Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества.

Поиск

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества.

Экономика (от греч. - правила ведения хозяйства) — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономические потребности - это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.

Потребности можно классифицировать по субъектам и объектам.

По субъектам потребности подразделяются на:

а) индивидуальные ( еда, одежда, жилье ), коллективные (психологический климат, условия труда) и общественные (снижение инфляции, безработица.

б) потребности домохозяйств, предприятий, государства и др.

По объектам потребности классифицируют на:

а) порожденные существованием человека (физиологические потребности в еде, одежде, жилье, социальные потребности - в общении, информации, образовании и т. п.).

б) материальные - потребности в материальных благах и услугах и духовные - потребности в творчестве, самовыражении, вере;

в) первоочередные – потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные - потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

 

Для удовлетворения потребностей человек может использовать только доступные ему ресурсы.

Благо (good) — ресурс, имеющий экономическую полезность и удовлетворяющий определенную потребность.

Блага бывают двух типов:

· Свободные блага — блага, доступный объем которых больше потребности в них. Такие блага неограниченны и поэтому бесплатны - воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самовоспроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми.

· Экономические блага — блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену - невозобновимые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Например, свежий воздух и чистая вода уже не бесплатны: за свежим воздухом надо ехать за город и нести расходы на поездку, а чистую воду — покупать в бутылке.


Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

 

Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.

Все экономические ресурсы можно разделить на:

1. материальные ресурсы (земля, капитал);

2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);

Информация.

Такие экономические ресурсы, как земля, капитал, труд и предпринимательская способность, называют также в экономической науке факторами производства.

Земля как экономический ресурс – это все блага природы, которые применяются в производстве: пахотные земли, пастбища, леса, растения, животные, залежи природных ископаемых, водные ресурсы, ветер, климатические условия и т. д.

Капитал – все изготовленные производственные орудия: машины, инструменты, оборудование, здания, транспортные средства,и т. д.

Свойства ресурса-капитала:

1. капитал всегда есть результатом предыдущей работы человека, поэтому он ограничен;

2. капитал предназначен не для непосредственного употребления, а для дальнейшего участия в процессе производства.

Капитал как фактор производства делят на:

1. основной – к нему относят то, что может служить на протяжении многих лет (здания, сооружения, машины, и т. д.);

2. оборотный – сырьё, дополнительные материалы, топливо, и т. д.

Деньги не относят к физическому капиталу, так как они ничего не производят. Деньги – это финансовый капитал.

Труд – источник всех действий, направленных на превращения даров природы в вещи, удовлетворяющие потребности человека. Развитие национальной экономики и её результативность зависят от количества и качества труда.

Количества труда зависит от численности населения, его возрастного и полового состава, уровня физического здоровья и хозяйственной активности.

Качество труда определяется образовательным и профессиональным уровнями работников, общественным и техническим разделением труда, степенью личной свободы, психолого-физиологичными условиями.

Предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.


Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики.

 

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве.

Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться. Проблема ограниченности ресурсов: производство автомобилей в мире растет с каждым годом, однако желающих приобрести их значительно больше. Для увеличения производства автомобилей требуется больше металла, резины. двигателей, и т.д., а имеющиеся ресурсы ограничены. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других.

Допустим, необходимо произвести два товара — пушки и масло.

 

Кривая производственных возможностей


Факторы производства.

Факторы производства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;

Труд - представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

Капитал - относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля - относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант - предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

§ организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

§ принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

§ рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

§ быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является - информация.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара.

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:

§ рента (земля.);

§ процент (капитал);

§ заработная плата (труд);

§ прибыль (предпринимательская способность).


Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли.

Прибыль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты (в денежном выражении).

На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.Существует три основных метода планирования прибыли: 1. метод прямого счета2. аналитический метод3. метод совмещенного расчетаМетод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью: Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов.Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

 


Рентабельность.

 

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).

Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

 


Рента. Земельная рента.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты.

Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).

Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда.

Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

К ренте земельной относится также рента с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента со строительных участков.


Экономический выбор.

См. вопрос № 3


Виды монополий

· Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства. Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка.

· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

· Конгломерат или концерн, в юридической практике — группа лиц (например: в России ЗАО «Газметалл»).

· Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентами, авторскими правами.

· Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

§ Наличие множества продавцов и покупателей

§ Невысокие барьеры для вступления в отрасль

§ Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами

§ Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

§ Рекламирование продукции важно для развития.


Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества.

Экономика (от греч. - правила ведения хозяйства) — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономические потребности - это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.

Потребности можно классифицировать по субъектам и объектам.

По субъектам потребности подразделяются на:

а) индивидуальные ( еда, одежда, жилье ), коллективные (психологический климат, условия труда) и общественные (снижение инфляции, безработица.

б) потребности домохозяйств, предприятий, государства и др.

По объектам потребности классифицируют на:

а) порожденные существованием человека (физиологические потребности в еде, одежде, жилье, социальные потребности - в общении, информации, образовании и т. п.).

б) материальные - потребности в материальных благах и услугах и духовные - потребности в творчестве, самовыражении, вере;

в) первоочередные – потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные - потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

 

Для удовлетворения потребностей человек может использовать только доступные ему ресурсы.

Благо (good) — ресурс, имеющий экономическую полезность и удовлетворяющий определенную потребность.

Блага бывают двух типов:

· Свободные блага — блага, доступный объем которых больше потребности в них. Такие блага неограниченны и поэтому бесплатны - воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самовоспроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми.

· Экономические блага — блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену - невозобновимые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Например, свежий воздух и чистая вода уже не бесплатны: за свежим воздухом надо ехать за город и нести расходы на поездку, а чистую воду — покупать в бутылке.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 9334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.188.152 (0.008 с.)