Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Экономика (от греч. - правила ведения хозяйства) — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Экономические потребности - это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Потребности можно классифицировать по субъектам и объектам. По субъектам потребности подразделяются на: а) индивидуальные ( еда, одежда, жилье ), коллективные (психологический климат, условия труда) и общественные (снижение инфляции, безработица. б) потребности домохозяйств, предприятий, государства и др. По объектам потребности классифицируют на: а) порожденные существованием человека (физиологические потребности в еде, одежде, жилье, социальные потребности - в общении, информации, образовании и т. п.). б) материальные - потребности в материальных благах и услугах и духовные - потребности в творчестве, самовыражении, вере; в) первоочередные – потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные - потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).
Для удовлетворения потребностей человек может использовать только доступные ему ресурсы. Благо (good) — ресурс, имеющий экономическую полезность и удовлетворяющий определенную потребность. Блага бывают двух типов: · Свободные блага — блага, доступный объем которых больше потребности в них. Такие блага неограниченны и поэтому бесплатны - воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самовоспроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми. · Экономические блага — блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену - невозобновимые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Например, свежий воздух и чистая вода уже не бесплатны: за свежим воздухом надо ехать за город и нести расходы на поездку, а чистую воду — покупать в бутылке. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.
Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые. Все экономические ресурсы можно разделить на: 1. материальные ресурсы (земля, капитал); 2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность); Информация. Такие экономические ресурсы, как земля, капитал, труд и предпринимательская способность, называют также в экономической науке факторами производства. Земля как экономический ресурс – это все блага природы, которые применяются в производстве: пахотные земли, пастбища, леса, растения, животные, залежи природных ископаемых, водные ресурсы, ветер, климатические условия и т. д. Капитал – все изготовленные производственные орудия: машины, инструменты, оборудование, здания, транспортные средства,и т. д. Свойства ресурса-капитала: 1. капитал всегда есть результатом предыдущей работы человека, поэтому он ограничен; 2. капитал предназначен не для непосредственного употребления, а для дальнейшего участия в процессе производства. Капитал как фактор производства делят на: 1. основной – к нему относят то, что может служить на протяжении многих лет (здания, сооружения, машины, и т. д.); 2. оборотный – сырьё, дополнительные материалы, топливо, и т. д. Деньги не относят к физическому капиталу, так как они ничего не производят. Деньги – это финансовый капитал. Труд – источник всех действий, направленных на превращения даров природы в вещи, удовлетворяющие потребности человека. Развитие национальной экономики и её результативность зависят от количества и качества труда. Количества труда зависит от численности населения, его возрастного и полового состава, уровня физического здоровья и хозяйственной активности. Качество труда определяется образовательным и профессиональным уровнями работников, общественным и техническим разделением труда, степенью личной свободы, психолого-физиологичными условиями. Предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики.
Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. Проблема ограниченности ресурсов: производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины. двигателей, и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов. Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Допустим, необходимо произвести два товара — пушки и масло.
Кривая производственных возможностей Факторы производства. Факторы производства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо; Труд - представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом. Капитал - относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства. Земля - относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. Предпринимательский талант - предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: § организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; § принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; § рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; § быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства. Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является - информация. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход: § рента (земля.); § процент (капитал); § заработная плата (труд); § прибыль (предпринимательская способность). Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Прибыль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты (в денежном выражении). На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.Существует три основных метода планирования прибыли: 1. метод прямого счета2. аналитический метод3. метод совмещенного расчетаМетод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью: Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов.Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Рентабельность.
Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности). Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Рента. Земельная рента. Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты). Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость. К ренте земельной относится также рента с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента со строительных участков. Экономический выбор. См. вопрос № 3 Виды монополий · Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства. Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). · Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка. · Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. · Конгломерат или концерн, в юридической практике — группа лиц (например: в России ЗАО «Газметалл»). · Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентами, авторскими правами. · Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями: § Наличие множества продавцов и покупателей § Невысокие барьеры для вступления в отрасль § Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами § Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; § Рекламирование продукции важно для развития. Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Экономика (от греч. - правила ведения хозяйства) — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Экономические потребности - это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Потребности можно классифицировать по субъектам и объектам. По субъектам потребности подразделяются на: а) индивидуальные ( еда, одежда, жилье ), коллективные (психологический климат, условия труда) и общественные (снижение инфляции, безработица. б) потребности домохозяйств, предприятий, государства и др. По объектам потребности классифицируют на: а) порожденные существованием человека (физиологические потребности в еде, одежде, жилье, социальные потребности - в общении, информации, образовании и т. п.). б) материальные - потребности в материальных благах и услугах и духовные - потребности в творчестве, самовыражении, вере; в) первоочередные – потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные - потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).
Для удовлетворения потребностей человек может использовать только доступные ему ресурсы. Благо (good) — ресурс, имеющий экономическую полезность и удовлетворяющий определенную потребность. Блага бывают двух типов: · Свободные блага — блага, доступный объем которых больше потребности в них. Такие блага неограниченны и поэтому бесплатны - воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самовоспроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми. · Экономические блага — блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену - невозобновимые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Например, свежий воздух и чистая вода уже не бесплатны: за свежим воздухом надо ехать за город и нести расходы на поездку, а чистую воду — покупать в бутылке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 9334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.188.152 (0.008 с.) |