Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Термин «власть» имеет очень много определений.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Существуют концепции и подходы к рассмотрению власти: ü биологический, ü антропологический, ü психологический, ü социальный, ü психологический.
Управленческая власть – возможность прямого непосредственного воздействия людей через использование прав и полномочий, предписания, приказы, инструкции. Власть используют и руководители, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Актуальность власти для руководителя определяет необходимостью эффектного достижения целей организации. Без власти нет организации! Власть необходима для осуществления управленческих функций и достижения поставленных целей. Для того чтобы эффективно управлять организацией, нужно не только как можно быстрее занять управленческую должность и получить как можно больше полномочий, но и эффективно использовать это (власть, выполнять управленческие роли, выстроить отношения с подчиненными). Успех и неудачи в получении и применении власти, реакции на неё определяются пониманием её источников власти, факторов, с помощью которых приобретается и удерживается власть, знанием как и когда его пользоваться, а также способность предвидеть взаимосвязи групп и отдельных объектов.
Власть, для того чтобы она была властью, должна включать следующие элементы: 1. отношение не менее 2 партнеров, причем в качестве подчиненных могут быть определенные сотрудники, так и коллективы подчиненных; 2. организацию власти – единоличную (осуществляется одним лицом), коллективную (осуществляется группой совместно) и коллегиальную (осуществляется одним лицом с учетом общего мнения, определенный круг людей) организацию; 3. действенность власти – приказ руководителя (субъекта власти), т.е. выражение им воли по отношению к объекту власти (подчиненному) подразумевает (сопровождается) угрозу применения санкций в случае возражения, неповенновения и т.п.; 4. легитимность власти. Власть руководителя должна быть получена и быть легитимной. руководитель и подчиненные знают, что отдающий указания и приказы (субъект власти) имеет на это право, а тот подчиненный, кого эти приказы касаются (объект власти) обязан их выполнять; 5. обязанность подчиненного исполнять (подчиняться) указаниям руководителя (тому, кто осуществляет власть). Понимание подчиненными последствий поведения не по правилам; 6. отсутствие проявлений личных внешних отношений и заинтересованности. поэтому хороший начальник тот, у которого проще и формальней отношения к подчиненным – легче следовать его поручениям. Это единственно правильный способ выстраивания отношений тогда, когда у руководителеля в подчинение родственники; 7. главным механизмом борьбы за власть и её осуществлением является сила (физическая, административная, финансовая, СМИ, этика и культура, религия). Она позволяет гарантировать стабильность власти, а при утрате силы власть возвратить трудно. Власть, устанавливает соц. отношения организации, которые характеризуются: 1. ассиметричностью (полномочия между руководителями в организации распределяется всегда неравномерно); 2. возможностью сопротивления и недоподчинения руководителю; 3. постоянной борьбой за власть и влияние на руководителя; 4. целенаправленностью действия власти; 5. опорой руководителя на ресурсы, которые значимы для подчиненных и заставляют вести себя правильно. Власть руководителя внутри организации постоянно смещается в соответствии с тем, как руководитель справляется с неопределенностью. Те, кто делает это лучше других, может рассчитывать на сопротивление остальных, которые пытаются её сохранить (власть вообще стремится к самосохранению).
Факторы, предопределяющие борьбу за власть: 1. неудовлетворенность организационной культурой. уровень этики руководителя – наглый самодур, вся деятельность которого вызывает чувство протеста. Тешет свое самолюбие тем, что он держит всех в своих руках, узнается по форме указаний, приказов. Жизненное кредо такого начальника – власти над другими людьми «много» не бывает; 2. недостаточность личной силы руководителя как внутреннего надсмотрищика для обеспечения четкой организации труда; 3. личные мотивы оказания влияния на руководителя; 4. недостаточность и желание распределять ресурсы; 5. стратегические цели и конъюнктура. Процедурами, ограничивающими власть, являются: отставка, неподчинение, отзыв полномочий и других инстументов власти, создание комиссией по контролю для проверки деятельности руководителя. Готовность подчиняться определяется пониманием смысла распоряжений, интеллектуальными и физическими возможностями сотрудников, соответствием характера власти внутренным этическим установкам и ценностям сотрудников. Подчинение власти означает, что подчиненный сообразует свое поведение с требованиями руководителя безотносительно к собственному мнению.
Источники власти руководителя и её силы – что используется руководителем для оказания влияния на подчиненных: должность, полномочия, доступ к ресурсам, информация (владение).
Административная власть Личная власть Лидерство коммуникационные процессы
подчиненные
1. Административная власть: должность и полномочия, доступ к ресурсам организации, центральная позоция в коммуникационной сети организации. 2. Личная власть: форма власти (личная склонность к форме власти) и авторитет. 3. Лидерство и авторитет: наличие личных лидерских качеств и способность формировать коллектив единомышленников. 4. Культура и менталитет. Власть в организации изначально дается извне из 2 источников: от системы более высокого уровня, в которую данная организация входит как подсистема Личная власть реализуется через влияние. Влияние – способность оказывать влияние на изменение отношения, ощущений, оценки, поведение др. человека. Оказывается просьбой (прямой или «на ушко», эмоциями, прямым указанием, приказом). Способность оказывать влияние определяется не только местом человека в офиц. организационной структуре управления, но и в неофициальной системе отношений и змеряется либо числом людей, которые готовы подчиняться, либо находиться в зависимости. Внушение – механизм психологического воздействия, основанный на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека с помощью прежде всего вербальных, словестных средств, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленных экспрессивный момент. Внушение основанно главным образом на авторитетности источника информации.
Формы власти (Мэскон): 1. Власть, основанная на принуждении (влияет через и посредством страха. данная форма власти оказывает влияние на сотрудников организации, в отношении которых используются меры пренуждения. сила власти в немедленной реакции подчиненных на действия руководителя. часто реально стимулирует требуемые поступки и действия) 2. власть, основанная на вознаграждении (обещание вознаграждения – самый известный и широко применяемый способ оказания влияния на поведение и поступки. сила влияния определяется уровнем доверия подчиненных к руководителю) 3. экспертная власть (руководитель – эксперт. руководитель имеет большой опыт в решении профессиональных задач, исполнение управленческих ролей и т.д.) 4. эталонная власть (харизматическая) (оказывает влияние на подчиненных посредством примера выполнения работы, поведения при выполнении работы, исполнения управленческих ролей, на силе личных качеств, способностей лидера, потребности людей в принадлежности к группе этого лидера, уважении лидера группой, авторитете. Личности эталонного лидера свойственна пассионарность, то есть заинтересованность в групповой цели, идентификация себя с группой и личной цели с групповой целью, основанная на этом уверенная и достойная манера держаться, умение говорить, убеждать, способность внушить чувство восхищения своей личностью, излучать энергию. как правило, пассионарии являются неформальными лидерами) 5. законная (традиционная) власть позволяет осуществлять управление ресурсами, вознаграждать и наказывать. обычно не подвергается сомнению, так как она воспринимается большинством как желательная и необходимая, способствующая поддержанию порядка и системы. Пределы законной власти ограничиваются такими факторами, как культура, обычаи и система ценностей, характерными для конкретной организации. Существуют следующие признаки проявления законной власти: · знание прав и обязанностей, закрепленных за ключевыми сотрудниками организации; · контроль дисциплины; · устоявшиеся ритуалы проведения совещаний, отчетов; · недвусмысленные атрибуты уровня власти (таблички на дверях, размер кабинета) · устоявшиеся элементы продвижения по карьерной лестнице.
Злоупотребление властью: 1. манипуляция властью: ü сообщение только положительных результатов, выгодных для руководителя; или только отрицательные для изменения эмоциональнного состояния полчиненных сотрудников; ü подгонка фактов под личное мнение; ü умолчание, искажение фактов, подмена понятий и определений. 2. настаивание на личных принципах 3. заключение ложных соглашений 4. уклонение от ответственности 5. оказание силового давления (бюрократия, монополия, жесткий временной график, авторитет) 6. использование не специалистов и сотрудников, не имеющих опыта работы 7. постановка заранее невыполняемых целей 8. создание обстановки полной зависимости подчиненных от руководителя
Стили управления подчиненными (стили лидерства): 1. Авторитарный стиль – идеально-темповая форма единоличного централизованного правления властной воли формального лидера Варианты: · диктаторский – сотрудники вынуждены следовать строгим единоличным указаниям и приказам руководителя под угрозой наказания. За любое отклонение следует неотвратимые наказания, санкции, репрессии · автократический – в распоряжении руководителя находится обширный аппарат полчиненных обеспечивающих исполнение всех указаний и приказов · бюрократический – руководитель использует формальные законы, положения, правила, инструкции, решения судов и др. организации · патриархальный – руководитель имеет вторитет «главы семьи» · доброжелательный (благосклонный)
2. Демократический стиль Варианты: · коммуникативный – руководитель интересуется меннием сотрудников о путях и средствах рещения задач возникающих в ходе производственной деятельности, сотрудники могут выражать свое мнение, но в конечном счете решения принимает руководитель и подчиненные подчиняются распоряжением · консультативный – руководитель принимает решение только на основе подробной информации и после её совместного обсуждения с подчиненными · стиль управления с совместным решением – руководитель ставит перед подчиненными проблему и ограничения, которые необходимо учитывать при принятии решений и предлагает самостоятельно найти решение проблемы. Руководитель берет на себя обязательно принять решение, которое разработали подяиненные сотрудники
3. Либеральный стиль Варианты: · попустительный – руководитель ставит задачу перед подчиненными, предоставляя самостоятельность в её решении. Сотрудники решают сами пути способы решения поставленной задачи, они не ограничены рамками, но контроль и ответственность остается за менеджером (когда высокопрофессиональные сотрудники, которые тебе подскажут/помогут)
4. Преобладающий стиль основан на сравнении эффективности достижения результатов подчиненными при использовании различным чтилей управления руководителям. Определяется тем, кто у них в подчинении! Имидж – представление о виде, внутреннем облике, образе. Это целенаправленно формируемый вид, внутренний облик, образ призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.д.
Имидж не представляется простым перечислением компетентностей (знаний, умений, навыков), наличием личных черт (внешний вид, целеустремленность, трудолюбие, порядочность).
Образ современного руководителя: 1. мировоззрение и установки руководителя определяются имеющейся этикой. Профессионалы – специалисты, в первую очередь, относящиеся к определенному социальному слою: · занятость в соответствии с полученным профессиональным образованием; · получение основных доходов (средств к существованию) засчет профессиональной деятельности; · использование в практике навыков, основанных на теоритическом знании, специализированное обучение этим навыкам; · компетентность, гарантированную сданными экзаменами; · наличие определенного кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность; · исполнение определенных служебных обязанностей на благо общества, членство в профессиональных ассоциациях.
Авторитет руководителя – индивидуально-специфический фактор, который является производным понятием от качества и опыта руководителя. В основе авторитета лежит проявление знаний и умений.
Для перехода с должности исполнителя на должность руководителя нужно: 1. эффективно работать в качестве подчиненного: ü понимание компетентной и профессиональной работы; ü знание в деталях и профессиональное выполнение повседневной работы; ü знание, какая работа предусмотрена должостной инструкцией; ü наличие мотивации на карьеру и успех, выполнение работы; ü знание и понимание, что представляет собой результат работы подразделения, в котором он работает, не нуждается в напоминании и давлении; ü четкое представление и понимание механизма работы, контроля с обратной связью, самостоятельное выполнение всех предусмотренных процедур; ü умение на основе неполной информации представить себе систему управления подразделением, вместо того, чтобы ждать объяснения необходимых действий от руководителя; ü способность обучаться самостоятельно, применяя на практике тому, чему учили в вузе; ü готовность действовать на основе достигнутого уровня понимания.
2. научиться мыслить, действовать как руководитель, а не как исполнитель: ü знание работы и способность добиваться эффективной работы от других; ü знание принципов руководства и порядка принятия решений; ü знание людей (распознавать тех сотрудников, которым нельзя доверять, потребности, мотивы их поведения); ü знание самого себя (желание, готовность, способность стать ведущим руководителем).
Лидерство – влияние, способность человека оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, для того, чтобы повлечь их идти за собой и направлять инициативу, энергию, усилия для совместной реализации управленческих решений по достижению поставленных целей. Это человек, который воодушевляет своих последователей подчинить собственные интересы, интересы организации, тот, кто в состоянии получить экстраординарный эффект от последователей. В античность лидерство рассматривалось как философская проблема: ü как найти лидера; ü как помочь лидеру удержаться у власти.
Главное назначение искусства управления – выявить предателя (изменяет лидеру – нарушает верность и скрыто действует в интересах противника, не исполняет долга и не держит слова, бросает в беде и т.д.) Современный наиболее важный аспект лидерства для руководителя в управлении организацией базируется на том, что: ü работа происходит в организации, которая борется за свое выживание; ü риски выживания для организации возрастают обусловленные глобализацией экономики (вступлением в ВТО); ü существует неопределенность собственного личного жизненного пути.
Власть необходима руководителю для осуществления эффективного управления организацией и сотрудники подчиняются ему в силу своего служебного положения.
Лидер необходим: 1). Высшему руководству организации. Считается, что если нижетоящим руководителям удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя, то все проблемы в подчиненном коллективе будут решаться автоматически. 2). Группа сотрудников при решении сложной и значимой задачи. Без лидера ни одна группа существовать не может. 3). Лидерство необходимо самому руководителю для того чтобы: · оказывать влияние на подчиненных как на единомышленников · формировать из подчиненных коллектив единомышленников способных относится к работе по другому и решать сложны задачи и где одной квалификации недостаточно · подтверждать свой личный статус руководителя (руководитель не устарел, адекватно воспринимает реальность и он действительно оказывает влияние на подчиненных) Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.008 с.) |