Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту



Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту

Экономические системы делятся на три типа: традиционная, рыночная и командная.

Традиционная экономическая система расположена в наиболее удаленных районах мира. Обычно в традиционной системе люди живут в деревнях и занимаются сельским хозяйством или чем-то похожим, вроде рыболовства или охоты. Кто получает то, что производится в таком хозяйстве? Обычно производится мало, большинство людей на грани выживания (умирают, покидают общину). В случае урожая добавочный продукт распределяется также традиционным способом: отдается вождю или собственнику земли, а оставшееся распределяется согласно обычаям.

Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа:

Выгодно ли это?Что иное стоит выращивать?

Какой способ организации производства более рационален? Здесь просто не приходят никому в голову.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиций хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала. Что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства, жизненных благ, чем советы старейшин - органы. Принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

 

Вклад российских ученых в развитие экономической мысли

Развитие экономических воззрений в России проходило под влиянием практики, в тесной связи с общим движением науки в других странах.

При освещении истории российской экономической науки важно избежать крайностей. Было бы неверно представлять отечественную науку как простое перенесение на русскую почву экономических идей Запада. Не следует впадать и в другую крайность. Развитие социально-экономической мысли не есть прямое и непосредственное отражение уровня развития производства.

Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость.

Следует отметить следующие особенности экономической мысли России:

1. Одной из них является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений.

2. На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений.

3. В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте (1849–1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. О необходимости решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в «Заветных мыслях» Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918).

4. Определенную роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений – В.В. Святловский (1869–1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский.

Но «традиция» замалчивания вклада и значимости российских ученых не была преодолена, сохраняется она и сейчас. Такова своеобразная форма «критики», отстранения западной академической науки от публикаций экономистов, как правило, отличающихся своей социальной направленностью.

1810/17 1870/75 1914/20 1974/75

1790 1844/51 1890/96 1940/45

Риск- это возможная опасность. Риск – это оценённая любым способом вероятность, а неопределённость – это то, что не поддаётся оценке. В русском языке рисковать – значит действовать предприимчиво, на удачу в надежде на счастливый исход. Риск – это опасность, угрожающая успешным результатам. Основа любого риска – это неуверенность в будущем, возможная опасность. Риск – это негативные отклонения от поставленной цели.

В экономической теории под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части доходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Неопределенностью характеризуется процесс не только производства, но и потребления информации. Это проявляется в неопределенности конкретного труда по применению данной информации.

Предметом экономической теории являются экономические отношения обществе.
Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.
Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений в обществе.

Метод сравнительной статики

- метод изучения экономической системы, заключающийся в изучении реакции равновесного значения неизвестной величины на заданные изменения параметров (при абстракции от процесса перехода от одного состояния к другому).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТАТИКА — метод анализа динамических моделей экономики, при котором производится сравнение нового состояния равновесия системы, возникшего в результате внешнего воздействия, со старым равновесным состоянием, из которого система была выведена, безотносительно к промежуточному процессу, связанному с переходом от одного состояния к другому.

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные "фотоснимки" динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается как бы "за кадром".

7. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей.

экономические агенты – все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.

Положение и роль определяется его отношением к факторам производства.

В зависимости от причастности к экономическим ресурсам, одна группа агентов обладает большим количеством,=> она управляет производственными процессами; в зависимости от положения и роли эк. агента принято различать рыночные или нерыночные, коммерческие или некоммерческие.

Рыночные и коммерческие - это те, которые осуществляют коммерческую деятельность с целью получения дохода от вложенных ресурсов.

Рыночные и некоммерческие – имеют иные цели отличные от получения прибыли (общественные, благотворительные организации и т.д.).

В теории производства рассматриваются три основные группы экономическихагентов и их функции:

1. Индивиды и домашнее хозяйство – функционируют в сфере потребления; могут иметь заработную плату, %, ренту. (цель – максимизировать общую полезность от всех потребляемых ими товаров и услуг).

2. Предприятия или фирмы – функционируют в сфере производства; могут иметь прибыль, %, ренту. (цель – прибыльность, конкурентоспособность, перспективность, стабильность; максимизация потенциальной прибыли).

3. Гос. организации – осуществляют деятельность в сфере контроля над экономическими процессами на всех уровнях жизни общества; установление правовой базы экономической деятельности. (цель – утверждение власти, а следовательно расширение сферы своего контроля на всех уровнях.

Экономические агенты представляют собой субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся непосредственными участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей.

В основном рассматривают три вида экономических агентов:

1) государство;

2) фирмы (предприятия);

3) домохозяйства (индивидуальные хозяйства). Полное удовлетворение формирующихся в обществе потребностей экономических агентов может быть достигнуто несколькими способами. Для данных способов основанием служат прежде всего три механизма обмена, которые возникли в эволюционном процессе, иначе говоря, способы, координирующие действие экономических процессов.

Рыночные продукты (блага ) – блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

Нерыночные продукты (блага) – блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

 

 

Прямые и косвенные блага

Блага бывают прямые и косвенные. Что же это значит? Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты -только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.

Прямые (потребительские) блага - это готовые для потребления блага.

Косвенные (производственные) блага - блага, используемые в процессе производства.

Взаимозаменяемые блага

Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? Например, из Москвы в Петербург можно поехать на поезде (то есть воспользоваться услугами железнодорожного транспорта) или полететь на самолете (услуги авиакомпании). В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или Рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.

Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.

Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского sub­stitute - замена, заменитель, заместитель).

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относи­тельной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.

При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и частично.

Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимоза­меняемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потреби­тельский выбор.

 

 

РЫНОЧНЫЙ-

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ-

Парадоксы спроса.

Парадоксом Гиффена называются ситуации, при которых закон спроса прекраща­ет себя явно проявлять, а линия спроса получает положительный наклон (рис. 2.4). Парадокс Гиффена представляет собой единственное (хотя, по мнению некоторых экономистов, спорное) исключение из закона спроса.

«Парадоксы» закона спроса

Но действительно ли обратная зависимость величины спроса от уровня цены имеет характер «закона»? Разве не встречаются противоречащие этому факты? Конечно, встречаются, но парадокс состоит в том, что их объяснение также укладывается в рамки закона спроса, а это значит, что обратная зависимость величины спроса от динамики цены действительно является экономическим законом.

Объясним первую ситуацию, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Оказывается, что эта ситуация лишь внешне противоречит закону спроса. Дело в том, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра — экономией на непокупке по еще большей цене.

Следовательно, причиной повышенных закупок является не сам по себе рост цены (с чего бы он вдруг стимулировал рост объема покупок?), а ожидание, предположение, что раз наметилась такая тенденция, то следует ожидать еще большего роста цены на данный товар. Потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра, — вот смысл первого «парадокса», и он полностью укладывается в механизм действия закона спроса.

Таким образом, рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков и т. п.

Отсюда мы должны сделать важный вывод: на динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем, т. е. не только реальная, но и ожидаемая цена. А это значит, что социально-психологическое состояние становится экономическим фактором. Более того, величина прироста спроса при росте цены количественно показывает степень «инфляционной» паники в обществе.

Если нас чему-то научил предыдущий случай, то теперь нетрудно понять, почему снижение цены может вызвать не увеличение спроса, как того, казалось бы, требует закон спроса, а напротив, — стимулировать его падение.

Вновь обозначился вектор движения цены, но на этот раз «вниз», и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. Вновь в движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены; укладывается ли такое поведение потребителя в логику закона спроса? Конечно, чем ниже цены, тем выше величины спроса, — но завтра, коль скоро обозначилась тенденция к снижению цены.

Третий «парадокс» — это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары. Уж тут, казалось бы, закон спроса не при чем. На самом же деле перед нами — разновидность первого случая: эти товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие, и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений (таковы, например, покупки золота, драгоценностей, мехов, земли, домов, картин, изделий прикладного искусства). Поскольку эти товары устойчиво дорогие, т. е. их цена имеет тенденцию к возрастанию, то это — та же надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары. И это соответствует логике закона спроса.

 

 

19. Эластичность спроса по цене и выручка продавцов. Показатель перекрестной эластичности. Факторы эластичности спроса.

19.1. Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
    • Совершенно неэластичный спрос Ep(D) = 0 объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
    • Неэластичный спрос Ep(D) < 1 когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
    • Единичная эластичность спроса Ep(D) = 1 изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.
    • Эластичный спрос Ep(D) > 1 объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
    • Совершенно эластичный спрос Ep(D) = ∞ объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.

Выручка продавца – это та сумма денег, которую он получает при продаже определённого количества товара на рынке. Очень часто в учебниках выручка именуется также доходом продавца. В принципе, это одно и то же понятие. Выручка R измеряется как количество проданного товара Q, умноженное на цену единицы

этого товара P: R = Q ⋅ P

Законы Энгеля

экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных

 

Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности.

Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

 

Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 — минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:

где MRS — предельная норма замещения; Qx — количество това­ра X; QY — количество товара Y.

Предельная норма замещения - коэффициент, показывающий в какой пропорции одно благо замещается на другое благо при условии, что их общая полезность для потребителя остается без изменений. По мере сокращения блага его предельная норма замещения возрастает.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ - 1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; 2) в теории потребления - точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно на самой высокой из кривых безразличия, представляющая собой точку максимизации полезности; 3) финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых расходов. Финансовые ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи. Наиболее часто термин «бюджетное ограничение» используется в теории потребления и означает, что денежные расходы экономического агента на все приобретаемые им товары не могут превышать его денежного дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной линии, называемой иначе линией цен или линией возможностей потребления. Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) - это прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых имеющийся доход реализуется полностью. При положительной предельной полезности благ потребитель всегда выбирает набор, изображаемый одной их точек этой линии, иначе оставалась бы неизрасходованной часть денег, на которые можно было бы купить дополнительные товары, повысив свое благосостояние. Линия бюджетного ограничения может быть и более сложной: составной, ломаной, выпуклой - в зависимости от условий, определяющих возможность потребителя покупать данный товар. Например, ломаная бюджетная линия возникает, если в бюджетное ограничение включается такое условие, как ограничение не только по денежным ресурсам, но и по времени.

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

 

 

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту

Экономические системы делятся на три типа: традиционная, рыночная и командная.

Традиционная экономическая система расположена в наиболее удаленных районах мира. Обычно в традиционной системе люди живут в деревнях и занимаются сельским хозяйством или чем-то похожим, вроде рыболовства или охоты. Кто получает то, что производится в таком хозяйстве? Обычно производится мало, большинство людей на грани выживания (умирают, покидают общину). В случае урожая добавочный продукт распределяется также традиционным способом: отдается вождю или собственнику земли, а оставшееся распределяется согласно обычаям.

Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа:

Выгодно ли это?Что иное стоит выращивать?

Какой способ организации производства более рационален? Здесь просто не приходят никому в голову.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиций хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала. Что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства, жизненных благ, чем советы старейшин - органы. Принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.064 с.)