Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От третьего лица или от первого?

Поиск

Большинство материалов в газете пишется от третьего лица. Автор дает оценку событию, но сам не фигурирует в материале.

Повествование от первого лица обычно приберегается для следующих ситуаций:

1) Рубрики-колонки. Так как автор здесь превращается в представителя общественности, “я” в материале выглядит вполне естественно.

2) Яркие, драматические события, в которых автор принимал участие: “Облако дыма приближалось, и хотя мой разум удирал без оглядки, ноги мои, казалось, не сдвинутся с места”.

Подача материала от первого лица может стать очень сильным приемом. Но убедитесь сначала, что тема действительно увлечет читателя. Ему, несомненно, будет интересно, что же вы пережили во время ужасного пожара, но вряд ли их заинтересует рассказ о том, как вы провели свой летний отпуск.

 

Эпитеты: осторожно! Шаткие костыли!

Этот материал был использован на презентации в Американском институте печати Кеном Финкелем – редактором издательств “Майами хералд”, “Нью-Йорк таймс” и “Даллас тайме хералд”.

Прилагательное может превратиться в костыль для не уверенного в своих силах журналиста. Он перегружает предложения прилагательными, надеясь таким образом точнее выразить мысль. Или же прилагательное появляется неизвестно откуда как раз в тот момент, когда он делает паузу, чтобы подумать.

Хорошо написанный материал не нуждается в обилии прилагательных или наречий. Их может быть несколько – действительно удачных и расположенных в нужных местах. Когда существительные и глаголы хорошо связаны между собой, предложения передают смысл. Прилагательные и наречия вносят лишь оттенки. Когда вы пользуетесь эпитетами, проверьте, так ли уж нужны эти оттенки?

Не лучше ли выбрать один сильный глагол, чем злоупотреблять наречиями с аналогичным значением? Не пишите,“радио громко орало” – глагол “орать” уже подразумевает громкость. Не пишите “человек крепко сжал зубы” – по другому сжать зубы просто невозможно. Иногда наречие работает. В предложении “он играл плохо” наречие означает только то, что кто-то играл нехорошо. Но написать – “удрученно грустил” или “широко скалился” – значит только испортить фразу.

То же относится и к прилагательным. Обозначайте оттенок только такого существительного, которое действительно нуждается в этом. Не пишите “желтый подсолнух” или “коричневатая грязь”.

Избегайте малых эпитетов – “тоже”, “очень”, “слишком”, “скорее”, “типа”, “немного” и “достаточно”. Они только ослабляют материал.

Избегайте ненужных вступительных наречий, злоупотребление которыми может поставить автора в глупое положение. Вот они: “по случайности”, “по иронии”, “попросту”. Если предложение написано мастерски, читатель увидит и случайность, и иронию, и простоту, но при этом не будет отвлекаться на наречия.

 

 

Сложная тема: объясняйте, объясняйте

Перепечатано из брошюры “Как эффективно писать и редактировать статьи”, выпущенной Американским институтом печати. Публикуется с разрешения.

Сложные ситуации являются настоящей проверкой мастерства журналиста.

Каковы отношения между некими двумя элементами? Четырьмя? Четырнадцатью? Как эти элементы соотносятся по размеру или важности? Как они влияют друг на друга?

Если вы сами не знаете, как об этом узнает ваш читатель? И даже если вы в курсе дела, читатель не сможет этого оценить, если вы не объясните сути дела достаточно ясно.

У некоторых журналистов умение сравнивать объекты и понимать их внутренние связи кажется врожденным. Большая же часть пишущих людей должна много работать, чтобы этому научиться.

Мастерство обычно приходит следующими тремя путями:

1) Познания и осведомленность. Их приносят книги, газеты, радио, телевидение. Будучи человеком начитанным и осведомленным, вы сможете воспринимать сложные ситуации адекватно.

2) Практика. Попробуйте нарисовать словесный портрет вашей матери так, чтобы незнакомый с ней человек смог встретить ее в аэропорту. Посмотрите на карту, где отмечено место авиакатастрофы, и попробуйте обрисовать ситуацию письменно в одном абзаце. Если события развиваются в сложной последовательности, попробуйте описать ее одним простым, понятным сообщением.

3) Объяснение неизвестного известным. Если предмет вашей статьи загадочен или незнаком широкому читателю, попробуйте объяснить его на более известных и понятных примерах. Журнал “Ньюсуик”, например, так описывает развитие острого лейкоза: “Вторжение начинается: где-то внутри костного мозга совершает деление клетка с рваными краями. Через четыре дня таких клеток становится уже четыре. Арифметика проста, результаты – разрушительны. Снова и снова удваиваясь, анормальные белые клетки крови разъедают костный мозг, вливаются в систему кровообращения и внедряются в ткани. Затем согласно закону патологий Грешэма они вытесняют здоровые красные и белые клетки крови. Они потребляют питательные вещества и кислород, ослабляют защитные силы организма, делая его чувствительным к любой инфекции. Наступает острая лейкемия”.

Если умение объяснять – не самое сильное ваше свойство, сделайте все необходимое, чтобы научиться этому искусству.

 

Ссылка на источник: читатель должен знать

В идеале сообщать читателю или слушателю об источнике печатаемой или транслируемой информации нужно всегда – ведь только в этом случае он сможет судить о ее достоверности. На практике же сообщить об источнике не всегда возможно.

Сообщение о нем чаще называют “ссылкой на источник”. В большинстве случаев проблем с ней не возникает. Мэр сказал то-то, премьер-министр сказал то-то, а администратор фирмы, тренер спортивной команды или свидетель преступления сказали что-то еще.

Ссылка на источник становится проблемой, когда репортеру нужна информация, предоставляемая только на условиях неразглашения ее источника. Как правило, это материалы о правонарушениях или о чьих-то тайных планах, которые информатор хочет предать гласности.

Репортер не должен дать ввести себя в заблуждение: преследуя свои собственные цели, информаторы иногда стремятся предложить для публикации намеренно искаженные факты. Часто газеты не используют информацию, исходящую лишь от одного источника.

Некоторые редакторы уверены в том, что сокрытие источников информации иногда бывает оправданным, особенно в материалах, касающихся правительства или международных отношений. Другие отказываются печатать любой материал, не имеющий ссылок на источники. Такая позиция очень удобна для тех, кто не занимается освещением деятельности правительства.

Самое лучшее, конечно, – это назвать имя информатора. Не худший вариант – назвать организацию, предоставившую информацию, или же ее представителя. Самый неудачный выбор – ссылаться на “информированный источник” или “источники”. В этом случае можно считать, что читатель не узнал ничего.

Требование большинства газет таково: если в материале не указан источник, журналист обязан назвать его редактору, давшему это задание, или редактору более высокого ранга. Результатом сокрытия источников информации может стать судебный иск. Во всех случаях редактор должен взвесить все “за” и “против” до публикации материалов расследований.

 

 

Содержание газеты: обгоняя читателя

Какая подборка новостей может считаться наиболее удачной? Вопрос этот вечен, и ответ на него всегда разный. Оптимальное содержание одной газеты может быть неприемлемым для другой. И то, что годилось в прошлом году, в нынешнем может потребовать модификации, потому что запросы и нужды читателя постоянно меняются.

Редакторы должны уметь постоянно идти впереди читателя. Сколько раз они вводили какие-то изменения в содержание газет – и вдруг обнаруживали, что их читатели изменились еще больше. Вот пример того, как редакторы могут вовремя не учесть перемены в читательской аудитории.

За последние 25 лет в Канаде, США и некоторых других странах количество работающих женщин значительно увеличилось. Многие издания не сумели быстро среагировать на эту тенденцию и не учли их запросы и нужды. В результате появились новые конкуренты -специализированные журналы для деловых, работающих женщин. Так как интересы читателя все время меняются, газетам – большим и маленьким, ежедневным и еженедельным – необходимо приспосабливаться к этому. Регулярные небольшие перемены гораздо предпочтительнее нерегулярных резких изменений курса, которые не соответствуют сложившемуся облику газеты и могут оттолкнуть читателя. Построение образа газеты – медленный, бесконечный процесс, и неожиданная “выходка” может только навредить.

Издатели должны наметить желаемый облик газеты и постоянно работать над его достижением. Газета многолика: от материалов не слишком хорошего тона до сенсационных хитов – со множеством промежуточных ступеней между этими крайностями.

Несмотря на все различия газет, существуют определенные правила по отбору содержания неспециализированной газеты. Для начала издателям нужно выяснить, почему читатель покупает именно их газету.

 

“Среднего” читателя не существует

Его просто нет в природе. Читающая публика – разная, хотя и может подразделяться на большие группы. Серьезный читатель столичной ежедневной газеты хочет найти в ней полный набор мировых, общенациональных и местных новостей, а также новости искусства, спорта, бизнеса и т.д. Читатель местного еженедельника будет искать в нем в первую очередь новости локального характера, и только во вторую очередь будет интересоваться мировыми проблемами.

В борьбе за читателей столичные ежедневные газеты часто публикуют местные новости и готовят специальные полосы для региональных новостей. Это, в свою очередь, заставляет еженедельники освещать местные события еще более интенсивно.

Спорный вопрос: что представляют собой местные новости? Событие в отдаленном уголке мира – например, засуха – может стать жизненно важным для здешних читателей, если повлечет за собой повышение цен на привозимые оттуда продукты. Другой пример – новое достижение медицины, позволяющее бороться с каким-то серьезным недугом, также станет “местной новостью”.

Не следует забывать и о растущей конкуренции с телевидением и радиовещанием, которые для многих стали важным, если не единственным источником информации. В этой конкурентной борьбе газеты могут полагаться только на преимущества печатных средств: возможность детально рассказывать о сложных событиях, предоставлять читателю право выбора нужной ему информации, компактность газеты, которую можно хранить сколь угодно долго.

Теперь поговорим подробнее об отборе информации. Для начала полезно перечислить причины, в силу которых читатель прибегает к газете как к средству получения информации, – кроме приведенных в предыдущем абзаце.

Их может быть четыре:

1. Тяга к осведомленности. Множество людей читают газеты, потому что хотят знать, что происходит в их стране и за рубежом. К сожалению, есть и такие, которые не страдают от своей неинформированности. Журналистам, которые по самой своей природе являются поглотителями информации, существование таких людей кажется невероятным. Учитывая стремление читателя к осведомленности, газета должна предлагать ему широкий выбор тем – в соответствии со своим положением на рынке информации. Помните о том, что “среднего” читателя не бывает. Поэтому газету нужно сделать похожей на кафе с разнообразной едой. И так как желающие знать новости обычно страдают от недостатка времени, их следует подавать компактно (это вовсе не означает, что все материалы следует делать как можно короче).

2. Общественные связи. Вспомните, как часто упоминание о какой-либо газетной статье помогало вам завязать разговор или найти точки соприкосновения с кем-нибудь. Как правило, разговор заходит о каких-то важных статьях или же о необычных или забавных материалах. Лучшая реклама для газеты, когда один ее читатель говорит другому: “Вы видели эту статью, которая...” Правы те редакторы, которые часто публикуют в своих газетах “жизненные” материалы, интересные многим людям.

3. Развлечение. Это слово употреблено здесь не только для обозначения статей о театре или спорте. Оно означает просто удовольствие от чтения мастерски написанных и отредактированных газетных статей. Многим приятно прочесть хорошо закрученную фразу или броский заголовок, убедительно выраженное мнение или ядовитое письмо издателю. Всегда быть профессиональным и никогда – скучным: вот нехитрое правило, если вы хотите не только информировать читателя, но и доставлять ему удовольствие.

4. Помощь в принятии решений. Читатели обращаются к газете за помощью по самым разным поводам. Они хотят знать о выгодных торговых сделках, для чего, собственно, и существует реклама. Точно так же необходима и информация для потребителей в колонках новостей. Они хотят знать, как починить протекающий кран, когда уберут мусор или не обесценятся ли завтра их сбережения. В нашей жизни миллионы раз мы сталкиваемся с необходимостью принять верное решение, а это требует информации. Газеты – наши друзья в разрешении многих проблем: они печатают информацию обо всем – от прогноза погоды (не надеть ли мне завтра плащ?) до советов страдающим от несчастной любви.

Настоятельное требование: освещайте деятельность правительства

В свободном обществе неспециализированная газета должна в полном объеме и очень точно освещать деятельность правительства и ведущих политиков. Для свободной прессы это логично: нужно обеспечить граждан необходимой информацией, в соответствии с которой они будут отдавать свои голоса либо оказывать давление на власть.

Обеспечить лучшую читаемость материалов на эту тему можно, представляя действия правительства как действия отдельных лиц, а не безымянной организации. Далее, в материалах нужно разъяснять, как эти действия отразятся на конкретном человеке, то есть на читателе.

Принесет ли новая политика повышение налогов, или улучшение дорог, или установление разумной квартплаты? Читатель спрашивает, например: “Насколько могут возрасти мои налоги?”

Экстренные новости есть главные “строительные блоки” содержания газеты, но даже очевидные события не всегда дают полную картину происходящего. Поэтому необходимы очерки, анализ произошедших событий или рассказ о том, что еще не стало событием. О чем люди переживают, о чем думают, что может изменить их жизнь?

Для газет США существует по меньшей мере две главные сферы постоянного читательского интереса: бизнес и образование. Рассмотрение этих тем важно и для газет тех стран, где происходят крупные перемены.

Многие годы события в мире бизнеса отражались на страницах американских газет в недостаточном объеме. Бизнес-репортажи рассматривались просто как чересчур раздутые рекламные объявления. Природа, однако, не терпит пустоты, что можно сказать и об издательской индустрии. Осознав, что проблемы делового мира касаются всех – на рабочих местах, при покупке товаров и услуг и т. д., вакуум заполнила “Уолл-стрит джорнэл”, выходящая в Нью-Йорке. Эта газета выросла от чисто финансовой до общенациональной, а затем стала крупнейшим международным изданием в области бизнеса.

Три последних десятилетия большинство неповоротливых ежедневных газет пытаются догнать “Уолл-стрит джорнэл” – они расширили штат репортеров и завели отдельные бизнес-тетрадки.

Другая сфера – образование, которое, по правде говоря, всегда привлекало редакторов, но неправильный подход к теме часто портил дело. По традиции на протяжении многих лет образование рассматривалось лишь как сеть учебных заведений. Репортеры усердно писали о заседаниях педсоветов и университетских опекунов. Это хорошо, но они упустили главное, с чем соглашаются сегодня многие редакторы, – а что же происходит в классной комнате?

Многое меняется в учебных планах, в подготовке преподавателей, поведении учащихся и в их академических достижениях. До последнего времени читатели не знали об этом, и газетам снова приходится наверстывать упущенное.

 

Очерки и новости

Два приведенных примера должны помочь ответить на вопрос: все ли сферы читательского интереса освещаются в вашей газете достаточно хорошо? В этой главе термин “очерки”, используемый для материалов по неэкстренной информации, будет не совсем точным. Самые лучшие очерки связаны именно с важными экстренными новостями. Помимо того что они сообщают о случившемся, они еще и позволяют заглянуть “за кулисы” событий или же соединить кажущиеся несовместимыми факты, которые на самом деле являются частями одного целого.

Газеты рождаются, газеты умирают. Когда дела их идут плохо, они напоминают тонущего человека: редакторы пытаются ухватиться за любую формулу ее содержания и подачи материала. Иногда чахнущие газеты переходят на журнальный вариант: они публикуют меньше материалов, но большего объема и без акцентов на важные события. Такие преобразования только помогают им ускорить свою кончину.

Этот урок еще раз доказывает, что самое ценное качество газеты – сиюминутность. Да, читатель хочет видеть все – и очерки, и информационные сообщения, но явное предпочтение отдает последним. Это опять заставляет вспомнить аналогию с кафетерием: в газете должен быть большой выбор самых разнообразных материалов.

Информационные материалы отвечают многим запросам читателей, но все же что-то остается неохваченным. Поэтому к ним можно добавить следующие темы: питание, жилье, семья, образование, здоровье, работа, деньги, секс и знакомства, самосовершенствование, одежда, транспорт, религия, окружающая среда, погода и досуг.

Не забудьте и о так называемом сервисе для читателей: календарь предстоящих событий, сообщения (завещания, дни рождения и смерти, торговые сделки и т. д.). Хотя их обычно печатают агатом, эти сообщения часто читаются.

Все подобные услуги должны быть хорошо оформлены. И не забывайте о постоянном “косметическом ремонте” газеты – если вы хотите успеть за своим постоянно меняющимся читателем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.015 с.)