Отцы и дети» И. С. Тургенева. Идейный, эстетический, любовный конфликт в романе. Полемика вокруг образа главного героя-нигилиста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отцы и дети» И. С. Тургенева. Идейный, эстетический, любовный конфликт в романе. Полемика вокруг образа главного героя-нигилиста.



Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

 

Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Уже во внешнем описании героев читатель видит резкий контраст. Евгений Васильевич предстает перед нами мрачным, отгороженным от мира, но в нем чувствуется неисчерпаемая энергия. Особое внимание автор обращает на ум героя: “оно (лицо) оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум”. В описании Павла Петровича преобладают, в основном, прилагательные: “Его коротко стриженные волосы отливали немалым блеском... лицо его желчное..., необыкновенно правильное и чистое".

 

Главное место в композиции романа Тургенева занимают сцены, где герои раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками, которыми зачастую являются близкие им люди. Поэтому споры принимают особенно острый характер.

 

Приехав в Марьино погостить, Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Часто нетерпимый к чужому мнению и даже грубый среди своих товарищей, он таким и остается в гостях. Через споры с Аркадием писатель показывает, как его герой демократ-разночинец действует, оказавшись в чужой среде. В данном случае в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений.

 

С Аркадием Базаров разошелся в главном — в представлении о жизни вообще, хотя поначалу они считались добрыми друзьями. Но я бы все-таки не назвал их взаимоотношения дружбой. Ясно, что дружба невозможна без взаимопонимания и не может быть основана на подчинении одного другому. Через споры, на протяжении всего романа, Базаров пытается подчинить себе, подавить более слабую натуру, победить Аркадия как идеологического противника. Но произошел обратный эффект: в результате постоянных споров Аркадий стал постепенно приобретать свое мнение и перестал слепо повторять за Базаровым его суждения холодного нигилиста. Но в спорах с опытным противником он не выдерживает. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.

 

Базарова раздражало, что он занимается работой, научным изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. Базаров гордится тем, что по его красной обнаженной руке сразу видно в нем allsoch.ru - 2001-2005 человека дела. Он дает хозяевам понять, что в любом доме привык заниматься делом, и только делом. Тургенев, по-моему, специально сделал своего героя научным работником, практиком. Базаров изучает природу и проверяет теоретические открытия на практике. Выбор автором профессии для своего героя не случаен и несомненно был обусловлен тем, что в России 60-х годов увлечение науками являлось типичной чертой культурной жизни.

 

Аркадий ничем таким не занимается, нет у него даже по-настоящему сильных увлечений. Выходит, Аркадий — полная противоположность Базарову. К тому же для Аркадия главное в жизни — уют и покой, а для Базарова — не сидеть на месте сложа руки, трудиться, двигаться вперед.

 

Относительно искусства у спорщиков тоже складываются разные суждения. Но на сей раз автор не щадит главного героя романа и вкладывает в его уста критику в адрес Пушкина, причем необоснованную. Тургенев этим как бы говорит, что при всей симпатии к демократически настроенной молодежи его оскорбляет их оголтелое невежество.

 

Аркадий пытается доказать Базарову величие Пушкина, но Базаров пропускает это мимо ушей. Однако цель достигается: до читателя лишний раз доходит мысль, за что он должен ценить Пушкина и критически относиться к людям, пытающимся принизить достоинство нашего поэтического гения.

 

Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь также мы видим сопротивление Аркадия взглядам Базарова. Аркадию не по душе, что Базаров с холодной расчетливостью режет живых лягушек для научных целей. Здесь я угадываю самого Тургенева, любящего и понимающего живую природу. Достаточно вспомнить его «Записки охотника», чтобы догадаться, на чьей стороне автор в споре своих героев. Кстати, проблема познания природы со скальпелем в руках остается острой темой и сегодняшних споров и разногласий. Мне вспомнилось знаменитое стихотворение современного поэта Юрия Кузнецова о том, как Иван-дурак препарировал лягушку. Смысл стихотворения в том, что в каждой жилке лягушки, умирающей под скальпелем, трепетали века, а в это время — «...улыбка по-знанья сияла на счастливом лице дурака».

 

Базаров резко бросает Аркадию в лицо: «Ты, нежная душа, размазня». Но сам он не замечает в этот момент на своем лице ту самую сияющую мертвецким блеском «улыбку дурака».

 

Базаров ненавидит мйогих. У Аркадия нет врагов. Базаров понимает, что постепенно Аркадий уходит из-под его влияния и уже не может быть его сподвижником и даже учеником. Аркадий более близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Но все же Базаров представляется ему человеком нового поколения, которое пришло на смену «отцам».

 

В спорах Базарова с Павлом Петровичем раскрываются самые замечательные черты главного героя: зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству. Это, конечно, убеждения и самого автора романа.

 

Даже в смерти Базарова присутствует некая спорная ситуация. Как человек — с такой практической жилкой, с такими надеждами на будущее, с такой цельной натурой, силой воли и чувством собственного достоинства — мог так нелепо погибнуть из-за собственной беспечности?! Думается, что оправдывать смерть Базарова одной лишь логикой — ошибочно. Он, на мой взгляд, все равно не должен был умереть только для того, чтобы остаться Базаровым. Лично мне Базаров видится фигурой не столь сумрачной, дикой, «обреченной на погибель», как сказал о нем сам автор романа. Слишком многое, по-моему, роднит этого героя с будущим, которому всегда нужны по-хорошему сильные, резкие и, главное, честные молодые люди. И погибать в преддверии будущего совсем необязательно. Но это, конечно, тоже вопрос спорный.

 

11. Последние романы И.С. Тургенева. Проблематика, система образов, стилевые особенности (на примере анализа романа «Дым» или «Новь»).

«Дым». Символическое название романа. Проблематика. 1867 году Тургенев завершил работу над очередным романом «Дым», опубликованным в «Русском вестнике» в марте 1887 года. Роман глубоких сомнений и слабо теплящихся надежд, «Дым» резко отличается от всех предшествующих романов писателя. Прежде всего, в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Литвинов - Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной к тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Мы встречаем его за границей, где он совершенствовал свои агрономические и экономические знания, готовясь стать грамотным землевладельцем. Рядом с Литвиновым — Потугин. Его устами как будто бы высказывает свои идеи автор. Но не случайно у героя такая неполноценная фамилия: он потерял веру и в себя и в мир вокруг. Его жизнь разбита безответной, несчастной любовью. Наконец, в романе отсутствует и типичная тургеневская героиня, способная на глубокую и сильную любовь, склонная к самоотвержению и самопожертвованию. Ирина развращена светским обществом и глубоко несчастна: жизнь людей своего круга она презирает, но в то же время не может сама от нее освободиться.

Роман необычен и в основной своей тональности, В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы. В тонах памфлета рисуется в «Дыме» широкая картина жизни русской революционной эмиграции. Много страниц отводит автор сатирическому изображению правящей верхушки русского общества в сцене пикника генералов в Баден-Бадене.

В романе «Дым» Тургенев изображает особое состояние мира, периодически повторяющееся: люди потеряли ясную, освещавшую их жизнь цель, смысл жизни заволокло дымом. Герои живут и действуют как будто бы впотьмах: спорят, ссорятся, суетятся, бросаются в крайности. Им кажется, что они попали во власть каких-то темных стихийных сил. Как отчаявшиеся путники, сбившиеся с дороги, они мечутся в поисках ее, натыкаясь друг на друга и разбегаясь в стороны. Их жизнью правит слепой случаи. В лихорадочной скачке мыслей одна идея сменяет другую, но никто не знает, куда примкнуть, на чем укрепиться, где бросить якорь.

В этой сутолоке жизни, потерявшей смысл, и человек теряет уверенность в себе, мельчает и тускнеет. Гаснут яркие личности, глохнут духовные порывы. Образ «дыма» — беспорядочного людского клубления, бессмысленной духовной круговерти — проходит через весь роман и объединяет все его эпизоды. В симфоническое художественное целое. Развернутая его метафора дается к концу романа, когда Литвинов, покидающий Баден-Баден, наблюдает из окна вагона за беспорядочным кружением дыма и пара.

В романе действительно ослаблена единая сюжетная линия. От нее в разные стороны разбегается несколько художественных ответвлений: кружок Губарева, пикник генералов, история Потугина и его «западнические» монологи. Но эта сюжетная рыхлость по-своему содержательна. Вроде бы уходя в стороны, Тургенев добивается широкого охвата жизни в романе. Единство же книги держится не на фабуле, а на внутренних перекличках разных сюжетных мотивов. Везде проявляется ключевой образ «дыма», образ жизни, потерявшей смысл.

В тургеневедении давно замечено, что заглавие «Дым» символично: одни исследователи считают, что введением «аллегорического заглавия» автор «недвусмысленно» отвергает нигилистическое движение и образ «дыма» является символом непрочности, эфемерности революционных начинаний (А.Г. Цейтлин). Другие полагают, что название романа является символом «газообразного», «непланетарного» состояния всей России, вступившей в полосу нового общественного и социально-экономического развития (А.И. Батюто, А.Б. Муратов). При всём различии трактовок несомненно, что акцент учёные делают на социальный аспект. Более широкое толкование образа дыма даёт в своих работах О.Н. Осмоловский. Специально не ставя вопрос о заглавии романа, учёный выявляет его символический подтекст в целом и справедливо считает, что «тема дыма – хаотической, противоестественной жизни» – начинает своё существование уже в названии произведения и влияет на его структуру, сюжет, принципы изображения действующих лиц, специфику их психологических характеристик и создаёт метафизический план художественного изображения – о «стихийности натуры и неясности природы человеческих отношений», о трагической судьбе человека вообще.

 

«Новь». Изображение народнического движения. Время действия романа, как обозначил его сам автор,- конец 60-х годов XIX века, однако отразились в нем события более поздние: так называемое "хождение в народ" 1874-1875 годов. Тургенев с самого начала скептически отнесся к движению народничества, понимая упадничество самой идеи. На этом материале писатель создал роман "Новь", в котором отразил свое видение проблемы революционного народнического движения, пути исторического развития России. Тургенев не симпатизирует делу, которым занимаются молодые герои. Прежде всего, "народники" в романе совершенно не знают, чем живет тот реальный народ, ради которого они готовы жертвовать собой. Они вообразили себе некий абстрактный народ, поэтому слишком сильно были потрясены, когда первая же попытка Маркелова поднять мужиков на бунт кончилась провалом: крестьяне связали его и выдали властям. Среди хаоса сомнений, противоречий, безысходности мечется в "Нови". Он стремится к самопожертвованию ради высокой идеи, но сам же ощущает и фальшь своего намерения, своих стремлений. Натура Нежданова надломлена - и нет иного исхода его жизни, кроме самоубийства.

"Нови" предпослан эпиграф: "Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом". Тургенев объяснил, что "плуг в эпиграфе значит не революцию, а просвещение". Подлинный герой для писателя не Маркелов или Нежданов, но - Соломин. Это тоже не выдающийся, а средний человек, однако он на голову выше прочих - по силе характера, уму, пониманию реальной деятельности. Поэтому в конце романа звучит апофеоз Соломину: "Он - молодец!»

В "Нови" есть некоторые недоговоренности, недомолвки, но это объясняется тем, что автор собирался писать продолжение романа. Постепенные преобразования и просвещение - только в них нуждается Россия - это непоколебимое убеждение автора. Еще в начале 60-х годов XIX века писатель высказал его в полемике с Герценом. Именно с постепенной преобразовательной деятельностью подобных людей (Соломиных) писатель связывал возможность переустройства русской общественной жизни. По сути, Соломин не является в творчестве Тургенева фигурою совершенно новой. В продолжении "Нови" этот тип должен был занять главенствующее положение. Интерес к людям, подобным Соломину, стал проявлением общественных интересов писателя. Таким образом, роман "Новь" явился логическим завершением творческой деятельности И. С. Тургенева, открывшего миру русскую литературу, создавшего незабываемые образы русских людей 40-70-х годов XIX века.

 

12. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. Проблематика и жанровые особенности. На примере 3-4-х произведений.

Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра. Самый выбор формы был подсказан Тургеневу желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

 

В этих эскизах на самые разнообразные темы— философские, социальные, психологические — говорилось о жизни вселенной, о природе, о любви, о смерти, о родине, о красоте, о подвиге, о дружбе.

 

Тургенев долгое время не помышлял вовсе о печатании их и не придавал им большого значения, рассматривая их лишь как предварительные наброски для будущих произведений.

 

Дав им общее заглавие «Senilia» («Старческое»), он говорил, что пишет их, собственно, не для печати, и только изредка читал то или иное стихотворение друзьям — Я. П. Полонскому, П. Л. Лаврову, артистке М. Г. Савиной.

 

Однажды, уже незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Буживале М. М. Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и пятьдесят одно стихотворение из этого цикла было опубликовано в декабрьской книжке журнала на 1882 год.

 

Вообще стихотворений в прозе Тургеневым было написано значительно больше, но в остальных слишком явственно звучали автобиографические мотивы, и поэтому он воздержался от публикации их. (Эта часть стихотворений — числом тридцать одно — была издана только в 1930 — 1931 годах.)

 

Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюрных новелл будет встречено читателями с живейшим интересом и сочувствием. Вскоре они были переведены Полиной Виардо на французский язык, а затем были опубликованы переводы и на другие европейские языки.

 

Лучшие тургеневские стихотворения в прозе стали хрестоматийными, а многие выражения из них крылатыми.

 

Некоторые стихотворения проникнуты грустным, порою даже трагическим настроением, потому что писались в тот период, когда безнадежно больной и исстрадавшийся писатель, задумываясь о близости неотвратимой развязки, мысленно подводил итоги своего трудного и сложного жизненного пути.

 

Далеко не все «Стихотворения в прозе» окрашены в пессимистические тона. Личные мотивы в них часто подчинены широким общечеловеческим темам. Тут немало и жизнеутверждающих произведений, где писатель славит героизм, подвиг, моральное величие простых людей, их духовное превосходство над богачами.

 

В прославленном стихотворении «Русский язык»

 

с исключительной силой прозвучала проникновенная любовь писателя к родине, к родному языку, к будущему русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— говорит Тургенев, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

 

Особое место во всем цикле занимает стихотворение «Порог»,

 

опубликованное только после смерти Тургенева вместе с прокламацией народовольцев, посвященной памяти писателя.

 

Стихотворение это было навеяно политическими процессами семидесятых годов, в частности процессом Веры Засулич.

 

В нем дан величественный образ русской девушки революционерки, которая готова к любым испытаниям и мукам. Она знает, что ее ждет «холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Ее не страшит «отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она знает, что ее подвиг останется безыменным, но и это не может остановить ее, потому что ей не нужно ни благодарности, ни сожаления.

 

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака».

 

В данном произведении повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

 

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

 

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное».

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.11.93 (0.032 с.)