Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Изучаем творчество С. В. Михалкова
Цели:
1. Развивать творческое мышление учащихся через зрительно-слуховое восприятие текста, постепенное закрепление полученных теоретических сведений и развитие способностей учащихся овладения следующими навыками: формулировать и представлять своё мнение в чёткой и сжатой форме, не удаляясь от темы.
2. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся, связанной с овладением различными видами речевой деятельности и культуры.
3. Показать разнообразие мнений по изучаемым произведениям, предоставить каждому учащемуся возможность выразить свою точку зрения, применять на практике навыки общения.
Задачи:
1. Создавать проблемную ситуацию, направленную на формирование умения отстаивать свою точку зрения, выслушивать и анализировать мысли других людей, сопоставлять их со своими, делать выводы.
2. Учить детей соотносить информацию, полученную при чтении с жизненными ситуациями, самостоятельно добывать необходимые знания.
3. Воспитывать уважение к людям, к чужому мнению, культуру поведения.
Оборудование:
– портрет С. В. Михалкова;
– карточки с именами писателей и поэтов;
– зеркало;
– опорная таблица (см. Приложение);
– карточки для чтения по ролям и со знаком вопроса;
– карточка с вариантами домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Деятельность учителя
| Предполагаемая деятельность учащихся
|
|
| I. На доске записаны варианты домаш-него задания:
– Выразительное чтение по ролям.
| – Я буду внимательно следить за ходом урока и «примерять на себя» варианты домашнего задания. Выберу то задание,
| Продолжение табл.
|
| – Работа в печатной тетради.
– Подобрать пословицы, синонимичные главной мысли произведения.
– Придумать свою басню по пословице.
– Создать мультимедийный проект.
– Ребята, в конце урока вам предстоит выбрать для себя домашнее задание. Как вы будете это делать?
| которое меня заинтересует и будет мне по силам. Могу попросить кого-то из ребят поработать со мной в паре или организовать группу
| II. Создание проблемной ситуации.
– Ребята, возьмите на столе по одной карточке. Прочитайте по цепочке, что на них напечатано.
– Что можете сказать?
– Подумайте, какое задание можно выполнить с этими карточками?
Дети с карточками в руках делятся на группы, объясняя почему
| На карточках имена:
џ Иван Андреевич Крылов
џ Александр Сергеевич Пушкин
џ Василий Андреевич Жуковский
џ Сергей Владимирович Михалков
џ Хемницер Иван Иванович
џ Фёдор Иванович Тютчев
– Это фамилии авторов.
– Можно выполнить классификацию.
– Баснописцы-поэты. Михалков и поэт, и баснописец.
– Лишняя фамилия С. В. Михалкова, так как он наш современник, а остальные баснописцы жили давно, или это поэты «Золотого века», а Михалков – современный поэт. На предыдущих уроках мы изучали его произведения
| III. Знакомство с темой урока.
– Мы продолжаем изучать творчество С. В. Михалкова. Сегодня на уроке познакомимся с новой басней
|
| IV. Планирование работы.
– Давайте вместе составим план работы на уроке.
Учитель записывает план урока на доске
|
Ученики составляют план урока.
План урока
Минутка развития.
Повторение изученного, проверка домашнего задания.
Знакомство с новым произведением.
Работа над новым произведением.
Домашнее задание.
Итог урока
| V. Минутка развития.
– Сегодня проведём блицопрос.
1) Единица ритмически организованной речи, строка стихотворения...
|
Стихи.
| Продолжение табл.
|
| 2) Фантастические истории, в которых случаются превращения и чудеса...
3) Стихи, положенные на музыку...
4) Произведения, в которых высмеиваются пороки и недостатки людей. В произведении обязательно есть поучение...
5) Краткое описание жизненных фактов...
– Что вспомнили на минутке развития?
– Для чего мы изучаем литературные жанры?
| Сказки.
Песни.
Басни.
Очерки.
Мы повторили некоторые жанры литературы.
– Чтобы быть образованными.
– Для анализа произведений
| VI. Проверка домашнего задания.
– Знаю, что эти знания вы применяли при выполнении домашнего задания, которое выполняли в парах. Давайте посмотрим, что получилось.
Краткая беседа о вреде курения.
– С какими сложностями столкнулись при подготовке? Как справлялись с трудностями? К кому обращались?
|
При подготовке анализа произведения учащиеся пользуются специальными памятками.
1-я пара.
С. Михалков, отрывок из произведения «Дядя Стёпа – ветеран».
1-й ученик – чтение наизусть.
2-й ученик – анализ этого стихотворения (вред курения).
2-я пара.
С. Михалков. Очерк.
1-й ученик – чтение.
2-й ученик – анализ данного очерка (описание жизненных фактов, эпитеты).
3-я пара.
С. Михалков. Отрывок из сказки «Как старик корову продавал».
1-й ученик – чтение наизусть.
2-й ученик – анализ сказки (ирония, характеристика героев).
– …
| VII. Физкультминутка.
Игра на внимание «Отражение».
Процедура игры. Из группы детей выби- рается один водящий. Предполагается, что он пришел в магазин, где много зеркал.
Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него (ведущий и учитель тоже
|
| Продолжение табл.
|
| могут быть играющими). Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение и т. д. Водящему разрешается показывать разные движения
|
| VIII. Сегодня мы познакомимся с басней С. В. Михалкова «Зеркало».
– Что такого особенного есть в этом привычном для нас предмете?
Демонстрация зеркала.
– Попробуйте предположить, о чём будет эта басня?
– Насколько мы правильно угадали, верны ли наши предположения, узнаем, когда прочтём произведение
|
– Зеркало отражает, показывает нам всё как есть. Оно всегда «говорит» правду.
– …
| IX. Работа с книгой.
1. Ознакомительное (самостоятельное) чтение.
– Откройте учебники, самостоятельно прочитайте басню, используя таблицу.
2. Вторичное чтение.
– Сейчас мы прочитаем эту басню вслух. Как же нам её прочитать, чтобы остальным было интересно слушать?
– Чтобы сэкономить время урока, предлагаю выполнить ещё одно задание. Для этого вытяните карточку.
– Как вы думаете, какое задание у ребят, вытянувших карточку со знаком «?».
– Помните, что вопросы бывают тонкие и толстые. Пробуйте задавать толстые вопросы. А те, кто будет читать по ролям, не забудьте голосом передавать характер героев.
– Какой вопрос вам понравился больше всего?
– Вспомните басни, в которых авторами высмеивается глупость.
– В чём сходство главных персонажей в этих баснях?
– А чем они отличаются друг от друга?
|
– Анализ учениками текста по таблице (см. Приложение).
– Предлагаю прочитать её по ролям.
Три карточки со знаком «?», три – с ролями: «Автор», «Носорог», «Остальные животные».
– Мы будем составлять вопросы к басне.
Чтение по ролям.
Вопросы – ответы.
«Ворона и лисица», «Мартышка и очки»... И. А. Крылова...
Носорог и ворона – глупые.
Ворона глупая и наивная, её глупость от простоты.
Носорог злой. Он ненавидит окружающих.
Его глупость от злости.
| Окончание табл.
|
| – Как вы относитесь к вороне? К носо- рогу?
| Ворону жаль. Ей хочется помочь, утешить.
К носорогу относимся с презрением и брезгливостью
| X. Связь с жизнью.
– Каждый человек может оказаться в ситуации, когда его обидно назвали, оскорбили. В жизни много не очень воспитанных людей, да и человек может ошибаться. Что можете посоветовать человеку в такой ситуации, какие способы поведения подсказать?
– В одной книге совсем недавно я встретила высказывание Наполеона (об этом человеке вы узнаете на ближайших уроках окружающего мира). Он сказал: «Можно стать выше оскорбителей, прощая их»
|
– …
| XI. Резервное задание.
Выбери пословицы, подходящие по смыслу к басне «Зеркало»:
В чужом глазу соломинку видит, а в своём бревна не замечает.
Чужая слеза – как с гуся вода.
Так хвастает, что уши вянут.
– Обоснуйте свой ответ
|
| XII. Домашнее задание.
– Какое домашнее задание вы хотели бы получить сегодня?
|
Выразительное чтение по ролям.
Работа в печатной тетради.
Подобрать пословицы, синонимичные главной мысли произведения.
Придумать свою басню по пословице.
Создать мультимедийный проект
| XIII. Итог урока (подводят ученики).
– С каким произведением познакомились?
– Над чем задумались?
– Какую подсказку нам даёт это произ- ведение?
– Как это может пригодиться в жизни?
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анализ литературного произведения:
1. Определи автора и название произведения.
2. Назови жанр произведения и форму написания.
Подсказка:
Рассказ прозаическая
Очерк поэтическая (если можешь, определи вид рифмы:
Сказка перекрёстная
Былина парная
Очерк опоясывающая)
Басня
Легенда
Стихотворение (другое)
3. Какие литературные приёмы использует автор, с какой целью?
Подсказка: эпитеты (художественные определения, олицетворения, аллегории (иносказания), образные сравнения, метафоры...)
4. Выдели главную мысль произведения.
5. Какие чувства вы испытывали?
Приложение 2
Диалог с автором
?
| Слова с незнакомым лексическим значением
| !
| Интересное (весёлое, грустное, страшное...)
| К
| Красивые слова и выражения
| […]
| Главная мысль
| Приложение 3
Домашнее задание по выбору:
1. Выразительное чтение по ролям.
2. Работа в печатной тетради.
3. Подобрать пословицы, синонимичные главной мысли произведения.
4. Придумать свою басню по пословице.
5. Создать мультимедийный проект.
Приложение 4
|