску, а вместо пассатижей — кусачки. И маме тоже бывает проще самой перемыть и вытереть всю посуду, чем делать это вместе с малышом. Тут и посуда может оказаться плохо вымытой, да, глядишь, тарелка или чашка будет разбита. Такая совместная с ребенком работа подчас оказывается большой нагрузкой для взрослых. Поэтому не следует и затевать ее, если почему-либо вы напряжены, например, спешите на работу. Или очень устали и хотите поскорее отделаться, чтобы пойти отдохнуть. Скорее всего, вы не доведете дело до конца и просто отошлете ребенка прочь, чтобы сделать все самим. Или, хуже того, сорветесь на нем из-за какой-нибудь его неумелости. И все же, если вы будете практиковать время от времени такие совместные дела, воспитательная польза от них будет огромная. Поэтому не надо жалеть ни своего времени, ни изредка разбитых чашек, ни плохо вымытой посуды. В связи со сказанным возникает вопрос, с какого возраста следует приучать ребенка слушаться старших. Строго говоря, назвать такой возраст нельзя. Чем раньше родители начнут это делать, тем лучше. Ведь совсем еще младенца, грудничка, приучают к тому, что есть ему дают в строго определенное время, а не тогда, когда он закричит. Это уже начало воспитания. Начало построения его отношений со старшими. И когда его кладут в кроватку, а он криком протестует, желая, чтобы его и дальше нянчили на руках, тоже. Уже в это время ставится на повестку дня вопрос, кто кем будет управлять: родители ребенком или ребенок родителями? Не случайно, когда одна мама, имевшая годовалого ребенка, обратилась к А. С. Макаренко с вопросом, когда ей надо начинать его воспитывать, последовал ответ: «Вы опоздали ровно на год». Конечно, пока малыш не научился говорить, крик и плач будут одними из основных способов заявить старшим о своих претензиях. О том, что он замерз, или ему, наоборот, жарко. О том, что он чем-то испуган. О том, что он нездоров. И так далее. Внимательные родители довольно скоро научаются догадываться, чем вызван крик или плач ребенка. В большинстве случаев на это надо реагировать. Но в некоторых случаях, вроде описанных выше, нужно, чтобы не ребенок навязал свою волю родителям, а они ему свою. Когда же ребенок начал говорить, одной из важнейших воспитательных задач становится приучить его выражать свои желания словами, а не криком. Выводы Итак, одна из наиболее главных воспитательных линий родителей, желающих, чтобы у их ребенка при поступлении в школу не возник такой неприятный феномен, как нежелание учиться, должна состоять в выработке у него навыка управления своим поведением — делать то, что нужно, а не то, что захотелось. Начинается выработка его с усвоения ребенком системы запретов — что можно и что нельзя делать дома (нельзя лазить гвоздем в штепсель, открывать краны на газовой плите и т. д.). Проходит через формирование привычки выполнять приказы и указания старших. И завершается усвоением требований старших как собственных норм поведения. На этом последнем этапе ребенок уже может сам, по своей инициативе делать то, что нужно, вопреки тому, чем ему в данный момент хотелось бы заняться. Подвести ребенка к этому уровню управления своим поведением и является главной задачей родителей, озабоченных тем, чтобы избежать конфликтов, связанных с учебой. Были рассмотрены основные пути, позволяющие добиться этого, и, главное, типичные психологические ошибки родителей, препятствующие образованию этого навыка или приводящие к тому, что он оказывается плохо сформированным. Сила мотивации Поговорим теперь о третьем важном моменте психологической подготовки к школе — о выработке мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. А при наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы. Приведу только один пример, наглядно показывающий силу мотивации. Несколько лет назад психолог С. М. Бондаренко опубликовала в журнале «Семья и школа» статью, посвященную употреблению союза «и» в русском языке. А в заключение, желая заставить читателей лично убедиться в том, насколько он распространен в нашей речи, предложила им попытаться найти хотя бы одну страницу книжного текста без союза «и». Через некоторое время в редакцию пошел поток писем. Не от родителей, которым адресован журнал. Нет, перчатку подняли школьники. Шли письма со страницами, без союза «и». Страницами, переписанными детским почерком. Переснятыми фото-или ксероспособом. Вырванными — увы! — из книги. В некоторых случаях ребята пускались на небольшие хитрости, например, присылали страницу, на которой большую часть занимала фотография или рисунок. Но в подавляющем большинстве случаев это были полноценные страницы текста без этого союза. Представьте теперь себе, читатель, какой объем работы необходимо проделать, чтобы отыскать такую страницу! И притом работы чисто механической, самой по себе совершенно неинтересной, очень монотонной и однообразной. А все дело в мотивации. Школьники увидели в предложении, опубликованном в журнале, своего рода вызов: слабо, мол, справиться с таким заданием. И приняли вызов. Возникла действенная мотивация: доказать, что мы можем. Представьте теперь на минуточку, что было бы, если бы школьники получили такое задание без соответствующей мотивации, например, учитель дал бы его как домашнее задание. Думаю, что никакие комментарии здесь не нужны. Вот какой побуждающей к работе силой обладает действенная мотивация. Попытаемся теперь разобраться в том, как формировать нужную мотивацию в период дошкольного детства. Позкаватепьмая мотивация У школьника, как известно, мотивация, побуждающая его к учению, может быть самой разнообразной. Помимо познавательной (желание узнать нечто для себя новое), тут может быть и желание занять определенное место в классе, и стремление к изменению себя в сторону совершенствования, и многое другое. Мы же выделяем для рассмотрения только познавательную мотивацию. Во-первых, потому что среди других видов мотивации она остается главной. Во-вторых, потому что дошкольный возраст особо благоприятен для ее форми- рования. В-третьих, потому что в выработке этой мотивации взрослые допускают типичные ошибки. Доказывать первое из выдвинутых здесь положений вряд ли необходимо. Школьное обучение — это прежде всего приобретение систематических знаний. И если у шко.льника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение от того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе. Для нежелания учиться в этом случае просто нет почвы. Вот как описывают такого школьника в письме в редакцию сами родители. Речь идет о поведении девочки во время болезни. «Неделя, проведенная дома,—это самое благодатное время для нее. Сразу окружает себя вузовскими учебниками по иностранному языку, решает задачи из олимпиадных сборников для старшеклассников и вообще «делает, что хочет». Как видите, опять все занятия школьные, только усложненные. Заметим, что речь идет об ученице седьмого класса, т. е. о том самом сложном возрасте, когда у многих ребят начинаются нелады с учебой. Учиться, расширять свои знания уже стало потребностью для нее. Что же касается умения учиться, отдельные проблемы в этом умении могут, конечно, встретиться, но именно как отдельные. Практика показывает, что у детей с высокой познавательной мотивацией формирование элементов учебной деятельности идет с опережением: основы для них обычно складываются раньше, чем жизнь предъявляет ребенку соответствующие требования. Интерес к учебе. Потребность и интерес. Условия его возникновения А теперь поставим перед собой достаточно острый вопрос. Пусть в семье все было сделано правильно и домашнее воспитание не заглушало, а помогало развитию познавательной потребности. Значит ли это, что, пойдя в школу, ребенок проявит интерес к учебе? К сожалению, приходится признать, что такой гарантии дать нельзя. Почему? На это есть несколько причин, и мы их сейчас рассмотрим. Прежде всего потребность и интерес не одно и то же. Психологическая наука различает эти два понятия. «Потребности являются более глубокими побудителями к деятельности, чем интересы, но ведущими, направляющими стимулами деятельности и поведения людей являются интересы. Потребности дают как бы первый толчок, импульс, интересы же определяют характер деятельности и поведение человека, опреде- РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Диагностика умственного развития дошкольника. Под ред. Венгера Л. А., Холмовской В. А. М., 1978. Катаева А., Будницкая И. Родителям будущего первоклассника.— Семья и школа, 1982, № 10_11; 1983 № 1_4. Мир детства. Дошкольник. Отв. ред. Запорожец А В М 1979. ч..., Подготовительная к школе группа в детском саду. М., 1975. У с о в а А. П. Обучение в детском саду. М., 1981. «1^\*,^г Глава 1. Необходимость психологической подготовки детей к школе 3 Глава 2. Общее развитие 8 Глава 3. Произвольное управление собой 30 Глава 4. Познавательная мотивация 58 «йог' •,•,->•.рдчя ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ (психологические аспекты) Главный отраслевой редактор Р. Д. Смирнова Старший научный редактор О. Г. Свердлова Младший редактор Е. Л. Калакуцкая Художник В. А. Провалов Художественный редактор Т. С. Егорова Технический редактор С. А. П т и ц ы н а Корректор В. Е. Калинина ИБ № 5950 Сдано в набор 14.02.83. Подписано к печати 06.04.83. А05542. Формат бумаги 70Х100'/з2. Бумага тип. № 3. Гарнитура жур. рубленая. Печать офсет. Усл. печ. л. 3,90. Усл. кр.-отт. 8,124. Уч.-изд. л. 4,69. Тираж 459000 экз. Заказ 1968. Цена 15 коп. Издательство «Знание». 101835, ГСП, Москва, Центр, проезд Серова, д. 4. Индекс заказа 832105. Ордена Трудового Красного Знамени Калининский полиграфический комбинат Союзполигрвфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Калинин, пр. Ленина, 5.
ББК 74.917 Б24 БАРДИН Кирилл Васильевич—доктор психологических наук, автор книг по психологии обучения. Рецензент: Юркевич В. С., кандидат психологических нзук. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.— 96 с. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5) 15 к. Как помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей. Но далеко не все из них знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто уходят своими корнями в дошкольное детство. Автор разбирает на конкретных примерах типичные ошибки, допускаемые родителями, дает практические рекомендации и советы. В книге показано, что игнорирование или недоучет психологических моментов подготовки к школе приводит в итоге либо к неумению учиться, либо к негативному отношению к учебе. Для родителей, учителей, воспитателей детских садов. ББК 74.917 372 © Издательство «Знание», 1983 г. Глава НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКС ПОДГОТОВКИ Школьные трудности Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них — это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая — школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай — результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности. Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейшем психологическом ликбезе. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь парапсихологии... Вряд ли кто решится сказать о себе что он не нуждается в услугах врача на том основании что ему случалось быть пациентом, или что он може1 учить детей не хуже профессионального учителя, поскольку в течение десяти лет сам был школьником.; Человек отчетливо понимает, что медицинских и педа-| гогических знаний у него нет. А вот в отношении психологических знаний у него другой подход. Он не чувствует никакой необходимости в таких знаниях. В результате грубейшие психологические ошибки на производстве, в семейных отношениях, в воспитании детей — словом, везде, где человеку приходится иметв дело с другим человеком. Тяжелые последствия, которые влекут за собой эти ошибки привели к тому, что уже поставлен вопрос о создании психологической службы, подобно медицинской или метеослужбе. Одной из важных задач такой службы является психологическое просвещение. В первую очередь по особо злободневным вопросам вроде тех, которые были названы выше: психологическим ошибкам, ведущим к неумению или нежеланию учиться. Автору уже доводилось не раз выступать в печати по этим проблемам. В книгах «Как научить детей учиться», «Если ваш ребенок не хочет учиться» рассмотрены психологические ' корни этих явлений, обрисованы типичные ошибки, указаны меры, которые должны приниматься в семье и в школе. Однако изучение всего круга вопросов, связанных с упомянутыми явлениями, показывает, что корни их уходят в более ранний период жизни ребенка, в дошкольный возраст. Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, не предшествующем возрастном этапе. Не заложите этих основ — и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело. Да и в итоге возможны любые дефекты. В психологии существует такое понятие — сензитив-ный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом. Кто из читателей не знает кип-линговского Маугли? Но далеко не все знают, что случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И случалось, что, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный, наиболее подробно описанный такой случай — это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людьми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сензитивный период был безвозвратно упущен. Так у Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение ходить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести сколько-нибудь продолжительный разговор, поддержать беседу так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий человеческий интеллект киплинговского Маугли — это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко антропоморфными чертами. И менее всего их поведение соответствует повадкам диких зверей, которые хорошо известны натуралистам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга живет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ведет себя реальная стая волков, а в основном воспроиз- водят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничьих племен. Произведение Киплинга — это захватывающая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста. Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание сензитивных периодов, психологи могут делать заключения типа экспертизы. Так, например, им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то даже при благополучном исходе заболевания следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой сниженности, причем почти незаметной для окружающих. Однако специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться. Формированию этих предпосылок и посвящается наша книжка. опл^0"086 сани "еIОМ' а ^^У-зимой»-гласит народная мудрость. Эти слова вполне применимы и к за- л. даче воспитания у ребятишек качеств, необходимых для успешного обучения в школе. В нашем изложении мы не будем стремиться охватить во всей полноте все то, чем нужно овладеть ребенку в дошкольном возрасте и что может так или иначе сказаться на школьном обучении. Мы выделим только те моменты, которые наиболее часто приводят детей либо к дефектам в учебной деятельности (т. е. к несформированности умения учиться), либо к негативному отношению к этой деятельности (т. е. к нежеланию учиться). Одним словом, мы рассмотрим лишь основные линии психологической подготовки ребенка к школе. К примеру, мы не будем касаться проблемы общения ребенка со сверстниками, хотя ребенку, не умеющему общаться, гораздо трудне
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.018 с.) |