Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.



Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.

Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны

 

Греческое равенство:

 

у каждого мужчины в роде есть своя земля

 

каждый мужчина приносит экономическую выгоду полису

 

каждый мужчина – воин (отсутствует армия и полиция)

 

каждый мужчина, достигший 40 лет участвует в политическом собрании

 

каждый (наверное мужчина, у меня не написано) участвует в идейном процессе и избирается на роль управляющего государством

 

Люди других стран, живущие в др. Греции, не обладали вышеуказанными правами

 

Мужчины и женщины не обладали равными правами(!)

Периодизация древнегреческой литературы.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к 8 веку до н.э., римской лит-ры - 3 веку до.н.э. Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к 5 веку н.э. К тому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской культуры. Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы ант. лит-ра занимает огромный период времени - около 1200 лет.

 

Первый период (до 6 в. до н.э), который можно назвать доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества. Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н.э., но, несомненно, развивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

 

3 этапа: догомеровский – фольклор, мифология – 2 тыс. – 8 в.; гомеровский – эпические традиции, героический эпос и дидактический; период становления рабовладельческого общества – 7-8 – лирическая поэзия: элегия, ямб, мелос, хоровая лирика. Корни - в крито-микенской культуре. Предания, которые лежали в основе, греки знали с детства. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр.

 

Второй период античной литературы (5-4 вв. до н.э) - это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-4 века до н.э. Этот период обычно называется классическим (аттическим). В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов + историческое повествование. Это период расцвета и становления полиса. Драма возникает в аттике в двух формах:

1) Трагедии (Эсхил, Софокл)

2) Комедии (Аристофан)

В это же время происходит развития театра и драматургии

 

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов - государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической лит-ры, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К этому третьему периоду относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически - римским периодом. Возникшая в 3 в. до н.э. (устное нар. тв-во, как и в Греции, сущ-ло задолго до этого), римская лит-ра переживает свой архаический период в первые два века своего сущ-ния. 1 век до н.э. обычно считается расцветом римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской лит-ры, а именно 1-5 вв. н.э. называют послеклассическим периодом. 6 век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой лит-рой.

Проблема тотемизма в греческой мифологии.

Тотемизм – форма религии, в которой человек подмечает связь между человеком и видом животных и считает, что между ними есть кровное родство. Назвать точное время возникновения тотемизма и тотемной мифологии невозможно. Тотемизм неотделим от истории человечества. На заре своего существования человек как никогда чувствовал свою связь с природой. Он был неразрывной ее частью. Животные, растения, силы природы, даже неодушевленные предметы в представлении древнего человека были его братьями, могли помогать или сердиться, чтобы они оказывали помощь и покровительство, нужно было задобрить силы природы. С развитием охоты развивается и тотемизм, связанный с культом священных животных. Надо заметить, что в разных племенах, у разных народов отношение к одному и тому же животному могло быть совершенно противоположным.

Тотемные представления неразрывно связаны с мифологией. Боги имеют своих животных, эти животные становятся олицетворение бога на земле. По представлениям человека на заре его существования все, что было на земле, все, что его окружало его – было живым, имело душу и влияло, как на человека, так и на другие объекты природы.

Главный объект поклонения – питательная база, жертвы охоты. «Священное пожирание» животного – основа для тотемических представлений. Это самые ранние этапы цивилизации, которые, впрочем, сохранились в греческой мифологии.

Во времена тотемизма жители Крита поклонялись быку; потом же он стал Зевсом. Отец-прародитель должен был подвергнуться убийству и пожиранию. Мифология неоднородна, она складывалась на протяжении тысячелетий, поэтому в ней есть множество тотемических элементов. Артемида – олень или медведь; убийство священной лани Артемиды. На древность почитания Артемиды указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе – надрезание кожи на нее. Геракл, убивший Керинейскую лань, вынужден был отчитываться перед богиней. Покровительница охоты. Пережиток тотемизма – и то, что многие боги ассоциируются с животными, в которых по мере необходимости превращаются. Афина – змея, сова; Зевс – бык, орел.

Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии.

Антропоморфизм — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия. Антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится и т. п.).

В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился в целой системе художественных или пластических образов. Но каким бы совершенным ни был антропоморфический образ бога, демона или героя в греческой мифологии, он всегда содержал в себе черты более раннего, чисто фетишистского развития (ср. совиные глаза Афины, змея - постоянный ее атрибут, глаза коровы у Геры).

Античные писатели о Гомере.

При чтении разных трактатов Аристотеля поражает то множество мест, в которых он говорит что-нибудь о Гомере. Это, безусловно, любимейший и совершеннейший поэт мирового значения для Аристотеля. Хотя Аристотель в случайной связи и говорит о том, что Гомер когда-то был, на самом же деле он для Аристотеля существует в литературе как бы вне времени. Разные сведения биографического хар-ра, которые у Аристотеля попадаются. Аристотель говорит, что хиосцы почитали его за мудрость, хотя он и не был их согражданином. Гомер воспроизводил в своих произведениях древнее государственное устройство, когда цари объявляли уже принятое или решение. Афиняне оспаривали у мегарцев Саламин при помощи ссылки на Гомера. Главное его похвальное качество – мудрость, «точная» мудрость. Хвалит за то, как научил рассказывать небылицы.

 

 Греки говорили о Гомере просто: «Поэт». Илиаду и Одиссею многие, хотя бы частично, знали наизусть. С этих поэм начиналось школьное обучение. Вдохновение, навеянное ими, мы видим во всем античном искусстве и в литературе. Образы гомеровских героев стали образцами того, как следует поступать, строки из поэм Гомера сделались афоризмами, обороты вошли во всеобщее употребление, ситуации обрели символическое значение.

 

 Но некоторые учены, не отрицая его величия как поэта, все же упрекали его, с точки зрения их времени. Платон жил во времена, когда мифология трансформировалась и отделилась от жизни людей, с которой раньше была неразделима. Боги стали идеализироваться и поэтому гомеровское описание порочных, очеловеченых богов шло наперекор морали того времени. (V-IV вв до н.э.).

 

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.

 

Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов (ну правильно, если даже мы, извращенные и вконец испорченные студенты XXI века ну, мягко говоря, смущаемся, когда читаем про то как Зевс лебедем совратил девушку до такой степени, что она потом несколько яиц снесла… нет, я не знаю, может для греков это было нормально, но в чем-то я с Платоном согласна) Хотя))) так все же веселее)). Миф, по Платону, — это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т. д. Поэтому Гомер, не возвышенный, привирающий, натуралистичный Гомер не имеет права быть в Идеальном государстве Платона, которого, собственно, никогда не было, не будет и слава богам.

 

 Ксенофан Колофонский – древнегреческий философ и поэт, считается основателем элейской школы. Жил он на рубеже VI и V вв. до н.э. (годы жизни в точности неизвестны).

 

Тоже критиковал Гомера. Почти атеист. Ксенофан – автор многих элегий, в которых он осмеивал культ физической силы, выступал против роскоши и пьянства, проводил орфические мотивы переселения душ. Ну вот и куда же Гомеру до него с культом физической силы, порочностью богов и царей, золотыми доспехами, необыкновенно роскошным дворцом Менелая и уверенностью, что души попадают в Аид. В пародийных "Силлах" Ксенофан дал свою знаменитую критику антропоморфизма. Это произведение можно считать первой сознательной попыткой опровержения мифологии. "Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать произведения [искусства] подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же – похожими на быков и придавали бы [им] тела такого рода, каков телесный образ у них самих [каждый по-своему]". А обе поэмы, как и все творчество того времени, пронизаны атнопоморфностью богов (если кто не в курсе – очеловечиванием).

 

Произведения Ксенофана имеют философски-критическую направленность (А22.25). Он мыслит бытие вполне материально: "Из земли все [возникло] и в землю все обратится в конце концов". Поэтому Гомер по сравнению с его философствованиями выглядит сказочником.

 

Ученик Платона, Аристотель совершенно по-другому относился к Гомеру.

 

Гомер – безусловно любимейший и совершеннейший поэт мирового значения для Аристотеля. Гомер для Аристотеля существует в литературе как бы вне времени. Особенно Аристотель хвалит Гомера за мудрость, и даже за "точную" мудрость. Аристотель преклоняется перед величием и мудростью Гомера, ссылается на него как на безоговорочный источник информации. Но изучает Аристотель Гомера больше не научным, а интуитивно-чувственным способом.

 

Далее про Аристотеля смотри 17-ый билет.

 

Итого:

 

Аристотель:

 

Обожествляет, идеализирует Гомера, преклоняется перед ним

 

Восхищается им как поэтом (т.е. поэтич. чутьё и худ. приемы)

 

Восхищается как философом

 

Примерами из Гомера подтверждает собственные суждения

 

Платон:

 

Не принимает его в свое идеальное гос-ство

 

Осуждает за неуважение к богам

 

Осуждает за натуралисм

 

Ксенофан:

 

Гомер сказочник

 

Описывает красивую жизнь с роскошью и богатырями

 

Гомер говорит о прямом влиянии богов, существование которых сам К. ставит под сомнение, на ход битвы.

 

 

Хоровая лирика Пиндара.

Пиндар - самый знаменитый из всех классических лириков. Родился около Фив в 552 г., умер в 448 (примерно). Он получил в Афинах хорошее образование. Писал в жанре хоровой лирики. Хоровая лирика берет свое начало в культовой поэзии, в гимнах богам.

Эпиникий - в честь побед на соревнованиях, исполнялся хором девушек. Эти игры были народными празднествами, и победители получали у себя на родине почти божеские почести. А так как участие в состязаниях принимала главным образом аристократия, которая имела достаточно средств и досуга для необходимой гимнастической тренировки, победа на играх оказывалась удобным предлогом для прославления аристократической доблести. То обстоятельство, что предметом песнопения становился не бог и не мифологический герой, а живой представитель знати, повышало актуальность и классовое значение эпиникиев.

В античном мире Пиндар пользовался необычайной славой (его цитировал Геродот). В творчестве Пиндара представлены различные виды хоровой лирики: эпиникии, гимны, пеаны (в честь Аполлона), дифирамбы, просодии (песни процессий), траурные песни и.т.д. Сохранилось 4 книги эпиникиев (45 стихотв.) и около 300 фрагментов других произведений. Общегреческие гимнастические состязания проходили в 4 местах, соответственно этому оды Пиндара были разбиты на 4 книги. В состав оды должны входить местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являются мифологические мотивы, связанные с происхождением рода победителя и наставительные размышления. Но на внешней обстановке победы он останавливается лишь мимоходом и никогда не описывает самих состязаний. Воспевает фактических, а не фиктивных победителей. Победа лишь как обнаружение доблести. Исповедание аристократического мировоззрения. Боги у Пиндара идеальны.

Пиндар уделяет в своих песнях большое внимание дидактике: прославляя героев, он говорит о той доблести, которая дается от рождения и ведет к победе. Пиндар создает эстетический и этический идеал человека, прекрасного в нравственном и физическом отношении. Не касается тем, которые могут шокировать нравственное чувство. Любимой темой Пиндара является судьба человека. Выразительно говорит об эфемерности человеческой жизни (боги и люди - дети одной матери, но несравнимо выше боги по качествам).

Оды Пиндара сложны по своей метрической структуре. Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством форм. Особенности затрудненного стиля, в котором связь образов и мифологических представлений преобладает над связью понятий. Не логическое, а ассоциативное построение.

Сложно воспринимается без музыки. Метрика Пиндара сложная, доходящая до того, что каждая из 45 од имеет свой собственный стихотворный размер. Размер меняется от строки к строке, подчиняясь изменению мелодии.

Ямбы Архилоха.

Ямб – один из важнейших лирических жанров, созданных в Ионии. Жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями.

На земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили и фольклорным средством общественного порицания. Все эти черты народного ямба, сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, превратился в орудие выражения личных чувств и настроений. Внешним признаком ямбического жанра служит пользование особенными стихотворными размерами, ямбами (И -) или трохеями (хореями: - И). Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр ("трехмерник"), состоящий из трех метрических единиц ("метров"), по две стопы в каждой: И - И - | И - И - | И - И -; употребительнейший трохеический.стих - тетраметр ("четырехмерник"), обычно разделенный словоразделом на два диметра ("двухмерника"): - И - И | - И - И || - И - И | - И -.

Авторами ямбов в ряде случаев были не профессиональные певцы, а люди практической политики, видные деятели эпохи.

Гораздо резче выражен субъективный момент в творчестве Архилоха а (середина VII в.), крупнейшего представителя древнеионйиской лирики.

Основным содержанием поэзии Архилоха являются его личные переживания. Из его наследия не сохранилось ни одного цельного стихотворения, и, тем не менее, личность автора выступает очень ярко в тех коротких обрывках его стихов, которые до нас дошли. Уроженец о. Пароса, сын аристократа и рабыни, Архилох, как "незаконнорожденный", был человеком в известной мере деклассированным и вел из-за нужды "беспокойную скитальческую жизнь наемного воина, принимая участие в военных операциях по созданию новых колоний, нигде не уживаясь с окружающей средой. Он сам характеризует себя как "служителя бога войны, знакомого также со сладостным даром Муз". Война служит для него источником существования.

В элегиях, посвященных описанию боевой жизни, встречается много эпических формул и выражений: поэт как бы ставит себя в положение гомеровских героев, и это сопоставление приобретает порою иронический оттенок. Не без юмора рассказывает, например, Архилох о том, как он во время бегства потерял щит (это считалось позорным). Торжественные формулы гомеровского стиля ("горделиво носит", "безупречный щит", "избежал кончины" и т. п.) получают пародийное звучание благодаря ироническому отношению поэта к старинным представлениям о "доблести".

Поэзия Архилоха ломает все рамки старо-аристократического приличия. Согласно указаниям античных ученых, он является основоположником литературного ямба, сохраняющего язвительность и грубую откровенность фольклорной обличительной песни. К своим противникам, личным и политическим, Архилох беспощаден; его оружием служат сатирическая басня, личная издевка, проклятия. Бывшего товарища, "которого Архилох обвиняет в неверности, он провожает в морской путь пожеланием, чтобы тот потерпел кораблекрушение и попал в рабство к фракийцам. Архилох даже гордится своим умением отплачивать злом за нанесенные ему обиды.

Особенно известны были в древности ожесточенные нападки его на паросца Ликамба, который согласился было выдать за Архилоха замуж свою дочь Необулу, но потом отказал ему. Архилох ответил на это целым рядом стихотворений, направленных против самого Ликамба и его дочерей - и легенда рассказывала о самоубийстве жертв архилоховой насмешки. Однако Архилох не щадит в стихах и самого себя, откровенно рассказывая о своем происхождении, бедности, жизненных неудачах, попойках и любовных муках. Общественное мнение его мало беспокоило. Он с пренебрежением относится к "нареканиям народа" и не верит в благодарность сограждан. В лирике Архилоха обнаруживается, таким образом, уже конфликт между личностью и обществом, но конфликт этот еще не приводит к обособлению. Личные настроения остаются связанными с нравственной нормой, которая может претендовать на общее признание. Как почти все греческие писатели этого времени, Архилох не чужд дидактики. Он останавливается на проблеме изменчивости существования, в котором все зависит от "судьбы и случая", но вместе с тем признает созидательное значение человеческих усилий. Превратностям судьбы, с ее перемежающимся "ритмом" горестей и радостей, человек должен противопоставить "стойкость":

У Архилоха сильный, сжатый и образный язык, и он является несравненным мастером стиховой формы. Рапсоды исполняли его произведения наряду с поэмами Гомера и Гесиода, а родной остров установил в честь его культ, причислив его к лику "героев". Грубые стороны стихотворений Архилоха несколько смущали позднейших моралистов, однако вся античность признавала его классиком ямбического жанра, имя которого ставилось рядом с именем Гомера. Наследие Архилоха было утеряно только в византийскую эпоху.

Гомер и Вергилий.

В. приступил к своему труду вскоре после окончания "Георгик"; в 26 г. в литературных кругах уже было известно, что он работает над большой поэмой об Энее и готовит эпос по гомеровскому образцу. Обновляя большой мифологический эпос, В. вступал в "соревнование" с Г. Надлежало создать поэму, ориентированную на гомеровский стиль, но удовлетворяющую новым идеологическим потребностям и изощренному вкусу, избалованному филигранной отделкой неотерических эпиллиев. Специфические трудности возникали и в связи с материалом предания. Центральным героем был беглец, покинувший гибнущую родину; этот образ нуждался в деликатной трактовке для того, чтобы не вызвать отрицательного отношения у читателя. Предание о троянском происхождении Рима имело актуально-политическую остроту; на него ссылались сторонники перенесения центра империи на Восток, и еще Юлий Цезарь помышлял о том, чтобы восстановить Трою и сделать ее столицей. "Энеида" должна была своей трактовкой мифа дать отпор этим тенденциям. Она требовала и значительных "ученых" штудий, ознакомления с обширным мифологическим и историко-антикварным материалом.

 

Сюжет "Э." распадается на две части: Эней странствует, затем воюет в Италии. На каждую из этих частей В. отвел по шесть книг. Первая половина поэмы тематически приближается к "Одиссее", вторая - к "Илиаде". Основное намерение автора – объединить тематику обеих гомеровских поэм.

 

В отличие от гомеровского эпоса, полностью уходящего в прошлое, у В. миф всегда переплетен с современностью, и испытания Энея являются лишь многозначительным началом уготованного роком римского величия. Злоключения Одиссея были вызваны гневом Посейдона; странствия Энея обусловлены "злопамятным гневом лютой Юноны". Вражда Юноны (у греков Геры) к троянцам - гомеровская традиция, осложненная римской политической мотивировкой: Юнона - покровительница Карфагена, векового врага римлян. Повествование начинается с последних скитаний Энея, и предшествующие события даны как рассказ героя о его приключениях (как в «О.»).

 

Когда Эней со своей флотилией уже приближается к Италии, конечной цели плавания, разгневанная Юнона посылает страшную бурю. Корабли разбросаны по морю, и истомленные троянцы причаливают к неизвестным берегам. И тут же повествование прерывается сценой на Олимпе: Юпитер открывает Венере грядущие судьбы Энея и его потомков, вплоть до времени Августа, и предсказывает мощь и величие римской державы. В дальнейшем ведении рассказа олимпийский план продолжает чередоваться с земным, и человеческие побуждения дублируются божественными внушениями. Упорной вражде Юноны противостоит любящая заботливость Венеры, матери героя. Счастье начинает улыбаться Энею и его спутникам. Они находятся в Ливии, неподалеку от строящегося Карфагена. Этот мощный город основан энергичной женщиной, царицей Дидоной. Она горячо сочувствует несчастьям Трои, молва о которых успела уже облететь весь мир.

 

Экспозицией любви Дидоны к Энею заканчивается первая книга. По построению она воспроизводит схему 5 - 8 книг "О.": плавание Одиссея, буря, поднятая Посейдоном, и прибытие в страну феаков, радушный прием у царя Алкиноя, в стране которого уже поют о Троянской войне, и просьба рассказать о приключениях. В. пользуется материалом из самых различных частей обеих поэм; заимствуются сцены, мотивы, отдельные выражения. Но В. обрабатывает гомеровский материал тем же методом, который он применял в "Буколиках" по отношению к Феокриту: из "заимствований" создается новое целое, с усиленным выдвижением чуждых гомеровскому эпосу моментов лиризма и субъективной мотивированности действия.

 

Рассказ Энея занимает вторую и третью книги. Вторая книга посвящена падению Трои. В. надлежало осветить традиционное сказание с точки зрения троянца и рассказать о событиях как о переживаниях одного лица - Энея. Рассказ должен потрясти страшными и трогательными сценами "страданий Трои", снять с греков их ореол победителей и оправдать личное поведение героя поэмы. Книга начинается с повествования о "деревянном коне": троянцы не побеждены в открытом бою, они гнусно обмануты. В действиях и речах грека Синона, оставленного при коне, воплощено искусство утонченнейшей лжи, коварства. К этому присоединяется жестокосердие богов. Троянцы праздничным ликованием вводят они в город рокового коня, а ночью греки уже вступают в Трою. Эпизод ночного боя окутан атмосферой трагического пафоса. Эней собирает вокруг себя маленький отряд. Но отряд уничтожен; вот уже погиб престарелый царь Приам в бессильной борьбе со свирепым сыном Ахилла. Повторные указания богов принуждают, наконец, Энея покинуть гибнущий город. Он выносит на плечах своего отца Анхиса, который держит пенатов (домашних богов) Трои; к Энею присоединяются многочисленные спутники.

 

Третья книга - скитания Энея. Вергилий украсил их живописными описаниями и трогательными эпизодами, все время напоминающими о несчастьях Трои. Плавание Энея мыслилось одновременным со странствиями Одиссея и частично было приурочено к тем же местностям, но Вергилий, проводя троянцев мимо Скиллы и Харибды или острова киклопов, не дублирует гомеровских приключений. Момент единства вносится в скитания тем, что на каждой значительной остановке какой-либо вещий сон или оракул сообщает герою нечто новое о конечной цели пути. Эней доводит свой рассказ до прибытия в Сицилию, где умер старый Анхис. Направляясь из Сицилии в Италию, герой был застигнут той бурей, с которой началось повествование поэмы.

 

Четвертая книга, наряду со второй, принадлежат к наиболее сильным и патетическим частям "Энеиды". Это - повесть о любви Дидоны к Энею. Гомеровский эпос намечал любовную тему, но не разрабатывал ее. Вводя патетику любовной страсти в большой героический эпос, Вергилий следует за поэмой Аполлония Родосского; при этом он переносит чувство в более возвышенную сферу, углубляет анализ и создает трагедию в форме законченного эпиллия.

 

Пятая книга возвращает нас к "соревнованию" с Гомером: Эней, снова высадившийся в Сицилии, устраивает игры по случаю годовщины смерти Анхиса. Эта параллель к 23-й книге "Илиады", играм при погребении Патрокла.

 

В шестой книге, проплывая вдоль берега Италии, Эней делает остановку у города Кум. Здесь находился знаменитый оракул Аполлона, а неподалеку античное верование помещало вход в преисподнюю. Пророчица Сивилла дает предсказание о борьбе, которая ожидает Энея в Лациуме, а затем сопровождает его в царство мертвых для свидания с отцом Анхисом. Создавая параллель к 11-й книге "О." (посещению царства мертвых), "ученый" поэт объединяет образы древней мифологии с более поздними религиозными и философскими учениями. "Нисхождение" Энея в преисподнюю послужило одним из литературных источников для знаменитой поэмы Данте. Книга завершается обширным "смотром душ": Анхис показывает Энею будущих деятелей Рима. В заключение Анхис выпускает Энея и Сивиллу через ворота "лживых грез". Значение шестой книги в общей композиции "Э." состоит, по-видимому, в том, что герой, приобщенный к тайнам мироздания и "воспламененный любовью к славе грядущего", получил необходимое "посвящение" и может уже приступить к осуществлению своей миссии.

 

 

За "странствиями" наступают войны. Им посвящена вторая половина поэмы (книги 7 - 12), составленная на материале италийских преданий и сведений об италийской древности и предназначенная быть римской параллелью к "Илиаде". Эней становится своего рода Ахиллом. Седьмая книга заканчивается перечнем племен и вождей, выступивших против Энея (как перечень кораблей во 2-й книге «Ил.»). В 8 книге по просьбе Венеры Вулкан (Гефест) делает для Энея оружие и щит (как для Ахилла в «Ил».). С 9-й книги начинаются военные действия; по гомеровскому образцу они разбиты на ряд эпизодов с преобладанием отдельных героев в каждом. Заключительная сцена единоборства Энея и Турна построена по образуц битвы Ахилла и гектора; когда Э. видит погибшего Палланта, он, подобно Ахиллу, мстящего за патрокла, убивает Турна.

 

«Спокойствие» гомеровского эпоса, вырисовывание деталей чуждо В. Внешнее интересует его как возбудитель или показатель внутреннего, душевных процессов. А Эней, в отл. от гомеровских героев, занимает гораздо более пассивную позицию по отн. к жизни; его ведет рок, он ему подчиняется. Боги у Вергилия всесильны, никто не может им противиться (у Гомера же некоторые герои даже ранят богов в пылу битвы), а веления Юпитера вообще не подврегаются обсуждению, они выполняются как приказы. «Гомеризмы» придали «Э.» некий архаический колорит. Несмотря на то, что В. заимствовал многие мотивы, сюжеты, поэтич. формулы у Г., «Э.» отлична от гомеровских поэм. Соперничество с образцом состояло в том, чтобы, сохраняя внешнюю близость, создать нечто новое.

 

Общий смысл:

 

В. заимствовал у Г. многое в сюжете, мотивах и т.д.; построил «Э.» по подобию «О.» и «Ил.». У пр-ия две осн. части: в первой Эней рассказывает о странствиях, во второй он участвует в сражениях. Но, сохранив внешнее сходство, он изменил смысл произведения, наполнил его иным идеологическим содержанием.

Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.

Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны

 

Греческое равенство:

 

у каждого мужчины в роде есть своя земля

 

каждый мужчина приносит экономическую выгоду полису

 

каждый мужчина – воин (отсутствует армия и полиция)

 

каждый мужчина, достигший 40 лет участвует в политическом собрании

 

каждый (наверное мужчина, у меня не написано) участвует в идейном процессе и избирается на роль управляющего государством

 

Люди других стран, живущие в др. Греции, не обладали вышеуказанными правами

 

Мужчины и женщины не обладали равными правами(!)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.116 с.)