Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.
Заголовок темы – на отдельном слайде
2. выделенное красным – таблица должна быть целиком на одном слайде
Выделенное зеленым – можно разбить на несколько слайдов
Философия и дофилософские мировоззренческие системы.
Основные мировоззренческие системы
| Социально-исторические условия формирования
| Особенности
мировосприятия
| Форма
отражения действительности
| Мифология
| Древнее общество:
зависимость от природы, коллективный труд, отсутствие социального неравенства.
| Синкретизм мировосприятия. Представление о единстве мира, неразрывной взаимосвязи человека и природы.
| Фантастические представления,
эмоционально-образная форма.
| Религия
| Формирование общественного разделения труда и системы социального неравенства.
| Мир разделяется на 2 части: 1)естественный, воспринимаемый органами чувств, 2) сверхъестественный, недоступный чувственному восприятию
основа религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное.
| Иллюзорные представления, эмоционально-образная форма.
| Философия
| Классово организованное общество.
| Представление о единстве бытия, в котором выделяются два основных типа реальности: материальная и духовная.
| Рациональная,
логико-понятийная форма.
|
Основной вопрос философии,
его две стороны
Онтологическая
(что первично?)
| Гносеологическая
(познаваем ли мир?)
| Основные
философские
направления
|
Первично
материальное начало
|
мир познаваем
(гносеологический оптимизм).
|
материализм
| первично
духовное (идеальное) начало:
а) объективное, т.е. существующее независимо от человеческой воли и сознания;
б) субъективное – индивидуальное человеческое сознание
|
обычно: мир познаваем, но в определенных пределах;
обычно: достоверное знание об объективном мире получить нельзя (агностицизм)
|
идеализм:
объективный
субъективный
|
Материальное и духовное – равноправные, независимые друг от друга начала
|
обычно: мир познаваем
|
дуализм
|
Соотношение
философии
| и
| частных наук
|
мировоззренческое и
методологическое основание
|
|
естественнонаучная,
эмпирическая база
|
1. объект познания – мир в целом;
2. методы познания – теоретические;
3. не имеет практической направленности;
4. альтернативное знание;
5. может иметь национальный и индивидуально-личностный характер;
6. включает в себя аксиологический аспект.
| 1. имеют объект и методы познания;
2. направлены на познание законов действительности;
3. рациональность;
4. доказательность, аргументированность положений и выводов;
5. системность изложения;
6. стремление к достижению истины;
7. наличие понятийного аппарата (научные термины, философские категории).
| 1. объект познания – отдельные области действительности;
2. методы познания – эмпирические и теоретические;
3. цель познания – практическое применение;
4. точное знание;
5. вненациональный и обезличенный характер;
6. безоценочный характер.
|
Тема 2. История философии
Как источник философских идей.
Тема 3. Философия Древнего Востока.
Тема 4. Античная философия.
Спор об универсалиях в философии средних веков
Обладают ли общие понятия (универсалии)
реальным существованием?
Тема 6. философия эпохи возрождения.
Принцип гуманизма в культуре эпохи возрождения,
Его проявление
в искусстве
(живопись, скульптура, архитектура)
| в литературе
| в науке и философии
| Италия:
Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Караваджо.
Нидерланды:
Ван Эйк, Босх.
Германия:
Дюрер, Грюневальд.
Испания:
Эль Греко.
| Италия:
Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Дж.Бокаччо, Ариосто.
Нидерланды:
Эразм Роттердамский.
Испания:
М. де Сервантес,
Л.де Вега.
Франция:
П.Ронсар, Ф.Рабле.
Англия:
в.Шекспир.
| Н. Кузанский,
Л.Валла,
Дж. Пико делла Мирандолла,
Парацельс,
А. Везалий,
Н. Коперник,
Дж. Бруно,
Г. Галилей,
Н. Макиавелли,
Т. Мор,
Т. Кампанелла
|
В философии нового времени
| | | | | | | | Объект познания – природа
Цель познания – установление господства человека над природой
| | | | | | |
Методы познания:
|
| Причины заблуждений
| «путь паука» –
теоретическое мышление
| «идолы рода» –
несовершенство органов чувств, ограниченность разума
|
|
|
|
| «путь муравья» –
эмпирические исследования
| «идолы пещеры» –
индивидуальные особенности субъекта
|
|
|
|
| «путь пчелы» –
движение от чувственного к рациональному познанию
| «идолы рынка» –
непонимание в процессе общения
|
|
|
| «идолы театра» –
некритическое отношение к мнению авторитетов
| опытно-индуктивный метод
|
|
Философия Гегеля.
ЛОГИКА
принцип тождества бытия и мышления;
принцип восхождения от абстрактному к конкретному;
принцип единства противоположностей
Абсолютная идея
философия духа
Абсолютный Дух –
итог развития
Абсолютной идеи
| Философия природы
природа – инобытие
Абсолютной Идеи
механика физика органика
| субъективный
дух –
индивидуальное человеческое
сознание
| объективный дух:
право,
мораль,
государство
| абсолютный дух:
искусство, религия,
философия
| | | | |
Марксизм
экономическая
теория
|
философия
| социально-политическое учение
|
|
|
|
| |
| диалектический
материализм
| материалистическое
понимание
истории
| теория
личности
|
Западной философии ХХ века.
Социально-исторические и духовно-культурные условия формирования
| Характерные особенности
| 1. стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;
2. противоречия научно-техническо-го прогресса;
3. противоречия глобализации;
4. демократизация политической сферы;
5. кризис в духовной сфере.
| 1. разнообразие течений, проблем и методов их решения;
2. формирование сциентизма и антисциентизма;
3. иррационализм;
4. антропологическая проблематика;
5. тенденция к формированию социально-экологического типа философствования;
6. формирование принципа глобального эволюционизма.
|
Западной философии ХХ века.
Основные
направления и
их представители
|
Ключевые проблемы
|
Варианты их решения
| «Философия
жизни»:
Ф.Ницше, А.Бергсон и др.
| «Жизнь» – некая первоначальная реальность, недоступная ни чувственному, ни рациональному познанию и постигаемая только в результате непосредственных переживаний. Все существующее – проявление «жизни».
| Утвердить свою свободу человек может только в одиноком противостоянии миру (Ф.Ницше).
Функция разума – обеспечить телу пребывание в среде; основной метод познания – инстинкт и его высшее проявление – интуиция. (А.Бергсон)
| Экзистенциализм:
К.Ясперс, М.Хайдеггер,
Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель,
Н.Бердяев. Л.Шестов и др.
| Человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я», т.е. переживание своего бытия в мире
«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» (А.Камю).
| 1) религиозное направление (К.Ясперс, г.Марсель, н.Бердяев и др.): возможность обретения свободы через веру в Бога;
2) атеистическое направление (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.): возможность обретения свободы через погружение в сферу собственного сознания.
| Позитивизм(основоположник - О.Конт)и
неопозитивизм
(аналитическая философия):
Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р. Карнап и др.
Постпозитивизм:
К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Лакатос.
| Философия неспособна ответить на вопросы, поставленные развитием науки: «наука сама себе философия». Функция философии – анализ научных понятий, которые представляют собой особую реальность.
Проблемы истории возникновения, развития и смены научных теорий.
| - Логический позитивизм: все философские проблемы сводятся к логическим;
- лингвистический позитивизм: все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка.
Основной признак научности – «принцип фальсификации» (К.Поппер);
концепция научных парадигм (Т.Кун) и др.
| Герменевтика:
Ф.Шлейермахер, В.Дильтей,
Х.Г.Гадамер.
| Проблемы понимания и постижения смысла феноменов духовной культуры. Проблема языка.
| Язык – особая реальность, основа и сущность человеческого бытия. познание истины возможно лишь через диалог.
| Психоанализ:
З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.
| Проблема бессознательного.
| творческая деятельность – выход из конфликта между бессознательным и социальным (З.Фрейд);
концепция коллективного бессознательного (К.Юнг);
учение о социальном бессознательном (Э.Фромм).
| Феноменология:
Э. Гуссерль и др.
| предмет философии – не окружающий мир, а феномены сознания.
| В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.
| Религиозная
философия.
Неотомизм:
Э.Жильсон, Ж.Маритен и др.
Персонализм: Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.
Религиозный эволюционизм:
П.Тейяр де Шарден и его последователи.
| Стремление осмыслить проблемы современного мира с позиций христианской религии.
|
Человек реализуется в сфере творчества – в этом проявляется его сопричастность Богу.
Сущность человека – свобода выбора, которая проявляется во взаимодействии с миром и обществом.
Синтез идей о Божественном творении и природной эволюции; религиозно-философская линия учения о ноосфере.
|
Тема 11. русская философия.
. Основные этапы развития философии в России.
Этапы
развития
| Социально-исторические и духовно-культурные
условия
| Основные
направления
и представители
| Философия
русского
средневековья
(X – XVII вв.)
| Христианизация Руси. Влияние византийской духовной культуры. борьба за сохранение национальной независимости. формирование единого централизованного государства.
| Религиозно-философская мысль: митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»), Вл.Мономах («Поучения»).
Формирование светской общественной мысли: А.Курбский.
| Философия
русского
Просвещения
(XVIII – нач.XIХ вв.)
| Коренные преобразования во всех сферах жизни общества. Активное восприятие западной культуры. Формирование системы народного образования.
| Формирование научно-философской мысли:
«Ученая дружина» - В.Татищев, Ф.Прокопович, А.Кантемир;
М.В.Ломоносов.
Формирование онтологических и гносеологических представлений:
А.Н. Радищев.
| Классическая русская
философия
(XIХ – нач.ХX вв.)
| Кризис феодальных отношений и зарождение капитализма. Ограниченность правительственных реформ. Войны и народные выступления. Подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории XIХ в.: Отечественной войной 1812г., движением декабризма, крестьянской реформой 1861г.
| Создание первой в России системы философского знания: П.Я.Чаадаев.
Споры о путях развития России:
западники (А.И.Герцен, Н.П.Ога-рев, Т.Н.Грановский и др.)
и славянофилы (П.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.).
Религиозно-философское направление: А.С. Хомяков, И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров и др.
Материалистическое (революционно-демократическое) направление: А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.Добролюбов;
П.А.Кропоткин, Г.В.Плеханов и др.
Естественнонаучное направление: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Н.И.Пирогов, Л.И.Мечников и др.
| Философия
ХХ в.
| Развитие естественных наук. Индустриализация экономики. Революции и войны. Эмиграция деятелей культуры. Идеологический диктат.
| «Серебряный век» русской философии и философия русского зарубежья:
С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев,
Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.
Советский период:
В.И.Ленин, Н.И.Бухарин и др.
| Философия
современной
России
(посл. четверть ХХ в. – нач. XXI в.)
| Реформирование всех сфер общественной жизни. Формирование рыночной экономики. Демократизация политической сферы. Расслоение общества. Духовный кризис.
| А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков,
И.Т. Фролов, Н.Н. Моисеев и др.
|
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.
|