Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вот область теории; прибыльно

Поиск

Вот область теории; прибыльно

Для себя удовлетворить эти

Потребности – вот главная

Забота практики»

К.А. Тимирязев, 1948, т.II, стр. 90

 

Методические указания к лабораторно-практическим занятиям рассчитаны на студентов агрономического факультета при изучении курса «Кормопроизводство».

Основная цель сборника – дать возможность студентам фактически самостоятельно выполнить задания в соответствии с программой лабораторных занятий по курсу и изучить основные вопросы рассматриваемой дисциплины.

Весь курс разделен на четыре основных раздела:

1. Луговодство.

2. Теоретические основы получения максимально возможного уровня урожайности.

3. Полевое кормопроизводство.

4. Нетрадиционные и малораспространенные культуры.

В курсе рассматриваются следующие основные вопросы:

Луговодство.

а)оценка питательности кормов и растений;

б) основные кормовые растения ценозов сенокосов и пастбищ, их классификация, биологические особенности;

в) классификация природных кормовых угодий. Сукцессионные процессы;

г) система улучшения угодий;

д) система рационального использования природных кормовых угодий;

е) технология консервирования и хранения кормов;

ж) семеноводство кормовых трав.

Теоретические основы получения максимально возможного уровня урожайности.

а) оценка биоклиматических условий региона;

б) требования и обеспеченность растений нерегулируемыми и регулируемыми факторами жизни;

в) методики расчета обеспеченности посевов факторами внешней среды.

г) агротехнические основы и практические приемы управления формированием урожаев.

Полевое кормопроизводство.

Изучение морфологии, биологии и технологии возделывания кормовых культур:

а) зернофуражных;

б) зернобобовых;

в) силосных;

г) многолетних бобовых и злаковых трав;

д) однолетних бобовых и злаковых трав.

Нетрадиционные и малораспространенные культуры и растения.

а) общая характеристика нетрадиционных культур;

б) значение интродукции растений;

в) перспективные нетрадиционные растения и культуры;

г) малораспространенные культуры из группы кормовые корнеплоды и бахчевые.

Система контроля знаний и их оценка осуществляется в соответствии с современными требованиями, изложенными в силлабусах по дисциплине по следующим основным позициям:

1) текущий контроль;

2) промежуточный (рубежный) контроль;

3) итоговый контроль – экзамен в соответствии с учебным планом.

В методических указаниях по каждому разделу указаны справочные материалы и рекомендуемая основная и дополнительная литература, которая должна использоваться при подготовке к текущему, промежуточному и итоговому контролю знаний, а также при подготовке рефератов по соответствующим темам. В конце каждого задания изложены основные вопросы для самопроверки.

Работа студентов при изучении курса «Кормопроизводство» с использованием «Методических указаний» предусматривает использование следующих учебников и учебных пособий:

1. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. Кормопроизводство. Астана, 2007.

2. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. Практикум по кормопроизводству. Астана, 2007.

3. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. Кормопроизводство. Луговое и пастбищное кормопроизводство. Учебное пособие. Астана, 2002 г.

4. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. Программирование урожаев сельскохозяйственных культур. Астана, 2008.

5. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А., Стыбаев Г.Ж. Демонстрационный материал лекционного курса в электронном варианте по всем разделам и темам.

6. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. Словарь терминов по кормопроизводству. Астана, 2007.

7. Можаев Н.И.. Серикпаев Н.А., Стыбаев Г.Ж. Методические указания по подготовке рефератов и проведению семинарских занятий по кормопроизводству. Астана, 2009.

8. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. и др.Методические указания по выполнению дипломных работ и проектов по растениеводству и кормопроизводству студентами очной и заочной форм обучения по специальностям «4501-Агрономия» и «4503-Фермерское дело». Астана, 2004.

9. Можаев Н.И.. Серикпаев Н.А., Стыбаев Г.Ж. Рабочие программы (силлабусы) дисциплин.

Таким образом «Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по курсу «Кормопроизводство» совместно с выше названными учебниками, учебными и методическими пособиями представляет собой единый учебно-методический комплекс, разумное использование которого позволит студенту приобрести глубокие знания по изучаемому курсу, при этом в значительной степени самостоятельно.

РАЗДЕЛ 1

Луговодство

(Луговое и пастбищное кормопроизводство)

 

Справочные материалы и литература по разделу

1.Андреев Н.Г. Луговое и полевое кормопроизводство. М.: Колос, 1984, с.3-302.

2.Дмитриева С.И., Игловиков В.Г., Конюшков Н.С., Раменская В.М. Растения сенокосов и пастбищ. Альбом М.: Колос, 1982.

3.Зафрен С.Я. Технология приготовления кормов. М.: Колос, 1977.

4.Кусаинов К., Гармс Э.И., Бекмухамедова Н.З. Справочная книга по питательности кормовых растений лугов и пастбищ. Алма-Ата: Кайнар, 1982.

5.Ларин И.В. и др. Луговодство и пастбищное хозяйство. Л.: ВО «Агропромиздат», 1990.

6.Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. Луговое и пастбищное кормопроизводство. Астана, 2002 г.

7. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. Кормопроизводство. Астана, 2007.

8. Можаев Н.И., Серикпаев Н.А. Практикум по кормопроизводству. Астана, 2007.

9.Можаев Н.И., Копытин И.П. Кормопроизводство. Алма-Ата, 1986.

10.Постоялков К.Д. Луга и пастбища Казахстана. Алма-Ата: Кайнар, 1972.

11.Справочник по кормопроизводству. Под ред. М.А. Смурыгина. М.: Агропромиздат, 1985.

12.Томмэ М.Ф. Корма СССР. Состав и питательность. М.: Колос, 1964.

13.Химический состав и переваримость кормов Казахстана. Составитель М.А. Кормановская. Алма-Ата: Кайнар, 1962.

 

ТЕМА 1. Классификация и методика оценки кормов

Задание 1

Оценка питательности кормов

Цель занятия:

1.Овладеть методикой определения продуктивности культур в кормовой оценке.

2.Овладеть методикой расчета питательности кормов в кормовых единицах.

3.Овладеть методикой расчета условных кормопротеиновых единиц.

4.Овладеть методикой расчета обеспеченности кормовой единицы переваримым протеином и потребности в кормах в расчете на 1 корм. ед. Понятие о сбалансированности кормов по переваримому протеину.

5.Овладеть основами методики расчета потребности в кормах.

Материалы и учебные пособия

1. Можаев Н.И.. Серикпаев Н.А. Практикум по кормопроизводству.

2. Томмэ М.Ф. Корма СССР.

ЗАДАЧИ

На основании сведений об урожайности кормовых культур, указанных на стр. 6, рассчитать:

1.Поправки к продуктивности урожая зеленой массы в кормовой оценке.

2.Питательность кормов в кормовых единицах.

3.Сбор переваримого протеина.

4.Сбор кормопротеиновых единиц.

5.Обеспеченность переваримым протеином кормовой единицы.

6.Оценить сбалансированность кормов по переваримому протеину.

7.Рассчитать потребность в сене, сенаже, силосе на 1 дойную корову с определенной продуктивностью в сутки.

8.Рассчитать, какое количество скота будет обеспечено кормами в стойловый период при определенной урожайности культуры.

Пояснения:

1.Подробные пояснения и справочные материалы следует взять в учебниках и учебных пособиях:

- Учебник «Кормопроизводство» (стр. 8-20);

- Практикум по кормопроизводству, табл. 1,2 стр.5-12; табл. 64-65 стр. 174-176.

- Практикум по растениеводству, стр. 162-165, приложение 11, а также в других источниках (литература по разделу 1).

2. При решении задач студент самостоятельно формулирует условия задач, при этом может ориентироваться на уровень урожайности зеленой массы, возможный в условиях Северного Казахстана:

Зеленая масса, ц/га

А) без орошения

Силосные культуры (кукуруза, сорго, подсолнечника) – 120-250 ц

Многолетние травы (люцерна, эспарцет, донник, житняк, кострец безостый и др.) – 60-125 ц

Однолетние травы (суданская трава, могар, просо кормовое и др., бобово-злаковые травосмеси) - 75-150 ц

Б) При орошении

Силосные культуры (кукуруза, сорго, подсолнечника) – 450-750 ц

Многолетние травы (люцерна, кострец безостый и др.) – 350-550 ц

Однолетние травы (суданская трава) - 200-350 ц

В. Зерно, ц/га

Зернофуражные культуры (ячмень, овес, горох и др.) – 12-25 ц/га.

 

Вопросы для самопроверки

1.Какова методика расчета продуктивности культур в кормовой оценке?

2.Дать определение понятия «кормовая единица». Методика расчета питательности в кормовых единицах.

3.Что такое кормопротеиновая единица и методика ее расчета?

4.Понятие о сбалансированности кормов по переваримому протеину и незаменимым аминокислотам и что такое зоотехнические нормы обеспеченности кормов протеином?

5.В чем сущность методики расчета кормовых единиц через сухое вещество? Примерное значение поправочных коэффициентов?

5.Какова методика расчета потребности в кормах сельскохозяйственных животных на стойловый и пастбищный периоды?

 

ТЕМА 2. Классификация и общая характеристика растений

естественных кормовых угодий

Задание 2

Общая морфологическая, биолого-экологическая и хозяйственная характеристика многолетних кормовых злаковых трав

Цель занятия:

 

1. Овладеть классификацией злаковых трав по группам, типам.

2. Научиться различать главнейшие виды злаковых трав, произрастающих на природных кормовых угодьях: а) по вегетативным признакам; б) по соцветиям; в) по семенам.

3. Изучить важнейшие биолого-экологические особенности и хозяйственную характеристику злаковых трав.

4. Дать описание главнейших видов злаковых трав.

5. Познакомиться с характерными признаками вегетативных органов.

 

Материалы и учебные пособия

1. Гербарный материал.

2. Набор семян трав, коллекция семян в пробирках с этикетками, лупы ручные, разборные доски, настенный набор семян.

3. Учебные пособия, альбом «Растения сенокосов и пастбищ».

Пояснения:

1. Студенту по гербарному материалу основных видов злаковых трав, распространенных в лесостепной, степной, сухостепной зоне Казахстана, следует изучить основные признаки растений, обратив особое внимание на характерные признаки, по которым можно отличить данный вид от других (форма соцветия, листьев и др.). Список растений, необходимых для изучения, дан в учебных пособиях «Практикум по кормопроизводству», приложение 2, «Луговое и пастбищное кормопроизводство», (приложение 1). Важнейшим видам растений дается затем биологическая, экологическая и хозяйственная характеристика (отношение к влаге, зимостойкость, кормовая оценка, способ использования и т. д.) по форме таблицы 1.

Подробная характеристика злаковых трав изложена в учебниках «Кормопроизводство», стр. 33-70; «Луговое и пастбищное кормопроизводство», стр. 34-55.

2. На основе полученного гербарного материала или собранного им во время летней практики соцветий и вегетативных побегов луговых трав студент определяет род и вид растений по определителю, представленному в учебных пособиях «Практикум по кормопроизводству», табл. 4,5, рис. 2,3,4 или «Луговое и пастбищное кормопроизводство», табл. 39.

3. Полученный набор семян многолетних трав делят по группам, по определителям распознают их и наклеивают в рабочую тетрадь. Отличительные признаки семян злаковых трав приведены в учебных пособиях «Практикум по кормопроизводству», таб.6, рис. 5 или «Луговое и пастбищное кормопроизводство».

 

Таблица 1- Биолого-экологическая и хозяйственная

характеристика злаковых трав

 

Название вида: рус., каз., лат. Морфологические особенности Биологическая характеристика Хозяйственная характеристика
фор-ма соц-ветия лис-тья тип обли-ствен-ности тип кущения долголетие отноше-ние к влаге, зато-пле-нию зимо-стой-кость требова-ния к почв-енно-му плодоро-дию устойчивость к засолению почвы кор-мовая оцен-ка спо-соб испо-льзо-вания введено* ли в куль-туру
                         

* Примечание: Растение считается введенным в культуру при наличии сортов, рекомендованных к использованию.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные виды злаковых трав произрастают на природных кормовых угодьях Казахстана?

2. Охарактеризовать кормовую ценность и значение злаковых трав в фитоценозах естественных кормовых угодий. Важнейшие представители.

3. Каковы особенности роста и развития трав, их долголетие. Важнейшие представители этих групп. Продолжительность продуктивного использования в зависимости от почвенно-климатических условий?

4. Какие основные признаки верховых, полуверховых и низовых трав? Важнейшие представители этих групп.

5. Типы злаков по характеру кущения. Важнейшие представители этих групп. Дайте краткую характеристику особенностей кущения растений разных типов.

6. Морфологические особенности злаковых трав. Облиственность разных культур. Важнейшие представители этих групп.

7. Отличительные признаки основных видов злаковых трав по вегетативным признакам.

8. Основные типы соцветий злаковых трав, классификация злаков по типам соцветий, отличительные признаки соцветий злаковых трав. Важнейшие представители этих видов.

9. Отличительные признаки злаковых трав по семенам, основные морфологические особенности семян многолетних злаковых трав. Признаки, по которым семена злаковых трав делятся на группы.

10. Классификация трав по отношению их к факторам внешней среды и их основные представители.

11. Дайте характеристику злаковых трав и их основные представителей, относящихся к группам мезофитов, ксерофитов, гигрофитов, гидрофитов, галлофитов и неаммофитов.

12. Особенности размножения и кущения трав. Классификация трав по глубине расположения корневых систем. Важнейшие представители этих групп.

13. Классификация трав по зимостойкости, морозостойкости, отношению к затоплению. Факторы, влияющие на проявление этих качеств растений. Важнейшие представители этих групп.

 

Задание 3

Общая морфологическая, биолого-экологическая характеристика

многолетних кормовых бобовых трав

Цель занятия:

1. Овладеть классификацией кормовых бобовых трав по группам, типам.

2. Научиться различать главнейшие виды бобовых кормовых трав.

3. Изучить важнейшие биолого-экологические особенности и хозяйственную характеристику бобовых трав и дать их описание.

4. Научиться различать основные виды бобовых трав по вегетативным признакам.

5. Научиться различать многолетние бобовые травы по плодам и семенам.

 

Материалы и учебные пособия

1. Гербарий бобовых трав, Набор соцветий бобовых трав, гербарий листьев и соцветий в папках, настенный гербарий соцветий и листьев бобовых трав.

2. Смесь семян и плодов бобовых трав. Коллекция семян и плодов в пробирках с этикетками, настенный набор семян трав, лупы, разборные доски.

3. Учебные пособия, альбомы.

 

Пояснения: Студенту на основе полученного или собранного во время летней практики гербарного материала основных видов бобовых трав, следует:

1. Детально изучить характерные признаки, по которым можно различить виды (тип соцветия, листьев и др.).

2. Каждому растению дается биологическая, экологическая и хозяйственная характеристика по форме, приведенной в таблице 2. Биолого-экологическая характеристика наиболее распространенных в Казахстане многолетних бобовых трав изложена в учебниках «Кормопроизводство», стр. 70-75 и в «Луговое и пастбищное кормопроизводство», стр. 55-61.

3. Определить типы соцветий и листьев бобовых трав, пользуясь определителем, представленным в «Практикуме по кормопроизводству», табл.8, 50,51,52,53,54,55, а также учебном пособии «Луговое и пастбищное кормопроизводство».

4. Семена и плоды бобовых трав делят на группы по родовым отличительным признакам, затем определяют по видам, пользуясь определителем из «Практикума по кормопроизводству», табл. 9, рис. 6,7,8,9,10), а также табл. 50,51,52,53,54,55, 5.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Основные виды многолетних бобовых трав, произрастающих на естественных кормовых угодьях Казахстана.

2. Ботанический состав кормовых растений естественных кормовых угодий по основным зонам Республики.

3. Группировка видов кормовых бобовых трав естественных кормовых угодий и их общая характеристика.

4. Основные признаки верховых, низовых и полуверховых трав.

5. Основные морфологические особенности стеблей и листьев многолетних бобовых трав. Важнейшие представители.

6. Основные родовые и видовые отличительные признаки листьев бобовых трав.

7. Типы соцветий и листьев бобовых трав. Важнейшие представители.

8. Основные родовые и видовые отличительные признаки плодов и семян многолетних бобовых трав.

9. Особенности строения плодов и семена многолетних бобовых трав. Важнейшие представители.

10. Типы бобовых трав по требованию их к условиям увлажнения. Важнейшие виды.

11. Группы кормовых трав по долголетию и срокам цветения. Важнейшие виды.

12. Общая характеристика кормовых трав, введенных в культуру. Важнейшие виды.

13. Особенности и типы побегообразования бобовых трав. Важнейшие виды.

14. Особенности строения корневых систем бобовых трав. Важнейшие виды.

 

 

Таблица 2 - Биолого-экологическая и хозяйственная характеристика бобовых трав

 

Наз- вание вида (рус- ское, казах-ское, латин-ское) Морфологические особенности Биологическая характеристика Хозяйственная характеристика
Тип со-цве-тия Фор-ма листа Окра-ска цвет-ка Тип побего-образо-вания Тип облист-вен-ности Дол-голе-тие Отно-шение к влаге Зимо-стой-кость Тре- бова -ния к поч- вен- ному плодо родию Отно шение к почвен-ному засоле-нию Кор-мовая оценка Спо соб ис- поль-зова ния Вве дено ли в куль туру
                           

 

Задание 4

Общая морфологическая, биолого-экологическая характеристика

трав из групп разнотравья, осок, вредных

и ядовитых растений

 

Цель занятия:

1. Научиться определять главнейшие виды растений из групп разнотравья.

2. Научиться определять главнейшие виды осок.

3. Познакомиться с основными видами вредных и ядовитых растений, наиболее часто встречающихся на сенокосах и пастбищах Казахстана.

4. Изучить важнейшие биолого-экологические особенности и хозяйственную характеристику родов и видов названных групп и дать описание.

 

Материалы и учебные пособия

1. Гербарий растений из группы разнотравье.

2. Гербарий растений из группы осок.

3. Гербарий растений из группы вредных и ядовитых.

Пояснения:

1. Перечень наиболее распространенных растений из группы разнотравья даны в «Практикуме по кормопроизводству» приложение 2, вредные и ядовитые растения - приложение 3 и 4.

2. По гербарию и альбому изучить растения из группы разнотравья и осок.

3. Дать биолого-экологическую и хозяйственную характеристику растений этих групп по форме табл. 3. Подробное описание растений этих групп дано в учебнике «Кормопроизводство», стр. 75-95. Особое внимание уделить изучению видов осок – стройная, раздельная, ранняя и др., удовлетворительно и хорошо поедаемых. При изучении растений группы разнотравья уделить особое внимание представителям семейства маревых группы сухих, сочных и полусухих (прутняк, терескен, солянки, саксаулы и др.), семейства астровых (виды полыни и др.), а также гречишных и сельдерейных и др.

4. По гербарию и альбому изучить наиболее распространенные виды вредных и ядовитых растений и сделать описание по форме табл. 4. Описание представителей этих групп изложено в учебнике «Кормопроизводство», стр. 95-98, «Практикуме по кормопроизводству», стр. 34-35, в альбоме «Растения сенокосов и пастбищ», стр. 206-215.

 

Таблица 3 - Биолого-экологические особенности и хозяйственная

характеристика растений из групп разнотравья и осок

 

Название вида: русское казахское и латинское Жизненная форма Отноше-ние к влаге Отношение к почве Отношение к почвенному засолению Хозяйственное использование и кормовая ценность

 

 

Таблица 4 - Характеристика ядовитых и вредных трав

 

Название вида: русское, казахское, латинское Особенности биологии (жизненная форма, долголетие и др.) Место обитания Ядовитое или вредоносное начало Характер заболевания или вреда

 

Вопросы для самопроверки

1. Общая биологическая и хозяйственная характеристика из группы разнотравья.

2. Морфологическая, биологическая и хозяйственная характеристика кормовых трав семейства астровые (сложноцветные). Важнейшие виды.

3. Морфологическая, биологическая и хозяйственная характеристика кормовых трав семейства капустных, сельдерейных и др. Важнейшие виды сухих, сочных и полусухих маревых.

4. Морфологическая, биологическая и хозяйственная характеристика кормовых трав семейства капустных, сельдерейных и др. Важнейшие виды.

5. Морфологическая, биологическая и хозяйственная характеристика кормовых трав семейства осоковые. Важнейшие виды.

6. Общая характеристика вредных и ядовитых растений, принцип деления их на группы. Основные виды растений этих групп.

4. Приемы, направленные на предотвращение отравлений животных.

 

 

ТЕМА 3. Классификация, система улучшения и рационального использования естественных кормовых угодий

Задание 5

Инвентаризация

Цель занятия:

1. Познакомиться с классификацией естественных кормовых угодий.

2. Познакомиться с типами природных кормовых угодий, научиться определять тип луга и пастбищ.

3. Изучить приемы инвентаризации сенокосов и пастбищ

4. Научиться проводить оценку естественных кормовых угодий с заполнением инвентаризационной ведомости и определить, какую систему улучшения угодья следует применить.

 

Материалы и учебные пособия

1. План сельскохозяйственных угодий сельхозпредприятия.

2. Материалы по характеристике природных кормовых угодий сельскохозяйственного предприятия.

3. Учебные пособия и справочная литература.

Пояснения:

1. Методика выполнения задания изложена в «Практикуме по кормопроизводству» (стр. 35-44) и в учебном пособии «Луговое и пастбищное кормопроизводство».

2. Материалы по характеристике естественных кормовых угодий по Казахстану даны в учебнике «Кормопроизводство», стр. 99-123.

3. Описание производится на основании изучения плана с.-х. угодий и определения на местности местонахождения отмеченных на плане контуров. Производится подробное описание каждого контура естественного кормового угодья по форме (таблица 12 «Практикума по кормопроизводству», там же дан образец заполнения.

4. При определении урожайности и состава травостоя на сенокосах и пастбищах и оценке кормового угодья необходимо руководствоваться материалами, изложенными в «Практикуме по кормопроизводству» (стр. 39-44). Запись следует делать по форме (табл. 13,14,15,16,17).

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие об естественных кормовых угодьях, их площади в Казахстане, урожайность.

2. По каким признакам осуществляется классификация кормовых угодий?

3. Основные направления в классификации растительных ассоциаций? Дайте определение понятий «фитотопологическая и фитоценологическая» классификация и ее значение.

4. Дать определение понятия «инвентаризация» кормовых угодий. Методика проведения работы по инвентаризации и основное содержание инвентарной описи.

5. Основные типы лугов Казахстана и их общая характеристика, площади и продуктивность их в основных почвенно-климатических зонах Казахстана.

6. Основные типы пастбищ Казахстана. Площади и продуктивность их в основных почвенно-климатических зонах Казахстана.

7. Методы определения продуктивности пастбища и сенокосов укосным методом.

8. Методика определения продуктивности пастбища и сенокосов зоотехническим методом.

9. Преимущества и недостатки укосного и зоотехнического методов определения продуктивности пастбищ и сенокосов.

10. Удельный вес основных кормовых растений суходольных сенокосов в основных почвенно-климатических зонах Казахстана.

11. Фитотопологическая и фитоценологическая характеристика кормовых угодий по зонам: а) лесостепной; б) степной; в) полупустынной; г) пустынной; д) горной и др.

12. Причины сукцессии (изменения) растительного покрова сенокосов и пастбищ (глобальные, локальные, сезонные и др.).

13. Причины смены растительности при прохождении дерновой, луговой, степной, болотной стадий (по В.Р.Вильямсу).

14. Динамика смены растительности (стадии) на залежных землях степной зоны в трактовке В.Р.Вильямса, И.В.Ларина и др.

15. Динамика смены растительности на землях, выведенных из-под посева в 90-х годах прошлого столетия в сухостепной зоне Казахстана, и дать обоснование причин формирования бурьянистых ценозов.

 

Задание 6

Разработка системы мероприятий по улучшению сенокосов, пастбищ и залежных земель

 

В связи с изменением уровня обеспеченности травостоев факторами внешней среды, биологическими особенностями состава фитоценозов (долголетие, требования к обеспеченности влагой, пищей и др.), антропогенного воздействия (неумеренный и неразумный выпас скота, сенокошение, вырубка древесных насаждений, пожары и др.) происходит смена растительности, выбивание и изреживание травостоев, сокращение в фитоценозах доли ценных в кормовом отношении и высокоурожайных растений, преобладание непоедаемых или плохо поедаемых сорных, вредных и ядовитых растений, малопродуктивных растений – ксерофитов, разных видов полыни и др.

Потому возникает необходимость проведения системы мероприятий по восстановлению и постоянному поддержанию продуктивности травостоев естественных кормовых угодий.

Система мероприятий по повышению продуктивности лугов и пастбищ предусматривает:

1. Коренное улучшение угодий.

2. Поверхностное улучшение угодий.

3. Меры, направленные на сохранение долголетия наиболее ценных трав в фитоценозах, поддержание продуктивности травостоев на высоком уровне.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основании классификации и инвентаризации кормовых угодий, проведенных студентом в задании 5, разработать после соответствующего обоснования на одном из участков мероприятия по коренному улучшению, на втором - поверхностного, на третьем – систему мероприятий по уходу и поддержанию продуктивности травостоев.

Цель занятия:

1. Разработать проект коренного улучшения естественного кормового угодья. Избрать технологию обработки пласта, сделать расчет доз удобрений и т.д.

2. Определить наиболее пригодные для конкретных условий виды трав и травосмесей. Сделать расчет норм высева.

3. Разработать систему поверхностного улучшения и культуртехнических мероприятий.

4. Разработать систему мероприятий по уходу за дерниной и травостоями сенокосов и пастбищ.

 

Материалы и учебные пособия

1. Материалы по классификации и инвентаризации кормовых угодий, полученные студентами при выполнении задания 5.

2. Учебные пособия и справочная литература.

 

Пояснения:

1. Все пояснения по выполнению работы даны в учебниках «Кормопроизводство» (стр. 124-146) и «Практикуме по кормопроизводству» (стр. 44-47 и приложения 5,6, 13,16), а также «Луговое и пастбищное кормопроизводство».

2. Для расчета доз удобрений можно воспользоваться материалами по выносу питательных веществ из учебника «Кормопроизводство», табл. 6.

3. Дается обоснование применению того или иного способа улучшения, подбор трав и травосмесей с учетом характера и срока использования травостоев. «Кормопроизводство», стр. 124-146..

4. Технологии улучшения следует излагать в соответствии с требованиями и по схеме, представленной в таблице 5.

 

Таблица 5 – Технология коренного (поверхностного) улучшения

кормовых угодий

Хозяйство______________

Область_____________________

Почвенно-климатическая зона ________________________

Среднее многолетнее количество осадков __________ мм.

Порядок выполнения работы:

1.Дается общая характеристика участка на основании инвентарной описи сельскохозяйственного угодья с указанием запасов доступных питательных веществ в почве.

2.Обосновывается выбор способа улучшения угодья (коренное, поверхностное).

3.Определяется состав травосмеси (культуры, сорта) и нормы высева семян компонентов.

4.Производится расчет доз внесения удобрений с учетом выноса питательных веществ с урожаем и состава травосмеси, способа и срока использования травосмеси после залужения.

5.Разрабатывается операционная технология по следующей схеме:

 

Операция Агротехнические требования Сельскохозяйственные машины и орудия
Сроки проведения операций Показатели Качества
       

 

1–й год. Первичная обработка пласта (культуртехнические работы), внесение удобрений, парование.

2-й год. Способ залужения (ускоренный, предварительная культура, покровный, беспокровный и др.), способы ухода за травами 1 года жизни.

3-й и последующие годы. Уход за травостоями (подкормка, боронование и др.).

Вопросы для самопроверки

1. Основные приемы повышения продуктивности естественных кормовых угодий.

2. Дать определение понятий коренное и поверхностное улучшение естественных кормовых угодий. Обосновать целесообразность применения той или иной системы улучшения угодий в конкретных условиях.

3. Мероприятия по регулированию водного режима. Пойменное и лиманное орошение и их роль в увеличении производства кормов в Казахстане.

4. Культуртехнические мероприятия при поверхностном улучшении угодий.

5. Агротехнические мероприятия при улучшении естественных кормовых угодий.

6. Выбор срока и способа обработки пласта при коренном улучшении кормовых угодий в зависимости от зональных условий и типа почвы.

7. Особенности улучшения естественных кормовых угодий на солонцах.

8. Особенности выбора видов трав, нормы высева семян и методика составления травосмесей для основных почвенно-климатических зон Казахстана.

9. Обосновать преимущество травосмесей перед чистыми посевами трав в разных зонах и целесообразность их применения.

10. Обосновать факторы, учитываемые при подборе видов трав в травосмеси.

11. Обосновать технологию первичной обработки и залужения бурьянистых залежей в степном Казахстане.

12. Рекомендуемые типы травосмесей по сложности, ботаническому составу, способу и длительности использования. Соотношение нормы высева семян различных биологических групп.

13. Обосновать возможность посева трав под покров и без покрова, способы подпокровного посева.

14. Обосновать глубину заделки семян.

15. Сроки и способы посева многолетних трав в основных почвенно-климатических зонах.

16. Ускоренное залужение и предварительные культуры при коренном улучшении естественных кормовых угодий.

 

Задание 7

Система рационального использования пастбищ и сенокосов. Разработка схем пастбище - и сенокосооборотов

Цель занятия:

1. Научиться определению способов использования сенокоса.

2. Обоснование сроков скашивания травостоев.

3. Разработать схемы сенокосооборотов для базового хозяйства.

4. Освоить методику и технологию организации и использования пастбищ, создания пастбищеоборотов (разработка схем).

5. Освоить методику расчета потребности скота в зеленом корме с естественных кормовых угодий.

6. Определить нагрузку на пастбище, число и размер загонов.

7. Определить поступление зеленой массы в течение пастбищного периода.

8. Научиться составлять календарь стравливания пастбища. Овладеть методикой разработки пастбищеоборота.

9. Составить сводный баланс зеленых кормов на пастбищный период.

 

Материалы и учебные пособия

1. Описание разных типов сенокосов по базовому хозяйству.

2. Учебные пособия и справочная литература.

Пояснения:

1.Методика выполнения задания изложена в учебных пособиях «Практикум по кормопроизводству» (стр.48-55, приложение табл. 7,8), а также «Луговое и пастбищное кормопроизводство».

2.Пример расчета площади пастбища, необходимой для полного обеспечения стада пастбищными кормами, примерная схема пастбищеоборота, ухода за пастбищем и задачи даны в «Практикуме по кормопроизводству», табл. 22,23,24,25.

3. Подробное изложение всех этих вопросов дано в учебнике «Кормопроизводство», стр. 147-162.

Вопросы для самопроверки

1. Значение пастбищных кормов и продолжительность пастбищного периода для разных видов скота в основных природных зонах Казахстана.

2. Основные теоретические и хозяйственные предпосылки для рационального использования пастбищ и сенокосов.

3. Обосновать сроки начала весеннего стравливания (скашивания) и последнего осеннего стравливания (скашивания), допустимое количество стравливаний.

4. Сезонные пастбища, их классификация и система рационального использования.

5. Дать определение понятия «культурное пастбище». Способы создания культурных пастбищ.

6.Основные требования к системе выпаса и уходу за травостоями на пастбищах.

7.Понятие о многоцикловом стравливании пастбищ, загонном содержании скота. Возможности и условия создания культурных пастбищ в разных почвенно-климатических зонах.

8.Емкость пастбищ в разных почвенно-климатических зонах Казахстана.

9.Дать оценку основным системам пастьбы – вольной или бессистемной, загонной и др.

10.Обосновать порядок стравливания участков, загонов.

11.Понятие о пастбищеобороте. Методика расчета и создания пастбищеоборотов.

12.Методика расчета оросительных и поливных норм для пастбищ.

13.Основные условия, способ и техника полива культурных пастбищ.

14. Понятие о сенокосооборотах и примерные их схемы.

 

 

ТЕМА 4. Система мероприятий по обеспечению животных кормами на стойловый период

Задание 8

Технология уборки и консервирования основных видов кормов стойлового периода. Оценка качества кормов

 

Принимая во внимание, что в Казахстане, и особенно в его Северной части, пастбищный период ограничен 4-5 месяцами, а стойловый период достигает 7-8 месяцев, возникает необходимость заготовки в необходимых количествах высококачественных кормов: силоса, сена, сенажа, витаминно-травяной муки, зернофуража и др.

Цель занятия:

1. Изучить основные технологии уборки силосных, многолетних и однолетних трав и комплекс машин для выполнения работ.

2. Изучить технологию приготовления сена (рассыпного, прессованного, методом активного вентилирования). Машины и оборудование для выполнения этих работ.

3. Изучить технологию приготовления силоса, сенажа и др. Машины и оборудование, используемые в этом процессе.

4. Изучить требования, предъявляемые к качеству корма (сена, сенажа, силоса и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.210 (0.016 с.)