Роль бюджета в регул-и соц-эк отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль бюджета в регул-и соц-эк отношений



РОЛЬ БЮДЖЕТА В РЕГУЛ-И СОЦ-ЭК ОТНОШЕНИЙ

Гос. бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого гос-во перераспр-т более третьей части нац. дохода и более половины своих ден. средств.Через гос. бюджет правительство реализует эк-ю и соц-ю, внутреннюю и внешнюю политику.

От размера гос. бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ эк-го и соц-го развития, устойчивость фин-го положения страны.

Специфич. сво-ва бюджета:

- доходы бюджета не закреплены за конкретными расходами

- на нац-м уровне бюджет оказывает влияние на экономику через систему гос. доходов

- формирование бюджета по территориальному принципу обеспечивает проведение общей бюджетной политики в отдельных регионах.

- бюдж. процесспозволяет корректировать макроэк-е показатели и осущ-ть корректировку воспроизв-го процесса в целом.

- в ходе исполнения бюдж. процессаосущ-ся гос. контроль

Функции бюджета:

1) контрольная

Бюджет позволяет осущ-ть контроль за действиями исполнит-й власти, который может осущ-ся в различных формах – со стороны спец-х органов, так и со стороны вышестоящей организации и др.

2) информационная

Бюджет – индикатор тек-госост-я эк-ки страны, соц. сферы, полит. ситуации

3) регулирующая

Основной инструмент гос-го регулирования – фин. система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области эк-й политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

4) институциональная (удовлетворение общественности)

Роль бюджета:

- через бюджет регулируются макроэкономические пропорции между отраслями и сферами общественного воспроизводства

- бюджет обеспечивает социальную защиту населения

- в процессе формир-я бюдж. фондов происходит перер-е доходов субъек-в

- из бюджетного фонда финансируются важные программы

- через систему бюджетного регулирования обеспечиваетсяфинасовые ресурсы на территории, формир-ся их финансовая база

Сущность бюджета как эк-й категории не меняется в зависимости от смены обществ-х формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы.

Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, эк-й потенциал страны, характер производственных отношений, эк-е, природные, соц-е особенности и др.

К субъективным относятся тип гос-ва, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др.

 

 

БЮДЖ. МЕХАНИЗМ РЕГУЛ-Я ВОСПРОИЗВ-Х ПРОЦЕССОВ

В условиях разнообразия применяемых бюджетных методов регулирования целесообразно провести их классификацию для создания возможности выбора оптимального их сочетания с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

Для этого выделим следующие уровни бюджетного регулирования:

· общегос-й (устанавливает макроэк-е пропорции в развитии общегос-го воспроизводства в рамках гос-ва);

· межтерриториальный (регулирует уровень развития территорий);

· межбюдж-й (обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы);

· межгос-й (регулирует степень участия республики в межгос-х программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета).

Каждому уровню соответствуют комбинация форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максим-го эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание.

Классификация формы и методовбюдж.регулир-я в зависимости от:

1) формы и методы бюдж.регулир-я, действующие в сфере бюдж. отношений, связанных с формир-м доходов бюджета;

· изъятие части доходов, полученных в результате первичного распред-я нац. продукта (налоги)

· предоставление налоговых привилегий (льготы, скидки)

· перераспред-е общегос-х доходов и налогов между уровнями бюджетов

· резервирование части бюдж. ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней

· регулир-е привлечения гос-х кредитов осущ-ся посредством внутреннего гос-го кредита и международного гос. кредита.

2) формы и методы бюдж.регулир-я, действующие в сфере бюдж. отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

· финансир-е расходов на отрасли экономики, соц-культ сферу, управление и оборону (прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций)

· выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе

· перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы

· регулирование погашения гос. долга

· участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного гос-ва Беларуси и России (уплата взносов в соответствии с международными договорами).

 

БЮДЖ. ОТНОШЕНИЯ

Бюджетные отношения — отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Специфика бюджетных отношений:

- бюдж. отношения имеют ден. суть и носят вторичный перераспр-й хар-р

- сфера действия бюдж. отношений ограничивается рамками бюдж. процесса, т.к. отношения возникают лишь при формир-и, распред-и и использ-и бюдж. средств

- участниками выступают: гос-во и предприятия, организации и учреждения, население

- бюдж. отношения формируют центральное звено фин. отношений

- бюдж. отношения строго регламентир-сябюдж. и налоговым законод-м

Бюджет можно определять как систему специфич. фин. отношений, связанных с формир-м, распред-м и использ-м бюдж. фонда гос-ва.

 

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА, НЕОБХ-ТЬ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКН-Я

Бюджет как особая система общ-х отношений исторически возникает и действует там, где сущ-т гос-во с развитыми товарно-денежными отношениями.

На начальных ступенях развития человеческого общества гос-во имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, общественных зданий покрывать за счет поступлений от гос-х хозяйств, имущества, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны.

При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати.

С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность все возрастающие расходы покрывать денежными налогами. Общегос-е расходы направляются не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли.

Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, которая получает название «бюджет».

ОБЩАЯ ХАР-КА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ.

Система управления образования в РБ имеет гос-обществ хар-р. В сфере законодат-ва она осущ-ся Нац. собранием, непосредствен. управление – кабинет министра и Минобраз., местные органы упраления. В соотв-и с сущ-м законод-м, нац. система образования должна обеспеч-ся гос. финансир-м не менее 10% нац. дохода.

Нац. система образования включает:

- дошкольные учебные заведения

- общее среднее образование

- среднеспециальное образование

- высшее

- подготовка научных и научно-педагогич. кадров

- повышение квалификации (переподготовка)

- дистанционное образование

Сущ-т 2 способа финансир-я образования:

* индивидуальное финансир-е

* институциональное финансир-е

В зависимости от данного источника финансир-е делится на:

- общегос-е

- частный доход

Расширение источников финансир-я осущ-ся дополнит. оказанными услугами – внебюдж. ресурсы. Осн. источник этих ресурсов – ограниченные услуги в платной форме, доходное использ-е от распоряжения собств. матер-х и фин. ресурсов.

Разновидность оказания платных образоват. услуг:

- переподготовка

- 2-е высшее

- повышение квалификации

- платное консультирование

- платные допуски

Осн. источник финансир-я гос. учреждений – средства гос. бюджета. Материальная база учебным заведениям редост-ся на опред. льготах. Важное место в финансир-и учебных заведений занимают их собств. доходы.

 

РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛИ И ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖ СР-В НА СОДЕРЖ-Е ОРГ-ЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Расходы на образование делятся на 3 группы:

* текущие

* на образование

* капит. вложения

Кол-во классов устан-ся по группам: 1-4, 5-8, 9-11. С 1 по 9 – до 30 чел., с 10 по 11 – до 25 чел.

Сумма расходов на з/п сост-т плановый фонд з/п. Доп-но для поощрений созд-ся фонд в размере 10% от планового.

В школах с группой продленного дня предусмотрено 2-разовое питание, в основном за счет радит. денег. Местные исполкомы возмещают 100% питания 10% малообеспеченным и 50% питания 15% малообеспеченным.

Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ вкл-ся в расходы на кап. строит-во. Действующим школам выд-ся ассигнования на такие же цели, но по заявкам. В сметах школ с продленным днем предусмотрены расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборуд-я. Их планир-е осущ-ся на основе перечня приобрет. инвентаря с учетом его фактич-го наичия и степени износа, но в пределах выделяемых ассигнований. Планир-е учебных расходов, связ-х с приобретением книг, письм. принадлежностей осущ-ся по нормам, кот. установлены на 1 класс по группам классов.

Все данные расходы планир-ся по денежным нормам на среднегодовое кол-во классов в школе. В общеобразоват. школах созд-ся фонд всеобщего обучения, средства кот. предназначены для оказания матер. помощи учащимся в виде: питания, одежды, лечения и т.д. В области образования утверждены гос. соц. стандарты, утвержденные в ден. выражении:

* норматив ден. средств на содержание 1 реб. (дошкольн.)

* на обучение 1 учащегося в общеобразоват. школе

* на 1 учащегося в среднеспец.

* на 1 внешкольного воспитания и обучения

* на 1 учащегося проф-технич образования

РАСХОДЫ Б-ТА НА СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖД ДОШКОЛ И ОБЩЕГО ОБР-НИЯ

Осн. задачи дошкольного образования:

- формир-е умений и навыков, необх. для ориентации и адекватных действий ребенка

- выявление индивид. способностей

- охрана и укрепление здоровья

ФИН-НИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный ур. его фин. обеспечения из бюджета.

55 учреждений высшего образования (45 гос. и 10 частных). За последние 5 лет кол-во студентов увелич. на 46000. Это соотв-т показателям европейских стран.

Расхода на з/п исчисл-ся со взносами на гос. соц. страхование.

Группа до 30, подгруппа – 9-17.

ПОРЯДОК ПЛАНИР-Я И ФИН-НИЯ РАСХОДОВ УЧР-НИЙ СОЦ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Осн. доля расходов на соц. обеспечение финансир-ся за счет бюджета и ФСЗН. Бюджеты учреждения соц. обеспечения образ-ся за счет взносов нанимателей, физ. лиц, ИП, ассигнований из респ. бюджета, добровольных взносов, за счет средств должников.

Средства учреждений соц. обеспечения направл-ся на:

- выплату пенсий, пособий, надбавок к пособиям

- повышение соц. пенсий в связи с изменением индексов

- оказание матер. помощи

- содержание органов управления

 

ДЕФИЦИТ ГОС. БЮДЖЕТА

Дефицит может отражать намерения правит-ва осущ-ть кредитные фин. вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогресс. сдвигов. Но чаще всего дефицит отражает кризисные явления в эк-ке.

Факторы, влияющие на доходную и расходную части бюджета:

- сокращение налогов и сборов

- увеличение расходов на приоритетные направления

- уменьшение доходов в связи с показателями, кот. показывают ухудшенную деят-ть субъектов

- уменьшение доходов из-за низкой их собираемости

- увеличение гос. расходов из-за соц. конфликтов или военных действий

Показатели ур. дефицита бюджета:

* уд. вес дефицита гос. бюджета в ВВП

* уд. вес дефицита в расходной части бюджета

Фин. положение страны счит-ся стабильным, если дефицит не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджетов.

ПОНЯТИЕ ГОС. ЗАИМСТВОВАНИЙ

Гос. заим. – займы или форма гос. кредита, где гос-во выступ-т в кач-ве заемщика

- способ получ-я гос. доходов, кот. приводит к появл-ю гос. долга

- форма деят-ти гос-ва, направленная на привлечение ден.

средств в бюджет путем получения кредита

- форма получения кредитов гос-м, при кот. гос-во получает

взаймы ден. средства, при этом становится должником

Классификация гос. займов:

1) по сроку действия 4) по месту размещения

- долгоср. – среднеср. – краткоср. - внутренние

2) по виду доходности - внешние

- процентные - выигрышные

3) по принципу размещения

- по подписке населения - продаваемые на бирже

- через сбер. кассы (банки)

ГОС. КРЕДИТ И ГОС. ДОЛГ

Гос. кредит – совок. ден. средств, превращ-ся в отношения между гос-м и др. юр. лицами, гос-ми на условиях платности, срочности, возвратности.

При этом гос-во иногда выступает в кач-ве гаранта. Если гос-во берет на себя отв-ть за погашение займов, взятых юр. и физ. лицами наз-ся гарантом.

Гос. кредит не явл-ся доходом гос-ва, но служит тем целям что и доходы.

Осн. форма гос. кредита – займы.

Отличия между налогами и займами:

* налоги носят обяз. хар-р, а займы – добровольный

* налоги идут безвозвратно, а займы подлежат возврату

* для налогов характерно одностороннее движение стоимости, а для займов – встречное

* налоги – доходы гос-ва, не требующие возмещения, займы подлежат возврату и требуют возмещения

гос. кредит банк. кредит
получают органы власти получают физ. и юр. лица
используют на покрытие дефицита на воспроизв-во (юр. лица), в процессе жизнедеят-ти (физ. лица)
не имеет целевое направление целевое направление
обеспечением служит имущ-во, находящееся у гос-ва более конкретные ценности
не предусматривает эк. санкции к гос-ву срок возврата регламентирован, сенкции
интересы кредиторов могут буть политич., эк., узкие цели интересы совпадают у участников сторон
всегда явл-ся средством сокращения кол-ва денег в обращении может быть причиной появления избыт. ден. массы

Функции гос. кредита:

- регулирующая (гос-во вступая в кред. отношения воздействует на ден. обращение)

- распределительная

- контрольная

Гос. долг – совок-ть внутреннего и внешнегот гос. долга на опред. момент

времени

- сумма задолж-ти по выпущенным и непогашенным гос. займам

- результаты фин. заиствований гос-ва, осущ-х для покрытия

дефицита бюджета

Причины появления гос. долга:

* снижение эф-ти эк-ки, отрасли

* курсовая разница

Виды гос. долга:

- внешний * капитальный

- внутренний * текущий

БЮДЖ. ПЛАНИРОВАНИЕ

Бюджетное планирование - это процесс формирования размеров бюджетных средств, которые можно мобилизовать в качестве доходов, финансирования расходов, привлечения и погашения заимствований.

Система бюджетного планирования строится на следующих принципах:

- прозрачности и предсказуемости финансовой политики

- расширения доступности соответствующей инф-и для заинтерес. лиц;

- реалистичности эк. прогнозов, лежащих в основе бюдж. планирования

- учета циклических факторов эк. развития, обеспечиваемого за счет использования прогнозных моделей, с целью обеспечения стабильности бюдж. политики в условиях дефицита или избыточности фин. ресурсов;

- обязательного резервирования средств под непредвиденное снижение доходных источников путем обособления части фин. ресурсов в периоды благоприятной эк. конъюнктуры, которые могут быть использованы в периоды ухудшения финансового положения

- вариантности прогнозирования и планирования.

Процесс бюджетного планирования включает четыре этапа:

- составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней;

- рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти;

- рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законод. органах гос. власти разных уровней и в органах местного самоупр-я;

- поквартальное распределение фин. органами федеральных, региональных, и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

В результате бюджетного планирования составляется проект бюджета.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖ. РЕГУЛИР-Я, ЕГО ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Бюдж. регулир-е – процесс перераспред-я бюдж. ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами с целью достижения их сбалансир-ти.

Задача бюдж. регулир-я: обеспечение бездефицитного сбалансир-я доходов и расходов.

Возникновение дисбалансов вызывает необходимость применения механизма фин. выравнивания, выделение фин. помощи нижестоящим бюджетам. В РБ такая фин. помощь наз-ся межбюдж. трансферты (дотации, субсидии).

Бюдж. трансферты – средства, передаваемые из бюджета на безвозвратн., безвозмездной основе.

Каждому уровню бюдж. регулир-я соотв-т комбинация форм и методов, кот. необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.

Формы и методы бюдж. регулир-я делят на 2 группы:

а) связанные с формир-м доходов бюджета

- изъятие налог. и неналог. платежей

- освобождение от налогов, предоставление льгот

- закрепление за местными органами общегос. доходов

- создание резервов

б) по расходной части

- расх. на отрасли эк-ки

- …. соц-культ сферы

- … оборону

в) финансир-е кап. вложений

Формы и методы бюдж. регулир-я:

* регулир-е народнохоз. и отраслевых пропорций

* регулир-е доходов населения и ур. жизни

* выравнивание ур. соц-эк развития региона

* обеспечение соц. гарантий (льготы и др.)

* ликвидачия нежелательных событий

* регулир-е сальдо бюджета

Эффект-ть использ-я бюдж. методов регулир-я обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны гос. органов, т.к. находятся с сфере непосредств. влияния гос-ва и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РБ

Межбюдж. отношения – отношения между респ. органами гос. управления при осущ-и бюдж. процесса.

Регулир-е межбюдж. отношений осущ-ся в целях обеспечения соотв-я между полномочиями гос. органов на осущ-е расходов.

Межбюдж. отношения основываются на след. принципах:

* разграничение и закрепление дох. бюджета по опред. уровням бюдж. системы

* выравнивание уровней миним. бюдж. обеспеченности

В наст. время доходы местных бюджетов формир-ся из следующих каналов поступления:

- собств. доходы

- закрепленные налоги

- отчисления от общересп.

Доп. поступления в бюджет:

- средства безвозмездно передаваемые местным бюджетам с целью оказания им фин. помощи

За последние годы имеются новые подходы к организации бюдж. отношений, в результате чего:

* расширилась собств. база местных бюджетов

* увеличился уд. вес закрепленных налогов

* уменьшился объем регулир-х доходов

* уменьшились дотации из респ. бюджета

* произошло выравнивание расходов на финансир-е отраслей непроизв. сферы

Для дальнейшего реформир-я с системе межбюдж. отношений необходимо:

- региональные бюджеты должны повысить доходную часть и уравнять с расходной

- укрепить доходную базу для самофинансир-я

- установят планку, кот. не должна превышать размер налогов

- единый подход для всех видов финансир-я

 

ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖ. ТРАНСФЕРТ

Межбюдж. трансферты – бюдж. средства, передаваемые из одного бюджета в другой на безвозм. и безвозвратн. основе.

Дотации – межбюдж. трансферты, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, если собств. и регулир. доходов недостаточно для сбалансир-ти нижестоящего бюджета.

Субвенции – межбюдж. трансферты, предоставляемые др. бюджету на осущ-е целевых расходов.

Субсидии – межбюдж. трансферт, предост-й организации, физ. лицу на условиях участия в финансир-и для про-ва или реализации продукции.

Объем межбюдж. трансферт в форме дотаций опред-ся на осное разниц между прогнозным объемом расходов конкретного местного бюджета.

Прогнозеый объем расходов местного бюджета рассчит-ся с учетом нормативов бюдж. обеспеченности.

Неиспольз-е либо использ-е не в полном объеме межбюдж. трансферты подлежат возврату.

 

Участники бюдж. процесса

Участники: Президент, Парламент, Правит-во, местные органы, НБ, госконтроль.

Нац. собрание утверждает:

- гос. бюджет

- респ. бюджет

- нормативы отчислений от общегос. доходов в местные бюджеты областей и г. Минска

К правам местных орг. власти относятся:

- право на получение собст. бюджета

- право на получение доходов (при получении доходов – использ. по своему усмотрению)

- право на создание фонда непредвиденных доходов

- право разграничивать доходы и расходы между собств. бюджетом и нижестоящим

- вкладывать сводные ден. средства в хоз. деят-ть, акции, выдавать ссуды др. предприятиям

Права и обяз-ти получателей бюдж. средств:

* получать ден. средства в соотв-и с бюдж. сметой

* право на своеврем. получение инф-и о бюдж. ассигнований

- своевременно предост-ть док-ты подтверждающие право на получение ден. средств

- использовать на целевое назначение

- своевременно возвращать в бюджет (если возвратные)

- своевременно предоставлять бух.отчетность

- возвращать неиспольз-е суммы

 

 

Понятие бюдж. программы

Бюдж. программа включает в себя комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, заказчикам, срокам исполнения. Она должна содержать:

- паспорт мероприятия

- техникоэкономичекое обоснование

- цели и задачи

- оценка реализации

- ресурсное обеспечение

- план мероприятий

- механизм реализации

Обяз-но указ-ся распорядители бюдж. средств (гос. заказчики). Бюдж. программа может включать в себя программы, направл-е на решение комерч. задач в рамках данной программы.

 

35.Понятие и содержание среднесрочной фин. программы

Среднеср. программа – документ, содержащий данные о возможностях бюджета, о мобилизации доходов и расходов, о приоритетных направлениях расходования в пределах имеющихся ресурсов в среднеср. перспективу.

Среднеср. фин. программа разраб-ся:

* в целяхинформир-я гос. органов о предполаг. среднеср. тенденций развития бюдж., налог.системы

* в целях оценки разработанных ранее …..

* выявление необходимости и возможности осущ-я (в перспективе) мер в области фин. политики

* отслеживание долгоср. тенденций

Среднеср. фин. программа разраб-ся на 3 года. На первый год сост-ся бюджет, а следующие 2 года прослеживаются реальные результаты (плановый).

 

Основы исполнения бюджета

Учет исполнения респ. бюджета и местных по расходам ведется по кассовым и фактич. расходам.

Касс.расходы – все суммы, выданные с банк. счетов как безнал. так и нал. деньгами.

Фактич. расходы – действит. затраты организации, подтверждаемые док-ми в соотв-и с законод-м.

Оставшиеся незаконченными на 1 янв. расчеты бюдж. органзацийпроизв-ся в очередном фин. году за счет бюдж. назначений на те же цели по бюджету очередного фин. года.

Ден. средства, находящиеся на едином казнач. счете, а также имущ. права на них не могут быть предметом залога в кач-ве обеспечения исполнения обяз-в по гражданско-правовым сделкам.

Не допускается безакцептное списание в порядке предвар. и послед.акцепта с единого казнач. счета.

Принятие местными советами депутатов решений в части размеров нормативов отчислений от регулир. доходов и осущ-я операций по передаче средств в форме межбюдж. трансферт осущ-ся по решению вышестоящих советов депутатов.

 

Исполнение респ. бюджета

Исполнение респ. бюджета по доходам предусматривает:

- зачисление доходов на единый казнач. счет

- проведение взаимозачетов

- возврат, зачет сумм

- составление отчетности

- анализ выполнения доходов

Респ. бюджет по расходам исп-ся через автоматизир. систему по этапам:

1) назначение согласно бюдж. росписи

2) доведение бюдж. назначений до распоряд-лей и получ-лей бюдж. ср-в

3) подтверждение и проверка исполнения бюдж. ср-в

4) осущ-е платежей

5) использ-е товаров, работ, услуг за исполнителей

Подготовка отчета об исп-и осущ-ся Минфином. Распорядители ср-в на основе отчетности предост-т в Минфин год.отчетность. Отчет об исп-и респ. бюджета Минфин предоставляет в форме пректа закона до 1 марта. Вносится на рассмотрение правит-ва. Правит-во в 5-дневный срок передает проект в гос. контроль для подготовки заключения об исп-и бюджета. Затем проект перед-ся Президенту. Он вносит в Палату предст-лей проект закона об утвержд-и отчета об исп-и респ. бюджета за отч. фин. год не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного.

 

Исполнение местного бюджета

Исполнители местных бюджетов: местные органы власти, Минфин (фин. отделы), фин. органы на местах, инспекции МНС, казначейские.

Оплата бюдж. обяз-в распорядителей бюдж. ср-в осущ-ся через единый казнач. счет. Исполн-е местных бюджетов происходит через росрись.

Исполнние местных бюджетов по доходам предусматривает:

* зачисление местных доходов бюджета на единый казнач. счет

* регулир-е (зачисление и опред. доли в доход) местными бюджетами

* контроль возврата либо зачета сумм

Исполнение по расходам осущ-ся через автоматизир. систему в пределах фактич. наличия бюдж. ср-в и их соотв-я этапам:

1) установление бюдж. назначений согласно бюдж. росписи

2) подтверждение и проверка

3) осущ-е своеврем. платежей

4) использ-е товаров, работ, услуг только в целях осущ-я функций распорядителя бюдж. программ

В обяз. порядке предост-ся отчет об исп-и местных бюджетов в разрезе подчинения.

Основы бюдж. контроля

Бюдж. контроль – часть гос. фин. контроля, гл. целью кот.явл-ся контроль за соблюдением бюдж. закон-ва, всеми участниками бюдж. отношений.

Формы бюдж. контроля по времени проведения:

* предварительный

* текущий

* последующий

Контрольные органы различной подчиненности и ведомств.принадлежности осущ-е контроля и надзора, постоянные или периодич. проверки в любом случае решают одну и туже гос. задачу.

 

РОЛЬ БЮДЖЕТА В РЕГУЛ-И СОЦ-ЭК ОТНОШЕНИЙ

Гос. бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого гос-во перераспр-т более третьей части нац. дохода и более половины своих ден. средств.Через гос. бюджет правительство реализует эк-ю и соц-ю, внутреннюю и внешнюю политику.

От размера гос. бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ эк-го и соц-го развития, устойчивость фин-го положения страны.

Специфич. сво-ва бюджета:

- доходы бюджета не закреплены за конкретными расходами

- на нац-м уровне бюджет оказывает влияние на экономику через систему гос. доходов

- формирование бюджета по территориальному принципу обеспечивает проведение общей бюджетной политики в отдельных регионах.

- бюдж. процесспозволяет корректировать макроэк-е показатели и осущ-ть корректировку воспроизв-го процесса в целом.

- в ходе исполнения бюдж. процессаосущ-ся гос. контроль

Функции бюджета:

1) контрольная

Бюджет позволяет осущ-ть контроль за действиями исполнит-й власти, который может осущ-ся в различных формах – со стороны спец-х органов, так и со стороны вышестоящей организации и др.

2) информационная

Бюджет – индикатор тек-госост-я эк-ки страны, соц. сферы, полит. ситуации

3) регулирующая

Основной инструмент гос-го регулирования – фин. система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области эк-й политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

4) институциональная (удовлетворение общественности)

Роль бюджета:

- через бюджет регулируются макроэкономические пропорции между отраслями и сферами общественного воспроизводства

- бюджет обеспечивает социальную защиту населения

- в процессе формир-я бюдж. фондов происходит перер-е доходов субъек-в

- из бюджетного фонда финансируются важные программы

- через систему бюджетного регулирования обеспечиваетсяфинасовые ресурсы на территории, формир-ся их финансовая база

Сущность бюджета как эк-й категории не меняется в зависимости от смены обществ-х формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы.

Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, эк-й потенциал страны, характер производственных отношений, эк-е, природные, соц-е особенности и др.

К субъективным относятся тип гос-ва, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.823 с.)