У детей дошкольного возраста — 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У детей дошкольного возраста —



«УГАДАЙ КАРТИНКУ»

Цель: научить детей в диалоге со взрослым за­давать вопросы, логически последовательно стро­ить умозаключения.

Угадывая картинку, которая находится у ведуще­го, ребенок учится строить гипотезы о том, что на ней нарисовано, и проверять их с помощью вопро­сов. В основу дидактической игры положен принцип создания естественной ситуации игрового общения (диалога) в паре «ребенок—ребенок» или «ребенок-взрослый».

В игре могут участвовать от одного до пяти-шести детей, у которых фразовая речь уже сфор­мирована. Роль взрослого (если игра проводится в группе детей) заключается в организации ком­муникативной ситуации, объяснении правил, помо­щи, но при этом она должна быть не лидерской, а скорее партнерской. Необходимо создать обста­новку свободного общения между детьми и взрос­лым. При игре в домашних условиях один из родителей может участвовать в роли партнера-участника игры, присоединяясь к детям, а дру­гой — в роли ведущего. Это позволит первому по­могать детям, подсказывая правильную тактику (как задать вопрос и др.), и тем самым обучать их в недирективной форме.

Для игры с одним ребенком берется один комп­лект картинок (в пособии они обозначены одной и той же цифрой, например: 2а, 2б, 2в) и одна из картинок-дубликатов (например, 2ад). При участии двух и более детей требуется два и более комплек­тов данного пособия, так как каждому игроку по­требуется такой же набор картинок. Кроме того, для игры каждому игроку потребуются 10 фишек со знаком «?», а ведущему —10 красных фишек. При первой игре можно облегчить ребенку задачу уга­дывания, выдав 3 картинки из разных комплектов (например, 1а, 5б, 10в). При этом отличий между картинками так много, что угадать картинку зна­чительно легче.

Перед началом игры детям на короткое время (1-2 минуты) дают рассмотреть картинки. Предъяв­ляются и те картинки, из которых предстоит сде­лать выбор, и те, которые в данной игре участво­вать не будут. Количество предъявляемых картинок зависит от возраста. Детям четырех лет демонст­рируют только те 3 картинки, которые будут участвовать в игре. Детям пяти лет показывают 6-9 картинок (2-3 комплекта), детям шести лет — 12-15 картинок (4-5 комплектов).

Правила игры. Каждый играющий имеет в запа­се 10 зеленых фишек со знаком «?», дающих право задать 10 вопросов. Каждый раз, задавая очередной вопрос, ребенок отдает ведущему одну фишку. Дога­давшись, что нарисовано на картинке, он начинает ее описывать. За каждую фразу, правильно описы­вающую то, что изображено, ребенок получает одну красную фишку. Выигрывает тот, у кого в конце партии на руках оказалось больше фишек (неисполь­зованных зеленых + красных).

Обучающая часть игры. Начинает игру взрослый. Каждому из детей выдаются 3 картинки из одной и той же группы, которые кладутся на стол лице­вой стороной вниз (например, 2а, 2б, 2в). Перед тем как положить их, ведущий па очень короткое время (это необходимо только на первых двух-трех игро­вых занятиях) каждую из них показывает детям. Один из двух дубликатов данного комплекта (напри­мер, 2ад или 2бд) ведущий берет себе так, чтобы ре­бята не видели картинку. Каждый из детей получа­ет 10 зеленых фишек.

Ведущий начинает игру: «Ребята, вы все уме­ете разговаривать по телефону? Правда, это очень удобное устройство? Можно поговорить с другом, который живет далеко от вас. Но у обычного те­лефона есть один недостаток: по нему нельзя ни­чего показать. Поэтому, если у тебя в руках книж­ка с картинками или какая-то другая интересная вещь, ты можешь только рассказать о ней другу, описать ее словами. Чтобы другу было интересно, нужно постараться описать картинку так, чтобы, выслушав тебя, он смог ее представить. А если у друга есть что-то интересное, то же самое сде­лает он. Но бывает так, что рассказ о картинке получился не очень понятный. Тогда мы задаем вопросы, для того чтобы уточнить и лучше по­нять, что же именно на ней нарисовано. Спраши­вать нужно так, чтобы как можно быстрее дога­даться, что же нарисовано на картинке у друга, и представить это себе во всех подробностях. Давайте поиграем в такую игру. Она называется «Уга­дай картинку». В этой игре выигрывает тот, кто умеет задавать вопросы и может подробно и по­нятно описать картинку словами.

Представьте, что вы позвонили мне по телефону (можно для создания игровой ситуации воспользо­ваться игрушечным телефоном). Как обычно начи­нают разговор по телефону?» (Далее следует обмен приветствиями, чтобы ввести детей в ситуацию диа­лога по телефону.)

Затем ведущий говорит: «У меня в руках есть интересная картинка, но я не скажу какая! Попро­буйте расспросить меня и догадаться, нарисовать эту картинку у себя в голове, представить ее. Вы можете задавать мне любые вопросы о том, что нарисовано на картинке. Спрашивайте так, чтобы я мог ответить „да" или „нет". Других ответов я да­вать не буду — таковы правила игры. Но чтобы вам легче было научиться этой игре, я попробую первым. У кого-то из вас будет картинка, а я буду задавать вопросы и попытаюсь ее угадать, а потом описать».

После этого на столе лицевой стороной вниз рас­кладываются картинки из двух комплектов (напри­мер, 1а, 1б, 1в, 5а, 5б, 5в). Один из дубликатов ре­бенок берет себе, не показывая взрослому.

Взрослый начинает задавать ему вопросы, за каждый вопрос отдавая одну зеленую фишку.

Взрослый. На картинке нарисована лягушка?

Ребенок. Нет.

Взрослый. На картинке есть жук и мишка?

Ребенок. Да.

Взрослый. Жук и мишка играют с мячиком?

Ребенок. Нет.

Взрослый. Они катают шарик?

Ребенок. Да.

Взрослый. Шарик зеленый?

Ребенок. Нет.

Взрослый. Розовый?

Ребенок. Да.

Взрослый. Я думаю, что я догадался, какая кар­тинка у тебя в руках. Сейчас я ее опишу, попробую нарисовать слова­ми, а ты проверь, правильно ли я до­гадался. В комнате находятся боль­шой игрушечный мишка и жучок в сапожках. (Ребенок отдает 1 крас­ную фишку.) Они толкают лапами розовый шарик. (Еще 1 красная фишка.) Жучок играет стоя, мишка сидит на полу. (1 фишка.) На стене в комнате висит горшок с цветами. (1 фишка.) Около мишки на полу стоит машинка. (1 фишка.) Я пра­вильно угадал картинку?

Ребенок. Да.

Взрослый. Давайте вместе проверим, все ли я рассказал про картинку или что-то забыл.

Дети открывают свои картинки и находят ту, ко­торая похожа на описание, сделанное взрослым. Те, кто заметил детали, не упомянутые взрослым, сооб­щают об этом.

1-й ребенок. Вы забыли сказать, что машинка лег­ковая (получает красную фишку).

2-й ребенок. Вы не сказали, что в комнате есть окно и из него видны деревья (получа­ет фишку).

Взрослый. А может быть, кто-то сможет расска­зать про картинку более подробно, чем я? Кто хочет попробовать?

Если находится желающий, ему предоставляется слово. За каждую правильную фразу он получает красную фишку.

В конце этой игры подсчитываются фишки. У того, кто задавал вопросы и потом описывал картинку (в данном случае это взрослый), сумми­руются оставшиеся зеленые и полученные крас­ные (в данном примере — 4 зеленых и 5 красных фишек). У того, кто дополнял или предложил

свою версию описания, в зачет идут только крас­ные фишки.

Далее предлагается кому-нибудь начать первым (по желанию, по жребию или как-то иначе). Теперь ве­дущим становится взрослый, а вопросы задает кто-то из детей. Если ребенок истратил все фишки и не смог догадаться или неправильно описал картинку, то остальные участники могут задать дополнитель­ные вопросы и угадать картинку. При этом каждый спрашивающий не должен повторять вопросы, задан­ные ранее. Если он повторил чужой вопрос, то отда­ет две фишки.

Тот, кто считает, что уже догадался, как вы­глядит картинка (представил, «нарисовал» ее), со­общает об этом (или поднимает руку). Тогда веду­щий говорит: «Давай сначала проверим, похожа ли „картинка" у тебя в голове, как ты ее вооб­разил, представил, на мою. „Нарисуй" мне свою картинку словами, опиши ее как можно подроб­нее, так, чтобы я тоже смог „увидеть", „нарисо­вать" ее у себя в голове и сравнить с картинкой, которую я держу в руках». Если описание явно не соответствует картинке у ведущего, то он сооб­щает об этом и предлагает всем задать еще во­просы для уточнения. Если описание ребенка ока­зывается неполным, ведущий объявляет, что не может понять, увидеть, как выглядит «картинка», которую представил ребенок, и просит рассказать о ней поподробней. Можно предложить кому-ни­будь из остальных участников попробовать дать свое, более подробное описание.

Если описание сделано достаточно подробно, ве­дущий говорит: «Теперь, мне кажется, я понял, как выглядит „картинка" у тебя в голове. Про­верь теперь ты, правильно ли я понял тебя». После этого ведущий дает свое подробное описание кар­тинки (фактически давая при этом обучающий образец связного и подробного описания для де­тей). Если ребенок подтверждает совпадение, ему разрешается открыть свои 3 картинки и выбрать среди них ту, которая соответствует описанию, а ведущий показывает свою картинку для сравнения. Выигрывает тот, кто дал наиболее подробное и точное описание и заработал наибольшее число фишек.

Если дети затрудняются и не могут догадаться, разрешите им посмотреть на картинки, которые у них есть, но только не все сразу, а переворачивая их по одной. Следующую можно посмотреть лишь пос­ле того, как закрыта предыдущая.

Как правило, дети не умеют логически пра­вильно организовать свое высказывание—описание картинки. Поэтому полезно оказать им в конце игры (не в начале!) обучающую помощь: «А хо­тите, я научу вас выигрывать в этой игре?» При положительном ответе детям в доходчивой, зани­мательной форме описывается план любого опи­сания.

План: а) сначала называются действующие лица; б) затем действия (событие); в) после это­го признаки и свойства персонажей и предметов (цвет, размер, расположение и взаиморасположе­ние); г) после этого — окружающая обстановка (ситуация).

Игру не следует превращать в урок, а словесное описание картинки — в учебное задание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.009 с.)