ТОП 10:

Налоговый, Бюджетный кодексы.



 

Федеральные законы принимаются по различным сферам финансовой деятельности государства, например: федеральные законы от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»4, ФЗ от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", ФЗ от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (для развития инвестиций), Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц", ФЗ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", законы по отдельным видам налогов и др.

 

 

Во исполнение федеральных законов по вопросам финансовой деятельности федеральные органы государственной власти принимают подзаконные акты, например: постановление Правительства РФ от 5 июня 2003 г. № 328 «Об утверждении Правил приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства»,Приказ ФНС от 9 сентября 2005 г. "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами".

 

К финансово-плановым актам относятся:

основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

финансово-кредитные и кассовые планы банков;

финансовые планы страховых организаций;

финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

 

Систему нормативных финансово-правовых актов субъектов РФ образуют законы и подзаконные акты.

 

В качестве примеров можно назвать Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 7 ноября 2013 г. № 107-оз «О бюджете развития Ханты-Мансийского автономного округа», законы по отдельным видам региональных налогов, льгот по их взиманию, деятельности региональных внебюджетных фондов» и т. д.

 

Ведущим финансово-правовым актом местного самоуправления является устав соответствующего муниципального образования.

Статья 8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает определенные требования к содержанию устава муниципального образования, в числе которых — финансовая основа осуществления местного самоуправления, вопросы компетенции органов местного самоуправления.

 

 

Органы местного самоуправления, являясь органами публичной власти на своей территории, в целях осуществления финансовой деятельности наделены правом издавать нормативно-правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, примерные положения, временные положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, временные инструкции, типовые договоры, регламенты. Более конкретизированное регулирование видов и содержания правовых актов органов местного самоуправления осуществляется конституциями и уставами субъектов РФ, региональными законами о местном самоуправлении, местных референдумах, выборах, сходах и собраниях граждан, а также уставом соответствующего муниципального образования.

 

 

Финансовое право как отрасль российского права: предмет и метод правового регулирования.

 

 

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

 

 

Метод властных предписаний одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

 

Возникают между:

 

- между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами (в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти), возникающие в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны

 

- между финансовыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением последними обязанностей перед государством и муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные государственные фонды)

 

- между финансовыми и налоговыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств

 

- между финансово-кредитными органами разных уровней и правового статуса в связи с их деятельностью по образованию, распределению и использованию соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых)

 

- между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений

 

- между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением иных публичных страховых и кредитных фондов и ресурсов

 

- между участниками финансового рынка и компетентными органами в связи с осуществлением государственного регулирования в этой сфере

 

- между компетентными органами государственной власти и местного самоуправления в связи с деятельностью по финансовому контролю, учету и отчетности

 

 

Система финансового права.

Система:

- Общая часть (финансы и финансовая система, финансовое право как отрасль, ф-п нормы и правоотношения, финансовая деятельность гос-ва, муниципальных образований, финансовый контроль)

- Особенная часть (правовой режим бюджетов и внебюджетных фондов, бюджетные полномочия субъектов, бюджетный процесс, доходы, кредит и страхование, расходы, банковское дело, валютные отношения):

 

- подотрасли (бюджетное, налоговое право) (подотрасли могут входить в раздел, налоговое включают в раздел Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов)

 

Принципы финансового права.

 

Принципы – основополагающие начала.

 

Принципы:

 

- приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан (использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества, не противоречит частным интересам личности)

 

- социальная направленность финансово-правового регулирования (вытекает из положений Конституции РФ, характеризует РФ как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7))

 

- федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства (сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ)

 

- единство финансовой политики и денежной системы (самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов; Конституция РФ: денежная единица – рубль, эмиссия только у ЦБ; равноправие субъектов РФ)

 

- самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов (гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133); руководствуются законодательством РФ и субъекта РФ; самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы)

 

- распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти (Гос. Дума принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106); Правительство РФ разрабатывает проект федерального бюджета и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114); судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений)

 

- участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля (из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей (общественные объединения, которые взаимодействуют с органами власти; Общественная палата РФ))

 

- гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления (принцип гласности (официальное опубликование актов) (в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы))

 

- плановость и законность финансовой деятельности (на основе финансовых планов, соблюдение ф-п норм)

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.009 с.)