Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.



Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

Заголовок темы – на отдельном слайде

2. выделенное красным – таблица должна быть целиком на одном слайде

Выделенное зеленым – можно разбить на несколько слайдов

Философия и дофилософские мировоззренческие системы.

Основные мировоззренческие системы Социально-исторические условия формирования Особенности мировосприятия Форма отражения действительности
Мифология   Древнее общество: зависимость от природы, коллективный труд, отсутствие социального неравенства. Синкретизм мировосприятия. Представление о единстве мира, неразрывной взаимосвязи человека и природы. Фантастические представления, эмоционально-образная форма.
Религия   Формирование общественного разделения труда и системы социального неравенства. Мир разделяется на 2 части: 1)естественный, воспринимаемый органами чувств, 2) сверхъестественный, недоступный чувственному восприятию
 
 


основа религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное.

Иллюзорные представления, эмоционально-образная форма.
Философия   Классово организованное общество. Представление о единстве бытия, в котором выделяются два основных типа реальности: материальная и духовная.   Рациональная, логико-понятийная форма.

Основной вопрос философии,

 

его две стороны

       
   

 

 


Онтологическая (что первично?) Гносеологическая (познаваем ли мир?) Основные философские направления  
  Первично материальное начало   мир познаваем (гносеологический оптимизм).       материализм
первично духовное (идеальное) начало: а) объективное, т.е. существующее независимо от человеческой воли и сознания;   б) субъективное – индивидуальное человеческое сознание  
 
 

 


обычно: мир познаваем, но в определенных пределах;

 

 

обычно: достоверное знание об объективном мире получить нельзя (агностицизм)

 

  идеализм:     объективный   субъективный
Материальное и духовное – равноправные, независимые друг от друга начала       обычно: мир познаваем     дуализм  

 

 

Соотношение

философии и частных наук
    мировоззренческое и методологическое основание       естественнонаучная, эмпирическая база

 

 

1. объект познания – мир в целом; 2. методы познания – теоретические; 3. не имеет практической направленности; 4. альтернативное знание; 5. может иметь национальный и индивидуально-личностный характер; 6. включает в себя аксиологический аспект. 1. имеют объект и методы познания; 2. направлены на познание законов действительности; 3. рациональность; 4. доказательность, аргументированность положений и выводов; 5. системность изложения; 6. стремление к достижению истины; 7. наличие понятийного аппарата (научные термины, философские категории). 1. объект познания – отдельные области действительности; 2. методы познания – эмпирические и теоретические; 3. цель познания – практическое применение; 4. точное знание; 5. вненациональный и обезличенный характер; 6. безоценочный характер.

Тема 2. История философии

Как источник философских идей.

Тема 3. Философия Древнего Востока.

 

Тема 4. Античная философия.

 

Спор об универсалиях в философии средних веков

 
 

 


Обладают ли общие понятия (универсалии)

реальным существованием?

       
   


реализм (лат. realis – реальный)     номинализм (лат. nomina – имя)   Иоанн Росцеллин, Пьер Абеляр Уильям Оккам  
 
 

 


реально существуют только единичные вещи, а общие понятия – это наименования, обозначающие вещи.

Крайний (в основе – идеи Платона) Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский   Подлинной реальностью обладают только общие понятия, существующие до единичных вещей и независимо от сознания и материального мира. Умеренный (в основе – идеи Аристотеля) Фома Аквинский   Общие понятия существуют реально, но проявляются только в конкретных вещах.
  Влияние на формирование эмпиризма Нового времени    
     

Тема 6. философия эпохи возрождения.

Принцип гуманизма в культуре эпохи возрождения,

Его проявление

           
   
   
 


в искусстве (живопись, скульптура, архитектура) в литературе в науке и философии
Италия: Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Караваджо. Нидерланды: Ван Эйк, Босх. Германия: Дюрер, Грюневальд. Испания: Эль Греко.   Италия: Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Дж.Бокаччо, Ариосто. Нидерланды: Эразм Роттердамский. Испания: М. де Сервантес, Л.де Вега. Франция: П.Ронсар, Ф.Рабле. Англия: в.Шекспир.   Н. Кузанский, Л.Валла, Дж. Пико делла Мирандолла, Парацельс, А. Везалий, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла

 

 

В философии нового времени

           
   
Объект познания – природа Цель познания – установление господства человека над природой  
 
   

 


Методы познания:   Причины заблуждений
«путь паука» – теоретическое мышление «идолы рода» – несовершенство органов чувств, ограниченность разума
       
«путь муравья» – эмпирические исследования «идолы пещеры» – индивидуальные особенности субъекта
       
«путь пчелы» – движение от чувственного к рациональному познанию «идолы рынка» – непонимание в процессе общения
       
«идолы театра» – некритическое отношение к мнению авторитетов
опытно-индуктивный метод  

 

 

Философия Гегеля.

 

 

ЛОГИКА


принцип тождества бытия и мышления;

принцип восхождения от абстрактному к конкретному;

принцип единства противоположностей

 

 


Абсолютная идея

философия духа Абсолютный Дух – итог развития Абсолютной идеи Философия природы природа – инобытие Абсолютной Идеи
           
   
     
 


механика физика органика

       
   
 

 

 

субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание объективный дух: право, мораль, государство абсолютный дух: искусство, религия, философия
       

 

 

Марксизм

           
     
 


экономическая теория   философия социально-политическое учение
 
     
диалектический материализм материалистическое понимание истории теория личности

 

Западной философии ХХ века.

Социально-исторические и духовно-культурные условия формирования Характерные особенности
1. стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества; 2. противоречия научно-техническо-го прогресса; 3. противоречия глобализации; 4. демократизация политической сферы; 5. кризис в духовной сфере. 1. разнообразие течений, проблем и методов их решения; 2. формирование сциентизма и антисциентизма; 3. иррационализм; 4. антропологическая проблематика; 5. тенденция к формированию социально-экологического типа философствования; 6. формирование принципа глобального эволюционизма.

Западной философии ХХ века.

Основные направления и их представители   Ключевые проблемы   Варианты их решения
«Философия жизни»: Ф.Ницше, А.Бергсон и др. «Жизнь» – некая первоначальная реальность, недоступная ни чувственному, ни рациональному познанию и постигаемая только в результате непосредственных переживаний. Все существующее – проявление «жизни». Утвердить свою свободу человек может только в одиноком противостоянии миру (Ф.Ницше). Функция разума – обеспечить телу пребывание в среде; основной метод познания – инстинкт и его высшее проявление – интуиция. (А.Бергсон)
Экзистенциализм: К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель, Н.Бердяев. Л.Шестов и др. Человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я», т.е. переживание своего бытия в мире
 
 

 


«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» (А.Камю).

1) религиозное направление (К.Ясперс, г.Марсель, н.Бердяев и др.): возможность обретения свободы через веру в Бога; 2) атеистическое направление (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.): возможность обретения свободы через погружение в сферу собственного сознания.
Позитивизм(основоположник - О.Конт)и неопозитивизм (аналитическая философия): Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р. Карнап и др.   Постпозитивизм: К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Лакатос. Философия неспособна ответить на вопросы, поставленные развитием науки: «наука сама себе философия». Функция философии – анализ научных понятий, которые представляют собой особую реальность. Проблемы истории возникновения, развития и смены научных теорий. - Логический позитивизм: все философские проблемы сводятся к логическим; - лингвистический позитивизм: все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка.     Основной признак научности – «принцип фальсификации» (К.Поппер); концепция научных парадигм (Т.Кун) и др.
Герменевтика: Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Х.Г.Гадамер. Проблемы понимания и постижения смысла феноменов духовной культуры. Проблема языка. Язык – особая реальность, основа и сущность человеческого бытия. познание истины возможно лишь через диалог.
Психоанализ: З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм. Проблема бессознательного. творческая деятельность – выход из конфликта между бессознательным и социальным (З.Фрейд); концепция коллективного бессознательного (К.Юнг); учение о социальном бессознательном (Э.Фромм).
Феноменология: Э. Гуссерль и др. предмет философии – не окружающий мир, а феномены сознания. В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.
Религиозная философия. Неотомизм: Э.Жильсон, Ж.Маритен и др.   Персонализм: Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.   Религиозный эволюционизм: П.Тейяр де Шарден и его последователи. Стремление осмыслить проблемы современного мира с позиций христианской религии.     Человек реализуется в сфере творчества – в этом проявляется его сопричастность Богу.   Сущность человека – свобода выбора, которая проявляется во взаимодействии с миром и обществом. Синтез идей о Божественном творении и природной эволюции; религиозно-философская линия учения о ноосфере.

Тема 11. русская философия.

 

. Основные этапы развития философии в России.

Этапы развития   Социально-исторические и духовно-культурные условия Основные направления и представители  
Философия русского средневековья (X – XVII вв.) Христианизация Руси. Влияние византийской духовной культуры. борьба за сохранение национальной независимости. формирование единого централизованного государства. Религиозно-философская мысль: митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»), Вл.Мономах («Поучения»). Формирование светской общественной мысли: А.Курбский.  
Философия русского Просвещения (XVIII – нач.XIХ вв.) Коренные преобразования во всех сферах жизни общества. Активное восприятие западной культуры. Формирование системы народного образования. Формирование научно-философской мысли: «Ученая дружина» - В.Татищев, Ф.Прокопович, А.Кантемир; М.В.Ломоносов. Формирование онтологических и гносеологических представлений: А.Н. Радищев.  
Классическая русская философия (XIХ – нач.ХX вв.) Кризис феодальных отношений и зарождение капитализма. Ограниченность правительственных реформ. Войны и народные выступления. Подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории XIХ в.: Отечественной войной 1812г., движением декабризма, крестьянской реформой 1861г. Создание первой в России системы философского знания: П.Я.Чаадаев. Споры о путях развития России: западники (А.И.Герцен, Н.П.Ога-рев, Т.Н.Грановский и др.) и славянофилы (П.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.). Религиозно-философское направление: А.С. Хомяков, И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров и др. Материалистическое (революционно-демократическое) направление: А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.Добролюбов; П.А.Кропоткин, Г.В.Плеханов и др. Естественнонаучное направление: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Н.И.Пирогов, Л.И.Мечников и др.  
Философия ХХ в.   Развитие естественных наук. Индустриализация экономики. Революции и войны. Эмиграция деятелей культуры. Идеологический диктат. «Серебряный век» русской философии и философия русского зарубежья: С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. Советский период: В.И.Ленин, Н.И.Бухарин и др.
Философия современной России (посл. четверть ХХ в. – нач. XXI в.) Реформирование всех сфер общественной жизни. Формирование рыночной экономики. Демократизация политической сферы. Расслоение общества. Духовный кризис. А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков, И.Т. Фролов, Н.Н. Моисеев и др.

 

 

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.038 с.)