Воздействие на точки должно проводиться успокаивающим методом приемом легкого вращательного поглаживания по часовой стрелке (3—5 минут для каждой точки) (рис. 3.9).
Итак, познакомив вас с методикой проведения точечного массажа, широким спектром его использования в коррекционной работе, мы надеемся, что убедили вас в его простоте и доступности. Ученые рекомендуют освоить этот вид массажа и педагогам, и родителям, так как он достойно выдержал проверку временем. Старших дошкольников и школьников можно обучить элементам самомассажа. Пропаганда знаний по использованию нетрадиционных методов лечебной, коррекционной педагогики предоставляет возможность использовать их не только медиками, педагогами, но и родителями.
Период
| Подпериод, возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение речи
| Слоговая структура слов
| Усвоение звуковой стороны речи
|
Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные части речи
| Звуки
| Стечения согласных
|
Предложения из аморфных слов-корней
| Однословные, 1 год 8 мес.
| Отдельные слова (около 27 слов)
| Нет
| Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
| Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
| Нет
| Нет
| Нет
| В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
| А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
| Нет
|
Из двух корней, 1 год 8 мес
| Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
| Нет
| Несклоняемые
| Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит. наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
| Нет
| Нет
| Нет
| Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
| Хь, ць, й. часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
| Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
|
Усвоение грамматической структуры предложения
| Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
| Рост предложения до 3-4 слов
| Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны
| Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием –у, И.п. мн.ч. с окончанием –ы, –и (фонетически всегда –и), иногда П.п. с окончанием –е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
| Первые грамм. формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст. вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки
| Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
| Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
| Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
| В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
| Твердые согласные н, т, д
| Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
|
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
| Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
| Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
| Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
| Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
| 23 прилагательных. иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
| Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
| Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
| В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
| Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
| Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно
|
Усвоение служебных частей речи, 2 года в мес. — 3 года
| Развитие сложного предложения
| Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
| Усвоены «главенствующие» падежные око нчан ия мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья}; суффиксы увеличительности, принадлежности
| Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
| Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
| Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
| Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
| Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
| Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
| Заканчивается усвоение стечения согласных
|
| 3—4 года
| Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
| Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
| Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
| Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
| Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
| Усваиваются сравнительные степени наречий
| Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
| Звуковая сторона речи усвоена полностью
|
4 года – 6 лет
| Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
| Практически усваиваются все частные грамматические формы
| Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
| Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
| Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
| Употребляется одно деепричастие сидя
| Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
| Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
| |