Быть всегда готовым к его освещению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быть всегда готовым к его освещению



Рано или поздно ваша газета сталкивается с необходимостью освещать какое-то важное событие. Это может быть авиакатастрофа, крушение поезда, разрушительный ураган, пожар, землетрясение, наводнение, взрыв – либо какое-то важное политическое событие. В хорошо организованной редакции на этот случай заблаговременно разработан план экстренных действий, с которым ознакомлены все сотрудники.

Такой план позволяет редакции реагировать на событие быстро и ничего не упуская. План напоминает, что и как должно быть сделано. Он может содержать и общие указания, и конкретные советы:

1. Кого оповестить о событии и в каком порядке: сначала – издателя, потом – заведующего отделом распространения, отдел информации, не занятых на данный момент репортеров, выпускающего редактора и фоторепортеров.

2. Направьте репортеров и фотографов на место события, в морги больниц и управление полиции. Назначьте кого-нибудь, кто будет руководить ими на месте происшествия.

3. Выделите в редакции одно рабочее место, где будут готовиться материалы только по этому происшествию.

4. Поручите самому талантливому литературному обработчику газеты написать основной материал, как только начнет поступать первая информация от репортеров. Обяжите других готовить сопутствующие материалы: свидетельства очевидцев, данные о жертвах и разрушениях, показания авиакомпании. Не занятые в этом сотрудники должны собирать биографический материал о пострадавших, желательны и их фотографии.

5. Найдите место на полосах под эти материалы. Возможно, придется готовить добавочные полосы или сокращать объем рекламных полос.

6. Если катастрофа произошла далеко от места расположения редакции, оборудуйте в близлежащем мотеле “командный пост”.

7. Держите в резерве одного-двух репортеров – они понадобятся для сбора информации о развитии событий.

8. Вы не сможете сообщить всю информацию о событии в одном выпуске. Авиакатастрофа будет новостью номер один на протяжении нескольких дней. Поэтому начните планировать продолжение материала в последующих выпусках газеты.

9. О неэкстренных местных новостях нужно на время забыть. Освещение катастрофы, как и любого другого важного события, потребует больших усилий.

Этот план, разумеется, не всеобъемлющ. В неизбежной редакционной суматохе попробуйте на секунду остановиться и подумать, что вы будете делать, когда случится что-то экстраординарное. Может быть, вам понадобится до сих пор ненужный список телефонов всех сотрудников редакции или карта города с указанием их адресов – ведь кто-то из них может жить рядом с возможным местом происшествия.

Лучше всего подготовить несколько планов экстренных действий на каждый возможный случай.

 

 

Как добиться инициативы:

сделать ее обыденной

Адаптированная версия статьи Арнольда Гарсона,

редактора "Сан Бернардино Сан" (Калифорния),

написанной для газеты "Гэнниттиэр".

Печатается с разрешения "Гэннит компани".

Инициативный сбор информации, под которым понимается сбор сведений (а также подготовка материалов) о неэкстренных событиях, должен стать “живой кровью” ежедневной газеты.

Инициативный сбор информации – часть нашей работы. Если мы проводим его постоянно и делаем это хорошо, у нас есть шанс действительно оказывать влияние на жизнь общества.

Лучше всего, когда инициативность является образом жизни редакции. Сбор неэкстренной информации не делается от случая к случаю, это обыденная каждодневная работа.

Инициативный сбор информации не происходит сам по себе. Редакторы и руководители отделов должны это хорошо помнить, как, впрочем, и все сотрудники редакции. В газете для этого следует выделить и рабочие места, и сотрудников.

Вот пара идей, которые могли бы оказаться полезными. Посвятите часть ежедневной планерки обсуждению возможностей инициативного сбора информации. Это могут быть долговременные проекты, материалы воскресного выпуска, которые готовятся на следующей неделе или, если газета ежедневная, на протяжении нескольких дней. (Далеко не в каждой газете готовятся неэкстренные ежедневные материалы.) Назначьте выпускающего редактора или редактора городских новостей ответственным за инициативный сбор информации на недельный срок. На следующей неделе его должен будет сменить другой редактор. Среди всего прочего, назначенный редактор отвечает и за ежедневную подготовку подобных материалов. Материалы могут готовиться и дважды в неделю, и в любой удобный для вашей газеты срок.

Если все это вас убедило и инициативный сбор информации стал обычным явлением в вашей редакции, нелишне будет напомнить о контроле за подготовкой долговременных проектов. Естественно, никакой стопроцентной гарантии для этого нет. Вот лишь несколько советов, которые могут оказаться полезными:

1. Идея должна быть хорошей. Хорошие идеи дают как репортеры, так и редакторы. Будьте разборчивы: не каждая идея хороша. Помните, что удачная цепочка материалов не может родиться из посредственной идеи.

2. Планируйте и еще раз планируйте. Обычно каждый год я начинаю с составления примерного плана – сколько материалов может подготовить каждый отдел. Полезен для меня и примерный список идей на год. Я опрашиваю работников и советуюсь с редакторами по пунктам плана. План обычно видоизменяется в течение года по мере поступления новых идей и изменения ситуации. Но процесс планирования дает определенный курс.

3. “Не срезайте углы”. Это – обязательно. Вы должны быть готовы к тому, что часть репортеров не сможет работать с ежедневными новостями, кроме экстраординарных случаев. Вы можете дать незанятому журналисту постоянное тематическое задание. Убедитесь в том, что вы предоставляете ему достаточно времени для написания и редактирования материалов.

4. Нужно твердо знать, в какой момент материал становится неактуальным. Процесс сбора информации может быть бесконечным – всегда найдется еще один документ, еще одно интервью и т. д. Но на какой-то стадии материал устаревает.

5. Всегда имейте что-то в работе. У меня всегда в работе три материала на разных стадиях. Начинайте готовить новый материал до того, как подготовлен к публикации предыдущий.

6. Не забывайте о возможности сбора информации для неэкстренных материалов. Я всегда утверждал, что неосуществимых проектов не бывает. При достаточном количестве времени мы сможем сделать все что угодно. Вопрос в том, стоит ли “конечный продукт” затраченного времени? Если ответ положителен, то браться за это действительно стоит.

7. Контролируйте процесс сбора информации. Пустить все на самотек – значит сделать первый шаг к провалу. Вы должны быть в курсе дела на всех стадиях осуществления проекта и уловить тот момент, когда начинает вырисовываться суть. Иногда на это требуется немного времени. Но если вы не можете добиться этого на ранней стадии, лучше избежать потери времени и отказаться от инициативного сбора информации.

 

Криминальная хроника и судебные очерки:

Без права на ошибку

В содержании любой неспециализированной газеты значительное место занимают судебные очерки и криминальная хроника.

Так как в разных странах системы судопроизводства и правоохранительных органов существенно различаются, здесь будут рассмотрены только общие вопросы этой темы. Но существуют и общие требования к репортеру, занимающемуся темой правонарушений, и особая ответственность за степень точности и беспристрастности. У человека, ставшего каким-то образом причастным к миру правонарушений, репутация, а порой и сама жизнь поставлены на карту. Больше всех подвергается опасности невиновный, и нельзя забывать, что журналиста, допустившего хотя бы малейшую неточность в судебном очерке, могут привлечь к суду за диффамацию.

Криминальная хроника и судебный очерк требуют терпения, исключительной внимательности, точных источников информации и частых ссылок на официальные документы. В данной статье будет непрактичным делать акцент на работу с официальными документами, так как система законов различна не только в разных странах, но и в разных штатах, разных областях одной и той же страны и т. д. Но все-таки несколько советов могут оказаться полезными.

В свободном обществе доступ к определенным официальным документам разрешен в законодательном порядке любому гражданину, но к некоторым -ограничен. Репортер обязан помнить, что пресса не имеет особых прав и он может изучать судебные дела на тех же основаниях, что и любой другой гражданин.

Журналисты, ведущие разделы судебно-криминальной хроники – их часто называют полицейскими репортерами, – должны искать доступ к материалам полиции. Полиция часто сопротивляется вмешательству репортеров, пытается блокировать получение даже разрешенных законом материалов (особенно когда полиции есть что скрывать). Поэтому репортер обязан знать положения законов, а газета должна быть готова к тому, что ей придется подавать жалобу или предъявлять иск, если доступ к материалам блокируется.

Репортеры должны знать структуру отделения полиции, устав и внутренние инструкции, а также иметь представление о том, как оно связано с другими правоохранительными учреждениями. Крупные полицейские учреждения часто дают информацию через уполномоченного сотрудника – это может быть начальник полицейского отделения, его заместитель, сотрудник по контактам с прессой или обычный участковый полицейский.

В любом случае добрые отношения журналистов с представителями закона в учреждении любого уровня помогают получить интересующую информацию. Компьютеры осложнили доступ к информации – если раньше можно было получить полицейский “журнал приводов”, фиксировавший все действия полиции, то теперь “вытянуть” внесенную в компьютер информацию гораздо сложнее.

С другой стороны, репортеры могут пользоваться радиоперехватом – часто “подслушанный” вызов служит первым сигналом для репортера.

Репортер должен знать уголовное право и юридические термины: “тяжкое преступление”, “умышленное убийство”, “проступок” и т.д.

Репортаж об аресте должен содержать точную формулировку обвинения и подтверждаться ссылкой на официальный документ или на ответственного представителя полиции.

Недопустимо сообщение о чьем-то аресте, в то время как этот человек только давал показания полиции или помогал в расследовании дела. Правило: проверяйте все.

Точность необходима всегда. Сказать, что кто-то “разыскивается за ограбление”, – значит сказать гораздо больше, чем “разыскивается в связи с ограблением”. Нельзя писать, что подсудимый “осужден за убийство”, более корректно – “осужден по обвинению в убийстве”.

Имена и адреса, полученные в полиции, должны быть проверены – полицейские отчеты не застрахованы от ошибок. Тщательно проверьте фамилию, имя, отчество (если возможно – возраст) и оповестите полицию о результатах, если они расходятся с уже имеющимися.

Многие судебные процессы возникают из-за допущенных в публикации ошибок, которые равнодушному журналисту покажутся незначительными, но для пострадавшего могут стать роковыми.

В газете следует завести картотеку арестов. Каждый материал об аресте должен иметь завершение – в последующих материалах следует сообщить о предъявленном обвинении, признании подсудимого виновным или его оправдании.

Первое требование к судебному репортеру – знание структуры судебной системы. Обычно существует несколько уровней судопроизводства, начиная с местных судов (часто называемых судами низшей инстанции) – до апелляционных судов штата или округа и верховных судов. Суды низшей инстанции имеют ограниченную юрисдикцию.

Суды по уголовным и гражданским делам часто разделены. Специализированные суды могут заниматься завещаниями, бракоразводными процессами, банкротствами, разрешением семейных споров.

Судебный репортер должен знать, как получить доступ к судебным документам, как наладить отношения с секретарями, делопроизводителями, которые готовят стенограммы судебных заседаний, протоколы судебных решений и приговоров, списки дел к слушанию и другие материалы судопроизводства.

Следователь и прокурор являются главными источниками информации. Их функция – обвинение подсудимого, и репортер не вправе это забывать, если хочет остаться беспристрастным. Следует поддерживать контакты также с судьями, адвокатами и другими работниками суда.

Репортер должен усвоить разницу между уголовным и гражданским судопроизводством – последнее может быть гораздо более сложным.

И последнее напоминание репортеру: обвинение доказывается только судом, какие бы сомнения при этом у вас ни возникали.

 

 

Постоянное тематическое задание:

как с ним справляться

Статья Рича Оппеля, исполнительного редактора

“Шарлот обсервер” (штат Северная Каролина),

напечатанная в бюллетене Американского

общества редакторов газет.

Перепечатано в сокращении с разрешения автора.

Репортеры часто полагают, что тратят слишком много времени на различные заседания, касающиеся их тематических заданий. Некоторые заседания стоят того, чтобы их досиживать до конца, некоторые – нет. Знание этого – уже часть успеха.

Если репортер хорошо справляется с постоянным заданием, большинство его материалов проходит и лишь немногие отклоняются.

Существует множество вариантов ведения тематического задания. Вот как это предлагаю сделать я. Предположим, что репортер отвечает за освещение работы правоохранительных органов (полиция, суд) и муниципальных органов власти в четырех близлежащих городах.

1. Начните работу безотлагательно и наращивайте ее темп в считанные минуты. Побыстрее разделайтесь с домашними делами. Начните писать первый материал или продолжайте работу над уже начатым. Не теряйте времени.

2. Определите ежедневные задачи. Мне кажется, журналист должен установить такие высокие стандарты для своих материалов (качество, уровень сложности, объем), чтобы ни одному редактору не приходило в голову оспаривать их. Предпочту ли я один большой “гвоздевой” материал трем маленьким? Конечно, во я буду добиваться, чтобы прошли все четыре.

3. Находите источники информации. Крайне необходимая часть работы – “культивация” источников. Это не особенно сложно, но отнимает время и накладывает обязательства. Обязателен регулярный, лучше ежедневный контакт, пусть он длится хотя бы несколько минут: “Как дела? Спасибо, прекрасно. Как прошел воскресный матч? Всего хорошего, до завтра”.

4. Приятельские отношения помогают разрушить барьеры, которые многие создают между собой и представителями средств массовой информации. Но заботьтесь о чужом времени так же, как и о своем.

5. Мы уважаем людей, которые честны с нами. Вы сумели подорвать уважение или доверие к себе – готовьтесь к худшему. Вы были неаккуратны с фактами – приготовьтесь к тому, что ваша репутация пошатнется. Хорошей репутации добиться очень сложно, потерять ее – проще простого.

6. Оказывайте вашим информаторам любезности, когда это уместно. Служащая из суда ищет участников для своего плавательного клуба? Разумеется, вы можете дать об этом короткое сообщение в газете. Дочери представителя муниципального совета нужен экземпляр газеты месячной давности для школьной работы? Почему бы и нет! Это все работает на вас.

7. Наряду с существенными задавайте несущественные, как бы не относящиеся к делу вопросы. Выполняя тематическое задание, мы чересчур концентрируемся на бюрократической стороне дела – на документах, сводках, протоколах, в то время как вскользь заданный “несущественный” вопрос может дать вам сенсационную новость. “Что отняло у вас больше всего времени в эти дни? Какова самая большая проблема в вашей работе? Что-то меняется? Произошло ли что-нибудь, что мы упустили из виду? Что вас беспокоит? Что радует?” Вы увидите, что материалы посыплются как из рога изобилия. И только один “несущественный” вопрос обычно терпит неудачу: “Что вы хотели этим сказать?” Чтобы “пробить броню” опытного бюрократа, вопрос нужно повторить несколько раз.

8. Слушайте и смотрите внимательно. Только 10 процентов хорошего репортажа берется из того, что говорится. Это стенографическая часть. Журналистская часть – ваше умение наблюдать, анализировать, отбирать нужное и выдавать информацию, которая разъясняет, обучает, трогает, развлекает, проливает свет. Будьте внимательны, слушая собеседника, – часто информация может быть сообщена косвенным образом.

9. Пронаблюдайте, что человек делает. Чем занято его время -точно тем же, что и неделю назад, а если нет, то почему? Помните, репортерство основывается на интуиции и ощущениях, так используйте же все органы чувств!

10. Обращайтесь к официальным документам и источникам. Считайте ратушу, здание суда, школу “золотыми приисками” информации. Просмотрите повестки дня и сопутствующие материалы. Спросите: “Могу ли я видеть расписание рабочего дня мэра?” Нет ничего дурного в вопросах. Посетите “закрытые” ведомства. “Чем сейчас занят следователь? Могу ли я видеть результаты вскрытия, мадам? Можно ли посмотреть список происшествий или журнал налогового инспектора? У этого участка земли поменялся владелец? Хм, какова же его рыночная цена, если судить по гербовой пошлине?”

11. Проверяйте новые записи, появившиеся в судебных реестрах, списках дел, журналах с прошлого вашего визита (который был, как вы помните, всего несколько дней тому назад).

12. Сделайте системой регулярные звонки по телефону. Обзаведитесь собственным “Ролодексом” – электронной картотекой телефонных номеров – и пользуйтесь им постоянно. Вы не сможете посещать каждое учреждение ежедневно, но при отлаженной системе звонков за 45 минут можно сделать 20. Хотя звонки, конечно, не заменят личных встреч, они всего лишь их дополнение.

И не стесняйтесь просить служащую суда позвонить вам после трехчасового заседания, на котором вы не смогли присутствовать. Либо дайте ей знать, что позвоните сами ей домой, но не слишком поздно.

Помните, вы поместили заметку о ее плавательном клубе? Она – ваша должница.

 

Достоверность:

как добиться доверия читателей

Автор статьи Лоуренс К. Бопре – вице-президент

и исполнительный редактор группы газет

“Уэстчестер Роклэнд ньюспeйперз”,

Уайт Плэйнз, Нью-Йорк.

Уилл Роджерс, американский сатирик 20-30-х годов, известный своими грубоватыми комментариями на темы событий общественной значимости, свои шутки обычно предварял преамбулой, идея которой широко разделялась его соотечественниками: “Все, что я знаю, я вычитал в газетах”.

Для тех времен это было абсолютно верно. Как практически единственный источник информации, газеты формировали общественное мнение настолько, что это признавалось даже их критиками. Если о чем-то писалось в газетах, значит, так оно и было на самом деле. Как еще можно было достичь такой массовой аудитории, чтобы доказать ей обратное?

Времена изменились – и в Америке, и везде. Газеты больше не обладают монополией на информацию. Радио, эфирное и кабельное телевидение, бесчисленные журналы, растущее число еженедельников различных общин, городских районов и даже кварталов имеют возможность выходить на широкие массы людей и влиять на общественное мнение.

Обычная ежедневная газета сегодня испытывает большую, чем когда бы то ни было, конкуренцию. У читателей имеется множество альтернатив и возможностей узнавать разные точки зрения на одни и те же события, разные версии новостей или даже “лучшие” их версии. Они могут проверять точность и надежность того, что читают в газете, сравнивать его с сообщениями других источников и решать, кому из них верить больше.

Иногда читатели приходят к выводу, что хорошо известные им ежедневные газеты их более не устраивают. Общество теперь настроено гораздо более скептически, чем во времена Уилла Роджерса.

В результате американские газетчики пришли к выводу, что их читатели не склонны слепо верить всему, что написано в газетах.

Редакторы сосредоточили усилия на “наведении мостов” над возникшей пропастью читательского доверия к газете: 1) установив высокие стандарты профессиональной этики, чтобы мотивы появления материалов в печати не подвергались сомнению, и 2) убеждаясь в том, что ежедневное освещение событий является полным, честным и неуязвимо точным. Такой подход способен устранить две главные причины, по которым читатели не доверяют газете: когда они сомневаются либо в ее честности, либо в ее правоте.

Рассмотрим специфические принципы, позволяющие редакторам газет добиться доверия читателей.

 

Точность

Ничто так не подрывает читательского доверия к газете, как ее некомпетентность. Газеты, вероятно, допускают даже больше ошибок, чем могут обнаружить редакторы и журналисты, потому что далеко не все читатели сообщают о них газете (в частности, если у газеты достаточно прочная репутация или она непоследовательна в исправлении своих ошибок).

Пусть точность станет буквально навязчивой идеей репортеров и редакторов. Ошибок не должно быть в принципе. Следует делать все возможное, чтобы их не было ни в статьях, ни в заголовках, ни в фотографиях, ни в подписях к ним. Вот несколько способов достижения этого:

1. Будьте настроены скептически к любой информации. Проверяйте все дважды. В редакциях американских газет бытует поговорка: “Если информацию сообщила вам даже ваша мать, все равно проверьте ее”. Номера телефонов, названия улиц, написание фамилий и имен легко уточнить по телефонным и другим справочникам.

2. Введите продуманную систему редактирования, которая обеспечит необходимую и тщательную проверку материалов. Ни один материал не должен быть опубликован без предварительного прочтения хотя бы одним редактором, лучше – двумя. Это правило следует соблюдать всегда, даже если автором статьи является главный редактор. Иногда полезно иметь в штате редакторов, хотя бы одного, который бы занимался чтением материалов, не имея в данный момент собственного задания. Это обеспечит свежее, объективное мнение, близкое к читательскому.

3. Будьте осмотрительны в работе с источниками. Убедитесь в том, что информатор знает, что говорит. Даже если кто-то еще подтвердит полученную информацию, она не обязательно будет правдивой. Следуйте Правилу Самого Лучшего Источника: цитировать только того, кто действительно может знать о случившемся. Например, полицейский-регулировщик, находившийся недалеко от места преступления, мог и не иметь достоверной информации о самом преступлении.

4. В сложном или научно-техническом материале пройдитесь по фактам и даже цитатам второй раз, сверяясь с первоисточником, чтобы убедиться, что вы их поняли правильно. Другой способ достижения понимания: во время интервью перескажите ответ интервьюируемого, чтобы он проверил, правильно ли вы его поняли. Например: “Утверждаете ли вы, что X, У и Z являются тем-то и тем-то?” Это позволит вам лишний раз проверить точность фактов до публикации материала, а не после нее.

5. Не допускайте предположений. Не “догадывайтесь”, какие инициалы могут стоять рядом с этой фамилией. Не просите журналиста из соседнего кабинета восполнить пробел ваших знаний – он также может этого не знать.

6. Совершенствуйте умение делать записи. Множество ошибок случается из-за пробелов в записях репортера или из-за того, что он не смог в них разобраться. Пройдите курсы скорописи, если вы не уверены в том, что пишете достаточно быстро, чтобы успеть за говорящим. “Прикройте” себя с помощью диктофона (но не полагайтесь на него полностью, иначе вы рискуете остаться вообще без записей).

7. Пользуйтесь редакционной и другими библиотеками, но к газетным вырезкам относитесь с осторожностью – и 10 лет назад репортер мог ошибиться! Держите поблизости от себя часто используемые справочники – телефонные книги, словари и т. д.

8. Заведите и пополняйте свой собственный список трудных или наиболее часто используемых имен, названий улиц, книг и др. – и не забывайте с ним сверяться.

9. Внимательно перечитайте окончательный вариант материала. Выявляйте ошибки в содержании, расстановке акцентов, в пропорциональности представления различных точек зрения так же тщательно, как грамматические и другие обычные ошибки.

10. Если вы работаете на компьютере, в котором есть программа-корректор, пользуйтесь ею, но с осторожностью. Такие программы не исправляют слов, использованных неверно по смыслу, и не находят пропущенных слов.

11. Самое главное: если вы неправы – признайте это. В газете, должна существовать практика немедленного и открытого исправления ошибок. В большинстве газет США для этого отводится специальное место (в моей газете на второй странице, в “Нью-Йорк тайме” – на третьей). Это помогает читателю обнаружить их. Никогда не исправляйте ошибки в самом конце газеты, иначе читатель подумает, что вы пытаетесь их скрыть.

12. При обнаружении грубых ошибок подумайте о написании еще одной статьи, в которой признавались бы упущения в первой. Это может быть и статья, рассказывающая о том, как была допущена ошибка и какие были последствия. Существенный промах газеты, имевший серьезные общественные последствия, тоже может представлять интерес с информационной точки зрения. Газета, в которой я работал раньше, опубликовала подобную статью после самой грубой ошибки за всю свою историю – и читатели очень хвалили нас за честность. Даже пострадавшая от публикации сторона похвалила наше чистосердечие и заявила, что статья минимизировала ущерб. Результатом было то, что доверие к нам возросло, вместо того чтобы упасть.

 

Ссылка на источник

Утверждения, которые не будут достаточно очевидны или однозначно приемлемы для ваших читателей, нуждаются в ссылке на соответствующий источник. Когда вы – свидетель, то вы являетесь и источником информации, но скажите об этом вашему читателю. Иначе они не будут знать, откуда взята информация.

Некоторые положения статьи подтверждаются в ходе изложения материала. Их не нужно снабжать ссылками на источник, если материал будет написан таким образом, что эти ссылки появятся дальше. Ясная ссылка позволяет читателю оценить факты. Если тот, кому приписывается информация, является специалистом, у читателя возникает уверенность в том, что эта статья верна.

Иногда журналисты по невнимательности затемняют истинный источник информации неясными заявлениями. Это создает впечатление, что настоящий источник информации – сам автор публикации, возможно, выражающий собственное мнение. Вот примеры подобных конструкций, вместе с вопросами, которые возникают в мозгу скептически настроенного читателя:

– Ожидается, что... – Ожидается кем?

– Кажется, что... – Кажется кому?

– Верится, что... – Верится кому?

– Известно, что... – Известно кому?

– Говорят, что... – Говорит кто?

 

Неназванные источники

В большинстве случаев неназванные источники делают материал менее достоверным, особенно если в статье содержатся дурные новости, ранее неизвестные читателю.

“Кто это сказал?” – естественный вопрос, возникающий у любого человека, когда он слышит важную новость. Газета должна сделать все, чтобы ответить на этот вопрос.

Некоторые редакторы категорически возражают против публикации материалов с неназванными источниками. Тем не менее многие из них считают, что анонимные источники могут быть средством получения важной информации, которая не может быть опубликована иначе.

Некоторые высокопоставленные официальные лица имеют обыкновение давать информацию на условии “без ссылок”. Другие предоставляют ее “в общем” – то есть так, что по ней невозможно “вычислить” говорящего и сослаться на него и на кого бы то ни было. Некоторые хотят говорить “не для печати” – то есть данную информацию вообще нельзя использовать.

В конечном итоге репортерам и редакторам нужно взвесить все и прийти к соглашению: стоит ли принимать информацию на подобных условиях, зная, что любой неназванный или таинственный источник делает материал менее достоверным и потенциально не защищенным?

 

Честность

Статья может опираться на фактический материал, но не быть честной. Если отдельные факты могут быть правильными, неверное их расположение искажает смысл сказанного. Могут быть пропущены ключевые факты или мнение несогласной стороны. Когда такое случается, читателю легко догадаться, на чьей стороне газета, и в дальнейшем мнение газеты в этом и других спорных вопросах будет рассматриваться как пристрастное.

Редакторы и репортеры должны быть преданными и даже ревностными сторонниками правил честной игры.

Вот несколько способов обеспечения честности:

1. Делайте все возможное, чтобы ваша статья не стала односторонней в смысле изложения фактов и событий. Берегитесь ситуаций, когда все держится на мнении одного человека. Серьезные заявления в чей-то адрес требуют ответа! Если этот человек в данный момент отсутствует, скажите об этом в статье. Подумайте, нельзя ли отложить публикацию, чтобы найти его и попросить прокомментировать обвинения в его адрес. Если и это невыполнимо, сошлитесь в статье на его отсутствие, но не прекращайте поиски – в дальнейшем это может пригодиться для вставки в продолжение материала. Пары телефонных звонков к этому человеку недостаточно в подобных случаях, нужно сходить к нему домой или на работу или звонить многократно.

2. В статье могут столкнуться несколько точек зрения. Будьте чувствительны к их оттенкам и попытайтесь отразить все.

3. Не пишите (и не редактируйте) статью, к которой у вас есть свой материальный или любой другой интерес.

4. Не допускайте, чтобы ваша частная жизнь создавала впечатление, что вы лично заинтересованы в материале. Например, не наклеивайте политический лозунг на бампер вашей машины – вряд ли политики после этого смогут считать вас нейтральным журналистом.

5. Не скрывайте неизбежный конфликт интересов от вашего редактора. Если ваша жена является активной участницей какого-либо движения, деятельность которого вы можете освещать, ваш редактор должен знать об этом, чтобы в нужном случае подменить вас другим репортером. Если подобный конфликт неразрешим и, кроме вас, писать данный материал некому, вы обязаны объяснить читателям ваш интерес в этом деле.

6. Не ввязывайтесь в безответственные и пристрастные разговоры в редакции или где-либо еще. Случайно брошенные кем-то фразы могут помешать вам написать объективную статью.

7. Никогда не принимайте денег или ценных вещей от организаций и отдельных лиц, чью деятельность вы освещаете или можете освещать. Вне зависимости от того, считаете вы себя скомпрометированным этим или нет, принятие вами денег или подарков – даже за какие-то другие услуги – ставит вас в положение “наемной руки”.

8. Избегайте резких слов и выражений, отражающих ваше мнение, – например, саркастических комментариев по поводу чьего-либо выдвижения или чересчур пристального внимания к месту жительства кого-либо. Будьте особенно осмотрительны в употреблении прилагательных.

9. Общая политика газеты должна быть справедливой. Не защищайте и не отдавайте предпочтения рекламодателям, высокопоставленным личностям, представителям правоохранительных органов или друзьям. Опасайтесь саморекламы – материалы о вас или о вашей газете должны подаваться в той же манере, что и о других.

10. Хорошая газета отражает жизнь общества, причем как хорошую, так и плохую ее стороны. Не пишите об одном в ущерб другому – чрезмерно критиковать так же плохо, как и безудержно восхвалять.

11. Помните, что ваше дело – беспристрастно излагать факты. Пропаганда -дело редакционной полосы. В информационном материале не должно быть мнения автора.

12. Мнение следует подкреплять ссылкой на его автора.

13. Информационные и редакционные статьи не должны писать одни и те же люди.

14. Репортерам и редакторам следует держаться на некотором расстоянии от рекламодателей и других людей, которым газета чем-либо обязана.

 

Заголовки

Заголовки – “солнечное сплетение” газеты. Именно здесь она наиболее уязвима, так как фактические или смысловые ошибки сразу бросаются в глаза.

Умение писать заголовки – это и дисциплина, и языковые навыки. Не всегда просто сконцентрировать шестистраничный материал в пяти-шести словах. Нужно уметь писать заголовок так, чтобы в нем точно отражалась суть материала.

Размер заголовка и расположение материала на полосе сигнализируют читателю о значимости материала. Если в заголовке вы разводите сантименты по поводу чьего-то несчастья или акцентируете сексуальные моменты, присутствующие в статье, вы рискуете выпасть из созданного имиджа газеты и этим оттолкнуть читателей.

 

Сопереживание

Относитесь щепетильно к последствиям публикации вашего материала, особенно к воздействию, которое он может оказать на частную жизнь обыкновенного человека. Этот принцип часто вступает в противоречие с вполне обоснованной необходимостью предоставлять информацию любознательным и интересующимся читателям. Следуйте твердому правилу: в разрешении данного противоречия должны преобладать правильная оценка, здравый смысл и сопереживание. Вот несколько вопросов, которые вы могли бы задать себе перед тем, как принять решение о публикации:

· Насколько важен ваш материал?

· Что случится, если он не будет опубликован? (Потеряют ли читатели доверие к газете, которая обошла данную тему по каким бы то ни было причинам, или они вообще не заметят этого?)

· Перевешивает ли общественная польза от публикации тот вред, который нанесен ею отдельной личности?

· Насколько уязвима эта личность и насколько она интересна читателям (например, ребенок или взрослый, высокопоставленное официальное лицо или рядовой гражданин, просто человек или представитель какой-либо организации)?

· Какова ваша политика в данном вопросе? Всегда ли вы публикуете материалы, последствия которых могут быть неблагоприятны для отдельных людей, или делаете это только из-за каких-то особенных обстоятельств?

· Если бы подобный матерная был написан о вашей семье, как бы вы себя чувствовали? Захотели бы вы видеть такой материал опубликованным?

 

Хорошие манеры

То, как репортер или редактор ведет себя в жизни, может отражаться на газете – как положительно, так и отрицательно. Поведение сотрудника газеты сигнализирует читателю, можно ли этой газете доверять.

Грубость непростительна. Она настраивает людей против вас и может привести к тому, что они не будут верить в вашу объективность. И по телефону, и при личном общении не забывайте о хороших манерах и обычных любезностях. Даже в конфликтных ситуациях такой стиль общения поможет вам приобрести друзей газеты.

Репортерам и редакторам стоит учитывать тот факт, что читатели более склонны видеть корень зла именно в них, а не в людях или организациях, чью деятельность они освещают. Образы репортеров, стаями охотящихся за правительственными чиновниками, лежащих в засаде у их домов, вырывающих у них интервью, очень живучи и порождают у читателя ощущение, что репортеры – это акулы, а чиновники – их жертвы.

 

Доступность

Репортерам и редакторам не следует прикрываться привилегиями своей профессии. Читатели вправе переговорить с ними и по телефону, и лично.

Редакторы должны быть особенно активны в налаживании связей с общественностью. Им нужно рассказывать широкой аудитории о том, как работает газета и ее сотрудники и каким образом читатели могут выразить свое мнение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.084 с.)