Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактическая поэзия как жанр от гесиода до лукреция.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дидактический (в лит.) – излагающий в форме художественного произведения какие-нибудь сведения или наставления. Дидактическая поэма. Лукреций Тит Кар (98-55). Автор замечательной поэмы «О природе» - философского трактата, в котором отражена точка зрения поэта на жизнь, на мир в соответствии с взглядами эпикурейцев. Незаконченная дидактическая поэма. Стихотворная форма, которую самому автору приходится оправдывать потребностями популяризации. Выступает как просветитель. Сухое философское содержание эпикурейской физики. Поэма составлена гекзаметром, состоит из 5-6 книг, у каждой свое вступление. Энний Квинт (239-169). Исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима. Энний – творец латинского гекзаметра. Энний резко критикует своих предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность; философии никто из них "даже во сне не видел". Программа Энния - ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание, перестроить ее на основе греческой поэтики, реторики и философии. Ощущая себя реформатором, он работает, подобно Ливию Андронику и Невию, в различных областях и обогащает римскую литературу новыми жанрами. Энний хочет дать поэму гомеровского стиля, стать вторым, римским Гомером. Энний не мог не отдавать себе отчета в том, что его "Анналы", последовательно излагающие события римской истории, глубоко отличны от гомеровского эпоса. "Гомеризм" Энния имеет прежде всего формальный характер и состоит в воспроизведении стиховой формы и отдельных стилистических и повествовательных приемов древнегреческих поэм, в введении гомеровского колорита, как он понимался эллинистическими комментаторами Гомера. Важнейшим шагом в этом направлении был отказ от установившегося в римской эпической традиции сатурнова стиха и обращение к стихотворному размеру гомеровских поэм. Энний - творец латинского гексаметра, ставшего отныне обязательной стиховой фо"рмой римского эпоса. Усвоение гексаметра латинскому стихосложению требовало большого стихового мастерства; Энний успешно справился с этой задачей. Он создает, далее, для эпоса торжественно архаический стиль с использованием гомеровских формул, эпитетов, сравнений, но не пренебрегает и традиционным римским приемом звуковых повторов (стр. 284). Этот стиль Энния также наложил свой отпечаток на последующее развитие римского эпоса, вплоть до "Энеиды". Энний знакомит римлян с этическими и натурфилософскими системами западно-греческих мыслителей, дает рационалистические объяснения народной религии в дидактической поэме "Эпихарм", переводит "Священную запись" Эвгемера. Привлекали Энния также и легкие жанры развлекательно-дидактического характера; к этой категории принадлежал, например, его сборник под. заглавием "Сатуры" ("Смесь"), собрание мелких стихотворений на разные темы, басен, анекдотов, диалогических сценок, в которых дидактика переплеталась с занимательностью изложения, а в иных случаях приобретала личную полемическую заостренность. Термин "сатура" (будущая "сатира") при своем первом появлении в литературе еще не имел того значения, которое ему было придано впоследствии. Первый ионийский философ Фалес (начало VI в.), учивший, что "вода - начало всех вещей", не оставил письменных произведений, но уже его ученик Анаксимандр, составитель первой географической карты, изложил свою философскую теорию письменно и притом в прозе. В прозе писали и последующие философы - ионийцы Анаксимен и Гераклит. Прозаическая форма философского трактата была новшеством, которое не сразу привилось повсеместно. Философская школа "элеатов", возникшая в греческих колониях Италии и Сицилии, первое время еще пользовалась старинной формой дидактической поэмы в гекзаметре (Ксенофан, Парменид, по примеру элеатов - Эмпедокл; Ксенофан пользовался также и формой элегии), но впоследствии и она перешла к прозаическому изложению. Наряду с философскими трактатами, в прозе стали появляться и научные произведения по математике, астрономии, медицине, географии. В "законе" греческая мысль начинает усматривать основу общества. "Закон - царь", - говорит впоследствии поэт Пиндар. Первая обязанность гражданина - повиновение законам полиса. Соответственно меняется и идеал "доблести" (arete), содержащий в себе всю сумму граждански ценных качеств, физических. и моральных. На обладание этими качествами претендует прежде всего аристократия, обосновывающая ими свои традиционные права. Аристократическая "доблесть" рассматривается как переходящая по наследству и поддерживается системой воспитания, основанного на гимнастической тренировке и "мусическом" образовании, т. е. усвоении дидактической поэзии аристократии и ее сказаний об "образцовых" поступках мифологических героев. Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий. От Гесиода сохранились две поэмы: "Теогония" (Происхождение богов) и "Работы и дни". Во вступлении к "Теогонии" Гесиод рисует свое поэтическое "посвящение". Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В "Работах и днях" он ставит себе ту же задачу - "говорить правду". Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого "царями-дароядцами", насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные - мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия. В этом отношении особенно показательна поэма "Работы и дни". Она написана в форме "увещания", обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью "царей-дароядцев" и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие "увещания" с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы). Деятельность Гесиода, как систематизатора мифологии, проникнута теми же тенденциями, что "Работы и дни". Гесиод не стремится ни к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений, он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом сдвиге, происходившем в период распада родового общества. Гесиод нашел ряд последователей и продолжателей в области как "каталогического", так и чисто "наставительного" эпоса, и его дидактика является предшественницей наставительной лирики и философской поэзии VII - VI вв.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.009 с.) |