Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные источники марксистской философии.
Источники
| Достижения
| Социально-исторические:
завершение буржуазно-демократичес-ких преобразований в Западной Европе;
экономические кризисы;
ухудшение положение рабочего класса;
рост классовых противоречий;
превращение рабочего класса в самостоятельную политическую силу;
начало освободительной борьбы.
|
теория освободительной борьбы рабочего класса;
обоснование неизбежности перехода к новому этапу общественного развития
| Теоретические:
1) немецкая классическая философия
а) диалектика Гегеля
б) материализм Л.Фейербаха
2) английская политическая экономия (учения А.Смита и Д.Рикардо)
3) французский утопический социализм (А.Сен-Симон, Ш.Фурье)
|
критика противоречия между диалектическим методом и идеалистической системой и обоснование единства материализма и диалектики
критика натурализма и обоснование социальной сущности человека
политико-экономическая теория
идея коммунизма
| естественнонаучные:
1) закон сохранения и превращения энергии (Ю. Майер, М.В. Ломоносов)
2) теория клеточной структуры живых организмов (М. Шлейден и Т. Шванн)
3) эволюционная теория Ч. Дарвина
|
принцип материального единства мира, положение о вечности и неуничтожимости материи, учение о формах движения материи
положение о внутреннем единстве живого мира
теория развития материального мира
|
Составные части марксистского учения.
Марксизм
экономическая
теория
|
философия
| социально-политическое учение
|
|
|
|
| |
| диалектический
материализм
| материалистическое
понимание
истории
| теория
личности
|
Тема 10. западная философия ХХ века.
Условия формирования и характерные особенности
Западной философии ХХ века.
Социально-исторические и духовно-культурные условия формирования
| Характерные особенности
| 1. стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;
2. противоречия научно-техническо-го прогресса;
3. противоречия глобализации;
4. демократизация политической сферы;
5. кризис в духовной сфере.
| 1. разнообразие течений, проблем и методов их решения;
2. формирование сциентизма и антисциентизма;
3. иррационализм;
4. антропологическая проблематика;
5. тенденция к формированию социально-экологического типа философствования;
6. формирование принципа глобального эволюционизма.
|
Основные направления и ключевые проблемы
Западной философии ХХ века.
Основные
направления и
их представители
|
Ключевые проблемы
|
Варианты их решения
| «Философия
жизни»:
Ф.Ницше, А.Бергсон и др.
| «Жизнь» – некая первоначальная реальность, недоступная ни чувственному, ни рациональному познанию и постигаемая только в результате непосредственных переживаний. Все существующее – проявление «жизни».
| Утвердить свою свободу человек может только в одиноком противостоянии миру (Ф.Ницше).
Функция разума – обеспечить телу пребывание в среде; основной метод познания – инстинкт и его высшее проявление – интуиция. (А.Бергсон)
| Экзистенциализм:
К.Ясперс, М.Хайдеггер,
Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель,
Н.Бердяев. Л.Шестов и др.
| Человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я», т.е. переживание своего бытия в мире
«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» (А.Камю).
| 1) религиозное направление (К.Ясперс, г.Марсель, н.Бердяев и др.): возможность обретения свободы через веру в Бога;
2) атеистическое направление (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.): возможность обретения свободы через погружение в сферу собственного сознания.
| Позитивизм(основоположник - О.Конт)и
неопозитивизм
(аналитическая философия):
Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р. Карнап и др.
Постпозитивизм:
К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Лакатос.
| Философия неспособна ответить на вопросы, поставленные развитием науки: «наука сама себе философия». Функция философии – анализ научных понятий, которые представляют собой особую реальность.
Проблемы истории возникновения, развития и смены научных теорий.
| - Логический позитивизм: все философские проблемы сводятся к логическим;
- лингвистический позитивизм: все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка.
Основной признак научности – «принцип фальсификации» (К.Поппер);
концепция научных парадигм (Т.Кун) и др.
| Герменевтика:
Ф.Шлейермахер, В.Дильтей,
Х.Г.Гадамер.
| Проблемы понимания и постижения смысла феноменов духовной культуры. Проблема языка.
| Язык – особая реальность, основа и сущность человеческого бытия. познание истины возможно лишь через диалог.
| Психоанализ:
З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.
| Проблема бессознательного.
| творческая деятельность – выход из конфликта между бессознательным и социальным (З.Фрейд);
концепция коллективного бессознательного (К.Юнг);
учение о социальном бессознательном (Э.Фромм).
| Феноменология:
Э. Гуссерль и др.
| предмет философии – не окружающий мир, а феномены сознания.
| В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.
| Религиозная
философия.
Неотомизм:
Э.Жильсон, Ж.Маритен и др.
Персонализм: Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.
Религиозный эволюционизм:
П.Тейяр де Шарден и его последователи.
| Стремление осмыслить проблемы современного мира с позиций христианской религии.
|
Человек реализуется в сфере творчества – в этом проявляется его сопричастность Богу.
Сущность человека – свобода выбора, которая проявляется во взаимодействии с миром и обществом.
Синтез идей о Божественном творении и природной эволюции; религиозно-философская линия учения о ноосфере.
|
Тема 11. русская философия.
. Основные этапы развития философии в России.
Этапы
развития
| Социально-исторические и духовно-культурные
условия
| Основные
направления
и представители
| Философия
русского
средневековья
(X – XVII вв.)
| Христианизация Руси. Влияние византийской духовной культуры. борьба за сохранение национальной независимости. формирование единого централизованного государства.
| Религиозно-философская мысль: митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»), Вл.Мономах («Поучения»).
Формирование светской общественной мысли: А.Курбский.
| Философия
русского
Просвещения
(XVIII – нач.XIХ вв.)
| Коренные преобразования во всех сферах жизни общества. Активное восприятие западной культуры. Формирование системы народного образования.
| Формирование научно-философской мысли:
«Ученая дружина» - В.Татищев, Ф.Прокопович, А.Кантемир;
М.В.Ломоносов.
Формирование онтологических и гносеологических представлений:
А.Н. Радищев.
| Классическая русская
философия
(XIХ – нач.ХX вв.)
| Кризис феодальных отношений и зарождение капитализма. Ограниченность правительственных реформ. Войны и народные выступления. Подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории XIХ в.: Отечественной войной 1812г., движением декабризма, крестьянской реформой 1861г.
| Создание первой в России системы философского знания: П.Я.Чаадаев.
Споры о путях развития России:
западники (А.И.Герцен, Н.П.Ога-рев, Т.Н.Грановский и др.)
и славянофилы (П.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.).
Религиозно-философское направление: А.С. Хомяков, И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров и др.
Материалистическое (революционно-демократическое) направление: А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.Добролюбов;
П.А.Кропоткин, Г.В.Плеханов и др.
Естественнонаучное направление: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Н.И.Пирогов, Л.И.Мечников и др.
| Философия
ХХ в.
| Развитие естественных наук. Индустриализация экономики. Революции и войны. Эмиграция деятелей культуры. Идеологический диктат.
| «Серебряный век» русской философии и философия русского зарубежья:
С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев,
Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.
Советский период:
В.И.Ленин, Н.И.Бухарин и др.
| Философия
современной
России
(посл. четверть ХХ в. – нач. XXI в.)
| Реформирование всех сфер общественной жизни. Формирование рыночной экономики. Демократизация политической сферы. Расслоение общества. Духовный кризис.
| А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков,
И.Т. Фролов, Н.Н. Моисеев и др.
|
|