Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике



 

Точечный массаж зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Древние врачеватели, жившие на территории нынешних Китая, Кореи, Монголии, Японии, создали учение об организме как о целостной системе, в которой каждый орган находится в тесном единстве со всеми остальными. Были обнаружены локальные области, биологически активные точки — БАТ. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используют около 150. Точечный массаж БАТ, дошедший до наших дней с глубокой древности, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффективность. Этот метод выгодно отличается относительной простотой и доступностью. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведении метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцем или кистью (рис. 3.2).

При углубленном изучении БАТ было установлено, что воздействие на точку стимулирует или успокаивает нервную систему, что зависит от способа, техники воздействия, усили вает кровоснабжение, вегулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. Применять массаж можно лишь при отсутствии абсолютных противопоказаний.

Рис. 3.2. Положение пальцев и кистей рук

Противопоказания: наличие злокачественных и доброкачественных новообразований любой локализации, при высокой температуре тела, активных формах туберкулеза, язвенной болезни желудка, резком истощении, заболеваниях крови, состоянии острого психического возбуждения, при беременности и в старческом возрасте. Не следует делать точечный массаж натощак, а также при резких перепадах атмосферного давления. Следует отказаться от крепкого кофе, острой и соленой пищи.

Методика. Важно максимально точно найти БАТ. В Китае для более точного определения точек используется индивидуальный цунь — расстояние, образовавшееся между складками средней фаланги при сгибании третьего пальца (у мужчин на левой кисти, у женщин — на правой). Абсолютный цунь как единица измерения равен 2,5 сантиметра. Перед массажем нужно расслабиться, постараться по возможности отвлечься от всего постороннего, разогреть руки и осторожно нащупать точку кончиком пальца. При надавливании БАТ возникает ощущение боли или ломоты. Давление необходимо производить подушечкой пальца. Надавливание не должно быть грубым, резким, вызывать сильную боль или оставлять синяки. Оно должно напоминать касание или легкое безостановочное поглаживание, при котором используется тяжесть пальца или кисти. Если малыш жалуется на боль — массировать осторожнее, если возникает головокружение — массаж необходимо прекратить.

Движение пальца — горизонтально-вращательное направленное по часовой стрелке, или вибрирующее, но всегда безостановочное. Вращение или вибрацию производят в определенном темпе (замедляющем или ускоряющем) и сочетают с некоторым давлением.

Древневосточные каноны успокаивающий массаж рекомендовали делать только после захода солнца, во время полнолуния. Этот вид массажа характеризуется непрерывным воздействием плавными, медленными, вращательными движениями без смещения кожи или надавливанием подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления (без заметной ямки) и задержкой пальца на глубине. Прием повторяют 3—4 раза с возвращением каждый раз к исходному положению, не отрывая пальца от точки. Длительность массажа каждой точки 3-5 минут. Этот метод также эффективен при острой боли, бессоннице, тревоге, нервном возбуждении.

Тонизирующий массаж наиболее эффективен во время новолуния. Он характеризуется коротким сильным надавливанием и быстрым резким удалением пальца от точки. К тонизирующему методу относится и прерывистая вибрация; Длительность воздействия 0,5—1 минута. Этот прием также эффективен при судорогах и физическом утомлении. В коррекционной педагогике мы используем точечный массаж биологически активных точек в работе с детьми, состояние и поведение которых обусловлено остаточными явлениями органического поражения головного мозга (патологическая беременность, инфекции, родовые и черепно-мозговые травмы). Этот контингент детей довольно широко представлен в каждом детском учреждении. Их характеризует повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, неравномерная работоспособность, рассеянность, неусидчивость, расторможенность, драчливость или же пассивность, депрессивное состояние, плаксивость.

Мы убедились, что, воздействуя на БАТ, удается расслабить гипертонус, стимулировать функцию паретичных мышц, снизить вегетативные и трофические расстройства, улучшить общее состояние ребенка, его работоспособность, снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

В связи с тем, что точечный массаж прост и доступен широкому кругу населения, не имеет возрастных ограничений, мы постарались обучить родителей навыкам его проведения в домашних условиях. Чем раньше начата коррекция, тем выше эффект.

Точечный массаж используется только на первых этапах. Затем постепенно детей обучают элементам самомассажа. Взрослый человек, страдающий тем или иным недугом, тоже может прибегнуть к точечному самомассажу.

Необходимо настроиться на длительные занятия, которые проводятся ежедневно в такой последовательности: между первым и вторым курсами — интервал семь дней; между вторым и третьим — три месяца. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода. Курс включает 15 процедур. Точечный массаж проводится не более 30 минут. В зависимости от степени нарушения речи, поведения, от компенсаторных возможностей ребенка эффект точечного массажа может быть различным. Иногда уже после первого курса наступает некоторое улучшение, но это не означает, что массаж надо прекращать. Если улучшение происходит не так быстро, не следует отчаиваться, необходимы настойчивость и время. Недаром говорят: «Терпенье и труд — все перетрут». В перерыве между курсами возможен рецидив. В этом случае массаж необходимо начинать без промедления. Главное в коррекционной работе — не упустить время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.004 с.)