Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональные состояния школьникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Странной ошибкой будет думать, что в нашей жизни или в жизни вашего ребенка вы что-нибудь выделите крупное и уделите этому крупному все ваше внимание... А. С. Макаренко Эмоции (точнее, их внешнее выражение) могут многое рассказать о ребенке. Достаточно воспитателю научиться их правильно читать, и можно быть почти уверенным, что он правильно распознает состояние ребенка. Внешнее выражение эмоциональных состояний — экспрессия. Мимика и поза, жесты и движения, интонация и темп речи расскажут воспитателю о внутреннем состоянии ученика. Немного поупражнявшись, даже начинающий педагог без труда узнает, что выражает мимика ребенка — радость или печаль, страх или гнев, удивление или безразличие. Но первое, на что обычно обращается внимание, — это общее состояние ребенка: возбужденное, нормальное или угнетенное. Хорошо известны признаки возбуждения: высокий, пронзительный, зычный или дрожащий голос, свидетельствующий о волнении, смена скорости и темпа речи, потеря пауз, разрыв слов. Забывание того, что хотел сказать, свидетельствуют о тревоге и растерянности. Мимика и речь, интонация дополняются жестами, позами, состоянием одежды. Непринужденная поза свидетельствует об уравновешенном состоянии, напряженная выдает волнение. Учитель моментально схватывает, объединяет и осмысливает все увиденное. Связывая звенья поступков, выражений, эмоций ребенка в единое целое, он понимает и объясняет себе его внутреннее состояние, его мотивы, позицию, духовно-культурный потенциал, способности и возможности. Но этого недостаточно. Если учитель сделает совершенно правильные выводы, безошибочно распознает внутреннее состояние ребенка, но останется при этом посторонним наблюдателем, регистратором событий, то он мало поможет ребенку. Эмпатия, готовность сопереживать и прийти на помощь, принять воспитанника со всеми его недостатками — естественный порыв души педагога-гуманиста. Младшие школьники отличаются повышенной эмоциональностью. Их восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность окрашены сильными переживаниями. Дети еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. И только с годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Чувства ребенка не контролируются разумом. Установлено, что он понимает только те чувства, которые переживает сам. Чужие переживания ему неведомы. Поэтому наши увещевания — а что бы ты чувствовал на месте обиженного товарища? — мало помогают. Нужно дать ребенку возможность самому пережить страх, позор, унижение, радость, боль — лишь тогда он поймет, что это такое. Лучше, если это произойдет в специально созданной ситуации и под контролем взрослых. Искусственно ограждать ребенка от переживаний, неприятностей нельзя. Жизнь сурова, законы ее изменить нельзя, а поэтому и готовиться к ней нужно по-настоящему. Эмоциональностью человека в значительной степени определяется его характер. В.П. Кащенко выделяет следующие недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные: 1. Неустойчивость, противоречивость. 2. Повышенная возбудимость аффектов. 3. Сильная острота симпатий и антипатий к людям. 4. Импульсивность поступков. 5. Исступленный гнев. 6. Пугливость и болезненные страхи (фобии). 7. Пессимизм и чрезмерная веселость. 8. Равнодушие, безучастность. 9. Нечистоплотность. Педантизм. 10.Страстное чтение. Характер — стержневая структура личности, имеющая преимущественно генетическую основу. Только некоторые из названных недостатков и в очень незначительной степени может коррегировать учитель. Большинство отклонений характера требует медико-психологического вмешательства. Сиюминутные эмоции вызывают конкретные действия, поступки. А общее поведение, в том числе и отклоняющееся, определяют эмоциональные состояния. Их можно определить как] продолжительное пребывание на определенном эмоциональном уровне, как подверженность одним и тем же эмоциям. В состояниях эмоции как бы зациклены, бесконечно повторяются в различных вариациях, образуют комплексы. Все отклонения в поведении школьника первоначально провоцируются и «запускаются» его эмоциональными состояниями. Поэтому и понять, и скорректировать поведение ребенка можно только тогда, когда известны его эмоциональное состояние, а также конкретная ситуация, вызвавшая освобождение эмоций. Американский психолог Д. Келли (1905—1967) выделил четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность (рис. 8). Каждое из них способно «запустить» девиантное и даже деструктивное поведение. Если педагог научится их хотя бы отделять, дифференцировать, то получит реальные возможности помочь ребенку. Тревога — смутное чувство неопределенности и беспомощности. Тревожность как состояние наступает тогда, когда ребенок переживает событие, которое он не может ни понять, ни предвидеть. Единственное спасение — помочь ему преодолеть это состояние, объяснив, что на самом деле никакой реальной опасности или угрозы нет. Без квалифицированной помощисами дети с большим трудом преодолевают подобные состояния. У многих они сохраняются и, обрастая новыми страхами, усиливают общую тревожность, вызывают повышенную обеспокоенность. Вина возникает, когда учитель интерпретирует действия ученика как неудачные. Ученик осознает, что разрушаются его статус, его роль, с помощью которых он сохраняет наиболее важные для себя отношения с другими людьми. Если, например, ученик считает себя отличником, то он может загладить свою вину, терпеливо выполнив домашнее задание. Иначе его роль окажется под угрозой. А плохо успевающий ученик в этой ситуации никакой вины не почувствует: в его роли двоечника ничего не меняется. Дети, как и взрослые, испытывают дискомфорт, когда ведут себя не так, как от них ожидают, или поступают вопреки своим нравственным установкам. Следовательно, формирование правильных моральных принципов, соотнесение их с реалиями жизни — главные действия учителя по преодолению отклоняющегося поведения, вызванного чувством вины. Наиболее распространенным образцом поведения, вызванного чувством вины, являются попытки ученика скрыть свои неблаговидные действия, поступки, приукрасить их. Если не принимаются своевременные и должные меры, то развиваются лживость, очковтирательство, халтурное отношение к выполнению работы. Угроза рассматривается как предстоящее событие, могущее изменить существование. Конечно, дети не осознают ее так отчетливо, как взрослые. Для них угроза принимает форму явного агрессивного действия, как приведение наказания в исполнение. Угрозы плохо отражаются на состоянии ребенка, могут вызывать различные нервные расстройства. Наиболее распространенные способы избежания угрозы наказаний — спрятаться от глаз учителя, уйти из класса, убежать из школы. Враждебность рассматривается как склонность вести себя мстительно по отношению к другим, как стремление причинить им вред, ущерб. Враждебно настроенный человек пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свои чувства. Дети в этом мало отличаются от взрослых, разве что масштабностью и объектами проявления враждебности. Если греческий разбойник Прокруст растягивал или укорачивал свою жертву, чтобы она соответствовала длине его ложа, то маленький школьный тиран желает «укорачивать» всех до уровня своих собственных представлений. Он почувствует себя удовлетворенным лишь тогда, когда его цель будет достигнута. В противном случае проявит агрессию, предпримет разрушительные действия. Поступать деструктивно он будет до тех пор, пока состояние враждебности будет сохраняться. В основе коррекционной работы не препятствие его действиям, а изменение внутренней установки, «взрыв» неправильных отношений и представлений. Если диагноз «враждебность» установлен, необходима система личностно-сориентированных, последовательно нарастающих упражнений, чтобы постепенно снимать эмоциональное напряжение, или мощный разовый «взрыв», способный сразу разрушить скверную установку. Взрыв этот выдержит не каждый, поэтому воспитателю нужно быть осторожным. Состояния тревоги, вины, угрозы, враждебности могут достигать различного уровня. Обычно выделяется три степени их проявления: легкая, средняя, высокая. Такая, например, характеристика: ребенок переживает состояние враждебности среднего уровня — сигнал учителю о необходимости принятия коррекционных мер определенной группы. Но какое именно состояние переживает ребенок и на каком уровне, распознать не всегда удается. Внешние признаки состояний почти не отличимы. Совсем не выполнимой задача становится в том случае, когда состояния «накладываются» в различных пропорциях. Поэтому для практической диагностики лучше идти по пути выделения уровней возрастания эмоциональной напряженности. Отличить сильное возбуждение от легкого может каждый учитель. Четыре уровня возрастающей эмоциональной напряженности выделяются как предвестники и главные признаки отклоняющегося поведения. Это тревожность, депрессия, депривация, фрустрация. Ниже мы подробно рассмотрим каждый из них в связи с решением коррекционных задач, раскроем механизмы возникновения, наметим меры преодоления. Состояния ребенка не существуют и не проявляются в «чистом» виде. Одни состояния подготавливают другие, они снижаются и нарастают, но, к сожалению, не исчезают совсем, если общее состояние внутренней напряженности сохраняется. Обратим внимание на несколько практических моментов, помогающих понять природу повышения эмоциональных состояний и наметить правильные меры по их коррекции. Отрицательные состояния и соответствующие реакции ребенка обычно проявляются не в той среде или ситуации, которые ее вызвали, а в другой. Например, дома конфликтная ситуация: родители в ссоре, обстановка напряженная. Получив домашний стресс, ребенок «срывается» в школе. Повышенная раздражительность, нетерпимость, частые смены настроения, плаксивость становятся его постоянными спутниками. Нарушается сон, пропадает аппетит, возникает устойчивое эмоциональное состояние. Проявляются характерные реакции протеста — ссоры, драки, беспричинные обиды. Дети, окружающие попавшего в стрессовую ситуацию ребенка, сразу чувствуют изменение его настроения, его подавленность и беспомощность. Чувство сострадания у детей развито мало. Они моментально используют состояние попавшего в беду одноклассника как повод для насмешек, унижений. Попавший в беду ребенок нередко становится еще и жертвой детской жестокости. Ситуация предполагает два выхода: нужно или бороться, защищаться, или навсегда стать общим посмешищем. Изменение поведения неизбежно. Как видим, первичное неблагоприятное состояние дополняется новыми, реакция ребенка нарастает, становится угрожающей и неуправляемой. Проблемы нарастают, как снежный ком, гнетут, давят, парализуют маленького человека. Не зря говорится: где тонко, там и рвется, беда одна не ходит, а ведет за собой другую: неблагополучия хотя бы в одном месте неминуемо ведут к общему ухудшению. К домашним неурядицам добавляются школьные: подрался, хулиганил, сорвался в крик, не слушал учителя, не выучил урок. Родителям тоже от вызова к директору легче не стало. Давление на ребенка нарастает со всех сторон. Как ему быть? — скажите, учитель. Дети с устойчивой и сильной нервной системой переживают стрессовые ситуации легче и быстрее, не так часто «срываются». Они активно протестуют: могут дать сдачи обидчику, постоять за себя. У них вырабатывается поведение защитно-агрессивного типа. И если оно проявляется очень сильно, то это тоже отклонение. Дети ослабленные, легко возбудимые, со слабой нервной системой легко «срываются» даже от незначительных потрясений. Они способны только на пассивный протест. Мелкие пакости обидчику, наговоры, ябедничание, фантазии о том, как отомстить, — обычный «набор» реакций. Если ситуация сохраняется долго, то можно ожидать возникновения соответствующего эмоционального состояния, а оно повлечет и закрепит соответствующее поведение. Одной из форм протеста ослабленных детей часто становится попытка избежать неприятной ситуации. Побеги из дома или школы, увертки, обманы, ложь становятся средством достижения цели и, конечно же, только усугубляют неприятности ребенку. Сначала все происходит, как игра. О последствиях он не думает. Главное — избежать неприятной ситуации сейчас, насолить обидчикам, отомстить всем. Уйти из дому просто. А вернуться назад сложно, почти невозможно. Специалисты утверждают, что после двух-трех недель скитаний, если ребенок не заболел и не погиб, он уже с трудом возвращается к прежней жизни. Он стал, наконец, самим собой, он сам себе хозяин. Он никому не подчиняется и ни от кого не зависит. Не в этом ли главная привлекательность бродяжничества? Одной из самых безобидных реакций ребенка на ухудшение эмоционального состояния должна быть признана реакция компенсации. Допустим, школьник не может быть на уровне предъявляемых ему требований и он это понимает. Он старается, но ничего не получается. Какой выход? Он скрывает свои недостатки или неблаговидное поведение. Невинная ложь, легкое лицемерие — это обычные проявления. Постепенно усваивается и закрепляется новая реакция — ребенок пытается выделиться в чем-то другом: начинает лучше учиться, заниматься спортом, совершенствоваться в каком-то виде искусства. Мы, взрослые, большей частью именно так и идем по жизни. Правильно поступит тот педагог, который, заметив недостаточную сноровку ребенка в одном деле, не будет насильно заставлять его добиваться большого успеха, а постарается развивать его способности и дарования в других областях. И не будет неврозов, ненужных страданий, эмоционального перенапряжения, несчастных судеб. В жизни найдется место всем: и тем, кто красиво и грамотно пишет, и тем, кто не умеет писать совсем, тем, кто знает математику, и кто ее не знает. Если педагог будет придерживаться разумного минимума образования для тех, кто к нему не способен, он сохранит эмоциональное здоровье детей, сделает для страны и общества больше, чем когда своим неразумным рвением даст обществу больного, неуравновешенного человека. Из изложенного сделаем главный вывод: эмоциональные состояния детей являются определяющими характеристиками их поведения. Состояния тревоги, вины, угрозы и враждебности вызывают девиантное поведение. Его предвестниками и движущими силами выступают нарастающие по силе эмоциональные состояния тревожности, депрессии, депривации, фрустрации. Коррекция отклоняющегося поведения — это изменение не самого поведения, а тех состояний, которыми оно вызвано, исправление внутреннего мира ребенка. Коррекция тревожности Нет никакого сомнения, что в основе девиантного поведения — неправильно сформированные прошлым воспитанием реакции на жизненные ситуации. Ситуации, вызывающие повышенную напряженность, создающие трудности в общении, приводящие к острым переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия, дадут о себе знать в будущем. Тревожность детей — прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни. Ее симптомы проявляются у все большего количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Жить человеку в таком состоянии нелегко. Оно изматывает, подтачивает силы, ослабляет волю и разум, подталкивает к совершению нелогичных, необдуманных поступков. Тревожность — это обычный предвестник будущей беды. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведения школьников. Постоянно гнетущие их ощущения неопределенности и страха парализуют волю, мешают здраво рассуждать, толкают на необдуманные действия. Различают тревогу и тревожность. Тревога — ощущение конкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. В отличие от тревоги тревожность считается эмоциональным состоянием, особенностью характера или чертой личности. Тревожный человек постоянно неуверен в себе, своих решениях и действиях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив. Что вызывает детскую тревожность? Обычные детские страхи: боязнь грозы, темноты, диких зверей, высоты, опоздать в школу, выходить к доске, отвечать на уроке и т. п. Они служат ситуативными источниками тревоги и не слишком опасны, так как исчезают вместе с источником опасности. Но у части детей оставляют глубокие следы в душе, ведут к стихийно возникающим способам защиты от источника тревоги — особенностям поведения, фантазиям, уединениям, агрессивности, апатии, заболеваниям. Но в большей мере тревожность ребенка вызывается: —противоречивыми требованиями к нему, исходящими из разных источников или даже одного источника (родители то позволяют, то запрещают); —неадекватными требованиями, т. е. не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка; —негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение; —отсутствием требовательности к ребенку, безразличием к нему со стороны взрослых, что рождает чувство опасности, незащищенности. Тревожность имеет генетические корни, внешняя среда может ее либо развивать, либо подавляет, способствует или препятствует развиться в устойчивую черту личности. К 10—12 годам тревожность (или ее отсутствие) становится чертой характера. Врожденная или сформированная склонность ребенка легко впадать в тревожное состояние во многом предопределяет его поведение. Итак, общие причины детской тревожности: —конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент); —невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами; —следствие перенесенных заболеваний; —результат запугивания ребенка взрослыми; —плод чрезмерного детского воображения; —естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных; —проявление инстинкта самосохранения; —результат «запрещающего» воспитания; —чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям; —следствие депривации — чувства обездоленности, недоступности. Среди сильных источников детской тревожности — угроза исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Ребенок постоянно беспокоится, что о нем думают другие. Некоторые дети склонны преувеличивать степень внимания к их персоне со стороны других людей и стремление оценивать их. Как видим, причин для возникновения тревожности достаточно. Можно контролировать только небольшую их часть, а устранять и того меньше. Но, прежде всего, взрослый обязан понять, что ребенку трудно. Его мир постоянно расколот: нужно быть вежливым всегда — и нужно драться, когда обижают. От учителя за это получить строгий выговор, от товарищей — полное одобрение за смелость. Дома тоже смотрят по-разному: мама говорит, что сын растет хулиганом, а папа, наоборот, поддерживает: молодец, сумел постоять за себя. Противоречия окружающего мира порождают внутренние противоречия, и ребенок теряется в сомнениях, увеличивающих его тревожность. По-разному проявляется тревожность у мальчиков и девочек. Сведений об учете половых различий при формировании эмоциональной устойчивости школьников нет. Очень неразумно забывать о разнице полов, но пока наша педагогика обходит тендерные вопросы. Все знают, что эмоциональная жизнь мужчины и женщины, мальчика и девочки протекает по-разному. Мальчик, чтобы справиться с волнением в нелегкой ситуации публичного выступления или экзамена, должен быть не только наперед уверен, что над ним не посмеются, что он не разочарует старших, но и — прежде всего — в том, что ему не угрожает двойка или общественное порицание. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых чаще всего являются родители. Бездумно и бездушно пользуются этим иные учителя, делая порицательные записи в дневниках за незначительные провинности (забыл тетрадь, карту, карандаши, форму и т. п.), угрожая вызовом родителей в школу. Девочек в подобных ситуациях беспокоит больше то, как они выглядят. Их мало волнуют сами наказания. Они переживают, как справятся с тем или иным делом, добьются ли успеха. Поэтому, чтобы успокоить мальчика, иногда достаточно сказать: «Не бойся, это оценка Ни в журнал, ни в дневник не пойдет». А чтобы снять тревогу у девочки, придется привести другие доводы: «У тебя все получится, ты хорошо подготовилась и наверняка справишься». Будем различать тревогу конструктивную и деструктивную. Первая созидательная, вторая разрушительная. Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Умеренная школьная тревожность — состояние обычное и даже полезное. Познавательная деятельность ребенка не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги. И учение, и развитие личности ребенка наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном уровне и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с нею. Для плодотворной работы, утверждают ученые, определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не изматывает человека, а задает тонус его деятельности. Такая тревога не парализует, а, наоборот, разогревает, мобилизует на преодоление трудностей. Ее называют конструктивной. Задача учителя не в том, чтобы устранять любые поводы для тревоги, добиваться абсолютного душевного спокойствия, и вместе с тем — равнодушия детей, а в том, чтобы, во-первых, удерживать тревогу не выше определенного уровня, а во-вторых, дать ребенку средства конструктивного преодоления избыточной тревожности. Признаки тревожности учитель может установить, внимательно наблюдая. Конечно, однозначный вывод сразу сделать трудно, но если ученик вял, пассивен, плаксив, неуверен в себе, то налицо большая вероятность того, что он тревожен. Общие признаки тревожности: - повышенная возбудимость, напряженность, закрытость; - страх перед всем новым, неизведанным, необычным; - неуверенность в себе, заниженная самооценка; - ожидание неприятностей, неудач, осуждения учителя, родителей; - развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали; -безынициативность, пассивность, ожидание приказаний от старших; - склонность помнить больше плохое, чем хорошее; - боязнь общения с новыми людьми; - нежелание начинать новое дело, готовность отказаться от начатого дела из-за боязни его провалить; неумение владеть своими чувствами, плаксивость, нытье и т. п. В зависимости от источника тревоги выделяются три ее типа. Реалистическая тревога обусловлена реальными опасностями внешнего мира (например, гром и молния, буря и град, опасные животные, травмы, зубная боль, предстоящая контрольная работа) и связанными с ними болезненными ощущениями. Они в основном являются источниками страха и исчезают, как только исчезает сама угроза. Реалистическая тревога — эмоциональный ответ на опасности внешнего мира. Она помогает обеспечить самосохранение. Невротическая тревога вызывается страхом сделать что-то не так, что-то ужасное, что повлечет отрицательные последствия. Маленький ребенок понимает, что его плохое поведение чревато угрозой наказания. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, потому что наказания обычно исходят из внешнего источника. И только когда в подсознании закрепляются образы и связи возможных действий и ответов на них, тревога переходит в невротическую. Реальной тревоги, как таковой, нет, но всегда есть возможность попасть в неприятную ситуацию. Моральная тревога возникает всегда как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, самообвинения. Она характерна только для хорошо воспитанных, со сформированными моральными принципами детей. Ребенок чувствует, что нарушил правила, отступился от принципов, солгал, потерял свое Я. Он морально страдает, хотя никто из посторонних не понимает причин. Может не до конца осознавать их и ребенок, а только смутно ощущать. Но от этого легче не становится, его гнетет вина перед собой. Природа создала человека таким, что он инстинктивно пытается найти защиту от постоянно захлестывающей его тревоги. Выработались даже специальные защитные механизмы, которые помогают в трудных ситуациях. Их выделил и описал великий психолог нашего времени 3. Фрейд (1856—1939). 1. Вытеснение. Это первичная защита. Ее сущность сводится к удалению, вытеснению из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Непроизвольное вытеснение чаще всего происходит, как забывание. Произвольное подавление осуществляется усилием воли самого человека. Внешнее подавление — распространенный метод помощи тревожным детям. 2. Приписывание собственных недостатков другим составляет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других; человек сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже вор видит всех своими сообщниками. Таким образом, проекция представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Замещение. Рассматривается как переадресация тревожного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Ребенок после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает собачку, ломает игрушки. 4. Рационализация. Искажение реальности и защита самооценки. Это ложная аргументация, посредством которой ребенок уходит от действительности. Если воспитаннику кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения его товарищей, то он начинает страдать, хуже учиться, его самоуважение понижается. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями, ограничение своего Я. В некоторых случаях использование самоограничения оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации. Однако длительное самоограничение может привести к снижению самооценки. Не зная своего потенциала, после первых же неудач воспитанник бросает начатое дело, пасует перед трудностями, плывет по течению. Поэтому многие потенциально талантливые люди не могут раскрыться в полную силу. 5. Реактивное образование. Неприятный тревожный импульс подавляется и сознательно генерируется противоположным. Человек сознательно пытается вытеснить из сознания неприятные для него впечатления. 6. Регрессия. Для нее характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. 7. Сублимация. Изменение импульсов таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых конструктивных мыслей или действий. 8. Отрицание. Когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает именно этот механизм. Ребенок упорно продолжает верить, что любимая кошка не умерла, что она все еще жива! Отрицание реальности имеет место и в тех случаях, когда люди говорят: «Со мной это просто не может случиться». Знание этих механизмов поможет учителю оказать квалифицированную коррекционную помощь тревожным, депрессивным детям. Обратим внимание и на выводы ученых о том, что повышенная тревожность рождает избыточные потребности, т. е. защитные механизмы, в которых не нуждается нормальный человек, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Американская исследовательница К. Хорни (1885—1952) выделила и описала 10 защитных механизмов. Человеку кажется, что, предъявляя избыточные потребности, он уравновешивает свою обеспокоенность, и чувствует себя более уверенно.
Как видим, все избыточные потребности влекут за собой отклоняющееся поведение, потому что удовлетворить их без нарушения норм невозможно. К. Хорни утверждает, что нет человека, у которого не было хотя бы одного из перечисленных недостатков. Это означает, что нет людей без девиантного поведения. С этим выводом мы вынуждены смириться: чтобы достичь успеха, будем принимать детей такими, какими они есть. Что будет делать учитель для помощи тревожным детям? Во-первых, необходимо собрать этих детей в отдельную подгруппу, где им легче будет справиться со своим недостатком. Каковы действия учителя? 1.Постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверенность в их успехах, возможностях. 2.Защищать от неприятностей, от перенапряжения, лишних волнений, ненужных переживаний. 3.Расслаблять, снимать напряжение с помощью специальных подвижных игр, музыкальных и спортивных упражнений. 4.Применять специальный треннинг на проявление смелости, решительности, уверенности в себе. 5.Укреплять их волю на примерах сильных, мужественных людей, имевших в детстве подобные проблемы. 6.Сопереживать вместе с детьми их успехи и неудачи, выражать постоянную готовность помочь. В осуществлении коррекции тревожности у детей учитель использует комплекс коррекционных методик, отобрав из них те, что подходят его детям и согласуются с конкретными условиями. Предостережение Среди коррекционных методик, предложенных психологами, важное место отводится ролевым и имитационным играм. В этой связи следует высказать некоторое опасение. Будьте внимательны. Наблюдайте за реакцией учеников 3—4 классов во время предложенных вами игр. Если хотя бы у одного ученика они вызывают ухмылку, недовольство своей «детскостью», то откажитесь от них. Наши «тертые жизнью» дети уже многое повидали и вполне могут относиться скептически к вашим «детсадовским затеям». Ничего, кроме разочарования и потраченного времени, не будет. Детские забавы с прихлопываниями и приседаниями на них уже давно не действуют и ничему не научат. Перейдите на серьезный, взрослый тон. Если хотя бы у одного участника игры требования учителя изобразить доброжелательную улыбку или по-рыцарски поприветствовать девочку вызовут ухмылку, то можно считать, что эта игра провалилась. Суровая реальность предлагает иным детям такие формы поведения, после которых все игры воспринимаются ими как «глупость и блажь» и не годятся. Если учитель все же решится использовать игру, то нужно: 1) выбрать игру, соответствующую уровню развития детей; 2) исключить из нее «детские» элементы, раздражающие школьников; 3) предложить игру со сложными правилами; 4) участвовать в этой игре самому и выполнять все требования, как равноправный участник. С детской тревожностью справиться совсем не просто. Учитель будет настойчиво объяснять школьникам, как определять и оценивать источник тревоги, ее реальность и силу. Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность, — умение анализировать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать поступки. Именно неумение анализировать и планировать свои действия даже в простейших ситуациях — беда многих школьников. Каждому учителю знакомы дети, которым нужно по несколько раз напомнить: «Взяли ручку, открыли тетрадь...». К сожалению, в дальнейшем отсутствие самостоятельности приводит к отсутствию личной ответственности. Чем старше становятся дети (особенно мальчики), тем больше к безответственности прибавляется еще и безмятежность, т. е. неспособность переживать за плохо-сделанную работу. Итак: 1. Переживания тем конструктивнее, чем яснее и понятнее ситуация, в том числе и ситуация неудачи. Поэтому не надо жалеть сил, объясняя ученику, почему и за что снижена оценка, по какой причине не удалась та или иная задача. Это, в свою очередь, помогает ребенку научиться самостоятельно анализировать и оценивать свои знания, умения и навыки, обучает его умению переживать и преодолевать свои неудачи. Уже младший школьник должен понимать, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, — это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. 2.Честность и доверие к ребенку — вот два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие. Третий кит — безусловное принятие ребенка. Безусловное — значит, без всяких условий. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основные ценности. Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не забудем сказать, что уверены в его возможностях, что ценим его как человека и огорчены сложившийся ситуацией. Ребенок должен знать, что он хороший, любимый и будет таким всегда. 3.Повышение самооценки школьника — это универсальный способ преодоления тревожности и других повышенных эмоциональных состояний. Надо помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить его как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности. 4. Если источник тревоги известен, то учитель постарается помочь ребенку перевести тревогу из непонятной и страшной силы в конструктивную — осознаваемую разумом, а поэтому доступную для анализа и предотвращения; не страшную, а вполне преодолимую. Важнейшей чертой школьной тревожности является ее неразрывная связь с поведением учителя. Любое слово, любой жест, взгляд, поступок учителя значит для младшего школьника очень многое. Успешное решение учителем коррекционных задач зависит от его педагогической культуры, от того, насколько глубоко и всесторонне он понимает внутренний мир своих воспитанников, насколько способен своим вниманием охватить неповторимость и многогранность индивидуальности каждого. Но для этого даже основательных знаний недостаточно. Можно знать, а не уметь; можно уметь, но не понимать, с чем конкретно имеешь дело. Учитель будет осторожен в своих начальных выводах и обязательно прибегнет к различным методам иссл
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 5797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.021 с.) |