Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Химия в центре естествознания↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Старт в химию Курс для 7 класса общеобразовательных учреждений Проводимая в стране модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные дисциплины естественного цикла и, к сожалению, не в пользу последних. Так, в школьном образовании неуклонно сокращается время, выделенное на изучение химии. Причем такое сокращение экспериментально не обосновано, противоречит разным этапам масштабной проверки самой идеи модернизации. Например, широко разрекламированный эксперимент по переходу на И все же химия остается полноценным учебным предметом в школьном расписании, и требования к ней также остаются достаточно серьезными. Учителя химии задыхаются от нехватки времени на ее изучение. Одним из перспективных путей решения данной проблемы может стать более раннее изучение химии – с 7-го класса основной школы. Однако федеральный учебный план такой возможности не предусматривает. Тем не менее во многих школах Российской Федерации их руководители находят возможность за счет компонента образовательного учреждения выделить 1–2 часа в неделю на изучение химии в качестве пропедевтики федеральной учебной дисциплины. У учителей химии возникает при этом новая проблема – отсутствие альтернативного единственному существующему на сегодняшний день курсу пропедевтики профессора Г.М.Чернобельской. Поэтому авторы этой публикации предлагают свой вариант для изучения пропедевтического курса химии в 7-м классе.
Основные цели курса: – подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета; – разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы; – сформировать устойчивый познавательный интерес к химии; – отработать те предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчетных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8-х и 9-х классах; – показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, которые учитель почти не может себе позволить в вечном цейтноте учебного времени; – интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия». Для достижения этих целей авторам пришлось ориентироваться на то, что курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базовым учебным планом и изучение его в школе – исключительно инициатива руководства. Поэтому ученики, которые приступают к обязательному изучению химии в 8-м классе, окажутся в неравных условиях: одни вообще не изучали пропедевтику, другие изучали ее из расчета 1 ч в неделю, третьи – из расчета 2 ч в неделю. Такое положение некорректно в свете закона о защите прав ребенка. Следовательно, авторы не имели права при конструировании своего курса включать в него системные знания основного курса химии, предусмотренного стандартом химического образования для основной школы. Авторам кажется, что они решили эту проблему. Курс состоит из четырех частей – тем. Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» – позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, связанную с появлением «нового» предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старым знакомым». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7-м классе рассматриваются такие понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод». Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, знакомые им по начальному курсу естествознания и по другим естественным дисциплинам: знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами (правила нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксирование результатов наблюдения, их анализ и т. д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы продолжительного по времени характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»). Вторая тема курса – «Математика в химии» – позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей). Как видно, отрабатывается не столько химия, сколько математика. Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» – актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения. Четвертая тема – «Рассказы по химии» – призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии. Она содержит занимательные и интересные этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях. Изучение предлагаемого курса предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: повышение удельного веса самостоятельной работы учащихся в обучении (например, при проведении домашнего химического эксперимента), в том числе при подготовке сообщений на ученические конференции, защиты проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта и др. И наконец, предлагаемый курс предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д. В заключение отметим, что авторы почти не затронули требований стандарта химического образования для основной школы, например, знаки химических элементов и формулы веществ семиклассники выучивают только по желанию, сами же формулы веществ не выводятся, равно как и уравнения химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.
Авторы данного курса обращаются к руководителям общеобразовательных учреждений с убедительной и настоятельной просьбой – изыскать возможность (за счет компонента образовательного учреждения или в качестве дополнительных образовательных услуг) для изучения пропедевтического курса химии из расчета 1 ч или, что более эффективно, 2 ч в неделю. В свою очередь авторы обязуются (издательский дом «Дрофа» поддерживает это их обязательство) к началу 2006/07 учебного года подготовить полный учебно-методический комплект курса: учебник «Старт в химию», необходимые дидактические и методические пособия. Примерное тематическое планирование курса (34 ч – 1 ч в неделю и 68 ч – 2 ч в неделю) Приведенное ниже примерное тематическое планирование учебного материала является составной частью учебно-методического комплекта, включающего программу пропедевтического курса химии для учащихся 7-го класса основной школы и учебник «Старт в химию. 7 класс». Тематическое планирование соответствует двум режимам преподавания: из расчета 1 ч в неделю (всего 34 ч) и 2 ч в неделю (всего 68 ч, из них 5 ч – резервное время). В таблице приведены номера уроков при одночасовом (первая колонка) и двухчасовом (вторая колонка) вариантах преподавания курса с указанием тем уроков и их основного содержания. В последней колонке приведен перечень демонстрационного эксперимента (обозначен буквой Д), лабораторных работ (буква Л), а также домашнего химического эксперимента (отмечен буквами ЭД). Следует иметь в виду, что ряд уроков, приведенных в тематическом планировании, проводится только при двухчасовом варианте преподавания курса, что особо оговорено. Это тематическое планирование – примерное, авторы курса оставляют за учителем право вносить изменения в отведенное на изучение той или иной темы число часов, изменять содержательное наполнение урока в соответствии со своим профессиональным опытом и корректировать демонстрационный и лабораторный эксперимент, исходя из возможностей образовательного учреждения.
О.С.ГАБРИЕЛЯН, СТАРТ В ХИМИЮ Класс Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7/2006 Моделирование Кроме наблюдения и эксперимента в познании естественного мира и химии большую роль играет моделирование. Мы уже говорили о том, что одна из главных целей наблюдения – поиск закономерностей в результатах экспериментов. Однако некоторые наблюдения неудобно или невозможно проводить непосредственно в природе. Естественную среду воссоздают в лабораторных условиях с помощью особых приборов, установок, предметов, т.е. моделей. В моделях копируются только самые важные признаки и свойства объекта и опускаются несущественные для изучения. Слово «модель» имеет франко-итальянские корни и переводится на русский как «образец». Моделирование – это изучение некоторого явления с помощью его моделей, т.е. заменителей, аналогов. Например, для того чтобы изучить молнию (природное явление), ученым не нужно было дожидаться непогоды. Молнию можно смоделировать на уроке физики и в школьной лаборатории. Двум металлическим шарикам нужно сообщить противоположные электрические заряды – положительный и отрицательный. При сближении шариков до определенного расстояния между ними проскакивает искра – это и есть молния в миниатюре. Чем больше заряд на шариках, тем раньше при сближении проскакивает искра, тем длиннее искусственная молния. Такую молнию получают с помощью специального прибора, который называется электрофорной машиной. Изучение модели позволило ученым определить, что природная молния – это гигантский электрический разряд между двумя грозовыми облаками или между облаками и землей. Однако настоящий ученый стремится найти практическое применение каждому изучаемому явлению. Чем мощнее электрическая молния, тем выше ее температура. А ведь превращение электрической энергии в теплоту можно «укротить» и использовать, например, для сварки и резки металлов. Так родился знакомый сегодня каждому процесс электросварки. Каждая естественная наука использует свои модели, которые помогают зримо представить себе реальное природное явление или объект. Самая известная географическая модель – глобус. Это миниатюрное объемное изображение нашей планеты, с помощью которой вы можете изучать расположение материков и океанов, стран и континентов, гор и морей. Если же изображение земной поверхности нанести на лист бумаги, то такая модель называется картой. Моделирование в физике используется особенно широко. На уроках по этому предмету вы будете знакомиться с самыми разными моделями, которые помогут вам изучить электрические и магнитные явления, закономерности движения тел, оптические явления. При изучении биологии модели также широко используются. Достаточно упомянуть, например, модели – муляжи цветка, органов человека и т.д. Не менее важно моделирование и в химии. Условно химические модели можно разделить на две группы: материальные и знаковые (или символьные). Материальные модели атомов, молекул, кристаллов, химических производств химики используют для большей наглядности. Вы, наверное, видели изображение модели атома, напоминающее строение Солнечной системы (рис. 30).
Для моделирования молекул химических веществ используют шаростержневые или объемные модели. Их собирают из шариков, символизирующих отдельные атомы. Различие состоит в том, в шаростержневых моделях шарики-атомы расположены друг от друга на некотором расстоянии и скреплены друг с другом стерженьками. Например, шаростержневая и объемная модели молекул воды показаны на рис. 31.
Модели кристаллов напоминают шаростержневые модели молекул, однако изображают не отдельные молекулы вещества, а показывают взаимное расположение частиц вещества в кристаллическом состоянии (рис. 32).
Однако чаще всего химики пользуются не материальными, а знаковыми моделями – это химические символы, химические формулы, уравнения химических реакций. Разговаривать на химическом языке, языке знаков и формул, вы начнете уже со следующего урока. 1. Что такое модель и что – моделирование? 2. Приведите примеры: а) географических моделей; б) физических моделей; в) биологических моделей. 3. Какие модели используют в химии? 4. Изготовьте из пластилина шаростержневые и объемные модели молекул воды. Какую форму имеют эти молекулы? 5. Запишите формулу цветка крестоцветных, если вы изучали это семейство растений на уроках биологии. Можно ли назвать эту формулу моделью? 6. Запишите уравнение для расчета скорости движения тела, если известны путь и время, за которое он пройден телом. Можно ли назвать это уравнение моделью? Химические знаки и формулы К символьным моделям в химии относят знаки или символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций, которые лежат в основе «химической письменности». Ее основоположником является шведский химик Йенс Якоб Берцелиус. Письменность Берцелиуса строится на важнейшем из химических понятий – «химический элемент». Химическим элементом называют вид одинаковых атомов. Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой их латинских названий. Так символом кислорода стала первая буква его латинского названия: кислород – О (читается «о», т.к. латинское название этого элемента oxygenium). Соответственно водород получил символ H (читается «аш», т.к. латинское название этого элемента hydrogenium), углерод – С (читается «цэ», т.к. латинское название этого элемента carboneum). Однако латинские названия хрома (chromium), хлора (chlorum) и меди (cuprum) так же, как и углерода, начинаются на «С». Как же быть? Берцелиус предложил гениальное решение: такие символы записывать первой и одной из последующих букв, чаще всего второй. Так, хром обозначается Сr (читается «хром»), хлор – Cl (читается «хлор»), медь – Cu (читается «купрум»).
Русские и латинские названия, знаки 20 химических элементов и их произношения приведены в табл. 2. В нашей таблице уместилось всего 20 элементов. Чтобы увидеть все 110 элементов, известных на сегодняшний день, нужно посмотреть в таблицу химических элементов Д.И.Менделеева. Таблица 2 Химия и физика К общим вопросам химии и физики относятся строение веществ и движение тех частиц, из которых вещества построены. Показательно, что самые первые шаги в изучении физики вы делаете, знакомясь с молекулярно-кинетической теорией, имеющей непосредственное отношение как к физике, так и к химии. Основное положение этой теории: вещества состоят из мельчайших частиц. Это могут быть молекулы, атомы или ионы. Молекула – это мельчайшая частица вещества, определяющая его свойства. Из молекул состоят такие хорошо знакомые вам вещества, как вода и уксусная кислота, сахар и углекислый газ. Большинство твердых веществ находится в кристаллическом состоянии. Частицы вещества в кристаллах расположены в строго определенном порядке. Если соединить их воображаемыми линиями, получается правильная геометрическая фигура, называемая кристаллической решеткой. На рис. 34 представлены модель кристаллической решетки йода и образец этого вещества. Вы думали, что йод – это жидкость? Не следует путать: в вашей домашней аптечке есть йодная настойка – раствор кристаллического вещества йода в этиловом спирте. Двойные шарики в модели кристаллической решетки – это и есть молекулы йода I2.
Доказательством того, что многие вещества состоят из молекул, может служить явление диффузии. Самопроизвольное распространение частиц одного вещества между частицами другого называется диффузией.
Явление диффузии можно объяснить только тем, что между молекулами вещества есть промежутки, в которые могут проникать молекулы другого вещества. Поэтому, к примеру, газообразное вещество распространяется в воздухе без нашего участия, т.е. самопроизвольно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.013 с.) |