Методы сбалансрованности бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы сбалансрованности бюджета



Наилучший вариант обеспечения сбалансир-ти бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в кот. объем расходов (включает и погашение гос. долга) не превышает доходы.

При составлении сбалансир-го бюджета применяют следующие методы его достижения на всех уровнях:

* лимитирование расходов * нормирование фин. затрат

* эффект-й механизм …..

* изыскание резервов роста доходов * использ-е бюдж. заимствований

ПОНЯТИЕ ГОС. ЗАИМСТВОВАНИЙ

Гос. заим. – займы или форма гос. кредита, где гос-во выступ-т в кач-ве заемщика

- способ получ-я гос. доходов, кот. приводит к появл-ю гос. долга

- форма деят-ти гос-ва, направленная на привлечение ден.

средств в бюджет путем получения кредита

- форма получения кредитов гос-м, при кот. гос-во получает

взаймы ден. средства, при этом становится должником

Классификация гос. займов:

1) по сроку действия 4) по месту размещения

- долгоср. – среднеср. – краткоср. - внутренние

2) по виду доходности - внешние

- процентные - выигрышные

3) по принципу размещения

- по подписке населения - продаваемые на бирже

- через сбер. кассы (банки)

ГОС. КРЕДИТ И ГОС. ДОЛГ

Гос. кредит – совок. ден. средств, превращ-ся в отношения между гос-м и др. юр. лицами, гос-ми на условиях платности, срочности, возвратности.

При этом гос-во иногда выступает в кач-ве гаранта. Если гос-во берет на себя отв-ть за погашение займов, взятых юр. и физ. лицами наз-ся гарантом.

Гос. кредит не явл-ся доходом гос-ва, но служит тем целям что и доходы.

Осн. форма гос. кредита – займы.

Отличия между налогами и займами:

* налоги носят обяз. хар-р, а займы – добровольный

* налоги идут безвозвратно, а займы подлежат возврату

* для налогов характерно одностороннее движение стоимости, а для займов – встречное

* налоги – доходы гос-ва, не требующие возмещения, займы подлежат возврату и требуют возмещения

гос. кредит банк. кредит
получают органы власти получают физ. и юр. лица
используют на покрытие дефицита на воспроизв-во (юр. лица), в процессе жизнедеят-ти (физ. лица)
не имеет целевое направление целевое направление
обеспечением служит имущ-во, находящееся у гос-ва более конкретные ценности
не предусматривает эк. санкции к гос-ву срок возврата регламентирован, сенкции
интересы кредиторов могут буть политич., эк., узкие цели интересы совпадают у участников сторон
всегда явл-ся средством сокращения кол-ва денег в обращении может быть причиной появления избыт. ден. массы

Функции гос. кредита:

- регулирующая (гос-во вступая в кред. отношения воздействует на ден. обращение)

- распределительная

- контрольная

Гос. долг – совок-ть внутреннего и внешнегот гос. долга на опред. момент

времени

- сумма задолж-ти по выпущенным и непогашенным гос. займам

- результаты фин. заиствований гос-ва, осущ-х для покрытия

дефицита бюджета

Причины появления гос. долга:

* снижение эф-ти эк-ки, отрасли

* курсовая разница

Виды гос. долга:

- внешний * капитальный

- внутренний * текущий

ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЕНИЯ ГОС. ДОЛГОМ

Управление гос. долгом – совок. мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам и погашения займов, изменение условий выпущенных займов и определение новых гос. ценных бумаг.

Управление гос. длгом осущ-ся Правительством.

Цель – оптимизация затрат, связанных с дефицитом (покрытием).

Методы регулир-я гос. долга:

* аннулирование

* рефинансирование (погашение старой задолженности благодаря выпуску новой)

* новация (замена долга)

* конверсия (изменение доходности займов)

* консолидация (изменение сроков действия, 1990 сокращение с 18 до 9 по казнач. обяз-м)

* унификация (объединение займов в один)

* отсрочка погашения (если дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становиться финансово неэффективным)

Погашение гос. долга – уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств в кач-ве осн. долга.

Обслуживание гос. долга – уплата % или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей за искл. погашения гос. долга.

Реструктуризация гос. долга – прекращение долг. обяз-в, составляющих гос. долг с заменой указанных долг. обяз-в другими долговыми обяз-ми, предусм. иные условия обслуживания и погашения.

Для определение того, насколько высокий внешний долг определяют 3 показателя:

- отношение общей суммы долга к ВВП (<=50%)

- отношение общей суммы долга к год. экспорту (<=27,5%)

- отношение год. платежей гос. долга к погашению и обслуживанию гос. долга (<=30%)

 

 

БЮДЖ. ПЛАНИРОВАНИЕ

Бюджетное планирование - это процесс формирования размеров бюджетных средств, которые можно мобилизовать в качестве доходов, финансирования расходов, привлечения и погашения заимствований.

Система бюджетного планирования строится на следующих принципах:

- прозрачности и предсказуемости финансовой политики

- расширения доступности соответствующей инф-и для заинтерес. лиц;

- реалистичности эк. прогнозов, лежащих в основе бюдж. планирования

- учета циклических факторов эк. развития, обеспечиваемого за счет использования прогнозных моделей, с целью обеспечения стабильности бюдж. политики в условиях дефицита или избыточности фин. ресурсов;

- обязательного резервирования средств под непредвиденное снижение доходных источников путем обособления части фин. ресурсов в периоды благоприятной эк. конъюнктуры, которые могут быть использованы в периоды ухудшения финансового положения

- вариантности прогнозирования и планирования.

Процесс бюджетного планирования включает четыре этапа:

- составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней;

- рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти;

- рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законод. органах гос. власти разных уровней и в органах местного самоупр-я;

- поквартальное распределение фин. органами федеральных, региональных, и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

В результате бюджетного планирования составляется проект бюджета.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖ. РЕГУЛИР-Я, ЕГО ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Бюдж. регулир-е – процесс перераспред-я бюдж. ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами с целью достижения их сбалансир-ти.

Задача бюдж. регулир-я: обеспечение бездефицитного сбалансир-я доходов и расходов.

Возникновение дисбалансов вызывает необходимость применения механизма фин. выравнивания, выделение фин. помощи нижестоящим бюджетам. В РБ такая фин. помощь наз-ся межбюдж. трансферты (дотации, субсидии).

Бюдж. трансферты – средства, передаваемые из бюджета на безвозвратн., безвозмездной основе.

Каждому уровню бюдж. регулир-я соотв-т комбинация форм и методов, кот. необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.

Формы и методы бюдж. регулир-я делят на 2 группы:

а) связанные с формир-м доходов бюджета

- изъятие налог. и неналог. платежей

- освобождение от налогов, предоставление льгот

- закрепление за местными органами общегос. доходов

- создание резервов

б) по расходной части

- расх. на отрасли эк-ки

- …. соц-культ сферы

- … оборону

в) финансир-е кап. вложений

Формы и методы бюдж. регулир-я:

* регулир-е народнохоз. и отраслевых пропорций

* регулир-е доходов населения и ур. жизни

* выравнивание ур. соц-эк развития региона

* обеспечение соц. гарантий (льготы и др.)

* ликвидачия нежелательных событий

* регулир-е сальдо бюджета

Эффект-ть использ-я бюдж. методов регулир-я обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны гос. органов, т.к. находятся с сфере непосредств. влияния гос-ва и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РБ

Межбюдж. отношения – отношения между респ. органами гос. управления при осущ-и бюдж. процесса.

Регулир-е межбюдж. отношений осущ-ся в целях обеспечения соотв-я между полномочиями гос. органов на осущ-е расходов.

Межбюдж. отношения основываются на след. принципах:

* разграничение и закрепление дох. бюджета по опред. уровням бюдж. системы

* выравнивание уровней миним. бюдж. обеспеченности

В наст. время доходы местных бюджетов формир-ся из следующих каналов поступления:

- собств. доходы

- закрепленные налоги

- отчисления от общересп.

Доп. поступления в бюджет:

- средства безвозмездно передаваемые местным бюджетам с целью оказания им фин. помощи

За последние годы имеются новые подходы к организации бюдж. отношений, в результате чего:

* расширилась собств. база местных бюджетов

* увеличился уд. вес закрепленных налогов

* уменьшился объем регулир-х доходов

* уменьшились дотации из респ. бюджета

* произошло выравнивание расходов на финансир-е отраслей непроизв. сферы

Для дальнейшего реформир-я с системе межбюдж. отношений необходимо:

- региональные бюджеты должны повысить доходную часть и уравнять с расходной

- укрепить доходную базу для самофинансир-я

- установят планку, кот. не должна превышать размер налогов

- единый подход для всех видов финансир-я

 

ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖ. ТРАНСФЕРТ

Межбюдж. трансферты – бюдж. средства, передаваемые из одного бюджета в другой на безвозм. и безвозвратн. основе.

Дотации – межбюдж. трансферты, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, если собств. и регулир. доходов недостаточно для сбалансир-ти нижестоящего бюджета.

Субвенции – межбюдж. трансферты, предоставляемые др. бюджету на осущ-е целевых расходов.

Субсидии – межбюдж. трансферт, предост-й организации, физ. лицу на условиях участия в финансир-и для про-ва или реализации продукции.

Объем межбюдж. трансферт в форме дотаций опред-ся на осное разниц между прогнозным объемом расходов конкретного местного бюджета.

Прогнозеый объем расходов местного бюджета рассчит-ся с учетом нормативов бюдж. обеспеченности.

Неиспольз-е либо использ-е не в полном объеме межбюдж. трансферты подлежат возврату.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.032 с.)