Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы организации экономического анализа

Поиск

Результаты экономического анализа в определенной степени зависят от верной его организации, которая должна соответствовать некоторым правилам. Организация экономического анализа должна строиться на плановой основе, основываться на передовых методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

Принципы организации экономического анализа:

- четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными работниками;

- обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса;

- ориентация на запросы конкретных пользователей анализа;

- регламентация и унификация аналитической работы.

Служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения, включают аналитическую работу. Следовательно, важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными работниками. Таким образом, от того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой — отсутствие дублирования одной и той же работы различными службами, т.е. более эффективно используется труд различных специалистов.

При проведении экономического анализа должны использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных. Отсюда одним из принципов организации аналитической работы является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса. Это подразумевает выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение.

Одно из требований, которое надо учитывать при организации аналитической работы, — ориентация на запросы конкретных пользователей анализа. С одной стороны, наиболее полно удовлетворяются информационные запросы различных субъектов анализа, с другой — минимизируются расходы на проведение анализа.

Важным принципом в организации аналитической работы в организации является ее регламентация и унификация. Регламентация — это разработка для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предусматривает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления. Она повышает объективность оценки деятельности подразделений, уменьшает затраты времени на анализ, что в итоге влияет на повышение его эффективности.

 

Организационные этапы в аналитической работе

Можно выделить следующие организационные этапы в аналитической работе организации:

1) выбор субъектов и объектов анализа, определение организационных форм его проведения и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями;

2) планирование аналитической работы;

3) информационное и методическое обеспечение экономического анализа;

4) оформление результатов анализа;

Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

 

Организационные формы и исполнители анализа

Экономические службы предприятий

Состав аппарата и технический уровень управления определяет организационные формы экономического анализа организации.

Деятельностью всех экономических служб на крупных промышленных предприятиях управляет главный экономист, являющийся заместителем руководителя по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу в организации, включая и работу по экономическому анализу. Ему подчиняются непосредственно лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия, финансовый отдел и т.д. Также в отдел может быть выделена группа экономического анализа.

В небольших организациях аналитическую работу возглавляет менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Осуществление экономического анализаобязанности не только экономических служб, но и технических служб (главного механика, энергетика, технолога и др.). Его осуществляют также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Данное положение дел можно объяснить тем, что, какой бы квалификацией ни обладали работники экономических служб, их силами невозможно глубоко и всесторонне осуществить аналитическую работу. Совместно силами экономистов, техников, технологов, руководителей различных служб, которые обладают знаниями по исследуемым вопросам, можно комплексно проанализировать проблему и найти наиболее оптимальное решение.

 

Схема распределения функций экономического анализа

Функции экономического анализа выполняют разные отделы предприятия:

- Планово-экономический отдел;

- Управленческая бухгалтерия;

- Финансовый отдел (финансовая бухгалтерия);

- Отдел труда и заработной платы;

- Отдел маркетинга;

- Производственный отдел;

- Отдел главного механика и энергетика;

- Отдел технического контроля;

- Отдел снабжения;

- Отдел сбыта.

Примерная схема распределения функций экономического анализа.

Планово-экономический отдел составляет план аналитической работы и осуществляет контроль за его выполнением, обеспечивает методику его проведения, организует и обобщает результаты анализа организации и его структурных подразделений, исследует наиболее стратегические, перспективные вопросы развития организации, составляет план оргтехмероприятий и контролирует его выполнение, разрабатывает и корректирует перспективные и текущие планы по результатам анализа.

Управленческая бухгалтерия планирует, учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее себестоимость, финансовые результаты и т.д.

Финансовый отдел (финансовая бухгалтерия) исследует процесс формирования, размещения и эффективность использования капитала организации, денежные потоки, налоги, инвестиции, процесс формирования прибыли и ее использования, финансовое положение организации, ее платежеспособность и т.д.

Отдел труда и заработной платы исследует состояние организации труда, обеспеченность организации трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени, расходование фонда заработной платы.

Отдел маркетинга исследует рынки сырья и сбыта продукции, конкурентоспособность товаров, разрабатывает ценовую политику организации и другие вопросы внешней среды функционирования организации.

Производственный отдел исследует выполнение задания выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность производства, повышение качества товаров, внедрение новой техники и технологии, комплексной автоматизации и механизации производства.

Отдел главного механика и энергетика контролирует состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение графиков ремонта и модернизации машин и оборудования, эффективность использования оборудования, рациональное потребление энергоресурсов.

Отдел технического контроля исследует качество сырья, готовой продукции, брак и потери от брака, претензии покупателей, разрабатывает мероприятия по сокращению брака, повышению качества товаров.

Отдел снабжения обеспечивает и анализирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение заданий поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы.

Отдел сбыта анализирует выполнение договорных обязательств и заданий поставки товаров потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре.

Обоюдная работа по проведению экономического анализа обеспечивает его комплексность, дает возможность более квалифицированно, глубоко исследовать хозяйственную деятельность, ее результаты, полнее выявить резервы повышения эффективности производства.

Исследование деятельности организации может проводиться работниками вышестоящих органов. Они изучают отдельные вопросы или стороны деятельности, а также могут комплексно проводить исследование. Результаты анализа могут дать им почву для изменения в некоторой степени условий деятельности организации.

Вневедомственный экономический анализ осуществляется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами, банками, инвесторами и т.д. Статистические органы обобщают и анализируют статистическую отчетность и результаты представляют в соответствующие министерства и ведомства для практического использования. Выполнение заданий организаций по прибыли, отчислению налогов в госбюджет контролируют налоговые органы. Анализ финансового состояния организации, ее платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитных ресурсов изучают банки, кредиторы, инвесторы.

Осуществление разовых аналитических работ по крупным стратегическим вопросам проводится специалистами аудиторских и консалтинговых фирм. Их деятельность направлена на оказание помощи клиентам, чтобы разобраться в определенных проблемах бизнеса.

Использование внутрихозяйственного, ведомственного и вневедомственного анализа создает возможность для всестороннего исследования хозяйственной деятельности организации и более полно изыскивать резервы повышения его эффективности.

Планирование аналитической работы

Эффективность и действенность экономического анализа напрямую зависит от планомерности его проведения. Работа по проведению анализа на каждом предприятии должна планироваться.

С этой целью можно составлять следующие планы:

1) комплексный план аналитической работы организации;

2) тематические планы.

Комплексный план аналитической работы обычно составляется сроком на один год. Там намечается список объектов исследования, определяются цели анализа и система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели.

Обязательно предусматривается периодичность проведения исследования по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно), сроки выполнения исследовательской работы (например, к 5-му числу следующего месяца).

План должен содержать состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними. Предусматриваются источники информационного и методического обеспечения анализа по каждому исследуемому вопросу. В плане указываются внешние и внутренние пользователи анализа.

Тематические планы проведения анализа составляются по глобальным вопросам, требующие более глубокого исследования, содержат объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнителей, формы отчета и др.

Контроль за выполнением заданий анализа осуществляет заместитель руководителя организации по экономическим вопросам либо лицо, обязанности которого предусматривают управление анализом в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.198.150 (0.012 с.)