Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда происходит отставание в общем развитииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ребенок с задержкой общего развития приходит в школу Почти в каждом классе среди ребят, впервые пришедших в школу, найдется один-два ученика с отставанием в общем развитии. Учиться им трудно с самого начала. Из десяти предложенных им слов они в состоянии запомнить только три-четыре. И то при неоднократном повторении... Они не справляются с решением простейших задач, потому что не могут запомнить условие. Фактически запоминание условия для них — самостоятельное и отнюдь не легкое задание. Если им удается с ним справиться — возникает новая трудность. Начал операции с числами — снова забыл условие. Наконец сумел правильно его повторить, но приступил к вычислениям, и все оказалось полностью потерянным. Одновременно помнить и думать такие дети не в состоянии, им это не под силу. Учение превращается в настоящую муку и для них самих, и для учителей. Все, буквально все достается им с превеликим трудом, идти вровень с классом они не в состоянии. Возникает подозрение на патологию. Их ведут на обследование, но обследование никакой патологии не выявляет. И не случайно: подавляющее большинство этих ребят, если иметь в виду здоровье, вполне нормальные дети. Именно здоровье, но не развитие. Вот развития-то, развития в самом общем, широком смысле эти дети не получили. Психологи обычно называют их детьми с задержкой развития, имея в виду причину их отставания. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский называл их малоспособными или даже слабоумными, имея в виду то, как выглядят они, если на них смотреть глазами учителя. Что ждет такого ребенка в дальнейшем? Или ему придется проститься с общеобразовательной школой и его переведут в специальную школу для подобных и более тяжелых детей. Или родители сумеют всю жизнь семьи подчинить на ряд лет задаче наверстать упущенное в общем развитии ребенка и будут настойчиво день за днем вести кропотливую и неустанную борьбу за его будущее. Борьбу, протекающую к тому же в неблагоприятных условиях. Неблагоприятных потому, что соответствующие сензитив-ные периоды были упущены. То, на что раньше ушли бы дни, теперь потребует недель; то, что требовало недель, потребует месяцев; то, на что нужны были месяцы, займет теперь годы. Задержка общего развития у ребенка — настоящая беда и для него самого, и для всей семьи. Не надо относиться беззаботно к первым проявлениям отставания в развитии, как это иногда бывает,— ничего, мол, пусть немного подрастет, все само собой потихоньку образует- ся. Действительно, очень часто замедление темпа развития оказывается временным, ребенок затем сам догоняет своих сверстников без особых усилий родителей. Но это если не упущен нужный сензитивный период. Если же он оказался упущенным и родители сразу не обратят на ребенка дрлжного внимания, то из-за задержки какой-то одной функции или способности будет тормозиться вторая, обе они вместе застопорят развитие третьей, и далее этот процесс пойдет со все усиливающимся нарастанием. В итоге к моменту поступления в школу образуется общее отставание в развитии. Пусть таких ребят не слишком много: один-два, как сказано выше, на класс, да и то не всегда. Но слишком К'<1яжелы последствия, к которым ведут задержки обще-Д^го развития. Долг каждого из родителей — сделать все -\ возможное, чтобы их ребенок не оказался в числе этих ^детей. ^? '^Обычные причины задержки в общем развитии Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии. Одновременно сказанное будет служить указанием, чего должна остерегаться семья, если она хочет предупредить задержку общего развития у ребенка. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое именно — не суть важно. Важно, что оно было достаточно продолжительным. В нормальной семье, где старшие занимаются ребенком примерно так, как описано выше, такое заболевание обычно проходит бесследно для развития. Но если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты? На первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения. В психологической литературе описан случай, когда мать, уходя на работу, запирала ребенка на весь день одного в доме. В другом случае ребенок оставался на попечении глухой бабушки. В третьем — ребен- {'"^й^наг, ^астн^ 17 ка «подбрасывали» соседке, которая в основном заботилась лишь о том, чтобы как следует его накормить да вовремя забрать у него из рук то иголку, но ножницы, то какой-нибудь еще опасный предмет. Но особенно досадными являются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всех контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, переодеть, уложить спать и т. д.), просто потому, что им такие контакты малоинтересны. В этих случаях у них всегда находится множество причин не заниматься ребенком и предоставить его самому себе — усталость после работы, необходимость отдохнуть, масса всяческих домашних дел и т. п. Обычно им удается довольно быстро убедить самих себя в том, что именно эти причины и не позволяют им уделить ребенку какое-то время, кроме самого жесткого минимума. Я не собираюсь здесь оспаривать обычно перечисляемые причины — сами по себе они вполне реальны: все мы устаем после трудового дня, после очередей в магазинах, после уборки, стирки и других дел по дому. Важно понять, что общение с ребенком нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени. Если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу ваших семейных обязанностей. Если вы это не сделаете, ребенок будет расти в условиях дефицита общения. Последствия этого не нуждаются в повторении. Особенно тяжело сказывается на развитии ребенка дефицит материнского общения в первые 2—3 года жизни. Как показали сравнительно недавние исследования, это время является исключительно важным периодом в развитии ребенка, а наиболее тесные контакты у него в это время существуют именно с матерью. Собственно, это продолжение тех естественных контактов, которые начались еще раньше, когда мать баюкала его, пеленала, кормила, делала ладушки, когда он первым из всех человеческих лиц научился различать лицо матери и встречать его радостной улыбкой и общим оживлением. Вот что пишет по этому поводу В. А. Сухомлин-ский: «Если ребенок в первые 2—3 года своей жизни не открывает через самого близкого, самого дорогого ему человека — мать — весь мир человеческий в том объеме, в каком он доступен детям в этом возрасте, если вместе с ласковым, заботливым, тревожным, мудрым выражением материнских глаз он не слышит тончайших эмоциональных оттенков родного слова,— умственная жизнь его пойдет совсем не так, как она пошла бы при условии правильного материнского воспитания». Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся на их развитии, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка в такой семье. Легко можно представить, каким было его дошкольное детство, если в ответ на требование учителя придумать простое предложение он выводит в своей тетради: «Папа пил. Папа бил» (реальный случай из школьной практики автора). Жизнь такого ребенка напоминает жизнь затравленного звереныша. Его еще неокрепшая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии родителей здесь не приходится говорить. Более того, в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор. Поэтому даже первоначально небольшая задержка развития, скорее даже не задержка, а так, небольшая пауза, избегнуть которых вряд ли может хоть один ребенок и которая в нормальной семье не требует принятия специальных мер и проходит без последствия, здесь легко становится той начальной причиной, на которую затем начинают наслаиваться другие, приводя в конечном итоге к такому отставанию в развитии, что ребенок оказывается не в состоянии осваивать школьную программу начиная с первого класса. Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии ребенка, является неполноценность общения. Выше, когда мы говорили о дефиците общения, речь шла о количественной стороне общения. Родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму. Теперь пойдет речь о качественной стороне общения. Общение может быть продолжительным по време- ни, так что о дефиците говорить тут вроде бы не прихо. дится, и в то же время до крайности обедненным. Обед. ненным либо в интеллектуальном,' либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу. Интеллектуальная обедненность общения являете] обычно естественным следствием низкого уровня интел лектуальной жизни семьи. Если в доме нет книг или, г.а> сейчас бывает, книги, заботливо подобранные под цве| обоев, стоят, но их никто не читает, если ребенок слыши| пренебрежительные высказывания о работниках умствен| ного труда, как о бездельниках, если семья не выписыв^ ет ни газет, ни журналов, если ребенок не видит или почт не видит кого-либо из членов семьи читающими, есл при нем взрослые не обмениваются впечатлениями ' прочитанном, если их интересы ограничены добывание; вещей и перемыванием костей соседям — значит, в семь низок общий интеллектуальный уровень, и уже в сил' этого трудно ожидать интеллектуально полноценного об щения с ребенком. ' Выше я уже упоминал, что словарный запас нормаль ного ребенка, приходящего в школу, обычно составляв 4—5 тысяч слов. Но попадаются семьи, где мать, общаяс с ребенком, обходится двумя-тремя сотнями слов. Може те себе представить, с каким словарным запасом приде| такой ребенок в школу? Помимо бедности словарного за| паса в чисто количественном отношении тут присутствует и качественная обедненность: ребенок не знает многие возможностей слова, с которыми его развитые сверстни! ки практически хорошо знакомы, — употребление слова в прямом и в переносном значении, эмоциональная окраска слова и т. д. Вот диалог, представляющий собой зарисовку, что называется, с натуры: — Сервантеса читала? — Не-а. А про чево там? — Как один чувак начитался романов и окосел. Это из опубликованной в «Комсомольской правде» статьи Ю. Костанова. Можно представить себе, какой интеллектуальный уровень был в семьях, где росли эти молодые люди, и каким он будет в их собственных будущи семьях. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, как правило, следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, потому что такое чувство изумления чуждо взрослым. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений, буквально воспринимают сказанные в шутку слова. Даже смеются эти дети редко — ведь они не приучены и не умеют видеть в вещах их смешную сторону. И между прочим, это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Смех, справедливо указывал В. А. Сухомлинский, один из каналов познания, одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полностью. Таковы основные неблагоприятные факторы, приводящие к отставанию в развитии: дефицит общения, в особенности материнского общения в первые два-три года жизни, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения в силу скудости интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи. Конечно, не единственные, но пожалуй, наиболее часто встречающиеся. Выше у нас шла речь о том, что обычно дело начинается с какой-нибудь продолжительной болезни, а потом вступает в силу один из этих факторов (или несколько), и небольшое вначале отставание начинает все больше и больше углубляться, приобретая в конце концов такие размеры, что под сомнение ставится возможность обучаться в общеобразовательной школе вместе со всеми ребятами. Так бывает часто, но, конечно, далеко не всегда. Строго говоря, любой из рассмотренных факторов может выступить в роли первой причины, на которую затем начнут наслаиваться остальные. А иногда, хотя это встречается довольно редко, достаточно бывает какого-то одного фактора. Особенно это касается алкоголизма родителей, потому что он, как правило, сопровождается снижением и интеллектуального и эмоционального уровня жизни семьи, и острыми конфликтами, и дефицитом общения. Да, дефицитом, потому что пьяные ласки и пьяные объятия нельзя считать человеческим контактом. Они скорее пугают ребенка, чем приучают его к эмоциональ. ной жизни. Принимаемые меры Теперь в связи со всем сказанным у читателя, вероятно, возникает следующий вопрос. Насколько эффективными могут быть родительские усилия, если отставание уже наметилось? В этом отношении в высшей степени поучителен опыт В. А. Сухомлинского. Он никогда не отправлял детей с задержками развития во вспомогательные школы. Он справедливо считал, что полноценная, интеллектуальная, все время обогащающаяся среда — одно из важнейших условий преодоления их отсталости. За время его педагогической работы ему встретились 107 детей, пришедших в школу с большими задержками в развитии. С каждым из них пришлось вести большую дополнительную работу, искать правильный индивидуальный подход, но в итоге все (и это хочется специально подчеркнуть — все!) стали полноценными людьми. 55 из них окончили десятилетку; 25 — техникумы и получили среднее специальное образование; 17—профучилище и вечернюю школу; 8 — получили специальность на курсах; 2 — из-за болезни окончили восьмилетку спустя несколько лет. А 13 человек из 107 смогли получить высшее образование. Но конечно, такой результат мог быть достигнут за счет большой работы, которую проделывал этот очень талантливый и бесконечно любящий детей педагог. И самое главное — он очень тонко понимал, в чем состоит основная беда таких ребят. Свою задачу он видел в помощи им прежде всего не в освоении школьной программы, а в обогащении их интеллектуальной и эмоциональной жизни, стараясь наверстать упущения в общем развитии. Он организовывал для ребят специальные уроки, проводившиеся не в классе, а на лоне природы — у пруда, в лесу, в саду, в поле. На этих уроках он стремился приучить ребят вскрывать невидимые с первого взгляда причинно-следственные отношения между явлениями. Другая цель этих уроков — вызвать у детей изумление, чувство удивления перед открытием нового. Вечерами он собирал детей у себя, чтобы слушать и сочинять сказки. Если уроки на природе обогащали интеллектуальную и эмоциональную жизнь ребенка, то сочинение (а сначала просто слушание) сказок помогало выразить накопленные впечатления в слове и таким образом овладеть нюансами и тонкостями родной речи. Это в свою очередь обогащало интеллектуальную и эмоциональную сферу, а такое обогащение стимулировало развитие речи. Конечно, В. А. Сухомлинскому приходилось вести занятия с ребятами и по предметам школьной программы. Постепенно у него сложилась хрестоматия, предназначенная для детей с задержками в развитии, и такой же задачник. Но это, как уже говорилось, не было главным. Опыт работы В. А.. Сухомлинского ясно говорит: отставание в развитии преодолимо. Но здесь я заранее слышу возражение критически настроенного читателя: «Ведь В. А. Сухомлинский был талантливым педагогом, бесконечно любящим детей. Нельзя же равнять с ним обыкновенных родителей, лишенных педагогического таланта!» Да, согласен, педагогический талант"был преимуществом В. А. Сухомлинского. Не у всех родителей он есть. Но зато у родителей свои преимущества. Прежде всего главное — они могут начать принимать меры значительно раньше, чем это мог делать В. А. Сухомлинский. Когда сензитивный период еще не до конца упущен. Или когда прошедший после него срок сравнительно невелик. В это время подогнать отставание в общем развитии намного проще. Кроме того, Сухомлинский всегда имел дело с группой детей, у родителей чаще всего только один ребенок. Развивающие уроки В. А. Сухомлинского (он называл их уроками мышления) проходили два раза в неделю. Родители могут заниматься со своим ребенком ежедневно. Пусть в силу отсутствия педагогического таланта результаты родительских усилий будут не столь значительны, как у Сухомлинского. Но это будет компенсироваться перечисленными выше преимуществами. И последнее замечание: успех В. А. Сухомлинского был обусловлен не только педагогическим талантом, но еще и огромной любовью к детям и кропотливой повседневной работой, А здесь родителям, пожалуй, проще. В. А. Сухомлинско-го должно было хватить на то, чтобы любить всех детей, как родных. Это, действительно, большой дар и большое искусство. От родителей же требуется проявить любовь и терпение в отношении своего часто единственного ребенка. Случай, когда такая любовь отсутствует, настолько противоестествен, что я не хочу его даже рассматривать. Ну а что касается работы, то это лишь компенсация того, что не было сделано раньше. Не хотели (или не могли) уделять должного внимания своему ребенку вовремя — придется позже наверстывать упущенное. К тому же для нормальных родителей, любящих своего ребенка, сама эта работа (если здесь вообще уместно это слово) не кажется в тягость. Трудно другое — перестроить стереотип жизни в семье, чтобы выкроить время; где-то сократить время, проводимое у телевизора, поездки в гости и т. д. Но это необходимо сделать. Может показаться также, что у В. А. Сухомлинского, работавшего в сельской школе, было важное преимущество — возможность легко вывести ребят на природу. Конечно, общение с природой много дает человеку, притом в любом возрасте. Но для целей, которые мы сейчас обсуждаем, и городские жители тоже имеют практически неограниченные возможности. Возьмите, к примеру, ребенка с собой на почту. Конечно, не тогда, когда вам надо что-то реально получить или отправить. И конеч-. но, не в часы пик, когда там много народу, все раздражены, нервничают и посетители, и почтовые работники. Попробуйте поставить перед ребенком вопрос: как письмо находит своего адресата? И тут вам представится прекрасная возможность рассказать и показать, как пишется адрес, разъяснить значение почтовой марки, разных по цвету ящиков и т. д. Можете для полноты впечатления отправить себе домой какую-нибудь цветную картинку. Особенно эффектно будет, если вы принесете с собой какую-нибудь домашнюю открытку, рисунок, фотографию, которая хорошо знакома ребенку. Вот вы ее вложили в конверт, написали адрес, заклеили, и ребенок сам, своими ручонками опустил ее в почтовый ящик. Была картинка и больше ее нет. Она осталась где-то там, в ящике. Для малыша это примерно то же, что вообще выкинуть ее: он схватывает здесь в первую очередь отношение «имел — лишился». И вдруг через день-дру-гой она вернулась к вам домой. Как это произошло? Вот изумленный вопрос, который задает ребенок старшим. Если этого изумления не возникло, постарайтесь вызвать его своими вопросами. И затем, конечно, не ограничивайтесь, как иногда бывает, односложными ответами: «Почтальон принес», «Почта доставила», а постарайтесь развернуть, разумеется в доступной ребенку форме, весь процесс прохождения письма к адресату. Вызвать чувство удивления вообще очень важно. Часто оно возникает у малыша совсем не тогда, когда мы, взрослые, его ожидаем, руководствуясь нашей взрослой логикой. Здесь мне вспоминается случай со своим собственным сыном. Однажды, когда он был еще маленьким, мне довелось выступать по телевидению. Когда мы с ним потом увиделись, меня ждало неподдельное изумление: «Папа, ты такой большой, как же ты поместился в маленький телевизор?» Мальчик уже давно смотрел по телевизору разные программы, и у него не возникало ни удивления, ни вопроса, как же там помещаются другие люди, слоны, которых он видел в зоопарке, поезда, которые он видел при поездке на дачу и т. п. Это воспринималось как само собой разумеющееся. А вот папа — совсем другое дело! Это был повод для разговора на важную тему — о предмете и его изображении (на фотографии, на картине, в кино и, наконец, в телевизоре). Не знаю, конечно, насколько глубоко я сумел изложить все эти далеко не простые вопросы, но несомненно, что еще один маленький кирпичик был положен в возводимое здание общего развития. Вот такие моменты удивления следует стараться максимально использовать, а не отмахиваться от них, как это иногда бывает: «Не задавай глупых вопросов! Как другие помещаются, так и папа поместился». Но вернемся к нашему примеру с почтой. Один раз вы познакомили его с процессом отправки писем. Другой раз—с видами писем: заказными, открытыми, авиа. Третий раз — с другими почтовыми операциями: посылками, переводами, бандеролями, телеграммами. •)Ч Четвертый — с доставкой газет и журналов. И так далее, И в этом ключе могут быть использованы чуть ли не все учреждения, которые нас обслуживают и которые нам приходится посещать: магазин обычный и магазин-универсам, прачечная, фотография, мастерская, где ремонтируют обувь и т. д. Необходимо только соблюдать несколько условий. Во-первых, не жалеть времени на то, чтобы разъяснять ребенку происходящее. В меру возможного делать его самого участником действия («Ну-ка выбери нам два пакетика с молоком сам»). Если вы заняты и спешите, то лучше просто не брать ребенка с собой, чем сводить его роль к обычному: «Стой, не вертись!» Или: «Постой здесь и никуда не уходи, я сейчас вернусь». Во-вторых, постарайтесь, чтобы по возвращении ребенок рассказал о своих впечатлениях. Наиболее естественный для этого прием, как уже упоминалось, рассказ домашним о том, что было. И пусть они отнесутся с полной заинтересованностью к рассказу, задают вопросе! и т. д. Проявление невнимания («Не мешай, помолчи!») способно надолго отбить у ребенка охоту к таким рассказам. В-третьих, желательно, чтобы вновь полученные впечатления и знания ребенок включил в игру. Пусть мишка делает закупки у куклы, кукла отправляет посылку слоненку и т. д. Чаще всего ребенок и сам, по своей инициативе, начинает играть в соответствующие игры. Но иногда надо натолкнуть его на это, принять на первых порах участие в игре и т. д. Учить ли дошкольника! В завершение главы хочется остановиться еще на одном вопросе, связанном с общим развитием. Это вопрос об уместности изучения в дошкольном возрасте отдельных элементов школьной программы. Хорошо это или плохо, нужно это делать или нет? Об этом часто спрашивают психолога родители. И нередко бывают разочарованы, когда не получают однозначного, пригодного для всех случаев ответа. Между тем, такого ответа нет: все зависит от конкретных обстоятельств — от того, как идет развитие ребенка, насколько подготовлены сами родители к тому, чтобы взять на себя такое обучение. На некоторых моментах, которые надо учитывать в первую очередь, мы и остановимся ниже, дав несколько практических советов. Если ребенок растет живым и любознательным, если ум его постоянно требует новой и новой пищи, если он начинает интересоваться какими-то вещами, требующими школьных знаний или, тем более, сам просит научить его чему-нибудь, чаще всего — читать, то соответствующее обучение будет здесь вполне уместно. Нельзя отделываться от ребенка заявлениями типа: много будешь знать—скоро состаришься, или: пойдешь в школу— там все узнаешь. Так недолго загасить развивающийся познавательный интерес. Ребенок вплотную подошел в своем развитии к рубежу школьных знаний и нет оснований задерживать его здесь. Если же ребенок к этому рубежу еще не подошел, то лучше не форсировать его искусственным образом. Не поддержанное идущей изнутри мотивацией обучение будет оставлять у ребенка тягостное чувство, и неприязнь к учебе может сформироваться у него раньше, чем он пойдет в школу. Да и получаемые знания усваиваются в этом случае чисто механически и остаются формальными, мало пригодными к употреблению, и быстро забываются, если взрослые не организуют систематического повторения. Более правильная линия в этом случае — сосредоточить внимание на общем развитии и на тех моментах, о которых пойдет речь в следующих главах: на формировании навыка управления собою и выработке познавательной мотивации. Обычная ошибка родителей состоит в том, что они начинают обучение ребенка, совершенно не сообразуясь с уровнем его развития, чаще всего по наитию, под действием каких-то случайных факторов: «Почему мы начали учить Сашу читать? Ну как же — на праздники мы ходили в гости к Вишневским, а их Мика — представьте! — уже читает, по складам, но читает. А чем наш Саша хуже?» Далее. Если вы решили обучить чему-нибудь своего ребенка (считать, читать и т. д), то поинтересуйтесь, как это делается сегодня. Странным образом взрослые часто считают, что здесь достаточно воспоминаний о том, как их самих учили когда-то в детстве. Помимо того, что эти воспоминания уже далекие и чаще всего полустершиеся, к тому же еще и соответствующие методы обучения бывают, мягко говоря, достаточно далеки от современных. К сожалению, имеющийся у меня опыт подсказывает, что мало кто из читателей попытается узнать новые методы обучения, несмотря на то, что все согласятся с тем, что это необходимо. Отсюда мой следующий совет. Если вы все же взялись обучать ребенка по своему усмотрению,' то доводите дело до конца. Скажем, чтение до уровня беглого чтения, сложение до уровня безошибочности и т. д. Иначе очень велика опасность того, что вы читать или считать ребенка толком не научите, зато сформируете у него нерациональный способ действия Помнится, мне доводилось смотреть мальчика, родителе которого уверяли, что тот не желает быть внимательным при чтении. Прочтет несколько слов нормально, а потом выдает что-то несусветное. Оказалось, что мальчики учили читать до школы дома. Для начала заставили выучить весь алфавит: это «А», это «Бэ», это «Вэ» и т. д. Потом ввели побуквенное чтение: вначале называется одна буква, потом другая, потом они прочитываются вместе. Дело шло медленно, и в конце концов родители это забросили. Но способ чтения (неправильный!) успели сформировать. К нему мальчик и обращался в затруднительных случаях, когда стал первоклассником: это «бэ», это «рэя, вместе «бэрэ»; это «а», «это» «тэ», вместе «ат». В итоге вместо «брат» прочитывается «бэрэт». А так как вся эта работа шла про себя, то учительница не знала, как бороться с ошибками в чтении, жаловалась родителям на невнимательность сына, а те прибегали к семейным репрессиям. У мальчика начинала складываться отчетливая неприязнь к учительнице, родителям и вообще к учебе. Доведи родители дело до конца, до беглого чтения, ничего этого не было бы. Но для этого требовалось много времени, много усилий, поскольку учили ребенка устаревшим способом. Далее. Следует помнить, что если ребенок приходит з школу, уже частично зная программу первого класса, то учеба может показаться ему скучной и не требующей усилий. В этом случае- велика опасность того, что у него не будет формироваться учебная деятельность (или будет формироваться с какими-то дефектами). Родителям придется специально работать над этим, если они не хотят, чтобы где-то к концу четвертого-пятого класса школьник уперся в какие-то загадочные и непреодолимые трудности. Все сказанное следует принять во внимание, когда вы решаете вопрос, следует ли учить ребенка до школы. Теперь попробуем кратко резюмировать сказанное з настоящей главе. Чтобы у ребенка общее развитие шло нормально, необходимо прежде всего уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию в развитии. От раздувания конфликтов в семье. От семейного алкоголизма. От дефицита общения. Следует помнить, что родители, предоставляющие своим детям расти, как трава в поле, скорее всего, как только дети пойдут в школу, столкнутся с фактом задержки развития. Далее. Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Как правило, для этого достаточно традиционных, спокон веку принятых форм общения, упоминавшихся выше, — разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Далее. Необходимо особенно внимательно относиться к периодам длительной болезни у ребенка. Помнить, что на время такой болезни развитие заметно притормаживается (а иногда даже наблюдаются случаи регрес- са) и по выходе из болезни ребенок нуждается в повышенном внимании старших, чтобы процесс развития набрал свой нормальный темп. Наконец, следует помнить, что если отставание в развитии сделалось совершившимся фактом, то оно вполне преодолимо. Преодолимо с помощью тех же средств, которые мы используем, чтобы обеспечить развитие ребенка. Главное при этом не занимать пассивной позиции в надежде, что все образуется само собой, и не складывать руки, если ваши усилия не приносят немедленных успехов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.021 с.) |