Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Давид-охотник. Сарья и сасунская старуха
С той поры как Давид перебил дэвов, стал он любимцем всего Сасуна. Горлан Оган достал для него лучшего сокола. – Сыну Мгера не подобает стадо пасти, – сказал он. – Езди-ка, мальчик, на охоту! Давид сокола взял и начал ездить в поля на охоту, убивал куропаток, перепелов, воробьев. Жила в Сасуне старуха-ведунья. Был у старухи клочок земли, и на нем она сеяла просо. На старухином поле было видимо-невидимо куропаток, перепелов, воробьев. Вот как-то раз пошла старуха просо свое поглядеть, и что же она видит? Давид с соколом на руке на резвоногом коньке за птицами охотится, просо топчет. – Давид! – сказала она. – Что ты делаешь? Ты мое просо вытоптал. Чтоб ты пропал! Неужто ты будешь сыт воробьями? Кой тебе прок от воробьиного мяса? Коли ты охотник, так иди в горы. Разве мало там оленей, диких баранов? Убивай и питайся их мясом. – Нанэ! – молвил Давид. – Ну хорошо, поеду я в горы, а как я дикого барана убью? Нет у меня хорошего лука. – А разве у славного отца твоего не было лука и стрел? – спросила старуха. – Возьми отцовский лук и стрелы и иди на охоту. – А у кого хранятся отцовский лук и стрелы? – Спроси у своей тетки, у жены Огана, – отвечала старуха. Давид воротился домой и спросил: – Тетя! Где отцовский лук и стрелы? – Ей-Богу, не знаю, – отвечала Сарья. Давид к старухе пошел. – Нанэ! – сказал он. – Не знает тетка, где отцовский лук и стрелы. – Знает! – молвила старуха. – Знает, сынок, да только не сказывает. Возьми измором Сарью, и в конце концов она откроет тебе, где спрятаны отцовские стрелы и лук. – Как же ее измором взять? – Ступай раздроби камень, на огне накали и скажи Сарье: «Или съешь каменную эту крупу, или укажи, где отцовские стрелы и лук!» Давид пришел домой, раздробил камень, каменную крупу на огне накалил, позвал Сарью и сказал: – Тетя! Дай мне руку. Давид был парень пригожий. Сарья-ханум давно на него заглядывалась. И сейчас она охотно протянула Давиду руку. Давид схватил ее руку и сказал: – Говори: где отцовские стрелы и лук? – Давид, ненаглядный ты мой, я знать не знаю, ведать не ведаю, про то знает твой дядя. – И ты тоже знаешь, – не отставал от нее Давид. – Говори! – Не скажу! Взял Давид горсть раскаленной каменной крупы, высыпал ее Сарье на ладонь, сжал ей пальцы в кулак и сказал:
– Говори! – Ой-ой-ой, Давид! – закричала Сарья. – Ой как жжет! Пусти, скажу! Отпустил ее руку Давид, а Сарья: – Не скажу! Тогда он опять схватил ее руку, высыпал на ладонь каменную крупу, сжал ей пальцы в кулак. – Ой-ой-ой, Давид! – закричала Сарья. – Скажу, скажу!.. Иди в сарай – там висят лук и стрелы твоего отца. Сходи за ними. Коль сумеешь натянуть тетиву, бери себе лук и ходи с ним на охоту, а коль не сумеешь, пускай лук висит там, где висел. Принес Давид из сарая и стрелы и лук и в мгновение ока натянул тетиву. Подивилась Сарья. – Мгер целый час мучился, прежде чем тетиву натянуть, – сказала она. – А ты только рукой шевельнул – и тетива уже натянулась. Ты сильнее отца, Давид, Возьми отцовский лук и отцовские стрелы – ты достойный сын своего отца! Обрадовался Давид, взял отцовский лук со стрелами и пошел. И теперь он каждый день ходил на охоту. Давид был юный красивый пахлеван. Жена Горлана Огана сохла по нем. Как-то раз не вытерпела она и сказала: – Давид! Я хочу родить от тебя сына-богатыря. Опешил Давид. – Что ты, тетя? – сказал он. – Ты мне мать, я тебе сын. Стала думать Сарья: «Как же мне быть?..» Нагрела Сарья воды, унесла горячую воду в сарай, позвала Давида и попросила, чтоб он ей воду на голову лил. Давид одной рукой воду льет, а другой рукой глаза закрывает, чтобы на нее не глядеть. Вот вымыла Сарья голову, смотрит – Давид зажмурился. Распалилась на него гневом Сарья, заголосила, стала на себе волосы рвать, лицо себе в кровь расцарапала, пошла домой и села у себя в горнице. Пришел Горлан Оган. – Эй, жена! Что-нибудь случилось? – спросил он. – Как же не случиться! – отвечала Сарья. – Я думала, ты сына мне в дом привел, не знала я, что ты мужа мне в дом привел. – Что ты говоришь, жена? – Что есть, то и говорю. Я голову мыла в сарае. Давид ворвался, облапил меня – насилу-насилу вырвалась я от него и убежала. – Коли так, – рассудил Горлан Оган, – мы на ночь дверь от него запрем – пусть убирается вон. Вечером воротился Давид домой, глядь – двери на запоре. – Дядя! – сказал Давид. – Я мог бы сейчас ударить ногой, и ты, и твоя жена вместе со всеми вашими запертыми дверьми провалились бы сквозь землю. Но я тебе мстить не стану: тебя, милый дядя, обманула блудница.
И пошел Давид к старухе – проситься переночевать у нее. Горлан Оган всю ночь не спал, думу думал, а наутро сказал Сарье: – Ты солгала мне, жена, изгнала ты из моего дома светоч сасунский. А Давид переночевал у старухи, утром встал, на охоту пошел. Видит: воронья стая кружит над старухиным просом и знай клюет его да клюет. «Как тут быть? – подумал Давид. – Пусть я даже одной стрелой двадцать ворон убью, другие-то улетят?..» Вырвал он с корнем тополь, да как махнет им через поле -все вороньё вместе с просом смешал. Пришла старуха на поле, глядит – ни одного колоска не осталось. И давай ладонями по коленям себя хлопать, и давай вопить: – А, прах тебя возьми, Давид! Что ты со мной сделал? – А что ж, по-твоему, нанэ? Я должен был смотреть, как вороньё твое просо клюет? – Чтоб тебе пусто было, Давид! Ведь ты все мое просо сгубил. Чтоб тебя Господь огнем попалил, бессердечный заика, сумасброд ты сасунский! Твой отец, Львораздиратель Мгер, пока был жив, отца и мать заменял беднякам. Разве ты достоин называться его сыном? Что ты натворил? Я только надеждой на эту полоску проса и жила, а ты его сгубил! Чем же мы с дочкой будем теперь кормиться? – Нанэ! Да ведь я… да ведь я ду-умал… – Ду-умал, да и наду-умал… Чтоб тебя змея укусила!.. Если уж ты такой силач, чего на Цовасар не идешь? – А что там такое? – Там Божья кара уготована для тебя!.. Разве ты не знаешь, что на Цовасаре охотился твой славный отец? – Ну? – Тпру!.. То место стеной обнесено. Там гибель медведей, волков, козуль, оленей, диких баранов – ведь им не выйти из-за стены. Мсра-Мелик отнял у нас Цовасар. Сасунцам воспрещено там охотиться. Почему бы тебе туда не пойти, не отбить ту гору, где охотился твой отец? – Нанэ, золотая ты моя! – воскликнул Давид. – Почем же я знаю, где эта самая гора? – Ты только знаешь, где мое просо, пугало ты воронье! Разве ты, окаянный, достоин называться сыном своего отца? – Не проклинай меня, нанэ! Я еще молод, я сирота. Скажи мне лучше, как к Цовасару пройти. – Иди и схвати дядю Огана за шиворот – пусть он проводит тебя на Цовасар. Давид пошел домой, схватил дядю за шиворот. – Дядя! Где гора Цовасар? Там охотился мой отец, проводи меня туда! – Обманули тебя, мой милый, – сказал Горлан Оган, – не было у твоего отца такой горы. – Нет, была! – вскричал Давид. – Не лги! Я знаю, что была. Ты должен сводить меня на Цовасар. – Пусть язык отсохнет у того, кто тебе это сказал! – молвил Горлан Оган. – Знай, родной мой: после того как отец твой, Львораздиратель Мгер, вечным сном опочил, пришел Мсра-Мелик, захватил Цовасар и сказал: «Это место моей охоты!» Сказал и ушел. С той поры мы не смеем ходить на Цовасар. – Дядя! Ты только путь мне туда укажи, я и один дойду, – молвил Давид. – Коли нагрянет туда Мсра-Мелик, так пусть он меня убьет, а не тебя. – Давид, родной ты мой, – молвил Оган, – потерпи денек, завтра чуть свет я свожу тебя на Цовасар. Осердился Давид: – Нет, ты мне сейчас укажи дорогу к Цовасару! Не укажешь – клянусь хлебом, вином и господом вездесущим, я шею тебе сверну. Испугался Горлан Оган. – Не сердись, родной, – сказал он, – я тебя сей же час свожу на Цовасар. Пошли они на главную площадь. Там Кери-Торос беседовал с отцами города.
– Пусть отсохнет язык у того, кто проговорился Давиду про Цовасар, – сказал Оган. – Давид силком меня заставляет туда идти. Обрадовались сасунские молодцы. – Дядя Оган, возьми с собой и нас! – взмолились они. – Там, наверно, сейчас пропасть волков, медведей, козуль, диких баранов. Поглядим, как Давид будет их бить. Давид взял отцовский лук, стрелы и сел на коня. Вместе с ним поехали на Цовасар Горлан Оган, Кери-Торос и сасунские молодцы. Гора была обнесена высокой стеной. – Дядя! Что это за стена? – спросил Давид. – Эту стену, мой мальчик, воздвиг твой отец, чтобы звери не убежали, – отвечал Оган. Давид поглядел вокруг, но входа так и не нашел. Тогда он вырвал с корнями кряжистый дуб, ударил в стену, одно звено повалил и переступил через него. Следом за ним перешли через поваленное звено стены и все его спутники. Глазам их открылся зеленый лес, чистые родники, озеро с мраморными берегами. Много там было всякого зверя: медведей, волков, лисиц, много козуль, зайцев, оленей, диких баранов. Сасунские молодцы хотели было убить дикого барана. Но Давид закричал: – Эй, вы! Не смейте трогать зверей! Мой отец напрасно держал в плену, заточил в темницу Богом созданных тварей – это грех на его душе. – Давид, мальчик ты мой! – обратился к нему Оган. – Убей одного барана – мы его съедим. Ведь мы проголодались! – Нет, дядя, не стану я убивать. Эти звери в темницу заключены. Разве можно убивать пленных? Плененного зверя любая старуха убьет. Мужчине подобает убивать свободных зверей. Тут Давид кулаком ударил, ногой пнул, всю стену повалил, снял капу, в небо ее закинул. – Эй вы, плененные звери! – крикнул он во весь голос. – А ну, выходите и живите на воле! Все звери и животные выбежали. А Давид стал по горам и ущельям кружить, среди скал, среди рощ бродить, каждый кустик обшаривал и все приговаривал: – А вдруг да остался какой ни на есть зверушка? Жалко ведь его! Так всех зверей выпустил он на волю, а потом вернулся к сасунским молодцам и сказал: – Ну, а теперь, кто из вас поудалей, можете охотиться. Удальцы пошли на охоту, а кто посмирней, те с пустыми руками домой воротились. Давид подстрелил диких баранов. Их прирезали около озера. Давид вошел в воду, искупался, вышел на берег, костер развел, баранов зажарили и съели.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.021 с.) |