Учебно-методический комплект, необходимый для реализации национально-регионального компонента программы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплект, необходимый для реализации национально-регионального компонента программы



Название Автор, составитель Издательство, год издания
1. Программа «Парма» Под ред. С.Н. Штекляйн, Н.Б.Потолициной, С.С. Белых Сыктывкар, КРИРО и ПК, 2010
2. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми народа. И.А. Пасынкова    
3. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Л.Д. Вавилова  
4. Родная сторонка: Хрестоматия Сост. И.В.Котречко Сыктывкар, КРИРО и ПК, 2007
5. Дети древней земли Е.Габова Сыктывкар, 2008
6. Познавательное развитие дошкольников Л.Н. Гудырева Сыктывкар, КРИРО и ПК, 2007
7. Экологическое воспитание детей 4-7 лет Под ред. Т.В. Хабаровой Сыктывкар, КРИРО и ПК, 2009
8. Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет Сост. и ред. Т.В.Хабарова Сыктывкар, КРИРО и ПК, 2008
9. Дошкольникам о природе родного края В.Н. Карпушова Сыктывкар, 2003
10. Ознакомление с окружающим миром Потолицина Н.Б., Хабарова Т.В. Сыктывкар, КРИРО и ПК, 2009
11. Ознакомление с искусством коми (методические рекомендации) Л.Н. Гудырева Сыктывкар, КРИРО и ПК, 2008
12. Рабочая тетрадь «Верхневычегодская роспись» В.Н. Нестерова  
13. Рабочая учебная программа по краеведению для детей 5-7 лет Н.Ф. Зайцева Сыктывкар, КРИРО и ПК, 2010

 


Раздел IV «Содержание коррекционной работы»

4.1 Система психологической помощи ДОУ

Психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ оказывает педагог-психолог.

Основные направления деятельности психолога в дошкольном учреждении

1. Организация индивидуальной работы с детьми в период адаптации

2. Диагностика уровня психического развития детей с последующей организацией коррекционной работы

3. Разработка и реализация методов и способов коррекции микроклимата в группах

4. Организация индивидуальных и групповых корректирующих занятий для детей, имеющих трудности в развитии, поведении, общении

5. Развитие памяти, мышления, внимания детей

6. Помощь заведующей в организации благоприятного морального климата в коллективе педагогов и сотрудников

7. Организация консультативной работы для родителей воспитанников

Формы работы с детьми

  • помощь детям в адаптации к детскому саду;
  • проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
  • определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
  • диагностика игровой деятельности детей;
  • организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;
  • диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).

Формы работы с родителями

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
  • развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
  • снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
  • обучение родителей методам и приемам организации совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);
  • обеспечение высокого уровня подготовки детей к школе.

Формы работы с педагогами

  • подготовка и проведение педагогического консилиума;
  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • подготовка и выступление на педсоветах, методических объединениях;
  • повышение психологической компетенции педагогов.

Раздел V «Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы»

Сформированные интегративные качества ребенка- итоговый результат освоения ООП. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 1,5 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие – промежуточные результаты.

Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Формирование «социального портрета» ребенка 7 лет осуществлялось по следующим основаниям:

- по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных модулей;

- в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован.

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Ребенок имеет представление:

Ø о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

Ø о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

Ø о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

 

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Раздел VI «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы»

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в ноябре и апреле). В проведении мониторинга участвуют педагоги, педагог-психолог и медицинский работник Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком ООП и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

ü Объектомобследования являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

ü Формыобследования – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы обследования является сочетание высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

1. мониторинг образовательного процесса

2. мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения ООП, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (освоения образовательной программы) проводится воспитателями, ведущими образовательную деятельность с детьми. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в ДОУ и анализ продуктов детской деятельности. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг детского развития.

Мониторинг детского развития (развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами и медицинскими работниками ДОУ. Основная задача этого вида мониторинга- выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

Методики, используемые для обследования

Направления развития Диагностические методики Ответственные Сроки
1. Физическое развитие Критерии физического развития детей дошкольного возраста, сформулированные в примерной программе «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы Старший воспитатель Воспитатели младших групп ноябрь, апрель
Методика определения уровня физических качеств и двигательных навыков со средней группы (по Н.А. Ноткиной)) Инструктор по физкультуре  
2. Социально- личностное развитие Критерии социального развития детей дошкольного возраста, сформулированные в примерной программе «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы Старший воспитатель Воспитатели ноябрь, апрель
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Изучение уровня нравственной воспитанности» Педагог-психолог Воспитатели старших, подготовительных групп ноябрь, апрель
Социометрия «Секрет» Эльконин Д.Б. «Диагностика сюжетно-ролевой игры» Педагог-психолог   ноябрь, апрель
3. Познавательно- речевое развитие Критерии познавательного развития детей дошкольного возраста, сформулированные в примерной программе «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы Старший воспитатель Воспитатели ноябрь, апрель
Кушнир Н.Я. «Выявление уровня развития сформированности элементарных математических представлений детей Старший воспитатель Воспитатели ноябрь, апрель
Ушакова О.С. «Диагностика речевого развития» Старший воспитатель Воспитатели ноябрь, апрель
4. Художественно- эстетическое развитие Критерии художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста, сформулированные в примерной программе «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы Старший воспитатель Воспитатели ноябрь, апрель
Комарова Т.С. «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» Воспитатели Руководитель изодеятельности ноябрь, апрель
Уточкина Е.Ю. «Диагностика музыкальных способностей и навыков музыкальной деятельности детей» Музыкальные руководители ноябрь, апрель
Буренина А.И. Хореограф  
5. Ранний возраст Печора К.Л «Показатели нервно-психического развития ребенка» Воспитатели Педагог-психолог ноябрь, апрель
6. Готовность к обучению в школе Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Психолого- педагогическая оценка готовности детей к обучению в школе» Педагог-психолог ноябрь, апрель

 

 

Система мониторинга физической подготовленности и психофизического здоровья детей

Название метода, ответственный за проведение Цель, методика и периодичность оценки Возраст детей
Медицинская оценка Оценка состояния детей по группам здоровья   старшая медсестра Систематизировать информацию о наличии функциональных отклонений и заболеваний у детей, определить группу здоровья, группу по физкультуре (сентябрь, январь) 1,5-7 лет
Оценка физического развития старшая медсестра Оценить антропометрические данные. (сентябрь, март) 1,5-7 лет
Анализ посещаемости старшая медсестра Определить количество пропущенных дней и их причины. (декабрь, апрель) 1,5-7 лет
Анализ заболеваемости   старшая медсестра Определить количество пропущенных дней по болезни, количество пропусков, количество заболеваний (в случаях) и проанализировать их направленность. (декабрь, апрель) 1,5-7 лет
Индекс здоровья   старшая медсестра Вычислить индекс здоровья (количество не болевших детей) (декабрь, апрель) 1,5-7 лет
Психолого- педагогическая оценка Диагностика уровня физической подготовленности детей   инструктор по физкультуре Провести диагностическое обследование физической подготовленности дошкольников по тестам контроля физ. развития (по Ноткиной). Определить уровень физической подготовленности ребенка и средний балл по группе и ДОУ. В конце учебного года вычислить прирост физических качеств у ребенка, по группе, по ДОУ. (ноябрь, апрель) 3-7 лет
Тесты по готовности к школе ( по Семаго, Керна- Иерасика) педагог-психолог Определить функциональную готовность ребенка к школе. (сентябрь, апрель) 6-7 лет
Обследование психоэмоционального состояния детей   педагог-психолог Провести проективную игру «Секрет», интерпретативный тест «Грустная мама» (Г.Т. Хоментаускаса), тест Люшера (с восьмицветной гаммой) (ноябрь, апрель) 4-7 лет
Медико- педагогическая оценка Диагностика адаптации детей к условиям группы педагог-психолог Оценить нервно-психическое развитие детей. Проанализировать листы адаптации (ноябрь) 1,5-3 лет
Медико- педагогический контроль   старший воспитатель Оценить моторную и общую плотность физкультурных занятий, распределение физической нагрузки, эффективность занятий; проведение утренней гимнастики, прогулок; организация питания, закаливающих мероприятий, сна, санитарно- гигиеническое состояние помещений. 1,5-7 лет

 


Часть II, формируемая участниками образовательного процесса

Система мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей раннего возраста

I блок Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение
I этап Маркетиноговые исследования - изучение контингента детей - работа с детской поликлиникой  
II этап Социологический - анкетирование родителей - патронаж семьи на дому
III этап Адаптационный - режим посещения ДОУ - использование здоровьесбрегащих технологий - повышение компетентности родителей и педагогов
II блок Сопровождение развития детей в группах раннего возраста Педагоги, педагог-психолог
Администрация - психолого-педагогическое просвещение - экспертиза образовательных программ
Родители - повышение психолого- педагогической компетентности - социологические исследования - индивидуальное решение проблем
Педагоги - повышение психолого- педагогической компетентности - психолого – педагогический мониторинг -индивидуальное решение проблем
Дети - наблюдение - диагностика НПР здоровьесберегающие технологии - составление индивидуальных программ развития

 

 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.035 с.)