Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всякая отн. истина в то же время является абс. истиной.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В теории то есть всегда есть элементы соответсвия и несоответствия. Все крупицы соответствия переходят в следующую теорию.
Практика – это тоже процее, практика развивается. И если сегодня она требует такой доли соответсвия, то завтра – уже требует большей доли соответствия.
Гегель впервые понял, что истина – не результат познания; истина – есть процесс.
Бывает, что практика показывает границы, где теория верна. В философии вводится понятие принцип соответсвия. Старая теория не отбрасывается, а используется как частный случай общей теории. Пример: классическая и релятивистская механика.
Диалектика истины вышеуказанным не ограничивается. Проблема конкретности истины. Сформулирована Гегелем: абстрактной истины нет. Наитупейший пример: полезен ли дождь (в сентябре – нет, в мае – да; много дождя – нет, в меру – да; и т.д.)? То есть, истина зависит от места, условий и времени. В одном месте это истинно, в другом ложно. Даже в проблеме научного знания есть эта проблема, хотя она и не так важна. Другое дело в общественных науках: если реальность изменилась – то концепция должна измениться в соответствии с реальностью. Ещё один гениальный пример: фраза «идёт дождь», сказанная когда он идёт – истинна, когда он не идёт – ложна; то есть надо свои концепции подстраивать под реальный мир. Другой мир, другое общество – надо менять концепции.
Мораль. Мыслите по обстоятельствам и не отставая от времени. «Живая душа марксизма – конкретный анализ конкретной ситуации».
Вырастает другое положение – положение ограниченности истины. Проблемы и вопроса здеь никакого нет. Всякие положения верны до определённых границ; выходя за эти границы – может начаться ерунда: всякие абсолютизации, ведущие к абсурдам и т.д. Не понимая, что вышли за границы – многие люди поэтому начинают заблуждаться. Так что раскрывая в чём ваши противники неправы – надо понять, откуда выросла эта их ложная концепция, из каких крупиц истины. То есть, создание великих ложных концепций (Гегеля, например) тем не менее всегда было великим шагом к истине: просто крупицы истины были раздуты, перетащены за границы применимости и т.д.
Идеализм – не чепуха, не глупость, а раздувание тех или иных моментов человеческого познания.
То есть спасибо идеалистам за то, что благодаря им мы смогли создать диалектический материализм! Спасибо, а теперь катитесь ко всем чертям.
Лекция 13 19 мая 2012
Повтор. 1. Относительная и абсолютная истины существуют не рядом, а одна в другой. Первым проблема, имейте в виду, поставлена Гегелем.
2. Вторая проблема (тоже Гегелем) – проблема конкретности истины. Истина объективна и не зависит от воли и сознания людей, но зависит от места, времени и условий.
3. И третье – проблема граничности истины. Истина верна в опр. границах, за ними – начинается ересь. Поэтому в неверных концепциях почти всегда существуют пусть изуродованные, но крупицы истины. Так что надо не только критиковать, но и показывать, что было раздуто, а иначе ошибочная концепция не будет развенчана.
4. Соотношение ложного и истинного. Истина – процесс, движение. Когда говорят о связи истины и лжи – речь на самом деле о соотношении истинного и ложного. В истином нет заблуждения, а в истинном может быть. Так что надо говорить диалектика истинного и ложного. Истинное может стать ложным и наоборот – это происходит когда мы игнорируем граничность и конкретность истины. Но это не значит, что грани между истинным и ложным нет. В определённых фиксированных границах что-то всегда истинно, а другое – всегда ложно.
Движемся дальше. Фаллибимизм – идеи западных учёных о том, что процесс познания истины почти обязательно включает в себя заблуждение. Если в науке запретить заблуждаться – то невозможно будет искать истину. «Заблуждению закрыли пути – а истина плачет: “мне тоже теперь не войти”».
Итак, отброшенная теория была истинной, стала ложной, но крупицы истины были в ней и перешли в новую.
Тема 30. Внешние (в?непозновательные) негносееологические факторы, влияющие на процесс познания истины вообще и научного в частности. Есть факторы, воздействующие извне и уводящие в сторону. Эти заблуждение объясняются наличинем объективных сил, давящих на человека и заставляющих отказываться от истины. Такого рода заблуждения, возникающие под действием внешних сил, называются иллюзией. Слово откуда возникло, блеять? Из оптики, не будем пояснять на примерах.
2 основных категории: религиозные и идеологические иллюзии.
Напомним, что касаясь вопроса свободы и необходимости, мы узнали, что у человека есть 2 сферы деятельности: свободная (есть план, благодаря наличию знания и средств) и несвободная (недостаточно знаний и/или нет средств – ход и исход практ. деятельности зависит не от меня, а от случайностей; необходимость в форме случайности господствует надо мной). Здесь и кроются истоки религиозных иллюзий. Во времена каменных рубил свободная область каменными рубилами и ограничивалась, ибо на охоте (даже сегодня) многое зависит от случайностей. Но в первобытные времена неудача на охоте дорогого стоила, поэтому человеку пришлось иллюзорно осознать, что он во власти каких-то объективных сил. Это нашло отражение в том, что силы естественные приобрели облик сверхестественных сил. Кстати, религия это 1) удвоение мира 2) культ, молитвы.
Дело в том, что в сфере свободной деятельности полезные и ложные действия (обеспеч. и не обеспеч. успех) легко фильтруются одна от другой. А в несвободной нет способа проверить! Можно ходить вокруг волуна вправо, можно влево, можно орать «халява ловись» - но нет способа проверить, способстуют ли эти действия успеху или нет (хотя и так понятно, что – нет). Отсюда возникает раздвоение деятельности – на здравую и паразитическую. Отсюда и разделение ума: здравый и паразитический образ мысли. Отсюда магия. Религия возникла из желания гарантировать успех.
Магия подобия – например, нарисовать на песке и тыкать копьём в кабана. Вопрос: является ли магия религией? Религия – бессилие, магия – казалось бы, зависит от качества обряда. Но на самом деле магия является ИЛЛЮЗОРНЫМ восполнением недостатка сил.
Магий полно: любовная, рыболовная… Там, где гарантий быть не может, но хочется.
Даже среди образованных и крепких духом людей распространены суеверия – у тех же лётчиков-испытателей.
Уж будем молчать о социальных случайностях (экономика, например).
Возникает второй вид религии – оменализм. Вера в случайное событие, в приметы. Классический пример – перебегание чёрного котэ ö. Тут же возникает гадательная магия (на ромашках, картах, звёздах…). Далее фетишизм. Якобы одни предметы помогают, другие – нет. Эманизм – когда сила предметов передаётся от предмета к предмету. Демонизм – когда эта сила обретает самостоятельное бытиё: те же лешие, домовые. А потом (обычно – уже под давлением знати) происходит переход к политеизму (каждый бог занимается своим делом). Ну и, наконец, монотеизм – обычно он обусловлен бессилием перед соц.гнётом, а не природой.
Займёмся теперь идеологическими иллюзиями. В качестве вступления заметим, что особой границы между религ и идеолог иллюзиями особой нет.
Все материалисты считают, что есть объективный мир, сознание – есть его отражение. Домарксисты, напомним, не знали материалистического источника общественных идей. А правда ведь в том, что есть в обществе объективное, не зависящее от сознания людей. Система соц-эконом отношений – и есть этот источник.
В классовом обществе возникают классовые интересы и эти интересы как некоторая сила порождали идеи других классов. Здесь мы и сталкиваемся с идеологическими иллюзиями. Клеточками науки являются теории. Клеточками идеологии называются /введём термин/ учения. Теория базируется на фактах и объясняет факты. Но не содержит руководства к действиям (это уже дело инженеров, организаторов). А учение? Оно включает определенную программу поведения, учение создаётся учителями. В этих программах выражаются интерессы либо общество, либо групп людей, классов. Чтобы одному классу держать другой в повиновении – нужно государство, а ещё нужно обмануть угнетённых, в том, что «всё хорошо, вы на самом деле не рабы». Но мало иметь программу и нести её в массу – надо обосновать её. Идеология = программа + её обоснование. Как обосновать? Надо создать картину действительности, основанную на фактах (создать идейно-фактуальную картину), но так как мы лживые капиталистические свиньи – то естественно, мы упоминаем только подходящие нам факты. Эта часть называется «идеологический миф», т.е. обоснование программы. В иных случаях нет в идеологии никакой программы, но есть только картина действительности. Когда мы рисуем картину природы – мы не даём никакой оценки (электрон – плохой, ну да), оценки исключены. Когда мы рисуем картину общественной действительности – мы обязательно оцениваем явление (попробуйте описать крепостное право, порку крестьян и т.п. без оценки). И оценивая – мы даём программу. Если мы даём хорошую оценку – то это означает, что надо и дальше так делать; и наоборот.
Когда тот или иной слой общества начинает устаревать – нужно уничточить старые, создать новые порядки, которые обеспечат прогресс обществу. А кто может провести преобразование? Только люди. Необходимо, чтобы заинтересованные в переменах люди осознали необходимость перемен, нужна революционная идеология, подталкивающая к борьбе. Это обычно происходит в иллюзорной, а не адекватной форме. К примеру, английская революция. Назревал капитализм, но власть была у феодалов, поэтому возникла необходимость в ликвидации абсолютизма – так обстояли дела на самом деле. А как было осознано? В 16 веке во многих странах Европы шла реформация (борьба против католиков: лютеранцы и т.д.). В Англии реформация прошла сверху – вышло «англиканство». Хотя на самом деле в Англии (в отличие от Германии, например), католичество во многом сохранилось. Итого. Осознание необходимости перемен экономических было осознано как необходимость создания простой (позднее названной пуританской) религии как в Германии; а мешает этому - … Король, оплот антихристианства. То есть, соц. переворот был совершён под знаменем религии. В иллюзорной форме была понята необходимость реальных преобразований. В нелепых религиозных религиях была объективность.
А во Франции 1789? Идея такая: природа человека требует свободу, равенство, братство. А что у нас, французов? Ни того, ни другого, ни третьего. Это воодушевляло людей. На самом же деле после революции на смену феодализму пришёл капитализм и наступило разочарование. Знали бы об этом солдаты – никогда бы не совершили революции. Итого, снова иллюзия, имея объективное содержание, сделала революцию.
И, наконец, Россия. Боролись за социализм, а на самом деле боролись за освобождение от господства западных стран.
Идеологические иллюзии имеют объективное содержание, но бывают облечены в самые нелепые формы.
Идём дальше. Разберёмся с понятиями объективность и субъективизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.133 (0.011 с.) |