Культура України в умовах кризи Радянської системи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура України в умовах кризи Радянської системи.



Условия развития литературы и искусства. Противоречия и трудности 60-80-х годов не могли не отразиться на состоянии литературы и искусства в Украине. Тоталитарная система нуждалась в художественном оправдании своего курса на сворачивание демократизации, усиление централизма и денационализацию украинского населения. Система требовала подтверждения авторитетом искусства выдуманных в партийных кабинетах мифов о "развитом социалистическом обществе как высшем типе человеческой цивилизации", "новой исторической общности людей - советском народе", "социалистической демократии как высшем типе демократии", "социалистическом образе жизни" и его преимуществах над буржуазным и т.п. Заказы верхов подкреплялись высокими гонорарами, лауреатскими званиями, почестями и материальным благополучием.

Официальным исполнителем воли партии были соответствующие общественные организации - союзы писателей, художников, композиторов и т.п. Например, численность Союза писателей превышала 800 членов. Эти союзы и их партийные организации выполняли также и функции давления на "неустойчивых" или непослушных. Партия внимательно следила за настроениями людей искусства. Проявлением этого были многочисленные партийные постановления по вопросам литературы и искусства, съезды и пленумы творческих союзов. Как следствие в литературе и искусстве культивировались конъюнктурщина, стремление угодить высшему партийно-хозяйственному руководству, приспособление к слаборазвитым эстетическим вкусам большинства его представителей. Все это обосновывалось необходимостью придерживаться принципов партийности и народности в искусстве, творить в русле "социалистического реализма", ставить в центр творчества трудящихся, советского человека, его борьбу за построение социализма и коммунизма, воспевать подвиги трудящихся в годы гражданской и Великой Отечественной войн, изображать дружбу народов, интернациональную солидарность трудящихся всего мира.

 

Потери и приобретения Украинской литературы. Несмотря на "оттепель" 60-х годов, многие украинские писатели оставались на позициях официоза и "социалистического реализма". Среди них были и патриархи советской литературы А.Корнейчук, М.Бажан, Ю.Смолич, в 1966г. удостоенные звания Героя Социалистического Труда. Их имена встречаем и среди лауреатов учрежденной в 1962г. Шевченковской премии. Эти и многие другие писатели старшего поколения продолжали свою творческую деятельность в привычной манере, создавая колоритные образы героев прошлых десятилетий и современности.

Примеру официально признанных мастеров стремилась следовать многочисленная группа приспособленцев-эпигонов, работающих по заказу верхов. Рабочие, колхозники и служащие, которым посвящались их произведения, не узнавали себя, своих отцов и дедов в искривленном "под идею", искаженном мире искусственных, далеких от жизненных реалий образов.

Однако в Украине, как и в других регионах Советского Союза, существовало и другое искусство. Честные, талантливые писатели, поэты, художники остро ощущали нарастание неблагополучия в обществе, деформацию отношений между людьми, девальвацию таких вечных общечеловеческих ценностей, как честь, благородство, порядочность, обязанность, сочувствие, взаимопомощь. Их внимание все больше привлекало катастрофическое ухудшение экологической обстановки в Украине, связанное с бесконтрольной деятельностью на ее территории центральных ведомств. Эта часть интеллигенции поднимается до понимания причин упадка национальной культуры, сужения сферы применения украинского языка как следствия несправедливого, колониального положения Украины в составе Советского Союза, отсутствия ее реального суверенитета и права ее граждан решать свою судьбу в соответствии с личными интересами.

Все эти чувства нашли яркое отражение в лучших произведениях литературы и изобразительного искусства Украины 60-80-х годов. Эти произведения находили живой, заинтересованный отклик в широких кругах общественности. В то же время номенклатурная верхушка Украины настороженно, а то и враждебно встречала их. В 1968г. по инициативе тогдашнего первого секретаря Днепропетровского обкома партии А.Ватченко была развернута кампания травли Олеся Гончара за его роман "Собор". Олесь Гончар одним из первых в украинской литературе обратился к художественному анализу глубинных деформаций в общественной жизни Украины в послевоенных условиях.Об этом в художественной литературе и в публицистике заговорили только спустя два десятилетия. А.Ватченко назвал "Собор" "идейно порочным" и "пасквильным". Эту несправедливую, предвзятую критику чванливого партийного бонзы поддержал и П. Шелест -первый секретарь ЦК КП Украины.

Был подвергнут критике и фактически изъят из обращения талантливый роман Р.Иванчука "Мальвы", в котором задолго до появления знаменитого произведения Чингиза Айтматова "И дольше века длится день" с его новеллой о манкурте показан сугубо украинский вариант ман-куртизма - янычарство. Роман исполнен идеей неуничтожимости национальной культуры, сознания бессмертия украинского народа. В душной атмосфере 70- 80-х годов с вольнолюбивыми художественными произведениями стремились пробиться к украинскому читателю В.Дрозд ("Мертвая зона"), Е. Гуцало ("Южный комфорт"), Р.Федорив, И.Чендей, И.Билык и др.

Осуждение и фактическое запрещение "Собора" знаменовали собой открытый переход к "закручиванию гаек" в идеологической и культурной сферах. После устранения П. Шелеста от руководства Компартией Украины и избрания на пост первого секретаря ЦК В.Щербицкого предвзятость и подозрительность в отношении к творческой интеллигенции Украины со стороны партруководства республики резко усилились. И.Дзюба, Н.Лукаш, В.Некрасов и ряд других были исключены из состава Союза писателей Украины.

Конец "оттепели" и наступление брежневской "ползучей реакции" отрицательно сказались и на творчестве Лины Костенко. Только спустя 16 лет после публикации сборника "Путешествия сердца" (укр. "Мандрівки серця") вышел ее новый поэтический сборник "Над берегами вільної ріки".

Шесть лет обивало издательские пороги выдающееся произведение Лины Костенко "Маруся Чурай" - роман в стихах, вышедший из печати лишь в 1979г. и только в 1987г. удостоенный Государственной премииУССР.Были сняты с производства уже принятые к печати сборники писательницы "Зоряний інтеграл", "Княжа гора".

Творческие судьбы некоторых других представителей "шестидесятничества" в 70-80-е годы складывались более удачно. К числу высокохудожественных произведений, по мнению критика В.Брюховецкого, следует отнести стихотворения И.Драча из книги "Корінь і крона", лирический сборник "На срібному березі" М.Винграновского, "Розп'яття" П.Скунца, "Таємницю твого обличчя" Д.Павлычко, "Перевоплощение" (укр. "Перевтілення") В.Коротича.

Потерянные судьбы. По меткому выражению известного украинского кинорежиссера Ю.Ильенко, из трех категорий бойцов фронта искусств - тех, кто находился в окопах, кто боролся на передовой и кто погиб, - в анналы истории сразу же входит третья.

В Украине это были те, кто стал жертвами судебных преследований, платил за свои идеалы лагерями, там и оказалась потерянной их судьба. Вся их "вина" состояла в том, что они не пошли на компромисс с совестью, не согласились на роль глашатаев лжи и фальши, приготовленную для них тоталитарной системой.

Стус пережил два ареста. В 1980г. В.Стус был осужден на 10 лет лишения свободы и на 5 лет ссылки. В 1985г. поэт умер в одном из мордовских лагерей, прожив всего сорок семь лет. Решением Совета Министров УССР В.Стусу за поэтический сборник "Дорога болю" посмертно присуждена Государственная премия УССР в области литературы за 1990г. Именно таким, как В.Стус, украинская литература обязана тем, что ей удалось сохраниться в душной и жестокой атмосфере 70-80-х годов.

Один из лучших литературных критиков 60-х годов И.Свитлычный впервые был арестован в 1965г., во второй раз - в 1972г. В апреле 1982г. 6 сенаторов и 96 конгрессменов США направили письмо Л.Брежневу с призывом освободить И.Свитлычного и позволить ему выехать в Америку на лечение. Ответа не последовало. И только в 1983г. полупарализованный И.Свитлычный вернулся из ссылки в Киев, продолжая при этом напряженно работать.

Искусство Украины. В условиях русификации немало творческих коллективов сумели сохранить национальный колорит и высокий творческий потенциал.

Среди них - заслуженный Государственный хор им. Г. Веревки, академическая хоровая капелла "Думка", заслуженный ансамбль танца УССР им. П.Вирского.

214 человек объединял Союз композиторов Украины, отделения которого имелись во Львове, Харькове, Донецке и т.д. Прекрасную, с ярко национальным колоритом серию песен создал в то время П.Майборода, плодотворно работал прославленный композитор А.Билаш. Их песни звучали во всех уголках республики - от столицы до самого отдаленного села.

В 1979г. оборвалась жизнь известного в Украине и мире в свои тридцать лет композитора-песенника, автора популярнейших в то время песен "Червона рута" и "Водограй" В.Ивасюка.

В 1980-1982гг., впервые за долгие годы Государственный академический оперный театр Украины участвовал в знаменитом Вистбаденском фестивале. Мир был пленен элементами "незнакомой казацкой экзотики" в опере "Тарас Бульба" Н.Лысенко.

Успешно прославлял оперное искусство Киевский оперный театр. Всей Украине и далеко за ее пределами известны чудесные исполнители оперных партий Е.Мирошниченко, Г.Ципола, М.Стефьюк, Д.Гнатюк, А.Соловьяненко, А.Мокренко и др. Хорошо зарекомендовала себя Львовская опера, имеющая исключительной красоты театр. Заслуженной славой пользовались оперные театры Одессы, Харькова, Днепропетровска.

В 70-80-е годы эпидемия русификаторства охватила и театральное искусство. Менее 30% профессиональных театров республики оставались украинскими. Театров, ставящих спектакли на языках других народов Украины (кроме, конечно, русского), вообще не существовало.

Вторая половина 60-70-х годов стала периодом формирования неповторимого направления киноискусства - украинского поэтического кино. Его основу составили вышедшие в это время художественные киноленты "Каменный крест" (режиссер Л.Осыка), "Родник для жаждущих" (режиссер Ю.Ильченко, сценарии И.Драча), "Белая птица с черной отметиной", "Вавилон XX" (режиссер И.Миколайчук), "Тени забытых предков" (режиссер С.Параджанов).

Судьба этих выдающихся лент, вошедших в мировую сокровищницу киноискусства, была очень сложной. Фильм "Родник для жаждущих" вообще не был выпущен на экраны. "Вечер накануне Ивана Купала" был выпущен небольшим количеством копий, и на экраны он практически также не попал. Фильм "Тени забытых предков", вышедший на экраны в 1964г., в канун завершения "хрущевской оттепели", в течение 20 лет не упоминался ни единым словом.

Примечательно, что судьбу любого кинофильма, как и других произведений искусства, решали не профессионализм режиссуры, исполнительское мастерство, художественные достоинства, а мнение партийных функционеров.

Художники кино имели в своем распоряжении приличную базу. Действовали три киностудии: Киевская им. А.Довженко, Одесская, Ялтинская. Однако последняя фактически была филиалом Московской киностудии им. Горького и в силу этого на украинский кинематограф практически не работала. Наиболее эффективной была работа Довженковской студии, имевшей постоянный штат актеров, режиссеров и т.п. Ежегодно она работала над 7-12 кинофильмами.

Плодотворно работали также украинские скульпторы, особенно монументалисты. Только за 60-70-е годы они возвели 500 памятников В.Ленину. И это при том, что скульптуры В.Ленина, в полный рост или в полфигуры, были в каждой школе, в каждом училище, техникуме, вузе, на каждом промышленном предприятии, в городах и селах. Тысячи и тысячи - им несть числа - выполненных мастерски профессионалами и "халтурно", полукарикатурно, а то и карикатурно любителями-энтузиастами.

К немногим истинным произведениям монументального искусства этого периода следует отнести памятник Лесе Украинке в Киеве и Тарасу Шевченко в Москве, а также "Стену скорби" на Байковом кладбище в Киеве, залитую бетоном в одну из ночей.

Трудными были 60-80-е годы в жизни И.Гончара, выдающегося украинского скульптора, автора памятников М.Горькому в Ялте, Т.Шевченко в Яготине, народной художнице Е.Билокур в селе Богдановка на Киевщине. Так и не был открыт при жизни этого талантливого скульптора музей собранных им памятников украинского искусства, хотя он собрал колоссальный этнографический материал.

Плодотворную работу по приумножению национального художественного искусства проводили мастера кисти. Многие из них откликнулись на призыв руководящих инстанций и рисовали портреты передовиков, новостройки и т.п. Но такая "живопись" мало кого привлекала, поскольку всем было ясно, что она выполнена по заказу верхов, в угоду им, а не как порыв души автора. Большинство же мастеров славили природу родного края, воспроизводили бытие человека в реалиях его естественного окружения, проявляя высокий художественный вкус и умение. Люди с удовольствием и огромным эстетическим наслаждением любовались полотнами М.Дерегуса, В.Чеканюка, Т.Яблонской, В.Шаталина (Киев), С.Серветника (Львов), А.Эрде-ли, Ф.Манойло, И.Кошая (Закарпатье), мастеров Харькова, Запорожья, Днепропетровска, Одессы. Высокоталантливые художественные полотна способствовали формированию эстетических вкусов народа, сохраняли в людях человечность.

Таким образом, общий социально-экономический кризис в обществе и постхрущевская реакция оказали отрицательное воздействие на развитие культуры. В условиях невиданной русификации, тотального наступления центра на национальную культуру вставал вопрос о существовании украинского народа. Лучшие представители украинской литературы и искусства всеми силами (а иногда и ценой собственной жизни) отодвигали эту ужасающую перспективу.

Народное образование. Народное образование - подпочва культуры и духовности - находилось в 60-80-е гг. в состоянии постоянного экспериментирования, политизации, приспособления к потребностям "коммунистического строительства".

В 1966-1967гг. в школах республики начался переход на новые учебные программы, который планировалось завершить через 10 лет. Кроме новых дисциплин, еще недавно запрещенных, - кибернетики, генетики, - были введены курсы философии и политэкономии социализма, объединенные в специальный предмет - обществоведение. В направлении расширения истории коммунистической партии трансформировались курс истории СССР и курс истории. В восьмых классах был введен новый курс "Основы советского государства и права".

В 1972г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление "О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы". Указанный документ, а также принятые в 1973г. "Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании" определили особенности учебного процесса в последующие годы. Их принятие означало, что отныне задачей школ и приравненных к ним учебных заведений является обеспечение средним образованием каждого гражданина Украины, независимо от его желания и социальной необходимости. Положение о всеобщем обязательном среднем образовании молодежи было включено в Конституцию УССР 1978г.

Эти обстоятельства усложнили работу школ, вынужденных выполнять государственный заказ без достаточного уровня материально-технического обеспечения, при неудовлетворительной дисциплине учащихся, не желающих продолжать учебу. В конце девятой пятилетки абсолютное большинство выпускников восьмых классов продолжали обучение в средних школах или в средних специальных учебных заведениях.

Превращение советских людей в "наиболее образованный народ мира" было включено в народнохозяйственные планы, а значит подлежало безусловному выполнению. В этих условиях начали снова практиковаться малоэффективные заочные и вечерние формы обучения, куда почти принудительно направляли учиться всех, кто в возрасте до 45 лет не имел среднего образования. В профтехучилищах открывались специальные группы для получения среднего образования.

Громкие заявления об охвате почти 100% молодежи средней школой оказали отрицательное влияние на качество обучения.

Были введены жесткие критерии оценки работы учебных заведений по их количественным показателям. Велась активная борьба с второгодничеством, за сохранение ученических контингентов. Обязательность среднего образования вела к обесцениванию знаний, "припискам" в их оценке. Особые акценты в 60 - 70-е годы делались на трудовом воспитании ученической молодежи.

Обращалось внимание и на то, чтобы учащиеся психологически настраивались на работу на производстве непосредственно после получения среднего образования. Особенно активно эта работа велась в сельских и поселковых школах.

Антинародный характер имела акция закрытия, особенно в сельской местности, малокомплектных начальных и восьмилетних школ. За 60-е годы вследствие этого количество общеобразовательных школ сократилось на 3160 единиц, а в 1980г. в Украине их стало 20935, что почти на 9,3 тыс. меньше, чем в 1960г.

Русификация Украины. В 70-80-е годы в школах Украины резко сузилась сфера функционирования украинского языка. В ноябре 1978г. согласно решению высшего партийного руководства Министерство образования УССР направило на места директиву под названием: "Совершенствовать изучение русского языка в общеобразовательных школах республики". "Совершенствование" ознаменовало собой начало новой волны русификации заведений народного образования. В областных центрах республики и в ее столице украинские и смешанные русско-украинские школы в конце 70-х годов составляли лишь 28%, а русские - 72% общего количества школ. В Донецке, половина населения которого - украинцы, не осталось ни единой украинской школы. Всего же за 1960-1980гг. число украиноязычных школ в республике уменьшилось на 8,7 тысячи.

Но этого было мало. Тоталитарный режим стремился к тотальной русификации Украины (и это было важнейшее "соцобязательство" В.Щербицкого перед Москвой).

Руководство республики, чутко улавливая настроения центра, стимулирующего процесс "слияния наций", изо всех сил стремилось проявить себя именно в области языковой политики, превратив при этом систему народного образования в орудие русификации подрастающего поколения. Стало обычным явлением освобождение учащихся от изучения украинского языка и литературы, все еще остающихся в программах русских школ в Украине. Наряду со школой, родной язык еще решительнее вытесняли из высших учебных заведений, театров, хозяйственных, партийных, советских, комсомольских, профсоюзных органов. Одновременно уменьшалось количество изданий на украинском языке, в том числе и для детей. Если в 60-е годы на украинском книжном рынке свыше 69% книжной продукции было на украинском языке, то в июле 1990г. - менее 20%.

Средняя специальная и высшая школа. Тенденция в образовании, связанная с расширением профессиональной подготовки молодежи, породила высокие темпы развития системы профессионально-технического образования. Она расширилась в 1959- 1980гг. в 1,3 раза, а ее контингент увеличился более чем вдвое. Расширился перечень специальностей, по которым велась подготовка кадров. Среди них были такие, которые связаны с эксплуатацией станков с программно-числовым управлением, автоматических систем, нефтегазопроводов, ремонтом новых типов машин и оборудования. В значительной степени расширилась сеть средних ПТУ, была организована целевая подготовка педагогических кадров для них в техникумах и профильном Харьковском институте.

Вузы были сориентированы на достижение главным образом количественных показателей, т.е. расширение численности подготавливаемых кадров с высшим образованием. Количество студентов в 1980г. увеличилось до 680тыс. В 1980г. в Украине, общая численность населения которой составляла 50,1 млн человек, работало 5,3млн специалистов с высшим и средним образованием.

Основой учебно-воспитательного процесса в вузах оставалось формирование марксистско-ленинского мировоззрения. В результате вуз зачастую выпускал не высококлассного хирурга, инженера, учителя, а запрограммированного исполнителя воли партии, политизированного специалиста.

Состояние науки. Влияние науки на развитие человеческой цивилизации в 60-80-е годы значительно возросло. В условиях научно-технической революции наука все больше превращалась в непосредственную производительную силу. Не обошел этот процесс и СССР. Учитывая это, партийно-государственное руководство стремилось обеспечить развитие ее важнейших направлений. На XXIV съезде КПСС в 1971г. была сформулирована задача - "органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма". Но нарастание кризиса в обществе отрицательно сказалось и на состоянии науки в Украине.

Количество ученых в республике в 1980г. возросло до 200тыс. человек. В расчете на 1тыс. жителей это было значительно меньше, чем в Российской Федерации: помимо некоторых исключений, центр стремился сохранить провинциальный характер украинской науки.

Как и в других (включая РСФСР) республиках СССР, эффективность работы ученых в Украине была низкой. Промышленные предприятия, колхозы, совхозы не были заинтересованы в немедленном внедрении научных разработок в производство, так как такая политика была им невыгодна. Между разработкой и внедрением был, как правило, настолько длительный промежуток времени, что "нововведение" успевало устареть. При таких условиях ученые теряли интерес к социально-экономическим результатам труда. Только на некоторых приоритетных направлениях - электросварке, электрошлаковой переплавке, обработке металлов под высоким давлением, материаловедении - украинские ученые выходили на мировой уровень.

Центром научных изысканий республики продолжала оставаться Академия наук УССР. К началу 80-х годов в ее учреждениях работало более 70тыс. человек. В 1962г. работу АН УССР возглавил известный специалист в области электросварки Б.Патон.

Во второй половине 60-80-х годов ученые республики достигли определенных успехов. В течение короткого времени стал мировым лидером в области порошковой металлургии Институт проблем материаловедения. В 1969г. в условиях космического вакуума и невесомости на корабле "Союз-6" благодаря ученым Института электросварки удалось впервые в мире осуществить сварку алюминия, титана и нержавеющей стали.

Определенные успехи были достигнуты в аграрной науке. Так, коллектив Мироновского научно-исследовательского института под руководством академика В. Ремесло вывел новые сорта пшеницы, которыми в СССР засевались 8 млн га. В Украине были также выведены сорта сахарной свеклы с одноростковыми семенами, дающие урожай на 50-55ц выше, чем свекла с многоростковыми семенами,, а также ряд высокоурожайных гибридных сортов кукурузы, подсолнечника.

Заметным явлением в общественных науках стало завершение издания 26-томной "Истории городов и сед Украины", в подготовке которой участвовали более 100 тыс. человек. За этот уникальный труд его авторы в 1976г. были удостоены Государственной премии СССР. Важным результатом исторического осмысления действительности, хотя и не лишенного "белых пятен" и идеологических клише, стало завершение в 1979г. Институтом истории АН УССР многотомной "Истории Украинской ССР".

Несмотря на определенные успехи, в украинской науке 60-80-х годов с каждым годом все отчетливее, проявлялись признаки застоя - невосприимчивость к новому, нетерпимость к инакомыслию, диктат монополистов, разбухание штата научных работников с одновременным падением результативности исследований, карьеризм, "свояченичество" и т.п.

№25



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.04 с.)