Тема 3. Управление социально-экономическими системами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Управление социально-экономическими системами



Инфраструктура – строение, расположение организации.

Строение «организаций» представляется в многообразии как:

  1. социальная целостность, направленная на достижение определенный целей,
  2. специально построенная структурированная система и связанная с окружающей средой,
  3. объединение людей, намеренно работающих совместно для достижения поставленных целей, на основе установленных правил, процедур, порядка,
  4. сложная социально-экономическая система, осуществляющая преобразование ресурсов в готовую продукцию или услуги, с последующим предложением их на рынке и формирующая результаты деятельности.

 

Современные организации – правовые формы предпринимательских организаций!

Организация правовой формы – способ закрепления и использования имуществ хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Факторы, определяющие выбор организационной правовой формы деятельности:

Общие – намечаемые масштабы бизнеса, капиталоемкость избранного бизнесв (необходимый стартовый капитал), предполагаемые темпы развития бизнеса, наличие или отсутствие налоговых льгот, приоритета развития, государственное регулирование размера уставного фонда и вида деятельности

Личные – имеющийся размер стартого капитала, предрасположенность к организационно правовым формам деятельности, отношения к предпринимательским рискам и личной имущественной деятельности, уровеь профессионализма (наличие профессионального образования и практического опыта)

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Рыночное поведение – действия, совершаемые организациями как продавцами (покупателями) товаров и услуг, которые прямо определяют структуру управления и полномочия, требования к сотрудникам (команде) и работе, целям и задачам исполнителей.

Основные стуктурные элементы рынка

Структура рынка

Как организованы ресурсы Как организованы сами организации Как организованы деловые связи
земля, капитал, рабочие силы организация бизнеса, организаця предприятия стратегические ассоциации, деловые сети

 

Оптовые торговцы: посредники, посреднические технологии процесса распределения – познают у производителей, продают розличным торговцам

Организованные товарные рынки – биржи, ярмарки, рынки сельской продукции

Розничные товарные рынки – покупают, продают продукцию в малом количестве.

 

Тема 4. Функции менеджмента

Функции – обязанности, круг деятельности, роль, назначение.

Функции менеджмента – набор однородных работ – задачи, сущность, содержание, в результате которой осуществляется управление организацией.

Функций много, но основными являются:

Ø Целеполагание – определение потребностей, формирование целей, формирование видение мысли, определение ресурсов, результатов;

Ø Планирование – разработка концепции производственного плана;

Ø Регулирование – устав, учредительный договор организации, должностные инструкции;

Ø Организация – процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод. подбор персонала, принятие решений, ведение переговоров;

Ø Координация – согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование;

Ø Мотивацияи активизация сотрудников – потребности, интересы, мотивы, ожидания, установки, власть, лидерство;

Ø Стимулирование – мотивы, стимулы, льготы, штрафы;

Ø Гуманизация – этика, культура, традиции, профессионализм;

Ø Культура организации – ценности, атмосфера, лидерство и др.;

Ø Оценка – показатели, критерии, процедуры;

Ø Контроль – устранение отношений и контроль за работой подчиненных.

Процессный подход

Управление рассматривается не как определеный набор работ, а как единый процесс, т.е. управление предусматривает последовательность:

1 шаг – планирование

2 шаг – организация

3 шаг – мотивация

4 шаг – контроль

Нужны, т.к.:

1. являются общими для всех;

2. реализация, как станция в контуре каждый конкретный функции

3. перевод объекта из исходного состояния в желательное конечное.

 

Системный подход

Различают системы:

  1. неживой природы (солнечная)
  2. живой природы (муравейник)
  3. социальные (люди)

Основополагающие принципы:

  • принцип кибернетики
  • системность
  • иерархичность
  • обратные связи
  • симметричность
  • управление по целям.

Все в организации состоит из систем, управление – системы.

Под сложной системой в отличие от простой понимается такая система, которая не может рассматриватся как сумма составляющих её систем (свойство эмеожентномти).

Суть системного подхода: предприятие рассматривается как единое целое, в котором действуют все приведенные системы, каждая из которых вносит свой вклад.

Системный подход позволяет руководству выделить в предприятии отдельные системы, оценивать эффективность деятельности, выделить самое слабое звеною

Системное мышление – основной тип мышления менеджера. Видеть организацию как систему, делить её на них!

Ситуационный подход

Основоположником ситуационного подхода является Фидлер.

В центре данного подхода находится ситуация, как конкретный набор обстоятельств, влияющих на работу предприятия в данный момент времени.

Ситуационный подход является набором предписаний, в котором заранее даются инструкции о том, как действовать в случае определенной ситуации.

Методология ситуационного подхода:

  1. менеджер должен применять все средства профессионального управления
  2. правильно понять (интерпритировать) ситуацию
  3. предаилеть последствия от принятых решений, как положительное, так и отрицительное
  4. принимать конкретные решения, которые бы ограничивали возможные ключевые моменты

Адаптивное управление

Адаптация – процесс изменения параметров и структуры системы в ответ на изменение внешней среды.

Необходимость адаптивного управления: предпринимательство – цель улучшения своей деятельности, на изменение условий

Органихация как машина – основная цель – создавать прибыль

Организация, как целенаправленная система, организует деятельность и руководствуется достижением целей.

Организация, как организм – главная цель – выживание и развитие. Прибыль организации – необходимость, но не цель жизни. Каждая организация, как живой организм требует воспитания, защиты, мотивации – только когда коммерческая организация будет воспитывать из поколения в поколение с пользой для всех.


Тема 5. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента организации

Функция менеджмента – планирование (определяет собой концепцию активного поведения организации на рынке на основе разработки и реализации целенаправленной модели, а также активного развития и построения своего будущего).

План – система заранее разработанных на определенный срок производственных, строительных, финансовых, культурных, торговых и т.п. мероприятй, работ (документ, программа действий), обеспечивающих достижение поставленной цели.

Осуществляя планирование, руководство предприятия стремится предвидеть будущие условия и предварительно разработать целенаправленное поведение на рынке.

Функция планирования в схеме:

Анализ достигнутых результатов деятельности предприятия -> прогноз и ситуация о будущих условиях, план, деятельность -> разработка плана, доведение до исполнения, реализация плана

Цель планирования:

  1. определение целей предприятия, которые должны быть достигнуты;
  2. выявление возможных изменений во внешней и внутренней среде;
  3. формирование рационального поведения;
  4. концентрация ресурсов;
  5. адаптация.

Система планирования в предприятии.

Задачи:

  1. разработка стратегий, моделей поведения на рынке;
  2. распределение ресурсов в соответствии с сезоном;
  3. доведение плана до каждого сотрудника.

Организовано планирование через (уровни планирования):

· стратегическое планирование

· текущее планирование

· оперативное планирование

 

Стратегическое планирование (в шир. смысле) – сознательное целенаправленное поведение фирмы в долгосрочном и краткосрочном периодах.(от 1 года и более)

Стратегический план – сложный документ, предварительно разработанная модель и принятые решения целенаправленного поведения на рынке.

Модель стратегического планирования

Действия постановка целей риски, угрозы, возможности, слабости, угрозы, конкурентное приимущество средства достижения целей реализация принятой стратегии на рынке Компоненты стратегичесекого планирования корпоративное видение (мечта, то, как мы видим) корпоративная миссия (что мы должны делать (те цели, которые делают нас конкурентноспособными)) стратегические цели корпоративная стратегия (как я себя веду (мое поведение на рынке)) портфельная стратегия (вопрос во что вложить деньги) конкуренционная стратегия (как действовать против конкурентов)) функционная стратегия (цель: определить количество функционнальной цели по производству, себестоимости, прибыли, производству, задавать не в качестве заданий, доводить до исполнения, контролировать фактические выполнения) и прочие планы

Факторы, которые учитываются при разработки стратегии:

  • личные цели владельца бизнеса;
  • внешняя и внутренняя среда организации

Исходная точка: ведение целей владельца!

Внешняя среда – выявить факторы (условия) внешней среды (приспособления). Характеризуется:

  1. сложностью (выявление факторов внешней среды)
  2. подвижностью (происходит изменение)
  3. неопределенностью (необходимое количество информации, которое располагает организация о внешней среде и уверенность в ее достоверности)

Внутренняя среда – условия деятельности внутри организации: организационная структура управления и распределения властных полномочий, планирования и доведения заданий до исполнителя, климат и т.д.

Стратегическое мышление – процесс стремления управл. философии руководства в предприятии, суждения, решения с целью ориентации деятельности предприятия на запросы потребителей.

Текущее планирование – план на год с поквартальной разбивкой, основывается и разрабатывается в развитие ст. п. Основывается и разрабатывается в развитие стратегического плана.

Роль текущего плана:

  1. уничтожение стратегического плана на предстоящий год и учет влияния сезонности;
  2. эффективное распределение ресурсов организации в течении года для достижения стратегического плана.

 

Оперативное планирование – план на месяц, на декаду, на сутки, час, разрабатывается в развитии текущих планов. Роль - доведение плановых заданий до производственных подразделений, организаций.

 

Диспетчеризация – завершает процесс планирования в организации. Выполнение функции диспетчеризации связано с «пусковым» периодом (началом работы) выполнения работы, производства заказа и др.

Всего должен быть 6 планов, зачем нужны? цель не будет достигнута, всё придется начинать с нуля.

Бизнес-план – комплексная оценка возможностей инновационного проекта в первую очередь для начинающего предпринимателя.

Цели разработки бизнес-плана:

  1. обоснование и оценка правильности выбора целей произволства и реализации пролукции, обоснование инновационных проектов, обоснование и оценка пути выхода из кризисной ситуации;
  2. обоснование получения кредита в кредитных учреждениях (банках);
  3. убеждение инвесторов принять участие в финансировании предлагаемого проекта. Именно для внешнего инвестора и чаще всего составляется бизнес-план.

 

Стратегический план, Текущий план, Оперативный план, Императивный план – централизованно устанавливающий точные задания всем производственным службам, Нормативный план, Смешанный план – императивный и нормативный планы, Функционнальный план.

Календарный план – документ, устанавливающий на короткие периоды конкретные объемы.

График – календарный чертеж (таблица), применяемый для наглядного изображения наступления событий – выполнения смешанных заданий, изготовления и выпуска продукции, выхода сотрудников на работу, ухода сотрудников в отпуск.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.38.100 (0.027 с.)