Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформа освіти у другій половині ХІХ ст.

Поиск

Образование. Во второй половине XIX ст., как и раньше, развитие украинской культуры происходило в условиях имперских колонизаторских политических режимов, которые господствовали в Украине. Наиболее негативно они отражались на народном образовании. Ни российские, ни австро-венгерские правители не заботились о том, чтобы научить грамоте каждого украинского ребенка. Начальных и средних школ не хватало даже для тех детей, которые хотели учиться и родители которых имели для этого материальные возможности. И хотя количество начальных школ в Украине под властью Российской империи увеличилось на протяжении второй половины XIX ст. -с 1300 до 17000, - однако более двух третих детей (по разным причинам) не смогли обучаться в школах.

Наконец царское правительство в начале XX ст. почти совсем устранилось от материального содержания всей сети начальных школ (так называемых одноклассных с трехлетним сроком обучения и двухклассных, в которых обучались пять лет). Более четырех пятых школ перешли под опеку земств, хотя министерство народного образования не уступало своего права разрабатывать и контролировать все учебные программы. Валуевский циркуляр и Эмский указ четко определили главное направление образовательной политики российского царизма в Украине: не допустить украинский язык в школу. Таким образом, обучение во всех звеньях образования -от начального до высшего - проводилось только на русском языке.

В 1869 г. правительство Австро-Венгерской империи провозгласило общее обязательное начальное обучение на западноукраинских землях.

Однако из-за материальных трудностей, отсутствия школьных помещений и квалифицированных учителей много украинских детей не имели возможности регулярно посещать школу. Причем в большинстве школ обучение в Восточной Галиции шло на польском языке, в Северной Буковине - немецком, на Закарпатье - венгерском. Количество же украинских школ постоянно уменьшалось. Вот хотя бы данные по Закарпатью: в 1881 г. здесь было 353 украинских школы, а через двадцать пять лет их осталось только 23.

Поэтому в конце XIX ст. неграмотность населения Украины была уже массовым явлением. По официальным данным переписи 1897 г. по Российской империи, в губерниях Украины на каждые 100 человек насчитывалось от 72 до 85 неграмотных. Более двух третей неграмотных зарегистрировала и официальная статистика Австро-Венгерской империи среди населения западноукраинских земель. А в отдельных (особенно - горных) уездах среди трудящихся вообще не было ни одного умеющего писать.

Значительно больше внимания царизм уделял среднему образованию. Ведь оно считалось основой высшего образования, которое готовило специалистов государственного управления, народного хозяйства, культуры и науки. Большинство средних учебных заведений было закреплено за отдельными правительственными ведомствами. Министерству народного образования были подчинены сначала семи-, а позже, и восьмилетние гимназии и четырехлетние прогимназии -преимущественно с гуманитарным обучением, а также шести- и семилетние реальные училища с природоведческим и физико-математическим уклоном. В ведании министерства находились и учительские семинарии. В конце XIX ст. в Надднепрянской Украине насчитывалось 129 гимназий и 19 реальных училищ.

Военное министерство руководило семилетними кадетскими корпусами, выпускающими офицерские кадры для армии. Коммерческими, сельскохозяйственными училищами руководило министерство торговли и промышленности. Высший орган церковного управления - Синод - заботился о подготовке в духовных семинариях и духовных академиях кадров православных священников. Женские гимназии (первая из них была открыта в Киеве в 1850 году) опекались благотворительным "ведомством царицы Марии".

Немало средних учебных заведений содержались земствами или частными лицами. К таким заведениям принадлежала известнейшая коллегия Павла Галагана в Киеве, которая была основана на средства старинной украинской национально сознательной семьи Гала-ганов. Она работала по специальной программе и давала широкие познания в области общих и украиноведческих гуманитарных дисциплин.

С развитием капитализма во всех отраслях народного хозяйства возникла необходимость в высококвалифицированных кадрах рабочих и служащих. Так появились ремесленные, технические, сельскохозяйственные, низшие промышленные и другие училища профессионального образования.

На западноукраинских землях под властью Австро-Венгерской империи хотя и было разрешено в 1874 г. обучение на украинском языке в средних учебных заведениях, однако первую украинскую гимназию открыли лишь в 1887 году в Перемышле. В конце XIX ст. таких гимназий в Галиции насчитывалось уже 6, а польских - 29. На Буковине в это время действовало две немецко-украинские гимназии. В них украинский язык преподавался как отдельный предмет, а в трех гимназиях, которые, только и действовали на Закарпатье, украинский язык не изучался вообще.

Единственным реальным достижением так называемой новой эры, начатой соглашением украинских общественных деятелей с правящими австрийско-польскими кругами Галиции, было открытие кафедры истории Украины во Львовском университете. С 1894 г. ее возглавил Михаил Грушевский, который переехал во Львов из Киева. В 1900 году открыли и кафедру украинской литературы, которую возглавил Кирилл Студинский. В основанном в 1875 году Черновицком университете также действовала кафедра украинского языка и литературы, возглавляемая Степаном Смаль-Стоцким, однако все обучение тут шло на немецком языке. Исключительно только русский язык применялся в обучении в высших учебных заведениях Надднепрянской Украины, где кроме Харьковского и Киевского университетов, позже открылся и Новороссийский в Одессе. Общее количество студентов в этих трех университетах выросло с 1200 человек в 1865 году до 4000 человек в 1895 году.

Возросшие потребности народного хозяйства в эпоху утверждения капиталистического строя вызвали появление в последней четверти XIX ст. двух политехнических институтов: во Львове и Киеве; двух ветеринарных высших учебных заведений: в Харькове и Львове; других специализированных высших учебных заведений: технологического института - в Харькове, сельскохозяйственного - в Одессе, горного - в Екатеринославе. И все-таки, как и раньше, только немногим людям из обыкновенных незнатных и малосостоятельных семей удавалось получить высшее образование; высшие учебные заведения оставались учреждениями для избранных. Наборы студентов на первые курсы вообще были по количеству мизерными.

№11

1. Внесок Київської Русі у розвиток культури. См. билет №5 п. 1

Историческое значение Киевской Руси. Могучее раннефео-дальное государство средневековой Европы Киевская Русь ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян, способствовало образованию древнерусской народности, отстояло свои земли от вражеских нападений кочевников, а также посягательств феодалов Византии. Благодаря государственному единству русских земель взаимо-обогащались жизненный уклад, язык, материальная и духовная культура их населения.

Киевская Русь способствовала экономическому и культурному развитию многих нерусских народов, издавна проживавших на ее территории и по соседству. Там закладывались основы для формирования народностей.

Велико и международное значение Киевской Руси. По свидетельству современника-летописца. Киевская Русь была известна "во всех концах земли". Она влияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке. Русские князья поддерживали династические связи с Францией, Швецией, Англией, Германией, Венгрией, Норвегией, Византией. В частности, дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха I. После смерти короля она правила Францией до совершеннолетия своего сына Филиппа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.006 с.)